§ 10. Прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением законов на стадии предварительного расследования
Прокурорский
надзор
за исполнением законом органами, осуществляющими дознание и предварительного
следствия заключается в обеспечении в средствах прокурорского надзора
безусловного соблюдения прав и свобод человека и гражданина правоохранительными
органами при реализации их полномочий по предупреждению и пресечению
преступлений; эффективного решения ими своих задач.
Задачи
прокурорского надзора за органами дознания и предварительного
следствия:
1)
базовые:
-
обеспечение неотвратимости уголовного наказания и неизбежности уголовного
преследования за совершенное преступление (ни одно преступление не должно
остаться нераскрытым; ни одно лицо, совершившее преступление – непривлеченным к
ответственности);
-
обеспечение законного и обоснованного уголовного преследования
(ограничение прав и свобод участников уголовного судопроизводства только на
законных основаниях);
-
выявление причин и условий совершения преступлений и принятие мер к их
устранению;
-
возмещение имущественного и морального вреда, причиненного
преступлением;
2)
конкретно-функциональные:
-
организация не реже одного раза в месяц проверок законности разрешения
заявлений и сообщений о совершенных преступлениях;
-
обеспечение по оконченному расследованием делу предъявления обвиняемому и
его защитнику материалов за 30 суток до окончания предельного срока содержания
под стражей, определенного в ст. 109 УПК РФ, а в случае установления, что
следователь нарушил указанные требования УПК РФ и предельный срок содержания под
стражей истек, - отмены данной меры пресечения (ч. 2 ст. 221 УПК РФ) и
др.
Деятельность
по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов на стадии
предварительного расследования регламентирована как в УПК РФ, так и приказом
Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17.09.2021 № 544 «Об организации
прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного
следствия»[1].
Судебный
контроль
– это:
·
процессуальная
деятельность суда, направленная на защиту прав и интересов участников уголовного
судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются
производимыми следственными и иными процессуальными действиями и процессуальными
решениями органов судопроизводства;
·
деятельность,
направленная на устранение причин и условий, способствовавших совершению
преступления, и нарушений, допущенных при производстве расследования или
рассмотрения уголовного дела нижестоящим судом.
Выделяют
судебный контроль, осуществляемый:
1) судом в
досудебном производстве:
-
принятие решений об ограничении свободы обвиняемого при избрании меры
пресечения в виде залога, запрета определенных действий, заключения под стражу
или домашнего ареста и избрании иной меры процессуального принуждения в виде
временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от
должности;
-
принятие решения о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося
под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в
стационарных условиях, для производства соответственно судебной медицинской или
судебной психиатрической экспертизы;
-
принятие решений об ограничениях конституционных прав личности при
производстве ряда следственных действий;
-
рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения прокурора,
следователя, органа дознания и дознавателя в порядке, предусмотренном ст. 125
УПК РФ;
- дача
заключения о наличии или об отсутствии в действиях отдельных категорий лиц
признаков преступления, а также принятия решения о даче согласия на возбуждение
уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве
обвиняемого.
2) в стадии
исполнения приговора:
-
обращение приговора к исполнению;
-
приведение его в исполнение;
-
непосредственном исполнении некоторых из своих
решений;
-
рассмотрение некоторых вопросов, возникающих в стадии исполнения
приговора.
Способы
осуществления судом и прокурором своих контрольно-надзорных полномочий
существенно отличаются: суд реализует их только по инициативе заинтересованных
лиц, по мере поступления конкретных заявлений и жалоб и, как правило публично
(путем судебного разбирательства).
Надзор
прокурора действует постоянно и непрерывно, имеет всеобьемлющий и регулярный
характер. Прокурору, в отличие от судьи, не обязательно ждать поступления
обращений заинтересованных лиц, чтобы начать проверку. Это свидетельствует о
том, что контроль, осуществляемый судами, в силу объективно присущих им
закономерностей функционирования не может и не должен заменять прокурорский
надзор.
[1]
См.: Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17.09.2021 № 544 «Об
организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов
предварительного следствия» // Законность. – 2021. - №
12.