§ 4. Исторические этапы развития отечественного уголовного процесса
§
4. Исторические этапы развития отечественного уголовного
процесса
Причины
особой формы уголовного процесса заключаются в истории его формирования.
Изучение систематизации и кодификаций российского уголовно-процессуального
законодательства позволяет выделить 5 этапов развития отечественного уголовного
процесса: дореформенный, пореформенный, революционный, советский и
новый.
1.
Дореформенный уголовный процесс окончательно сложился в первой половине XIX вв.
Начиная с Соборного уложения 1649 года накопилось множество различных источников
уголовно-процессуального права и в 1830 году под руководством М.М. Сперанского
составлено первое издание Полного собрания законов Российской империи. На его
основе в 1832 году подготовлен Свод законов в 15 томах, включавших в себя только
действующие законы, которые были сгруппированы по отраслевому принципу. Вторая
книга последнего тома Свода законов называлась «Законы уголовные» и представляла
собой первую в российской истории систематизацию уголовно-процессуального
законодательства. В соответствии с ней производство по делу делилось на три
части: следствие, суд и исполнение. По малозначительным преступлениям органы
полиции были уполномочены проводить судебное
разбирательство.
Дореформенный
уголовный процесс был розыскным с присущими ему недостатками (см. предыдущий §3
настоящей главы). В то же время ряд его несомненных достижений были восприняты в
ходе дальнейших преобразований и существуют поныне. К их числу следует отнести:
разграничение уголовного преследования на частное, частно-публичное и публичное;
определение закрытого перечня видов доказательств; институты сроков
предварительного расследования и его приостановления.
2.
Результатом тщательно разработанной в 1860-1863 гг. Великой судебной реформы
Александра II стал принятый 20 ноября 1864 года Устав уголовного
судопроизводства. Он является памятником первой кодификации российского
уголовно-процессуального права, заложившим основы современного уголовного
процесса. Одними из ярких достижений явились введение суда присяжных заседателей
и мировой юстиции. Не менее значимым явилось четкое разграничение построенных на
разных принципах розыскного предварительного следствия и состязательного
судебного разбирательства. Оно ознаменовало собой переход к смешанному типу
уголовного процесса. Устав уголовного судопроизводства вобрал в себя традиции,
правовую культуру, собственный исторический опыт и передовой опыт Франции,
Германии, Англии. С ним Россия получила один из самых совершенных
уголовно-процессуальных кодексов в мире.
Функция
предварительного расследования была передана от полиции судебному следователю.
Своему возникновению эта должность во многом обязана усилиям Н.И. Стояновского
(1820-1900), сыгравшим ключевую роль в подготовке и проведении судебной
реформы[1].
08 июня 1860 года по Указу его императорского величества были утверждены Наказ
судебным следователям и Наказ полиции о производстве дознания по преступлениям и
проступкам. По идее реформаторов судебные следователи должны были заменить
следственных приставов, однако нормативно данное положение закреплено так и не
было. На деле была установлена полная взаимозаменяемость полицейского
дознавателя и судебного следователя. В итоге, до конца XIX века они существовали
параллельно друг другу. Сейчас очевидно, что судебный следователь явился фигурой
прогрессивной, заметно опережавшей развитие остальных институтов уголовного
судопроизводства. По точному выражению Б.Л. Бразоля, «учреждение судебных
следователей врезывалось клином в отживавший, но еще живой строй дореформенной
юстиции»[2].
3.
Со сменой политической власти в 1917 году оказался востребован соответствующий
революционному правосознанию новый порядок уголовного судопроизводства, который
был основан на полном отрицании результатов свершившихся преобразований.
Уголовно-процессуальное законодательство молодой Российской Советской
Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) было кратким, фрагментарным,
некодифицированным и чрезвычайным. Тем не менее, некоторые из заложенных в то
время идей были восприняты в последующем: рассмотрение дела судом с участием
народных (вместо присяжных) заседателей, допуск к защите иных лиц, наряду с
адвокатами; отмена апелляции, реформа производства в кассационной
инстанции.
С
введением новой экономической политики (НЭПа) возникла острая необходимость в
проведении судебной реформы. Действовавшее на тот момент Положение «О народном
суде Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»[3]
состояло всего из 97 статей и регулировало не только вопросы судоустройства, но
и судопроизводства по уголовным и гражданским делам, а также исполнительное
производство.
4.
Первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР был принят 22 мая 1922 года и в
редакции от 15 февраля 1923 года[4]
действовал вплоть до 1960 года. Кодифицированные нормы права на деле часто
заменялись альтернативными нормативными актами и революционным правосознанием. В
результате этого возникали чрезвычайные формы производства по уголовным делам, в
30-е гг. уголовный процесс носил ярко выраженный репрессивный характер. Наряду с
судами действовали особые совещания, «тройки» и т.п., которые самостоятельно
расследовали политические преступления и приводили приговор в исполнение. Их
деятельность регламентировалась не УПК РСФСР, а отдельными нормативными
актами.
После
издания 25 декабря 1958 года Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и
союзных республик[5]
был подготовлен УПК РСФСР, вступивший в законную силу с 01 января 1961 года.[6]
Согласно ему уголовный процесс остался розыскным. На следователя, прокурора и
суд в равной степени возлагалась обязанность раскрытия преступления, изобличения
и наказания лица, его совершившего. При рассмотрении уголовного дела по существу
суд имел право возбудить уголовного дело о новом преступлении или в отношении
иных лиц, возвратить уголовное дело для производства дополнительного
расследования в случае, когда доказательств оказалось недостаточно для вынесения
обвинительного приговора.
По
сравнению с ранее действовавшим законом УПК РСФСР 1960 года установил единую
процессуальную форму расследования (предварительное следствие и дознание) и
рассмотрения уголовных дел по существу; закрепил единый состав суда первой
инстанции (один судья и два народных заседателя); выделил подозреваемого и
потерпевшего в качестве участников уголовного судопроизводства, наделив их
правами и возложив процессуальные обязанности. Объективная (материальная) истина
была определена в качестве цели уголовного судопроизводства (ст.20 УПК
РСФСР).
Серьезные
изменения политического, государственного и общественного строя в начале 90-х гг
повлекли за собой свыше четырехсот изменений УПК РСФСР 1960 года. Потребовалась
разработка нового кодекса. Основные идеи гуманистических и демократических
преобразований общества были выражены в Концепции судебной реформы в Российской
Федерации, утвержденной 24 октября 1991 года Постановлением Верховного Совета
РСФСР[7].
За
время судебной реформы были подготовлены три проекта УПК РФ. Первый проект
представлен комиссией экспертов при Государственно-правовом управлении
Президента РФ в 1994 году был самым радикальным, отражающий переход к
состязательной форме уголовного процесса. Подготовленный НИИ Генеральной
прокуратуры РФ проект УПК РФ был отвергнут практически сразу, поскольку в своей
основе имел старые представления об уголовном
судопроизводстве.
Третий
проект УПК РФ был подготовлен МинЮстом России и изначально содержал умеренные
представления о преобразованиях уголовного судопроизводства, которое
планировалось оставить соответствующим традиционной форме уголовного процесса
стран континентальной Европы. В 1995 году работу над законопроектом продолжила
единая рабочая группа при Комитете по законодательству РФ Государственной Думы
РФ под руководством Е.Б. Мизулиной. Позже к работе над проектом УПК РФ
присоединилась специально созданная рабочая группа Администрации Президента РФ
по вопросам совершенствования законодательства о судебной системе, возглавляемая
Д.Н. Козаком. Результатом совместной работы стало принятие 22 ноября 2001 года
УПК в третьем чтении.
Перешагнув
свой двадцатилетний юбилей, УПК не остался в своем исходном состоянии. К
настоящему времени изменения и дополнения в УПК внесены более чем тремястами
федеральными законами. Отечественный уголовный процесс формально не вписывается
ни в одну из существующих форм уголовного процесса. В своей основе он имеет
структуру, близкую к уголовному судопроизводству стран романо-германской
правовой семьи, для которой по большей части характерна смешанная форма
уголовного процесса.
Однако
уголовный процесс России отличается от уголовного процесса стран континентальной
Европы, в которых суд обязан принять все меры к установлению истины по делу. В
действующем законе нет прямого требования полноты, всесторонности и
объективности расследования и судебного разбирательства. Такая обязанность
вытекает из норм, предусмотренных ст.ст. 24, 27, ст. 38, 73, 152 ч.4, 154 ч.2,
175, 421 и 434 УПК, а также приказов СК России, регламентирующих как общие
вопросы деятельности по расследованию преступлений[8],
так и вопросы расследования отдельных категорий преступлений[9].
