§ 4. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
§
4. Участники уголовного судопроизводства со стороны
обвинения
Прокурор
является консолидирующим участником стороны обвинения. УПК определяет, что
прокурор – это должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции,
предусмотренным законом, осуществлять от имени государства уголовное
преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за
процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч.1
ст.37).
Компетенция
и полномочия прокуроров в уголовном судопроизводстве и формы их реализации
определены Конституцией РФ, нормами международного права, УПК РФ, Федеральным
законом «О прокуратуре Российской Федерации» и рядом иных федеральных законов,
конкретизированы с учетом родовой и территориальной поднадзорности приказами и
указаниями Генерального прокурора РФ.
Объем
полномочий прокурора по осуществления надзора различен в зависимости от стадии
уголовного судопроизводства и формы предварительного расследования.
Можно
выделить три группы процессуальных полномочий прокурора:
1.
уголовное преследование - процессуальная деятельность, направленная на
установление события преступления, изобличение и привлечение к уголовной
ответственности лиц, совершивших преступления, а также поддержание обвинения в
суде.
Для
реализации функции уголовного преследования прокурор
вправе:
-
проверять исполнение уполномоченными органами требований федеральных законов и
ведомственных нормативных актов о едином порядке организации приема, регистрации
и проверки сообщений о преступлениях, регистрации уголовных дел и учета
преступлений, а также заполнения и представления учетных документов[1];
-
при выявлении фактов нарушений уголовного законодательства (совершения
преступлений) направлять соответствующие материалы в следственный орган или
орган дознания для решения вопроса об уголовном
преследовании;
-
в необходимых случаях давать дознавателю письменные указания о направлении
расследования, производстве следственных и иных действий;
-
изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его
следователю;
-
передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от
одного органа предварительного расследования другому, изымать любое уголовное
дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа
предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при
федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю
Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований
такой передачи;
-
в соответствии с правилами о подследственности передавать уголовное дело или
материалы проверки сообщения о преступлении от органа предварительного
расследования одной ведомственной системы органу предварительного расследования
другого ведомства;
-
рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и
постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о
заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о
сотрудничестве и выносить по нему решение;
-
давать согласия дознавателю при принятии решение: о прекращении уголовного
преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к
несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия;
о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела или
уголовного преследования и назначения этому лицу меры уголовно-правового
характера в виде судебного штрафа;
-
утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное
постановление по уголовному делу, а при наличии оснований возвращать уголовное
дело со своими письменными указаниями о производстве дополнительного
расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий
обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного
акта или постановления и устранения выявленных
недостатков;
-
возбудить перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных
действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному
делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или
постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной
меры медицинского характера;
-
участие при осуществлении международного сотрудничества по уголовным
делам.
2.
надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при
осуществлении ими уголовно-процессуальной деятельности, а также за органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Содержание полномочий
заключается в проверке законности и обоснованности принимаемых решений и
соблюдения установленного порядка производства отдельных процессуальных
действий, а при выявлении нарушений — в принятии мер по их устранению.
В
связи с этим прокурор уполномочен:
—
знакомиться по мотивированному письменному запросу с материалами уголовного
дела, находящегося в производстве органа расследования;
—
истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или
руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или
прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с нормами
УПК;
—
отменять постановления о возбуждении уголовного дела, если признает их
незаконными или необоснованными;
—
требовать от органа дознания и следственных органов устранения нарушений
федерального законодательства, допущенных в ходе
расследования;
—
отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора,
-
отменить процессуальные решения органа дознания, начальника органа дознания,
начальника подразделения дознания и дознавателя, если признает их незаконными и
необоснованными;
-
отменить постановление о прекращении уголовного дела или уголовного
преследования (за исключением дел частного обвинения).
—
отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им
допущено нарушение требований УПК;
—
давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании,
отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного действия, которое
допускается на основании судебного решения;
—
участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении вопросов об избрании меры
пресечения, при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных
действий и при рассмотрении жалоб;
—
при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока
домашнего ареста или срока содержания под стражей, направляемому в суд с
обвинительным заключением, обвинительным актом;
—
утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному
делу;
—
рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию
следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней
решение;
—
разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его
самоотводы.
