§ 6. Производство судебной экспертизы

 

§ 6. Производство судебной экспертизы

 

В соответствие со ст. 9 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" судебная экспертиза - предусмотренное законодательством Российской Федерации о судопроизводстве процессуальное действие, включающее в себя проведение исследований и дачу заключения экспертом по вопросам, требующим специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла;

Назначение судебной экспертизы. Судебная экспертиза назначается, когда для установления каких-либо обстоятельств, имеющих значение для дела, требуются специальные знания.

По общему правилу вопрос о назначении экспертизы решается по усмотрению следователя в каждом конкретном случае исходя из ситуации по делу. Однако в некоторых случаях производство экспертизы является обязательным и от усмотрения следователя не зависит. Закон предусматривает обязательное назначение судебной экспертизы для установления следующих обстоятельств:

1.            причины смерти;

2.            характера и степени вреда, причиненного здоровью;

3.            психического или физического состояния обвиняемого, подозреваемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы;

4.            психическое состояние подозреваемого, обвиняемого, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, для решения вопроса о наличии или отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии);

5.            психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией;

6.            психического или физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;

7.            возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение (ст. 196 УПК).

Приведенный в законе перечень случаев обязательного назначения экспертизы не является исчерпывающим. На практике фактически в обязательном порядке проводится экспертиза и во многих других случаях — для установления причины и обстоятельств взрыва или пожара, экспертиза наркотиков, оружия, поддельных денег и ценных бумаг и в других случаях, когда без специального исследования невозможно сделать вывод о достаточно значимых обстоятельствах в расследовании.

Признав необходимым проведение экспертизы, следователь выносит постановление о ее назначении (ст. 195 УПК), которое имеет обычную структуру и состоит из трех частей — вводной, описательной и резолютивной. Во вводной части указываются дата и место вынесения постановления, кем вынесено, по какому делу. В наименовании документа должен быть назван вид (род) экспертизы, особо оговорено, если она является дополнительной, повторной, комиссионной или комплексной. В описательной части приводятся основания назначения экспертизы, т. е. кратко излагается сущность дела и указывается, для установления каких обстоятельств и какие именно специальные знания требуются. Если экспертиза является дополни тельной или повторной, то это тоже должно быть аргументировано. В резолютивной части фиксируется решение о назначении экспертизы, указывается, кому она поручается, и приводятся вопросы, ставящиеся на разрешение эксперта. Вопросы должны быть сформулированы четко и недвусмысленно, в соответствии с принятыми рекомендациями. В этой части постановления указываются также материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта (объекты исследований).

Дальнейший порядок производства судебной экспертизы различается в зависимости от того, проводится она в экспертном учреждении или вне такого учреждения. Существует два вида экспертных учреждений — государственные судебно-экспертные учреждения и иные (негосударственные) экспертные учреждения.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 21 декабря 2010 № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» дал разъяснения по основным видам экспертных учреждений.

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения (подразделения) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

Они производят судебные экспертизы по заданиям дознавателя, следователя, суда в соответствии со своим профилем и территориальной зоной обслуживания. Наиболее разветвленные системы государственных судебно-экспертных учреждений имеются в органах МВД, ФСБ, Минюста и Минздрава России. Они производят в настоящее время большинство судебных экспертиз по уголовным делам. Работники этих учреждений являются государственными судебными экспертами, производящими судебную экспертизу в порядке исполнения своих служебных обязанностей. К ним предъявляются определенные профессиональные и квалификационные требования, и они подлежат аттестации в установленном порядке. Деятельность этих учреждений регламентирована упоминавшимся Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также ведомственными нормативно-правовыми актами.

В настоящее время в систему государственных экспертных учреждений входят и экспертные учреждения Следственного комитета Российской Федерации.

Следует учитывать, что в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 № 3214-р утвержден Перечень судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными экспертными учреждениями.

К иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями, относятся эксперты негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лица, не работающие в судебно-экспертных учреждениях.

Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Если производство судебной экспертизы поручается экспертному учреждению, следователь направляет постановление о назначении экспертизы и необходимые материалы руководителю этого учреждения, который и осуществляет все дальнейшие действия. Он поручает производство экспертизы конкретному эксперту (или нескольким экспертам), о чем уведомляет следователя. Нужно иметь в виду, что, хотя экспертиза проводится в экспертном учреждении, заключение дается не от имени учреждения, а от имени конкретного эксперта, который несет за него личную ответственность. Если экспертиза проводится в негосударственном учреждении, то его руководитель разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК, о чем у эксперта отбирается подписка. Государственные эксперты дают такую подписку при вступлении в должность, и поэтому отбирать ее каждый раз при поручении им конкретной экспертизы нет необходимости.

Руководитель экспертного учреждения осуществляет контроль за качеством и сроками проведения экспертизы. На нем же лежит обязанность создать условия, необходимые для проведения исследований, обеспечить сохранность объектов исследования и материалов дела, неразглашение тайны следствия. По окончании производства экспертизы руководитель направляет заключение эксперта вместе со всеми материалами следователю.

