§ 6. Производство неотложных следственных действий
§
6. Производство неотложных следственных действий
Согласно
п. 19 ст. 5 УПК РФ неотложные следственные действия – это действия,
осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому
производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и
фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного
закрепления, изъятия и исследования.
На
основании ч. 5 ст. 152 УПК РФ следователь, дознаватель, установив, что уголовное
дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после
чего:
-
следователь передает уголовное дело руководителю следственного
органа;
-
дознаватель передает уголовное дело прокурору для направления по
подследственности.
При
наличии признаков преступления, по которому производство предварительного
следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ,
возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия (ч. 1
ст. 157 УПК РФ).
Перечень
неотложных следственных действий в уголовно-процессуальном законе не
установлен[1].
Неотложные
следственные действия производят (ст.ст. 40, 157 УПК РФ):
1)
органы
дознания, указанные в п.п. 1 и 8 ч.
3 ст. 151 УПК РФ (по всем уголовным делам, за исключением уголовных
дел, указанных в п.п.
2-6 ч.
2 ст. 157 УПК РФ, а также уголовных дел о преступлениях,
предусмотренных ст.ст.
198-1994
УК РФ);
2)
органы
федеральной службы безопасности (по уголовным делам о преступлениях, указанных в
п. 2 ч. 2 ст.
151 УПК РФ, а также о преступлениях, указанных в ч.ч. 2 и
3 ст.
2002 УК РФ, выявленных органами федеральной службы
безопасности);
3)
таможенные
органы (по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст.
1731, 1732,
174,
1741,
189,
190,
193 ч.
2, 1931 ч.ч. 2 и
3,
194 ч.ч.
3 и 4, 2001
ч.2, 2002 ч.ч.
2 и 3, 2261,
2291
УК РФ, выявленных таможенными органами Российской
Федерации);
4)
начальники
органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей,
соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов (по уголовным делам о
преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные
сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением
ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения,
учреждения, гарнизона);
5)
начальники
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (по уголовным делам о
преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных
сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях,
совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными
лицами);
6)
капитаны
морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании (по уголовным делам о
преступлениях, совершенных на данных судах);
7)
руководители
геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических
станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания
(по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих
партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз);
8)
главы
дипломатических представительств и консульских учреждений РФ (по уголовным делам
о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и
учреждений).
После
производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня
возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело
руководителю следственного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК
РФ.
После
направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания
может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные
мероприятия только по поручению следователя.
В
случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по
которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан
принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица,
совершившего преступление, уведомляя следователя об их
результатах.
В
ходе дачи поручений следователем могут быть допущены следующие типичные
ошибки:
-
указание в поручении на необходимость предъявить обвинение, избрать в
отношении обвиняемого меру пресечения, назначить производство судебной
экспертизы, а также выполнить иные действия, явно не свойственные для органа
дознания[2];
-
требование исполнения любого поручения в 10-ти дневный
срок;
-
прямое указание наименования оперативно-розыскного мероприятия, который
орган дознания должен осуществить;
-
ознакомление до окончания расследования с содержанием поручения
подозреваемого (обвиняемого), его защитника, а также потерпевшего и его
адвоката;
-
максимально подробное изложение в поручении обстоятельств расследуемого
уголовного дела либо наоборот – указание лишь номера уголовного дела и статьи УК
РФ[3].
[1]
В качестве неотложного способно выступить любое следственное действие,
промедление с производством которого может привести к утрате доказательств,
затруднить их обнаружение и закрепление, дать возможность лицу, совершившему
преступление, скрыться от следствия и суда, осложнить возмещение причиненного
материального ущерба. К таким действиям, чаще всего, относят производство
осмотра места происшествия, допроса, обыска.
[2]
Официального запрета на указанные действия уголовно-процессуальный закон не
содержит, но он вытекает из принципов уголовного судопроизводства, а также
следственной и судебной практики.
[3]
См., например: Захарова В.О. Делегирование полномочий следователем //
Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. – 2016. - № 2. – С.
77-79.