§ 4. Возвращение уголовного дела прокурору
§
4. Возвращение уголовного дела прокурору
Одно
из значимых решений, которое может быть принято по результатам предварительного
слушания, – постановление о возвращении уголовного дела прокурору. В нем
констатируется невозможность назначения судебного заседания ввиду существенных
нарушений, допущенных в ходе досудебного производства. Эти нарушения выступают в
качестве препятствия для судебного разбирательства, поскольку суд не может
устранить их самостоятельно. Поэтому уголовное дело возвращается на предыдущую
стадию. Такого рода «работа над ошибками» предполагает в дальнейшем
осуществление необходимых для этого следственных и иных процессуальных действий.
Однако принятие данного решения не может быть обусловлено намерением восполнить
неполноту произведенного дознания или предварительного следствия, то есть
недоказанность обвинения нельзя позиционировать в качестве основания для
возвращения уголовного дела. Констатация этого факта допустима только после
проведения полноценного судебного разбирательства и влечет вынесение
оправдательного приговора. В то же время неверное применение органами следствия
и дознания, прокурором положений уголовно-процессуального закона как таковое не
должно рассматриваться как обстоятельство, требующее принятия реабилитирующего
решения в отношении обвиняемого. Иначе возникнут предпосылки для отказа в
правосудии исключительно по формальным причинам. Соответственно, предусмотренный
законодателем механизм исправления ошибок, совершенных должностными лицами на
досудебных этапах и выявленных в судебном производстве, имеет объективное
обоснование. Потребность в его существовании предопределила предоставление суду
полномочия вернуть уголовное дело прокурору не только в рамках подготовки к
судебному разбирательству, но и на последующих стадиях.
В
ч. 1 ст. 237 УПК перечислены основания для возвращения судом (по собственной
инициативе или ходатайству стороны) уголовного дела
прокурору.
Во-первых,
таковым (и самым распространенным в правоприменении) является составление
обвинительного заключения (акта, постановления) с нарушением требований
уголовно-процессуального закона, что исключает возможность постановления судом
итогового решения по данному уголовному делу (п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК). Это
основание подлежит расширительному толкованию[1].
Уголовное дело подлежит возвращению прокурору ввиду любых неустранимых судом
существенных нарушений уголовно-процессуального закона, допущенных в течение
осуществления всей процессуальной деятельности в ходе возбуждения уголовного
дела и предварительного расследования, при условии, что они препятствуют
проведению судебного разбирательства.
В
частности, исключается возможность вынесения судебного решения в случаях, когда
обвинение, изложенное в обвинительном заключении (акте) не соответствует
обвинению, изложенному в постановлении о привлечении лица в качестве
обвиняемого; обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное
постановление не подписаны следователем (дознавателем), обвинительное заключение
не согласовано с руководителем следственного органа либо не утверждено
прокурором, обвинительный акт или обвинительное постановление не утверждены
начальником органа дознания или прокурором; в обвинительном заключении (акте,
постановлении) отсутствуют указание на прошлые неснятые и непогашенные судимости
обвиняемого, данные о его месте нахождения, сведения о потерпевшем, если он был
установлен по делу[2].
Перечень
рассматриваемых нарушений не является закрытым. К таковым высшая судебная
инстанция также относит, например, отсутствие факта возбуждения уголовного дела
по признакам расследуемого события преступления[3],
наличие неотмененного решения о привлечении к административной ответственности
лица за совершение тех же действий, которые вменены ему органами
предварительного расследования[4],
непринятие мер по обеспечению обязательного участия защитника[5],
ничтожный характер постановления о привлечении в качестве обвиняемого, не
подписанного следователем[6].
В
ряде случаев (в зависимости от признаков преступления) отсутствие в
обвинительном заключении (акте, постановлении) указания на нарушенные нормы
соответствующих правовых актов обуславливает возвращение уголовного дела
прокурору.
Так,
по приговору городского суда Х. и Ш. осуждены каждый по ч. 3 ст. 256 УК за
незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, совершенную группой лиц
по предварительному сговору. Кассационный суд общей юрисдикции отменил данный
приговор и вернул уголовное дело прокурору на основании п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК.
Отмечено, что отношения в области рыболовства урегулированы соответствующим
отраслевым законодательством. Соответственно, нарушение положений данных
нормативных правовых актов, рассматриваемых во взаимосвязи со статьей 256 УК, и
определяет уголовную противоправность действий виновных лиц. Однако в
обвинительном акте и приговоре отсутствуют указания на нормы законодательства,
регламентирующие осуществление рыболовства, которые были нарушены Х. и Ш., что
послужило основанием для принятия соответствующего кассационного
определения[7].
Стоит
отметить, что аналогичное нарушение может быть допущено при формулировании
обвинения по уголовным делам о различных преступлениях, на что обращает внимание
Верховный Суд РФ[8].