Решения
прокурора, данные им в установленном законом порядке в письменной форме,
являются обязательными для следователя или дознавателя.
В
целях защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства
прокурор наделен функцией рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения
органа дознания, дознавателя, следователя или нижестоящего прокурора (ст. 123
УПК).
Только
прокурор может разрешить спор о подследственности между различными органами
предварительного расследования. Прокурор принимает решение о направлении дела по
подследственности, если дознаватель установит, что уголовное дело ему не
подследственно (ч.5 ст.152 УПК); о соединении дел, находящихся в производстве
дознавателя (ч.3 ст.151).
3.
участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел.
В
ходе судебного производства прокурор поддерживает государственное обвинение,
обеспечивая его законность и обоснованность. Закон предусматривает обязательное
участие государственного обвинителя во всех случаях в судебном разбирательстве
уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, а также дел частного
обвинения, если они были возбуждены следователем либо дознавателем с согласия
прокурора (ст. 246 УПК). С другой стороны, участие прокурора в судебных
заседаниях преследует цель обеспечения законности, обоснованности и
справедливости приговора суда и иных судебных решений[2].
Руководитель
следственного органа
является должностным лицом, возглавляющим соответствующее следственное
подразделение, а также его заместитель (п.38.1 ст. 5). С одной стороны
руководитель следственного органа – это субъект уголовно-процессуальной
деятельности, наделенный соответствующими полномочиями, а с другой – должностное
лицо, организующее работу следственного органа по выполнению поставленных перед
ним задач и представляющее его вовне, т.е. в непроцессуальных отношениях с
другими органами либо гражданами.
Полномочия
руководителя следственного органа осуществляют: Председатель Следственного
комитета РФ, руководители его следственных органов по субъектам РФ, по районам,
городам, их заместители, а также руководители следственных органов других
ведомств, их территориальных органов по субъектам РФ, по районам, городам, их
заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем
процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем СК РФ,
руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов
исполнительной власти(ч. 5 ст. 39 УПК).
Уголовно-процессуальный
закон наделяет руководителя следственного органа широкими процессуальными
полномочиями на стадии возбуждения уголовного дела и осуществлении
предварительного следствия:
-
поручать
производство предварительного следствия следователю либо нескольким
следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его
другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать
следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему
производству;
-
проверять
материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела,
отменять незаконные или необоснованные постановления
следователя;
-
отменять
по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам
незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя
(дознавателя) другого органа предварительного
расследования;
-
давать
следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных
следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в
отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации
преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о
преступлении, участвовать в проверке сообщения о
преступлении;
-
давать
согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о
продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного
процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения,
лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к
своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на
возбуждение перед судом указанного ходатайства;
-
разрешать
отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
-
отстранять
следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено
нарушение требований УПК РФ;
-
отменять
незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя
следственного органа;
-
возбуждать
перед судом ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении
уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью
первой.1 статьи 214 УПК РФ;
-
продлевать
срок предварительного расследования;
-
утверждать
постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также
об осуществлении государственной защиты;
-
давать
согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному
делу, на обжалование в порядке, установленном частью
четвертой статьи 221 УПК РФ, решения прокурора, вынесенного в
соответствии с пунктом 2
части первой статьи 221 УПК РФ;
-
возвращать
уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного
расследования.
Руководитель
следственного органа вправе по ходатайству следователя продлить до 10 суток срок
проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении, при наличии определенных оснований – до 30
суток (ч.3 ст.144).
Указания
руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и
обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного
органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного
органа.
На
досудебных стадиях уголовного судопроизводства следователь является одной из
ключевых фигур, который осуществляет предварительное следствие по уголовным
делам. Данная форма предварительного расследования производится следователями
Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, органов
внутренних дел (ст. 151 УПК РФ), чья процессуальная компетенция разграничивается
в зависимости от квалификации преступления.
