§ 1. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
Глава
30. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий
лиц
§
1. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по
уголовным делам
Учитывая
достаточно высокую степень публичной значимости определенных видов деятельности,
осуществляемых рядом лиц[1],
законодатель предусматривает специальный (усложненный) порядок привлечения их к
уголовной ответственности. Однако предоставленные им гарантии не являются личной
привилегией и не предполагают ограничение возможностей защиты своих прав и
законных интересов для граждан, пострадавших от преступлений[2].
Важно помнить, что наличие процессуального иммунитета у предполагаемого субъекта
преступления не должно приводить к отказу от правосудия.
При реализации функции уголовного
преследования этих лиц следует руководствоваться общими положениями о
возбуждении дела и проведении предварительного расследования, но с учетом
требований норм-исключений, закрепленных в главе 52 УПК. Одновременно необходимо
соблюдать установленные иными законодательными актами дополнительные гарантии
прав и законных интересов рассматриваемых субъектов[3].
В
настоящий момент в судебной практике доминирует позиция, согласно которой
усложненный порядок привлечения к уголовной ответственности распространяется
лишь на лиц, обладающих соответствующим особым правовым статусом на момент
принятия процессуального решения или производства процессуального действия[4].
Этот подход видится нормативно обоснованным и сбалансированным. Поэтому нет
необходимости применять положения главы 52 УПК в отношении субъектов, утративших
соответствующий статус, хотя и совершивших преступление в период обладания
таковым. Вместе с тем в правоприменении наличествует одно исключение из этого
правила, распространяющееся на бывших судей[5].
Принимая
во внимание обозначенные пределы действия дополнительных процессуальных
гарантий, важно четко определить перечень отдельных категорий лиц, а также
моменты приобретения и утраты ими особого правового
статуса.
В
соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 447 УПК к таковым относятся сенаторы РФ[6]
и депутаты Государственной Думы, депутаты законодательного органа субъекта
Российской Федерации, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления,
выборные должностные лица местного самоуправления. Преимущественно для этих лиц
как членов представительных учреждений, формируемых (за исключением Совета
Федерации) посредством прямого волеизъявления населения России, характерно
обладание парламентской неприкосновенностью.
Сенаторы
РФ входят в состав Совета Федерации. Этим статусом наделяются: а) представители
от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного и исполнительного органов
государственной власти – на срок полномочий этого органа; б) Президент РФ,
прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его
пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, если им принято
решение об осуществлении полномочий сенатора РФ; в) не более 30 представителей
РФ, назначаемых Президентом РФ, из которых не более семи могут быть назначены
пожизненно[7].
Период, в течение которого они осуществляют данные полномочия, зависит от
основания занятия соответствующей должности[8].
Под
депутатом в целом понимается лицо, избранное в представительные органы
государственной власти или муниципального образования на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании[9].
На нормативном уровне также закреплена дефиниция депутата Государственной Думы,
который определяется как избранный в соответствии со специальным федеральным
законом представитель народа, призванный осуществлять установленные
законодательством полномочия, срок которых начинает течь со дня избрания его в
данную палату Федерального Собрания[10].
Представляется, что в качестве таковой даты, по общему правилу, следует
рассматривать день голосования, в результате которого эта палата была избрана в
правомочном составе[11].
Полномочия соответствующего депутата прекращаются со дня начала работы
Государственной Думы нового созыва[12].
Срок
полномочий депутатов законодательного органа субъекта РФ начинается со дня их
избрания и прекращается со дня начала работы законодательного органа субъекта РФ
нового созыва[13].
Анализ
положений отраслевого законодательства позволяет установить различие между
депутатом и членом выборных органов местного самоуправления, которое состоит в
том, что первый из них входит в состав представительного, а второй – иного
сформированного на муниципальных выборах органа[14].
Дополнительными процессуальными гарантиями наделены обе категории субъектов.
Выборное
должностное лицо местного самоуправления – наделенное собственными полномочиями
по решению вопросов местного значения лицо, избираемое одним из следующих
способов: 1) на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при
тайном голосовании на муниципальных выборах; 2) представительным органом
муниципального образования из своего состава; 3) представительным органом
муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной
комиссией по результатам конкурса; 4) на сходе граждан, осуществляющем
полномочия представительного органа муниципального образования[15].
Однако
лицо, назначаемое (а не избираемое аналогичным способом!) на должность главы
местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на
замещение указанной должности, к выборным должностным лицам местного
самоуправления не относится[16].
В отношении таких лиц применяется общий порядок привлечения к уголовной
ответственности[17].
