§ 6. Производство неотложных следственных действий

 

§ 6. Производство неотложных следственных действий

 

Согласно п. 19 ст. 5 УПК РФ неотложные следственные действия – это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

На основании ч. 5 ст. 152 УПК РФ следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего:

-        следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа;

-        дознаватель передает уголовное дело прокурору для направления по подследственности.

При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157 УПК РФ).

Перечень неотложных следственных действий в уголовно-процессуальном законе не установлен[1].

Неотложные следственные действия производят (ст.ст. 40, 157 УПК РФ):

1)           органы дознания, указанные в п.п. 1 и 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ (по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в п.п. 2-6 ч. 2 ст. 157 УПК РФ, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 198-1994 УК РФ);

2)           органы федеральной службы безопасности (по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, а также о преступлениях, указанных в ч.ч. 2 и 3 ст. 2002 УК РФ, выявленных органами федеральной службы безопасности);

3)           таможенные органы (по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 1731, 1732, 174, 1741, 189, 190, 193 ч. 2, 1931 ч.ч. 2 и 3, 194 ч.ч. 3 и 4, 2001 ч.2, 2002 ч.ч. 2 и 3, 2261, 2291 УК РФ, выявленных таможенными органами Российской Федерации);

4)           начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов (по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона);

5)           начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами);

6)           капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании (по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах);

7)           руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания (по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз);

8)           главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ (по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений).

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

В ходе дачи поручений следователем могут быть допущены следующие типичные ошибки:

-        указание в поручении на необходимость предъявить обвинение, избрать в отношении обвиняемого меру пресечения, назначить производство судебной экспертизы, а также выполнить иные действия, явно не свойственные для органа дознания[2];

-        требование исполнения любого поручения в 10-ти дневный срок;

-        прямое указание наименования оперативно-розыскного мероприятия, который орган дознания должен осуществить;

-        ознакомление до окончания расследования с содержанием поручения подозреваемого (обвиняемого), его защитника, а также потерпевшего и его адвоката;

-        максимально подробное изложение в поручении обстоятельств расследуемого уголовного дела либо наоборот – указание лишь номера уголовного дела и статьи УК РФ[3].



[1] В качестве неотложного способно выступить любое следственное действие, промедление с производством которого может привести к утрате доказательств, затруднить их обнаружение и закрепление, дать возможность лицу, совершившему преступление, скрыться от следствия и суда, осложнить возмещение причиненного материального ущерба. К таким действиям, чаще всего, относят производство осмотра места происшествия, допроса, обыска.

[2] Официального запрета на указанные действия уголовно-процессуальный закон не содержит, но он вытекает из принципов уголовного судопроизводства, а также следственной и судебной практики.

[3] См., например: Захарова В.О. Делегирование полномочий следователем // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. – 2016. - № 2. – С. 77-79.