Вместе
с тем, если суд самостоятельно полномочен устранить нарушение, допущенное в ходе
досудебного производства, нет оснований для возвращения уголовного дела
прокурору. Например, отсутствие в материалах уголовного дела сведений о
процессуальных издержках (вопреки требованиям ч. 5 ст. 220, ч. 3.1 ст. 225, ч. 1
ст. 226.1 УПК) не должно влечь применение п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК, поскольку не
исключена возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения
по делу[9].
Во-вторых,
по мнению законодателя, основанием для возвращения уголовного дела прокурору
выступает невручение копии обвинительного заключения (акта, постановления)
обвиняемому, за исключением случаев, когда он уклонился от получения данного
документа (п. 2 ч. 1 ст. 237 УПК). Отсутствие в материалах уголовного дела
расписки о вручении копии обвинительного заключения (акта, постановления) также
не может служить основанием для возвращения уголовного дела прокурору при
условии, что обвиняемый подтверждает факт ее вручения[10].
Нарушение
в виде невручения копии обвинительного заключения (акта, постановления) иным
участникам, по смыслу данной нормы, подлежит исправлению судьей самостоятельно.
При рассмотрении в ходе предварительного слушания ходатайства о назначении
заочного судебного заседания по уголовному делу о тяжком или особо тяжком
преступлении (ч. 5 ст. 247 УПК) судье надлежит проверить, вручены ли защитнику
обвиняемого копия обвинительного заключения или постановления прокурора об
изменении обвинения. В случае отрицательного ответа на этот вопрос суд может
вручить эти документы без возвращения уголовного дела прокурору[11].
В-третьих,
неустранимым для суда препятствием является необходимость составления
обвинительного заключения (акта) по уголовному делу, направленному в суд с
постановлением о применении принудительной меры медицинского характера (п. 3 ч.
1 ст. 237 УПК). Примечательно, что в противоположной ситуации, когда в
ходе судебного разбирательства дела, поступившего с обвинительным заключением,
будет установлено, что подсудимый во время совершения деяния находился в
состоянии невменяемости или у подсудимого после совершения преступления
наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать
фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо
руководить ими, суд выносит постановление в порядке, предусмотренном главой 51
УПК, не возвращая дела прокурору. Однако если указанные обстоятельства будут
установлены по делу, поступившему с обвинительным актом, такое дело подлежит
возвращению прокурору, поскольку по делам данной категории производство
предварительного следствия обязательно[12].
В-четвертых,
в качестве обстоятельства, не позволяющего суду рассмотреть дело, может
выступать необходимость его соединения с другим делом, находящимся в
производстве органов следствия или дознания (п. 4 ч. 1 ст. 237 УПК РФ). В этом
случае должны присутствовать основания, предусмотренные ст. 153 УПК. Однако,
если наличествует случай, когда суд вправе соединить уголовные дела в силу ст.
2392 УПК, решение в порядке п. 4 ч. 1 ст. 237 УПК не
принимается.
В-пятых,
неразъяснение обвиняемому (при ознакомлении его на этапе предварительного
расследования с материалами уголовного дела) прав, предусмотренных ч. 5 ст. 217
УПК, влечет возвращение уголовного дела прокурору (п. 5 ч. 1 ст. 237 УПК) Вместе
с тем не следует рассматривать это нарушение в качестве безусловного основания
для принятия соответствующего процессуального решения. Если на предварительном
слушании возможно восстановление прав обвиняемого, то не усматривается
препятствий для назначения судебного заседания[13].
В-шестых,
уголовное дело возвращается прокурору, если судом усматриваются основания для
квалификации действий обвиняемого (лица, в отношении которого ведется
производство о применении принудительной меры медицинского характера) как более
тяжкого преступления (общественно опасного деяния) (п. 6 ч. 1 ст. 237 УПК). Об
этом может свидетельствовать: 1)
описание уже ранее установленных следствием либо дознанием фактических
обстоятельств в обвинительном заключении (акте, постановлении), постановлении о
направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры
медицинского характера, либо 2) установление в ходе предварительного слушания
или судебного разбирательства новых соответствующих фактических обстоятельств
(п. 6 ч. 1 ст. 237 УПК). Введение данного положения вызвано правовой позицией
Конституционного Суда РФ, по мнению которого невозможность изменения обвинения в
сторону, ухудшающую положение подсудимого, препятствуют самостоятельному и
независимому выбору судом подлежащих применению норм уголовного закона, когда он
усматривает основания для этого[14].
Возвращая
уголовное дело прокурору в данной ситуации, суд обязан указать обстоятельства,
являющиеся основанием для утяжеления положения обвиняемого (лица, в отношении
которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского
характера). При этом суд не вправе указывать статью Особенной части УК, по
которой деяние подлежит новой квалификации, а также делать выводы об оценке
доказательств, о виновности обвиняемого либо о совершении общественно опасного
деяния лицом, в отношении которого ведется производство о применении
принудительной меры медицинского характера (ч. 1.3 ст. 237
УПК).