Как было отмечено, следователь вправе поручить производство экспертизы не только экспертному учреждению, но и любому лицу, обладающему необходимыми специальными знаниями (так называемому частному эксперту). Обычно это бывает, когда требуется эксперт редкой специальности, отсутствующей в экспертных учреждениях (например, искусствоведческая экспертиза). В таком случае следователь сам выполняет те функции, которые возложены на руководителя экспертного учреждения. Он вручает эксперту постановление о назначении экспертизы и необходимые материалы, разъясняет ему права, обязанности и ответственность. Предварительно следователь должен со брать данные о его компетенции и проверить, нет ли оснований к его отводу.

Следователь вправе присутствовать при производстве экспертизы и получать разъяснения эксперта по поводу проводимых им действий (ст. 197 УПК). Такое присутствие помогает ему лучше оценить заключение эксперта, его обоснованность, соответствие выводов результатам исследования. На практике следователи чаще всего присутствуют при судебно-медицинской экспертизе трупа. Следователь вправе присутствовать при всех проводимых экспертом исследовательских действиях или только при некоторых из них. Не допускается присутствие следователя при совещании комиссии экспертов перед дачей заключения, а также при формулировании экспертом выводов и составлении им заключения, так как это может поставить под сомнение объективность заключения.

Права участников уголовного судопроизводства при производстве экспертизы. Закон наделяет участников уголовного судопроизводства широким комплексом прав при производстве экспертизы, что, с одной стороны, дает им возможность активно защищать свои интересы, а с другой — призвано максимально гарантировать качественную подготовку экспертизы, полноту и объективность проводимого исследования.

Подозреваемый, обвиняемый, его защитник дважды знакомятся с материалами экспертизы — сначала с постановлением о ее назначении, а затем с заключением эксперта (сообщением о невозможности дачи заключения), а также с протоколом допроса эксперта, если таковой проводился. Таким образом, для данного следственного действия закон делает изъятие из правила о тайне следствия. По ознакомлении с указанными документами они вправе заявлять отвод эксперту, а также подавать разнообразные ходатайства — о производстве экспертизы в каком-то другом или в конкретном экспертном учреждении, о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц, о постановке перед экспертом дополнительных вопросов, о присутствии при производстве экспертизы, о назначении дополнительной либо повторной экспертизы (ст. 198, 206 УПК).

В указанном постановлении Пленума ВС РФ подчеркивается, что подозреваемый, обвиняемый и их защитники, а также потерпевший должны быть ознакомлены с постановлением о назначении экспертизы до ее производства. В том случае, если лицо признано подозреваемым, обвиняемым или потерпевшим после назначения судебной экспертизы, оно должно быть ознакомлено с этим постановлением одновременно с признанием его таковым, о чем составляется соответствующий протокол.

Потерпевший знакомится с постановлением о назначении экспертизы. При этом он вправе заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве экспертизы в другом экспертном учреждении (ст. 198 УПК). С заключением эксперта потерпевший знакомится, если экспертиза проводилась в отношении его либо по его ходатайству (ст. 206 УПК).

Свидетель знакомится с заключением эксперта, если экспертиза проводилась в отношении его (ст. 198, 206 УПК).

Подозреваемый, обвиняемый, защитник могут присутствовать при производстве экспертизы, но только с разрешения следователя. На практике они, как правило, присутствуют при экспертизах, связанных со служебной деятельностью обвиняемого (подозреваемого), — бухгалтерской, строительно-технической и т. п. И это методически оправданно, так как проведение исследований в отсутствие проверяемого лица обычно влечет неполноту заключения, поскольку все его замечания и возражения своевременно не учитываются и не проверяются. В других видах экспертиз (криминалистической, судебно-медицинской) такое присутствие практикуется редко, в основном когда обвиняемый (подозреваемый) более или менее сведущ в этих вопросах.

Не допускается присутствие обвиняемого, подозреваемого, защитника на стадии совещания экспертов при комиссионной экспертизе, а также при составлении экспертом заключения и формулировании выводов. Участники процесса, присутствующие при производстве экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету экспертизы. В случае если кто-то из них мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед следователем об отмене данного ему разрешения присутствовать при производстве экспертизы (ст. 24 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

Существенные процессуальные особенности имеет производство судебной экспертизы в отношении живых лиц (судебно-медицинской, судебно-психиатрической). В случае необходимости стационарного обследования при такой экспертизе обвиняемый или подозреваемый может быть помещен в соответствующий стационар (медицинский или психиатрический). Возможны два варианта помещения в стационар обвиняемого или подозреваемого (ст. 203 УПК). Помещение в стационар подозреваемого или обвиняемого, не содержащегося под стражей, производится на основании постановления судьи, выносимого в порядке ст. 165 УПК. Для помещения в стационар подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, достаточно постановления следователя о назначении соответствующей экспертизы с указанием о необходимости исследования с помещением в стационар.