В
день своего избрания депутаты, члены выборного органа местного самоуправления
наделяются соответствующими полномочиями, которые прекращаются со дня начала
работы выборного органа местного самоуправления нового созыва (однако
применительно к конкретным ситуациям отраслевым законодательством установлены
особенности пребывания в статусе депутатов представительного органа
муниципального района и городского округа с внутригородским делением)[18].
Выборное
должностное лицо местного самоуправления приобретает соответствующие гарантии со
дня вступления в должность, а утрачивает – в день вступления в должность вновь
избранного должностного лица местного самоуправления[19].
Обладают
неприкосновенностью и представители другой ветви власти – судьи, под которыми
понимаются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять
правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе[20]. Судья считается вступившим в должность с
момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее
приносившего присягу, – со дня его назначения (избрания). Полномочия судьи
федерального суда[21]
прекращаются в последний день месяца, в котором он достигает предельного
возраста пребывания в должности[22],
либо на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии
судей о досрочном прекращении полномочий судьи, либо в день принятия Советом
Федерации по представлению Президента РФ решения о прекращении полномочий
отдельных категорий судей (например, совершения поступка, порочащего честь и
достоинство судьи)[23].
Принципиально,
что за судьей, пребывающим в отставке, сохраняются гарантии личной
неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Если отставка
прекращена, то он утрачивает эти гарантии. Стоит также принимать во внимание,
что судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не
менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), вправе
работать в органах государственной власти и местного самоуправления,
государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных
объединениях (но не вправе занимать должности прокурора, следователя и
дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью), а также в
качестве помощника депутата Государственной Думы или сенатора РФ либо помощника
депутата законодательного органа субъекта РФ, может быть назначен на должность
уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг. В период осуществления
такой деятельности на него не распространяются гарантии неприкосновенности,
членство указанного судьи в судейском сообществе приостанавливается[24],
то есть процедура привлечения его к уголовной ответственности будет носить общий
характер. Вместе с тем нельзя не разграничивать рассматриваемые виды трудовой
активности с педагогической, научной и иной творческой деятельностями,
осуществление которых допустимо как для действующих судей, так и их коллег,
пребывающих в отставке, и не влечет за собой утрату процессуального иммунитета[25].
Приостановление
полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая избрания ему в качестве
меры пресечения заключения под стражу, не лишает его соответствующих гарантий[26].
В
п. 2 ч. 1 ст. 447 УПК среди лиц, наделенных процессуальными привилегиями,
перечислены также присяжные и арбитражные заседатели, иммунитет которых
ограничен периодом осуществления ими правосудия.
Представляется,
что присяжные заседатели приступают к выполнению своего гражданского долга с
момента принятия присяги (ст. 332 УПК). Реализация данных функций завершается
после провозглашения вердикта и объявления председательствующим об окончании их
участия в судебном разбирательстве (ст. 345, 346 УПК).
Арбитражные
заседатели начинают выполнять соответствующие обязанности с момента привлечения
их к рассмотрению дела, о чем судом в порядке ст. 19 и 159 АПК выносится
определение. В свою очередь с момента вступления в законную силу принятого ими
решения действия данных лиц по осуществлению правосудия
прекращаются.
Особое
место в российской политической системе занимает Счетная палата РФ, что
предопределяет отнесение ее Председателя, заместителя Председателя и аудиторов к
категории лиц, в отношении которых применяется специальный порядок производства
по уголовным делам (п. 3 ч. 1 ст. 447 УПК). Данные субъекты с учетом паритетных
начал назначаются на должность Государственной Думой или Советом Федерации по
представлению Президента РФ сроком на шесть лет[27].
Утрата ими полномочий, по общему правилу, происходит в момент их
истечения.
Существенными
процессуальными привилегиями в сфере уголовного судопроизводства обладает
Уполномоченный по правам человека в РФ (п. 4 ч. 1 ст. 447 УПК). Следует
отметить, что такими привилегиями (за исключением специального свидетельского
иммунитета) не наделены уполномоченные по правам человека в субъектах РФ.
Уполномоченный по правам человека в РФ вступает в должность со времени
принесения присяги, а завершает свою деятельность – с момента принятия присяги
вновь назначенным Уполномоченным по правам человека в РФ[28].
Президент
Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с
истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки
или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему
полномочия, обладает неприкосновенностью, предоставленной специальным
федеральным законом[29]. УПК также относит его к субъектам,
наделенным особым правовым статусом (п. 5 ч. 1 ст. 447). Статус такого лица
является пожизненным.