Справедливым
видится взвешенное применение данного основания возвращения уголовного дела на
предварительном слушании. Обстоятельства, предполагающие изменение
уголовно-правовой оценки содеянного, должны усматриваться независимо от
необходимости исследовать доказательства по уголовному делу. В противном случае
реализация положений п. 6 ч. 1 ст. 237 УПК преждевременна. Этот вопрос должен
быть разрешен в ходе судебного разбирательства.
В
ч. 1.1 ст. 237 УПК закреплено специальное основание возвращения уголовного дела,
поступившего с обвинительным постановлением. В случае выявления обстоятельств,
делающих невозможным производство дознания в сокращенной форме (ч. 1 ст. 226.2,
ч. 4 ст. 226.9 УПК), судья по собственной инициативе или ходатайству сторон
возвращает уголовное дело прокурору для передачи его по подследственности и
производства дознания в общем порядке.
Судья
по ходатайству стороны также возвращает уголовное дело прокурору для устранения
препятствий к его рассмотрению судом в случаях, если: 1) после направления
уголовного дела в суд наступили новые общественно опасные последствия
инкриминируемого обвиняемому деяния, являющиеся основанием для предъявления ему
обвинения в совершении более тяжкого преступления[15];
2) ранее вынесенные по уголовному делу приговор, определение или постановление
суда отменены по результатам возобновления производства по уголовному делу ввиду
таких новых или вновь открывшихся обстоятельств (гл. 49 УПК), которые являются в
свою очередь основанием для предъявления обвиняемому обвинения в совершении
более тяжкого преступления (ч. 1.2 ст. 237 УПК).
В
ч. 3 ст. 237 УПК отдельное внимание уделено решению вопроса о мере пресечения в
отношении обвиняемого при возвращении уголовного дела. При необходимости судья
продлевает срок содержания обвиняемого под стражей для производства следственных
и иных процессуальных действий с учетом сроков, предусмотренных статьей 109 УПК.
В то же время правила, предусмотренные этой статьей, согласно позиции
Конституционного Суда РФ, во внимание не принимаются. По его мнению, уголовно-процессуальный
закон не распространяет норму ч. 4 ст. 109 УПК о недопустимости продления срока
содержания под стражей свыше определенных лимитов на особый порядок движения
уголовного дела при его возвращении прокурору[16].
[1]
См.: п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 08.12.2003 № 18-П «По делу о
проверке конституционности положений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239,
246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации в связи с запросами судов общей юрисдикции и
жалобами граждан».
[2]
См.: п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2009 № 28 «О
применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих
подготовку уголовного дела к судебному
разбирательству».
[3]
См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от
17.12.2020 № 89-УДП20-10 (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021).
[4]
См.: п. 121 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 «О
судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил
дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их
неправомерным завладением без цели хищения».
[5]
См.: п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 07.04.2011 № 6 «О
практике применения судами принудительных мер медицинского
характера».
[6]
См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от
20.10.2021 № 48-УД21-26-К7.
[7]
См.: п. 2 Обзора практики применения судами положений главы 26 Уголовного
кодекса Российской Федерации об экологических преступлениях (утв. Президиумом
Верховного Суда РФ 24.06.2022).
[8]
См.: п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О
судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о
превышении должностных полномочий»; п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда
РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности
за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»; п. 29
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48 «О практике
применения судами законодательства об ответственности за налоговые
преступления».
[9]
См.: п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 № 42 «О
практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по
уголовным делам».
[10]
См.: п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2009 № 28 «О
применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих
подготовку уголовного дела к судебному
разбирательству».
[11]
См.: п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2009 № 28 «О
применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих
подготовку уголовного дела к судебному
разбирательству».
[12]
См.: п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 07.04.2011 № 6 «О
практике применения судами принудительных мер медицинского
характера».
[13]
См., например: п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.12.2006 № 60
«О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных
дел».
[14]
См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 № 16-П «По делу о
проверке конституционности положений части первой статьи 237
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой
гражданина Республики Узбекистан Б.Т. Гадаева и запросом Курганского областного
суда».
[15]
Если общественно опасные последствия наступили до направления уголовного дела в
суд, но были установлены только в судебном заседании, то уголовное дело подлежит
возвращению прокурору на основании п. 6 ч. 1 ст. 237
УПК.
[16]
В связи с этим сделан вывод, что при возвращении уголовного дела прокурору
продление срока содержания обвиняемого под стражей, превышающего предусмотренный
для стадии предварительного расследования предельный срок содержания под
стражей, допускается лишь при сохранении оснований и условий применения данной
меры пресечения, для обеспечения исполнения приговора и на устанавливаемый судом
разумный срок, определяемый с учетом существа обстоятельств, препятствующих
рассмотрению уголовного дела судом, и времени, необходимого для их устранения и
обеспечения права обвиняемого на ознакомление с материалами уголовного дела
(см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 № 23-П «По делу о
проверке конституционности положений частей третьей - седьмой статьи 109 и части
третьей статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи
с жалобой гражданина С.В.
Махина»).