§ 10. Прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением законов на стадии предварительного расследования

 

§ 10. Прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением законов на стадии предварительного расследования

 

Прокурорский надзор за исполнением законом органами, осуществляющими дознание и предварительного следствия заключается в обеспечении в средствах прокурорского надзора безусловного соблюдения прав и свобод человека и гражданина правоохранительными органами при реализации их полномочий по предупреждению и пресечению преступлений; эффективного решения ими своих задач.

Задачи прокурорского надзора за органами дознания и предварительного следствия:

1) базовые:

-        обеспечение неотвратимости уголовного наказания и неизбежности уголовного преследования за совершенное преступление (ни одно преступление не должно остаться нераскрытым; ни одно лицо, совершившее преступление – непривлеченным к ответственности);

-        обеспечение законного и обоснованного уголовного преследования (ограничение прав и свобод участников уголовного судопроизводства только на законных основаниях);

-        выявление причин и условий совершения преступлений и принятие мер к их устранению;

-        возмещение имущественного и морального вреда, причиненного преступлением;

2)      конкретно-функциональные:

-        организация не реже одного раза в месяц проверок законности разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях;

-        обеспечение по оконченному расследованием делу предъявления обвиняемому и его защитнику материалов за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, определенного в ст. 109 УПК РФ, а в случае установления, что следователь нарушил указанные требования УПК РФ и предельный срок содержания под стражей истек, - отмены данной меры пресечения (ч. 2 ст. 221 УПК РФ) и др.

Деятельность по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов на стадии предварительного расследования регламентирована как в УПК РФ, так и приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17.09.2021 № 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»[1].

Судебный контроль – это:

·              процессуальная деятельность суда, направленная на защиту прав и интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются производимыми следственными и иными процессуальными действиями и процессуальными решениями органов судопроизводства;

·              деятельность, направленная на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступления, и нарушений, допущенных при производстве расследования или рассмотрения уголовного дела нижестоящим судом.

Выделяют судебный контроль, осуществляемый:

1)      судом в досудебном производстве:

-        принятие решений об ограничении свободы обвиняемого при избрании меры пресечения в виде залога, запрета определенных действий, заключения под стражу или домашнего ареста и избрании иной меры процессуального принуждения в виде временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности;

-        принятие решения о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебной медицинской или судебной психиатрической экспертизы;

-        принятие решений об ограничениях конституционных прав личности при производстве ряда следственных действий;

-        рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ;

-        дача заключения о наличии или об отсутствии в действиях отдельных категорий лиц признаков преступления, а также принятия решения о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого.

2)      в стадии исполнения приговора:

-        обращение приговора к исполнению;

-        приведение его в исполнение;

-        непосредственном исполнении некоторых из своих решений;

-        рассмотрение некоторых вопросов, возникающих в стадии исполнения приговора.

Способы осуществления судом и прокурором своих контрольно-надзорных полномочий существенно отличаются: суд реализует их только по инициативе заинтересованных лиц, по мере поступления конкретных заявлений и жалоб и, как правило публично (путем судебного разбирательства).

Надзор прокурора действует постоянно и непрерывно, имеет всеобьемлющий и регулярный характер. Прокурору, в отличие от судьи, не обязательно ждать поступления обращений заинтересованных лиц, чтобы начать проверку. Это свидетельствует о том, что контроль, осуществляемый судами, в силу объективно присущих им закономерностей функционирования не может и не должен заменять прокурорский надзор.



[1] См.: Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17.09.2021 № 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. – 2021. - № 12.