Достаточный
уровень процессуальных гарантий предоставлен кандидату в Президенты РФ,
зарегистрированным кандидатам в депутаты Государственной Думы и законодательного
органа субъекта РФ (п. 5, 10 ч. 1 ст. 447 УПК).
Гражданин
РФ становится кандидатом в Президенты РФ с момента самовыдвижения или выдвижения
его политической партией[30].
С этого времени на него распространяются особые правила уголовного
судопроизводства. Кандидат в Президенты РФ утрачивает гарантии, которые связаны
с данным статусом, с момента официального опубликования результатов выборов[31],
а при досрочном выбытии – с даты выбытия[32]. При этом, если проводится повторное
голосование, зарегистрированные кандидаты, не вышедшие в следующий этап выборов,
перестают быть таковыми со дня назначения ЦИК России его даты[33].
Кандидаты
в депутаты Государственной Думы и законодательного органа субъекта РФ
приобретают дополнительные процессуальные гарантии в сфере уголовного
судопроизводства исключительно с момента их регистрации соответствующей
избирательной комиссией, а утрачивают – с момента официального опубликования
результатов выборов[34]
(при досрочном выбытии – с даты выбытия). Если соответствующая избирательная
комиссия назначит на основании закона повторное голосование, кандидаты, по
кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус
со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования[35].
Требования
главы 52 УПК в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 447 применяются также при
производстве по уголовным делам в отношении прокурора. С учетом системного
толкования ряда норм представляется, что под прокурором в данном случае
понимаются Генеральный прокурор РФ, его советники, старшие помощники, помощники
и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора РФ, их
помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники
Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители,
помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники
прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов[36].
При
установлении времени начала и окончания полномочий прокуроров следует брать за
основу ту дату, которая в зависимости от его должности содержится в конкретном
Указе Президента РФ или внутриведомственном приказе[37].
Правовые
привилегии предоставлены руководителям следственных органов и следователям (п.
6.1-7 ч. 1 ст. 447 УПК) независимо от ведомственной принадлежности. В п. 6.1 ч.
1 ст. 447 УПК среди них отдельно выделен Председатель СК России, назначаемый и
освобождаемый от должности Президентом РФ[38].
Руководитель следственного органа – должностное лицо, возглавляющее
соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст.
5 УПК). Следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять
предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия,
предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 41 ст. 5 УПК). К числу
таковых относится и следователь-криминалист (п. 40.1 ст. 5 УПК). Соответственно,
разрешая вопрос о том, какой порядок уголовного судопроизводства подлежит
применению в отношении субъектов, несущих службу в органах государственной
власти, призванных проводить предварительное расследование по уголовным делам,
надо обращать внимание на выполняемые ими профессиональные функции, в том числе
закрепленные в должностных инструкциях.
Определяя,
кто именно выступает руководителем следственного органа или следователем в
системе СК России, необходимо отталкиваться от содержания норм специального
федерального закона и внутриведомственных актов. Так, под руководителями
следственных органов, помимо Председателя СК России, понимаются его заместители,
руководители подразделений центрального аппарата, их первые заместители и
заместители, руководители главных следственных управлений, следственных
управлений, следственных отделов и следственных отделений, их первые заместители
и заместители, руководители подразделений аппаратов главных следственных
управлений, следственных управлений, следственных отделов и их заместители. В
свою очередь следователь – это следователь, старший следователь, следователь по
особо важным делам, старший следователь по особо важным делам, старший
следователь по особо важным делам при Председателе СК России,
следователь-криминалист, старший следователь-криминалист. Анализ этих
законодательных положений позволяет прийти к выводу о том, что в СК России
проходят службу также сотрудники, не являющиеся ни следователями, ни
руководителями следственных органов и, соответственно, не обладающие
процессуальными иммунитетами. Тем не менее проверка сообщения о совершенном
сотрудником СК России преступлении, возбуждение в отношении его уголовного дела
(за исключением случаев, когда он застигнут при совершении преступления) и
производство расследования являются исключительной компетенцией следственных
органов Следственного комитета РФ[39].
Моменты
назначения на должность руководителя следственного органа или следователя и
освобождения от нее определяются датами, установленными в актах должностных лиц,
компетентных принимать данные решения.
В
соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 447 УПК процессуальными иммунитетами в сфере
уголовного судопроизводства обладают также адвокаты, т.е. независимые
профессиональные советники по правовым вопросам, получившие в установленном
законодательством порядке такой статус и право осуществлять адвокатскую
деятельность. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная
комиссия адвокатской палаты субъекта РФ после сдачи лицом квалификационного
экзамена. Однако это решение вступает в силу только со дня принятия претендентом
присяги адвоката, после чего он становится обладателем процессуального
иммунитета. Статус адвоката прекращается с момента вынесения решения об этом
советом адвокатской палаты субъекта РФ (в редких ситуациях – советом Федеральной
палаты адвокатов)[40].