Лица, содержащиеся под стражей, помещаются в специально приспособленные для этого стационары. На них распространяются нормы Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Лица, не содержащиеся под стражей, помещаются в иные стационары, отдельно от лиц, содержащихся под стражей. При этом они пользуются правами пациентов психиатрических стационаров, установленными законодательством РФ о здравоохранении. Упомянутым Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» установлен срок содержания лица в стационаре — до 30 дней. В случае необходимости он может быть продлен по мотивированному ходатайству эксперта (комиссии экспертов) постановлением судьи районного суда по месту нахождения стационара еще на 30 дней. В исключительных случаях возможно повторное продление срока на тот же срок и в таком же порядке. Дальнейшее продление срока не допускается. Таким образом, предельный срок пребывания лица в стационаре не может превышать 90 дней.

Некоторые особенности имеет порядок производства комиссионных и комплексных экспертиз. При комиссионной экспертизе эксперты — члены комиссии могут проводить исследования вместе или по рознь, но каждый из них должен провести исследование в полном объеме. Работой комиссии руководит эксперт-организатор, назначаемый руководителем экспертного учреждения или следователем, если она проводится вне экспертного учреждения. Он руководит совещанием экспертов, контролирует сроки производства экспертизы и выполняет другие организационные функции. Однако никакими преимуществами при решении вопросов по существу он не пользуется и по своему процессуальному положению ничем не отличается от других экспертов. После завершения исследований эксперты должны провести совещание и обсудить полученные результаты. Если по результатам совещания они придут к единому мнению, то ими составляется единое заключение. В случае возникновения разногласий эксперты дают отдельные заключения.

При производстве комплексной экспертизы каждый эксперт проводит исследования только в пределах своей компетенции, поскольку такая экспертиза проводится экспертами различных специальностей. По итогам этих исследований каждый эксперт оформляет и подписывает свою часть заключения. Общие (конечные) выводы также подписываются только теми экспертами, которые участвовали в их формулировании. В остальном правила производства комплексной экспертизы такие же, как и комиссионной.

Если эксперт обладает достаточными знаниями, необходимыми для комплексного исследования, он вправе дать единое заключение по исследуемым им вопросам.

Производство дополнительной и повторной экспертиз осуществляется по тем же правилам, что и первичной (основной).

После завершения экспертизы может быть произведен допрос эксперта (ст. 205 УПК). Допрос эксперта может быть проведен только после получения его заключения и только по поводу этого заключения. В ходе допроса эксперт может давать разъяснение отдельных терминов и формулировок, сущности и возможности примененной методики, приводить дополнительную аргументацию и обоснование своих выводов и т. п. Допрос эксперта может проводиться только по вопросам, не требующим проведения дополнительных исследований. Если же для ответа на эти вопросы необходимо проведение таких исследований, должна быть назначена дополнительная экспертиза.

Эксперт не может быть допрошен по поводу сведений, ставших ему известными в связи с производством экспертизы, если они не относятся к предмету данной экспертизы. Имеются в виду сведения, ставшие известными эксперту со слов обследуемого. Прежде всего это касается судебно-психиатрической экспертизы, при которой об следуемые в ходе доверительной беседы с экспертом (которого они обычно психологически воспринимают как лечащего врача) нередко рассказывают о таких обстоятельствах, которые на следствии отрицают. Запрет допроса эксперта о такого рода сведениях призван гарантировать доверительность отношений между экспертом и обследуемым лицом, соблюдение экспертной тайны.

Получение образцов для сравнительного исследования. В ходе производства экспертизы нередко возникает необходимость получения образцов, требующихся эксперту для проведения сравнительного исследования. Образцы для сравнительного исследования — это объекты, отображающие свойства или особенности человека, животного, трупа, предмета, материала или вещества, а также другие образцы, не обходимые эксперту для проведения исследований и дачи заключения (ст. 9 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»). По своей процессуальной природе образцы являются разновидностью производных вещественных доказательств.

Образцы для сравнительного исследования могут быть получены как следователем, так и экспертом. Порядок получения образцов следователем следующий. Придя к выводу о необходимости их получения, следователь выносит об этом постановление. В необходимых случаях может быть приглашен соответствующий специалист. Присутствие понятых при получении образцов законом не предусмотрено. О получении образцов составляется протокол в соответствии с общими правилами, установленными ст. 166, 167 УПК. При получении образцов не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья человека или унижающие его честь и достоинство (ст. 202 УПК).

Эксперт может получить образцы для сравнительного исследования только от тех объектов, которые предоставлены в его распоряжение для проведения экспертизы (например, произвести экспериментальный отстрел пуль или гильз из исследуемого пистолета). В ка ком-либо отдельном процессуальном оформлении такое получение не нуждается. Оно выступает как составная часть исследования и отражается в исследовательской части заключения.

У лиц, в отношении которых проводится экспертиза, в медицинском учреждении могут отбираться образцы, необходимые для проведения исследований, о чем указывается в заключении эксперта. Образцы получает врач или иной специалист в присутствии двух медицинских работников данного учреждения (ст. 35 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

Соблюдение изложенных правил производства экспертизы является непременным условием признания полученного заключения допустимым доказательством. Существенные нарушения этих правил могут лишить заключение юридической силы и даже повлечь отмену приговора, если это заключение было положено в его основу.