§ 7. Судебный порядок рассмотрения жалоб

 

§ 7. Судебный порядок рассмотрения жалоб

 

В соответствии с ч. 1 ст. 125 УПК решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, либо по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Лицами, имеющими право на обжалование действий (бездействие) и решений органов расследования и прокурора, являются все, чьи права затронуты уголовным судопроизводством, а также защитники, законные представители или представители. Подается жалобы указанными лицами непосредственно в суд либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора (ч. 2 ст. 125 УПК).

Несмотря на приведенные различия в порядках рассмотрения жалоб в уголовном процессе, в судебном порядке могут быть обжалованы все виды решений, принятых по ним[1]. Однако порядок обжалования ответов на указанные жалобы разный. В случае, когда ответ на жалобу дан в порядке, установленном Законом о рассмотрении обращений, он может быть обжалован в суд на основании ч. 4 ст. 5 указанного закона и главы 22 КАС РФ. Исключением в данном случае может быть только обжалование ответа об отказе в регистрации в КРСП заявления о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК, п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»). Если жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК, то вынесенное постановление может быть обжаловано в суд в порядке ст. 125 УПК[2]. Так, п.п. 3, 4 указанного постановления Пленума ВС РФ гласит, что в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК, могут быть обжалованы только решения и действия (бездействие) должностных лиц в связи с их полномочиями по осуществлению уголовного преследования. Не подлежат обжалованию в порядке статьи 125 УПК решения и действия (бездействие) должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу.

При этом если лицо не согласно с ответом руководителя следственного органа, то предметом судебного обжалования выступает не сам по себе отказ руководителя следственного органа в удовлетворении обращения лица, а непосредственно те действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам граждан, либо затруднят их доступ к правосудию[3].

Обжалование действий и решений органов расследования и прокурора само по себе не приостанавливает их производство или исполнение соответственно. Вместе с тем это не исключает право указанных лиц по собственной инициативе их приостановить (ч. 7 ст. 125 УПК).

На рассмотрение жалобы судье установлен 5 суточный срок со дня ее поступления. Рассмотрение осуществляется, по общему правилу, в открытом судебном заседании с участием заявителя, его защитника, законного представителя или представителя, а также должностного лица, чьи действия (бездействие) или решение обжалуется. Кроме того, в судебном заседании могут также принимать участие иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением. В ходе рассмотрения жалобы судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений. К иным лицам относятся, например, потерпевший в случае обжалования обвиняемым постановления о возбуждении уголовного дела; подозреваемый (обвиняемый) в случае обжалования потерпевшим постановления о прекращении уголовного дела; подозреваемый, обвиняемый в случае подачи жалобы в их интересах защитником либо законным представителем[4]. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом (ч. 3 ст. 125 УПК).

Рассмотрение жалобы в судебном заседании начинается с объявления судом ее предмета (например, о несогласии с постановлением следователя об отказе в возбуждении уголовного дела), представления всех участников заседания и объявления их прав и обязанностей. Затем суд предлагает заявителю обосновать свою жалобу, должностному лицу, чьи действия (бездействие) или решения обжалуется высказать собственные доводы, а также других явившихся в судебное заседание лиц (ч. 4 ст. 125 УПК).

При рассмотрении жалоб, суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом[5]. При проверке законности и обоснованности решений и действий (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора судья не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. В частности, судья не вправе делать выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния[6].

К примеру, рассматривая жалобу на несогласие с ответом прокурора по уголовному делу, суд не вдается в детали обращений заявителя, полноту проверки доводов, правильность их оценки, принятых мер и т.д. Суд, обязан убедится, что должностными лицами установлен вопрос заявителя, все доводы и обстоятельства проверены, новые не заявлены.

В большинстве случаев заявители ставят вопрос о нарушении порядка рассмотрения их жалоб на постановления руководителей следственных органов, вынесенных в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК РФ. Заявители выражают несогласие с рассмотрением данных жалоб на основании положений Закона о рассмотрении обращений. Однако в случае обжалования уведомления о прекращении переписки в суд в порядке ст. 125 УПК РФ, как правило, вопрос нарушения порядка рассмотрения обращения (ст. 124 УПК РФ или Закона о рассмотрении обращений) не исследуется[7].

Конституционный Суд РФ указал, что законоположения главы 16 УПК РФ и Закона о рассмотрении обращений не содержат каких-либо предписаний, допускающих освобождение органа или должностного лица, рассматривающего обращения граждан, от исследования и оценки всех приводимых в них доводов, а также мотивировки своих решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности основания, по которым эти доводы отвергаются. Данные нормы направлены не на ограничение прав участников процесса, а, напротив, на их защиту и обеспечение и потому расцениваться как нарушающие права граждан не могут[8]. Таким образом, главным остается рассмотрение всех доводов жалобы. Именно этот критерий определяет законность и обоснованность решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы. Порядок ее рассмотрения (на основании главы 16 УПК РФ либо Закона о рассмотрении обращений) является вторичным вопросом и на законность решения в целом не влияет.

Результатом рассмотрения жалобы в судебном порядке в соответствии с ч. 5 ст. 125 УПК является вынесение судом одного из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Копию указанного постановления суд направляет заявителю и должностному лицу, чьи действия (бездействие) или решения обжаловались (ч. 6 ст. 125 УПК).



[1] Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2007 № 135-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рубцова Виктора Вячеславовича на нарушение его конституционных прав статьей 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".

[2] Постановление Одоевского районного суда Тульской области от 15.08.2016 // Архив Одоевского районного суда Тульской области (материал № 3/10-20/2016).

[3] Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 № 2126-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ушаковой Аллы Сергеевны на нарушение ее конституционных прав рядом норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".

[4] Пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

[5] Пункт 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

[6] Пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

[7] Апелляционные постановления Московского городского суда от 09.10.2018 № 10-18168/2018, 19.07.2017 № 10-3567/2017, 21.12.2016 № 10-20473/2016 // Архив Московского городского суда.

[8] Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2005 года № 42-О, от 21 мая 2015 года № 1185-О, от 29 сентября 2015 года № 2050-О, от 27 октября 2015 года № 2333-О, от 27 сентября 2018 № 2126-О.