В
качестве лица, обладающего особым правовым статусом, следует рассматривать члена
избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса (п. 9 ч.
1 ст. 447 УПК). В России действуют следующие избирательные комиссии, комиссии
референдума: ЦИК, избирательные комиссии субъектов РФ, окружные избирательные
комиссии, территориальные (районные, городские и другие) комиссии, участковые
комиссии. Порядок назначения членов комиссий с правом решающего голоса, а
следовательно, и момент приобретения ими особого правового статуса детально
расписан на нормативном уровне. В большинстве случаев сроки прекращения действия
полномочий комиссий и ее членов совпадают[41].
В
законодательстве предусмотрены также особенности приобретения и утраты статуса
лиц, входящих в состав непостоянно действующих комиссий. Обладание им в
некоторых ситуациях может быть продлено[42].
Установленный
УПК перечень лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по
уголовным делам, не является исчерпывающим, поскольку в некоторых федеральных
законах содержатся особенности привлечения к ответственности других категорий
субъектов.
Так,
процессуальными иммунитетами в уголовном судопроизводстве наделены инспекторы
Счетной палаты РФ при выполнении им служебных обязанностей. К таковым относятся
лица, замещающие в аппарате данного органа определенные должности федеральной
государственной гражданской службы. В их служебные полномочия входит
непосредственное осуществление внешнего государственного аудита (контроля) в
пределах установленной компетенции[43].
При установлении статуса инспектора Счетной палаты РФ в свете определения
периода выполнения профессиональных обязанностей следует руководствоваться
датами, содержащимися в соответствующих актах о назначении на должность и
освобождении от нее.
Дополнительные
процессуальные гарантии предоставлены федеральным законодательством также
зарегистрированным кандидатам на выборные должности в органы местного
самоуправления, а также претендующим на должность высшего должностного лица
субъекта РФ (если он избирается непосредственно гражданами РФ)[44].
Моменты приобретения и утраты ими особого правового статуса аналогичны тем, что
актуальны в отношении зарегистрированных кандидатов, упомянутых в п. 10 ч. 1 ст.
447 УПК.
[1]
В теории и практике уголовного судопроизводства эти субъекты именуются
по-разному («отдельные категории лиц», «лица, обладающие особым правовым
статусом», «лица, наделенные процессуальными иммунитетами», «лица, обладающие
процессуальными привилегиями» и т.п.). В данной главе перечисленные наименования
рассматриваются как синонимичные.
[2]
См., например: Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2006 №
281-О.
[3]
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 08.11.2005 №
439-О.
[4]
См., например: Определение Конституционного Суда РФ от 31.03.2022 № 754-О;
Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 № 456-О; Определение
Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 № 1905-О; Кассационное определение
Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 26.02.2013 №
18-О13-6; Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам
Верховного Суда РФ от 06.12.2012 № 16-012-56; Определение Первого
кассационного суда общей юрисдикции от 14.04.2021 № 77-1206/2021; Кассационное
определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2020 №
77-265/2020.
[5]
См., например: Решение Верховного Суда РФ от 16.09.2021 по делу № АКПИ21-685;
Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда
РФ от 21.11.2018 № 41-АПУ18-14; Апелляционное определение Апелляционной коллегии
Верховного Суда РФ от 10.01.2017 № АПЛ16-570. В приведенных судебных актах
особый порядок привлечения к уголовной ответственности был применен в отношении
лиц, утративших статус судьи, которым они обладали в момент совершения
вменяемого им преступления. Принципиально, что эти лица также не являлись
судьями в отставке. В целом применение данного исключения видится ошибочным,
поскольку не имеет должного нормативного обоснования. Вместе с тем стоит
руководствоваться указанной позицией вплоть до ее изменения со стороны высших
судебных инстанций.
[6]
Ранее они назывались членами Совета Федерации.
[7]
См.: ст. 95 Конституции РФ.
[8]
См.: ст. 11 Федерального закона от 22.12.2020 № 439-ФЗ «О порядке формирования
Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации».
[9]
См.: п. 13 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации».
[10]
См.: ч. 2 ст. 1 и ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе
сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации».
[11]
См.: ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации».
[12]
См.: ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе сенатора
Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации». Однако с учетом положений ст. 4 данного закона в
случае досрочного прекращения полномочий сенатора РФ или депутата
Государственной Думы момент утраты статуса будет зависеть от конкретного
основания такого прекращения.