Более того, СК России обоснована целесообразность внесения в УПК комплекса
изменений и дополнений, обязывающих органы предварительного расследования и суд
принимать меры для установления истины по уголовному делу[10].
Разработчики
УПК РФ исходили из стремления сделать уголовный процесс состязательным не только
в судебном, но и в досудебном производстве. Функции обвинения и защиты разделены
и не могут быть возложены на одно и то же должностное лицо (ст.15 УПК), для
обвиняемого и подозреваемого предусмотрен широкий круг прав на защиту. Однако
состязательным отечественный уголовный процесс все же признать нельзя, так как в
досудебном производстве суд реализует функцию судебного контроля, которую
отождествлять с функцией отправления правосудия не представляется
возможным.
Наряду
с этим, отечественный уголовный процесс обладает значительным числом свойств
розыскной формы и сохранил ряд советских институтов, в частности, стадию
возбуждения уголовного дела и доказательственное право. Будучи формально
отнесенными к участникам со стороны обвинения (глава 6 УПК следователь,
дознаватель и прокурор выполняют различные процессуальные
функции.
Основным
направлением деятельности государственных органов дознания и предварительного
следствия считается расследование преступлений. Органы прокуратуры обладают
надзорными полномочиями. В судебных стадиях уголовного процесса прокурор
выступает в качестве государственного обвинителя, осуществляя уголовное
преследование[11].
По этим причинам присущая состязательному типу уголовного процесса трехчленная
система функций («обвинение-защита-разрешение уголовного дела по существу») не
отражает специфики деятельности всех участников отечественного уголовного
судопроизводства, функции которых заключаются в расследовании, надзоре и
судебном контроле.
С
учетом таких особенностей своего развития уголовный процесс в России следует
признать смешанным. В досудебных стадиях по своей форме он является розыскным с
отдельными элементами состязательности, а в судебных —
состязательным.
[1]
I Стояновские чтения. Российские следственные органы: прошлое, настоящее,
будущее: материалы научно-практической конференции (Москва, 15 апреля 2021 года)
М.: Московская академия СК России, 2021. – 211 с.
[2]
Бразоль Б.Л. Следственная часть. Судебные Уставы 20 ноября 1864 г. за пятьдесят
лет. Пг., 1914. Т. 2. С. 68.
[3]
Декрет ВЦИК от 21 октября 1920 года "Положение о Народном Суде Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики" // Доступ из справ.-прав.
системы «КонсультантПлюс»
[4]
Формально, постановлением от 15 февраля 1923 года ВЦИК был утвержден новый,
«переработанный во исполнение Постановления IV сессии Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета IX-го созыва» УПК РСФСР. Необходимость в
его разработке была вызвана принятым 11 ноября 1922 года Положением о
судоустройстве РСФСР. Поэтому изменения по большей части коснулись
судоустройства. В остальном УПК РСФСР 1922 и 1923 гг. по своему содержанию мало
чем отличались
[5]
Закон СССР от 25.12.1958 "Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза
ССР и союзных республик" // Доступ из справ.-прав. системы
«КонсультантПлюс»
[6]
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, утв. ВС РСФСР 27.10.1960 // Доступ из
справ.-прав. системы «КонсультантПлюс»
[7]
Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 N 1801-1 "О Концепции судебной реформы в
РСФСР" // Доступ из справ.-прав. системы
«КонсультантПлюс»
[8]
Приказ Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 2 "Об организации
предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации"
[Электронный ресурс] // URL: http://www.sledcom.ru
(дата обращения: 19.09.2022)
[9]
См., например: Приказ Следственного комитета РФ от 31.07.2014 N 65 "Об
организации работы по расследованию уголовных дел о преступлениях прошлых лет"
[Электронный ресурс] // URL: http://www.sledcom.ru;
Приказ Следственного комитета России от 12.07.2011 N 109 (ред. от 27.03.2013) "О
мерах по противодействию экстремистской деятельности" [Электронный ресурс] //
URL: http://www.sledcom.ru
(дата обращения: 19.09.2022)
[10]
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации в связи с введением института установления
объективной истины по уголовному делу" [Электронный ресурс] // URL:
https://sledcom.ru/document/1136 (дата обращения:
19.09.2022)
[11]
Федеральный закон от 17 января 1991 года №2202-1 (в ред. от 11.06.2022) "О
прокуратуре Российской Федерации" // Доступ из справ.-прав. системы
«КонсультантПлюс»