Задачи
следователя в уголовном судопроизводстве вытекают из целей всего уголовного
судопроизводства в целом и соответствуют выполняемой им
функции:
-
всестороннее
и объективное исследование обстоятельств дела;
-
установление
обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;
-
собирание,
проверка и оценка доказательств;
-
защита
прав и интересов лиц и организаций, потерпевших от
преступлений;
-
защита
личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения его прав и
свобод на основе совокупности собранных, проверенных и оцененных им
доказательств;
-
обеспечение
возмещения ущерба, причиненного преступлением;
-
обеспечение
безопасности субъектов уголовного судопроизводства.
Следователь,
наряду с обстоятельствами виновности лица и отягчающими наказание, должен
устанавливать обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, и
те, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и
наказания (пп. 5 и 7 ч.1 ст.73). Поэтому, установив основания для прекращения
уголовного преследования или уголовного дела, он принимает такое решение, и в
этом нет выхода за пределы функции обвинения.
Следователь
наделен следующими полномочиями:
-
возбуждать
уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;
-
принимать
уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю
следственного органа для направления по подследственности;
-
самостоятельно
направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и
иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с
Кодексом требуется получение судебного решения или санкции руководителя
следственного органа;
-
давать
органу дознания в случаях и в порядке, установленных УПК РФ, обязательные для
исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий,
производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о
задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а
также получать содействие при их осуществлении;
-
давать
следователю, дознавателю или органу дознания обязательное для исполнения
письменное поручение об организации участия в следственном действии лица,
участие которого в данном следственном действии признано необходимым
(ст.189.1);
-
обжаловать
с согласия руководителя следственного органа в установленном законом порядке
решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о
возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного
следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или
пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных
недостатков;
-
осуществлять
иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
При
проведении предварительного следствия следователь в целом процессуально
самостоятелен. Он свободен в оценке доказательств и самостоятельно направляет
ход расследования по уголовному делу, принимает решения о производстве
следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в
соответствии с законом требуется получение судебного решения или согласия
руководителя следственного органа.
По
поручению руководителя следственного органа при осуществлении предварительного
следствия по уголовному делу принимает участие следователь-криминалист, который
уполномочен:
—
участвовать в производстве отдельных следственных и иных процессуальных
действий;
—
производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия
уголовного дела к своему производству.
Деятельность
органов дознания в уголовном судопроизводстве многообразна и реализуются
начальником органа дознания, начальником подразделения дознания, дознавателем и
иными должностными лицами.
К
органам дознания относятся государственные органы и должностные лица,
уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п.24
ст.5):
1)
органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав
территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты)
полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с
федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной
деятельности;
2)
органы принудительного исполнения Российской Федерации;
3)
начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации,
командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и
гарнизонов;
4)
органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной
службы.
Уголовно-процессуальная
деятельность органов дознания реализуется в следующих
формах:
-
осуществление дознания по делам, по которым производство предварительного
следствия не обязательно;
-
выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым
производство предварительного следствия обязательно.
На
органы дознания возлагаются следующие функции (ч. 2 ст. 40
УПК):
1.
возбуждение уголовных дел, относящихся к их подследственности, и осуществление в
порядке, установленном гл. 32 и 32-1 УПК, предварительного расследования в форме
дознания.
2.
производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым
производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК).
3.
выполнение поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных
мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении
постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, о производстве иных
процессуальных действий;
4.
реализация иных предусмотренных УПК полномочий. Например, принятие в пределах
своей компетенции в отношении потерпевшего, свидетеля или иных участников мер
безопасности; установление по заявлению лица, пострадавшего в результате
преступления, относящегося к делам частного обвинения, личности виновного в его
совершении и привлечение его к уголовной ответственности.
В
соответствии с основными полномочиями органа дознания ими осуществляются задачи
по раскрытию преступления, розыску преступников, скрывшихся от следствия и
суда.
Дознавателем
является должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное
органом дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а
также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ в уголовном судопроизводстве (п.7
ст.5). Дознаватель осуществляет уголовное преследование по уголовным делам
публичного и частно-публичного обвинения. Дознаватель самостоятельно определяет
направление расследования по уголовному делу, объем процессуальных, следственных
действий, направленных на собирание доказательств в целях установления
обстоятельств события преступления и изобличения лиц, виновных в совершении
преступления (ч. 3 ст. 41 УПК).
В
случаях необходимости применения процессуальных мер или производства
следственных и иных действий, связанных с применением принуждения, а также
ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина, закон
предусматривает получение дознавателем согласия прокурора и судебного
решения.
Уголовно-процессуальный
закон связывает деятельность органов дознания и дознавателей с двумя уровнями
руководителей — начальником органа дознания и начальником подразделения дознания
(а также их заместителями). Такое положение основано на том, что в структуре
ряда органов дознания может иметься несколько специализированных подразделений,
сотрудники которых в соответствии с законом могут осуществлять дознание и другие
процессуальные полномочия. Эти должностные лица органов дознания кроме
организационных функций (как руководители) обладают также процессуальными
полномочиями, определенными нормами УПК.
Начальник
подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее
соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет
предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п.17.1
ст.5). Процессуальные полномочия начальника подразделения дознания
регламентируются ст. 40.1 УПК. Он
вправе поручить проверку сообщений о преступлениях и принятие по ним решения о
достаточности оснований к возбуждению уголовного дела, выполнение неотложных
следственных действий либо производство дознания по уголовному делу ,
самостоятельно возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и
произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя,
а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа
дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы.
Начальник
органа дознания - должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган
дознания, а также его заместитель (п.17 ст.5). Процессуальные полномочия
начальника органа дознания предусмотрены статьей 40.2 УПК и заключаются в
осуществлении процессуального контроля за деятельностью органов дознания и
дознавателя при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, принятии
решений на стадии возбуждения уголовного дела, производстве предварительного
расследования в форме дознания.
Закон,
определяя положение дознавателя, указывает на необходимость получения им в
определенных случаях согласия начальника органа дознания для производства
следственных или иных процессуальных действий и принятия процессуальных решений.
Закон
в определенных случаях наделяет полномочиями по возбуждению уголовного дела и
выполнению неотложных следственных действий следующих должностных лиц (ч. 3 ст.
40 УПК):
1)
капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным
делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
2)
руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских
антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения
органов дознания — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту
нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых
баз;
3)
глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным
делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств
и учреждений.
Эти
должностные лица осуществляют процессуальные полномочия в ограниченном объеме в
силу указанных обстоятельств, незамедлительно уведомляя прокурора о начатом
расследовании, и принимают меры к скорейшей передаче ему соответствующих
материалов при появлении для этого реальной возможности.
Система
уголовного судопроизводства существует прежде всего, для защиты прав и законных
интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Закон предусматривает
систему гарантий для защиты, восстановления, компенсации потерпевшим
имущественного, морального и иного вреда. Потерпевший — один из ключевых
участников уголовного судопроизводства. УПК определяет, что потерпевший - это
физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный,
моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда
его имуществу и деловой репутации (ст. 42 УПК).
Для
юридического закрепления статуса необходимо решение о признании потерпевшим,
которое оформляется постановлением. Потерпевший вправе иметь представителя, в
качестве которого выступает адвокат, по его ходатайству в качестве представителя
могут быть допущены один из его близких родственников либо иное лицо, о допуске
которого он ходатайствует. Для защиты прав и законных интересов потерпевших,
являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому
состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные
интересы, участие законного представителя или представителя является
обязательным. При этом представители обладают такими же процессуальными правами,
что и представляемый ими потерпевший (ч. 2 ст. 45 УПК). В случае признания
потерпевшим юридического лица его права всегда осуществляет представитель. По
уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права
потерпевшего, предусмотренные законом, переходят к его близким родственникам.
Потерпевший
вправе: давать показания (в т. ч. на родном языке или языке, которым он владеет,
или же бесплатно пользоваться помощью переводчика); представлять доказательства;
заявлять ходатайства и отводы, а также приносить жалобы на действия
(бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда; получать
копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или
об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по
делу, знать о предъявленном обвиняемым обвинении и знакомиться с постановлениями
о привлечении их в качестве обвиняемых; знакомиться с постановлением о
назначении судебных экспертиз и заключениями экспертов и поступившими от
участников производства жалобами и представлениями в случаях, когда ими
затрагиваются его права и законные интересы; знать состав следственной группы,
осуществляющей предварительное расследование по этому
делу.
Потерпевший
с разрешения следователя или дознавателя может принимать непосредственное
участие в следственных действиях, производимых по его ходатайству, а затем
знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и
подавать на них замечания. По окончании предварительного расследования
потерпевший имеет право знакомиться со всеми материалами уголовного дела.
В
ходе судебного производства по уголовному делу потерпевший вправе участвовать в
судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй, кассационной и
надзорной инстанций; выступать в судебных прениях; поддерживать обвинение;
знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;
обжаловать приговор, определение, постановление суда; знать о принесенных по
уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения.
Закон
наделяет потерпевшего рядом обязанностей: должен являться по вызову дознавателя,
следователя и в суд; при необходимости у него может быть взято обязательство о
явке (ст. 112 УПК), а если потерпевший будет уклоняться от явки, то он может
быть подвергнут приводу (ст. 113 УПК). Он обязан содействовать выяснению
обстоятельств дела и сообщать для этого правдивые сведения. Перед участием в
процессуальных действиях предупреждается о ответственности за отказ от дачи
показаний и за дачу заведомо ложных показаний по ст. 307, 308 УК.
Особым
статусом потерпевший или его законный представитель и представитель наделяются
по уголовным делам частного обвинения. Подав в суд заявление по данной категории
дел, такое лицо становится частным обвинителем (ст. 43 УПК). В соответствии со
ст. 246 УПК частный обвинитель поддерживает обвинение в суде и наделяется для
этого правами, по сути, аналогичными правам государственного обвинителя.
При
наличии гражданско-правового спора имущественного характера, являющегося
результатом преступных действий, в уголовном судопроизводстве предусмотрена
возможность заявления гражданского иска. Наличие достаточных сведений о
причинении имущественного вреда служит фактическим основанием для принятия
решения о признании физического или юридического лица гражданским истцом в
случае предъявления им требования о возмещении материального ущерба или для
имущественной компенсации морального вреда.
Решение
о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением
судьи, следователя, дознавателя. Закон предусматривает права гражданского истца:
поддерживать гражданский иск; представлять доказательства; давать объяснения по
предъявленному иску; заявлять ходатайства и отводы; приносить жалобы на действия
(бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания,
начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда и
иные права в целях достижения своего юридического интереса — возмещения
причиненного ему имущественного вреда.
Гражданский
истец вправе реализовать свои процессуальные права как лично, так и через
представителя. Представителем физического лица, являющегося гражданским истцом,
могут быть адвокаты или по его ходатайству это может быть один из его близких
родственников либо иное лицо. Представителями гражданского истца - юридического
лица могут быть иные лица, правомочные согласно ст. 53 Гражданского кодекса РФ
представлять его интересы.
На
гражданского истца при неисполнении предусмотренных законом процессуальных
обязанностей по решению суда может быть наложено денежное взыскание (ст. 117
УПК); он не вправе разглашать данные предварительного расследования, если он был
об этом заранее предупрежден в установленном законом порядке.
[1]
См.: О едином учете преступлений: приказ Генеральной прокуратуры, МВД, МЧС,
Министерства юстиции, ФСБ, Министерства экономического развития и торговли, ФСКН
РФ от 29 декабря 2005 г. №
39/1070/1021/253/780/353/399
[2]
См.: Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства:
приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30 июня 2021 г. №
376.