[13]
См.: ч. 11 ст. 7, ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об
общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской
Федерации».
[14]
См.: ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской
Федерации».
[15]
См.: ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской
Федерации».
[16]
См.: ст. 2, ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации».
[17]
Соответственно, в общем порядке осуществляется уголовное судопроизводство и в
отношении субъектов, временно исполняющих обязанности выборных должностных лиц
местного самоуправления, если они заняли свой пост не в результате
избрания.
[18]
См.: ч. 2 и 3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации».
[19]
См.: ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской
Федерации».
[20]
См.: п. 3 ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской
Федерации».
[21]
В свою очередь полномочия мирового судьи в зависимости от сложившей ситуации
прекращаются в (на): 1) последний день месяца, в котором истекает первоначальный
срок его полномочий; 2) последний день месяца, в котором он достигает
предельного возраста пребывания в должности; 3) следующий день после дня
вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном
прекращении его полномочий (см. ст. 7, 8 Федерального закона «О мировых судьях в
Российской Федерации» от 17.12.1998 № 188-ФЗ).
[22]
Однако в этом случае он продолжает осуществлять свои полномочия до окончания
рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого
назначения судьи в данный суд.
[23]
См.: п. 5, 6 ст. 11, ст. 141 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в
Российской Федерации».
[24]
См.: п. 4 ст. 3, п. 1 ст. 15 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в
Российской Федерации».
[25]
См.: пп. 5 п. 3 ст. 3 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в
Российской Федерации»; Определение Судебной коллегии по уголовным делам
Верховного Суда РФ от 21.12.2004 № 11-ДП04-64.
[26]
См.: п. 2 ст. 13 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской
Федерации».
[27]
Государственная Дума назначает заместителя Председателя и шесть аудиторов, Совет
Федерации – Председателя и шесть аудиторов (см. ст. 101–103 Конституции РФ, ст.
7–9 Федерального закона от
05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской
Федерации»).
[28]
См.: ст. 9, 10 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об
Уполномоченном по правам человека в Российской
Федерации».
[29]
См.: ст. 921 Конституции РФ, ст. 3 Федерального закона от 12.02.2001 № 12-ФЗ «О
гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих
полномочий, и членам его семьи».
[30]
См.: ст. 34, 35 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента
Российской Федерации».
[31]
Такое опубликование осуществляется в течение 3 дней со дня составления протокола
о результатах выборов (см. п. 4 ст. 79 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ
«О выборах Президента Российской Федерации»).
[32]
Разумеется, что основания, влекущие утрату данного статуса, могут возникнуть до
регистрации лица в соответствующем качестве (предположим, отзыв кандидата
политической партией). В таких случаях ЦИК России принимает решение о признании
кандидата утратившим статус кандидата (см. п. 3 ст. 40 Федерального закона от
10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской
Федерации»).
[33]
См.: п. 8 ст. 42 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента
Российской Федерации».
[34]
Официальное опубликование общих результатов выборов депутатов Государственной
Думы осуществляется ЦИК России в течение трех недель со дня голосования (см. ч.
4 ст. 93 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Опубликование
результатах выборов в законодательный орган субъекта РФ осуществляется в
пределах 1 месяца со дня голосования (см. п. 3 ст. 72 Федерального закона «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации»).
[35]
См.: п. 5 ст. 41 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации».
[36]
См.: п. 31 ст. 5 УПК; ст. 29, п. 1 ст. 30, ст. 35, 42 и 54 Федерального закона
от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской
Федерации».
[37]
См.: ст. 12, 121, 151, 161, 405 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О
прокуратуре Российской Федерации».
[38]
См.: ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном
комитете Российской Федерации».
[39]
См.: п. «б», «в» ч. 2 ст. 151 УПК, п. 3 и 4 ст. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального
закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской
Федерации».
[40]
См.: п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 9, п. 1 ст. 12, п. 2 ст. 13, п. 3 ст. 16, п. 1 ст. 17,
п. 2 ст. 18, п. 71 ст. 37, п. 3, 4 ст. 372 Федерального закона от
31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации».
[41]
См.: ст. 20–27, п. 5 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации».
[42]
См.: п. 2 ст. 2.5, п. 1.1, 1.2, 2 ст. 27
Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации».
[43]
См.: ч. 2 и 4 ст. 12, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 № 41 «О
Счетной палате Российской Федерации».
[44]
См.: п. 35, 36, 47, 49 ст. 2, п. 4 ст. 41 Федерального закона от 12.06.2002 №
67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации».