§ 3. Меры пресечения: классификация и порядок избрания

 

§ 3. Меры пресечения: классификация и порядок избрания

 

Необходимость обеспечения назначения уголовного судопроизводства по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения обязывает государство вырабатывать меры государственного принуждения в целях пресечения противодействия расследованию преступлений, оказываемое подозреваемым, обвиняемым.

Самым строгим видом уголовно-процессуальных мер принуждения являются меры пресечения, что обусловлено их предназначением – обеспечение эффективного и успешного судопроизводства по уголовному делу путем исключения возможности подозреваемого, обвиняемого: (1) скрыться от дознания, предварительного следствия и суда, (2) продолжить заниматься преступной деятельностью, (3) угрожать участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства или иным образом воспрепятствовать производству по уголовному делу, а также (4) в целях обеспечения исполнения приговора (ст. 97 УПК). Вопрос об избрании меры пресечения может также решаться в случае получения от иностранного государства запроса о выдаче лица в целях обеспечения возможной его передачи.

Меры пресечения связаны с ограничением конституционных прав и свобод человека в пределах и порядке, установленных законодательством.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога»[1] подобные ограничения прав и свобод «могут быть оправданы публичными интересами в случаях, если они отвечают требованиям справедливости, являются пропорциональными, соразмерными и необходимыми для целей защиты конституционно значимых ценностей». При этом необходимо соблюдать баланс между публичными интересами, связанными с применением мер пресечения, и важностью права на свободу личности.

По своей юридической природе и целям назначения меры пресечения отличаются от уголовного наказания. Если меры пресечения служат средством воспрепятствования преступной деятельности при осуществлении судопроизводства, то уголовное наказание имеет своей целью восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

Меры пресечения избираются в установленном УПК порядке и обладают следующими особенностями:

связаны с ограничением прав и свобод граждан, в том числе конституционных;

реализуются дознавателем, следователем, прокурором, судом;

применяются в отношении подозреваемого (при условии предъявления обвинения в течение 10 суток с момента избрания меры пресечения или задержания), обвиняемого;

избираются только по возбужденному уголовному делу, находящемуся в производстве;

действуют в течение установленного законом срока и не могут превышать срок расследования по уголовному делу;

применение обусловлено наличием достаточных оснований, предусмотренных в законе (ст. 97 УПК), оценкой определенных обстоятельств (тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого, обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятия и др.);

к подозреваемому, обвиняемому одновременно может быть применена только одна мера пресечения;

избраны с соблюдением установленного процессуального порядка.

В XIX в. рассматриваемое понятие «меры пресечения» имело более точную формулировку – «меры пресечения возможности обвиняемому уклонения от следствия и суда» (Устав уголовного судопроизводства 1864 г.). В настоящее время в законодательстве и научной юридической литературе рассматриваемое понятие имеет сокращенное наименование «меры пресечения», тем самым расширяя толкование и назначение мер. На современном этапе развития уголовно-процессуально науки меры пресечения помимо «уклонения от следствия и суда», носят также обязывающий характер надлежащего поведения.

Меры пресечения – это государственные меры уголовно-процессуального принуждения, связанные с ограничением конституционно-важных прав и свобод подозреваемого, обвиняемого (лишение или ограничение свободы, личных и имущественных прав), реализуемые дознавателем, следователем, прокурором, судом в рамках производства по уголовному делу в целях соблюдения публичных интересов путем предупреждения или пресечения уклонения от дознания, следствия или суда, продолжения преступной деятельности, воспрепятствования производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора и выдачи лиц иностранному государству.

На законодательном уровне закреплены следующие виды мер пресечения:

подписка о невыезде и надлежащем поведении (102 УПК);

личное поручительство (103 УПК);

наблюдение командования воинской части (104 УПК);

присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (105 УПК);

запрет определенных действий (105.1 УПК);

залог (106 УПК);

домашний арест (107 УПК);

заключение под стражу (108 УПК).

Меры пресечения могут быть классифицированы в зависимости от (1) субъекта, в отношении которого избирается мера пресечения, (2) необходимости получения судебного решения, (3) степени ограничения прав и свобод, а также (4) волеизъявления подозреваемого, обвиняемого.

В зависимости от субъекта, в отношении которого избираются меры пресечения, последние могут быть подразделены на две группы: общие и специальные.

К общим мерам пресечения относятся: 1) подписка о невыезде и надлежащем поведении, 2) личное поручительство, 3) запрет определенных действий, 4) залог, 5) домашний арест, 6) заключение под стражу.

Специальные включают: 1) наблюдение командования воинской части, 2) присмотр за несовершеннолетним.

Если общие применяются ко всем обвиняемым и подозреваемым, то специальные к лицам, имеющим определенные особенности (несовершеннолетний, военнослужащий).

Меры пресечения в зависимости от необходимости получения судебного решения подразделяются на требующие соответствующего решения и не требующие.

К первой группе относятся меры пресечения, которые не требуют судебного решения: 1) подписка о невыезде и надлежащем поведении, 2) личное поручительство, 3) наблюдение командования воинской части, 4) присмотр за несовершеннолетним.

Для второй группы мер пресечения судебное решение обязательно: 1) запрет определенных действий, 2) залог, 3) домашний арест, 4) заключение под стражу. Дознаватель, следователь не вправе самостоятельно без решения суда избрать указанные меры пресечения, поскольку последние в значительной степени ограничивают конституционные права и свободы подозреваемого, обвиняемого.

В зависимости от степени ограничения прав и свобод личности меры пресечения делятся на меры обязательного характера, не связанные с лишением свободы, и арестантского характера, лишающие свободы.

В зависимости от характера избираемой меры пресечения они могут быть разделены на меры обязательного характера, не связанные с лишением свободы (1) подписка о невыезде и надлежащем поведении, 2) личное поручительство, 3) наблюдение командования воинской части, 4) присмотр за несовершеннолетним, 5) залог, 6) запрет определенных действий), и арестантского характера, лишающие свободы (1) домашний арест, 2) заключение под стражу).

В рамках данной группы отдельно следует выделить единственную меру пресечения (залог), применение которой помимо обязательственного характера обусловлено ее имущественной направленностью и связано с обеспечением явки подозреваемого или обвиняемого и предупреждением совершения новых преступлений.

Волеизъявление подозреваемого, обвиняемого может служить основанием разделения меры пресечения на две группы. Первая группа применяется к лицам независимо от их воли, вторая требует в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона согласия подозреваемого, обвиняемого.

Не требуют волеизъявления подозреваемого, обвиняемого: 1) подписка о невыезде и надлежащем поведении, 2) присмотр за несовершеннолетним, 3) запрет определенных действий, 4) залог, 5) домашний арест, 6) заключение под стражу.

К требующим волеизъявления подозреваемого, обвиняемого относятся:1) личное поручительство, 2) наблюдение командования воинской части.

Принято считать, что при избрании меры пресечения, например, в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (не требующей с точки зрения закона согласия на то лица, в отношении которого она избирается) получение такого устного согласия будет способствовать большей ее эффективности.

Все меры пресечения предназначены для предотвращения противоправного поведения подозреваемого или обвиняемого, обязывают его соблюдать требования уголовно-процессуального закона и предусматривают соответствующие средства пресечения преступного поведения в зависимости от тяжести преступления и личности совершившего его лица.

Основания применения мер пресечения

Статья 97 УПК содержит исчерпывающий перечень оснований для избрания меры пресечения. Подозреваемому, обвиняемому в пределах предоставленных властным субъектам полномочий может быть выбрана одна из мер пресечения при наличии оснований полагать, что лицо:

скроется от дознания, предварительного следствия и суда;

может продолжать заниматься преступной деятельностью;

может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства или иным образом воспрепятствовать производству по уголовному делу;

а также для обеспечения исполнения приговора и в случае получения от иностранного государства запроса о выдаче лица в целях возможной его передачи.

Один лишь факт выявления основания не является достаточным для избрания меры пресечения – обязательно отражение в постановлении обоснования наличия основания для избрания меры пресечения.

Помимо оснований, указанных в ст. 97 УПК, необходимым условием избрания меры пресечения является наличие обоснованного подозрения в совершении преступления.

Так, 19.02.2016 г. Рузский районный суд Московской области заключил под стражу Б., подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, мотивировав принятое решение тяжестью преступления и данными о личности Б., ничего не указав относительно обоснованности подозрения Б. в совершении преступления.

Апелляционным постановлением Московского областного суда от 03.03.2016 г. постановление отменено, так как суд первой инстанции не проверил обоснованность подозрения Б. в совершении преступления[2].

Доказательства подозрения лица в совершении преступления должны быть исследованы и приведены в соответствующем постановлении, определении.

Невский районный суд, принимая решение о заключении под стражу В., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ, указал в постановлении, что представленные следователем материалы свидетельствуют о достаточности данных, подтверждающих обоснованность подозрения В. При этом суд не указал, какие именно материалы позволили прийти к такому выводу.

Санкт-Петербургский городской суд в апелляционном порядке отменил постановление, так как установил, что согласно протоколу судебного заседания в судебном заседании какие-либо материалы не исследовались[3].

Вывод об обоснованности подозрения должен подтверждаться данными, свидетельствующими о причастности подозреваемого, обвиняемого к преступлению. В качестве таких данных не могут рассматриваться доказательства, подтверждающие само событие преступления.

Постановлением Советского районного суда г. Казани отказано в удовлетворении ходатайства о заключении под стражу С., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 219, ч. 2 ст. 201, ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 238 УК РФ. Уголовное дело в отношении группы лиц, в том числе С. – председателя совета директоров коммерческой организации «У», было возбуждено в связи с пожаром в принадлежащем этой организации здании торгового комплекса «А». Принятое решение суд мотивировал тем, что в качестве доказательств обоснованности подозрения в причастности С. к инкриминируемым ему преступлениям суду представлены копии допросов свидетелей и документы, свидетельствующие только о факте пожара в результате нарушения норм пожарной безопасности, однако не представлены данные о том, что коммерческая организация «У» имеет какое-либо отношение к эксплуатации торгового комплекса «А», ведет на объекте какую-либо производственную деятельность и оказывает услуги, а С. является должностным лицом, ответственным за нарушение требований пожарной безопасности на данном объекте[4].

В случае отсутствия оснований, предусмотренных ст. 97 УПК, мера пресечения не избирается. Избрание меры пресечения к подозреваемому, обвиняемому не является обязательным условием производства по уголовному делу. При наличии обоснованного подозрения следователем, дознавателем может рассматриваться вопрос об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого иных мер процессуального принуждения.

Принимая во внимание существенное ограничение прав и свобод подозреваемого, обвиняемого избираемая мера пресечения должна быть соразмерна тяжести совершенного преступления. В связи с этим законодателем исключается возможность избрания, например, заключения под стражу в отношении подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы.

При решении вопроса об определении вида избрания меры пресечения должны учитываться, характеризующие личность подозреваемого обвиняемого: сведения о личности подозреваемого, обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий (ст. 99 УПК), а также другие обстоятельства, к которым могут быть отнесены наличие постоянного места жительства, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.

Мера пресечения в виде заключения под стражу к тяжело больным, беременным женщинам, кормящим матерям, пожилым людям, требующим особого ухода, как правило, не применяется ввиду нецелесообразности их изоляции от общества. При исследовании совокупности всех обстоятельств, характеризующих личность подозреваемого, обвиняемого, тяжести совершенного преступления в целях обеспечения уголовного судопроизводства дознавателем, следователем и судом должна рассматриваться возможность избрания более мягкой меры пресечения.

Красноглинский районный суд г. Самары отказал в удовлетворении ходатайства дознавателя о заключении под стражу Б., подозреваемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 166 УК РФ. Вывод о невозможности применения более мягкой меры пресечения дознаватель обосновал тем, что Б. не работает, в г. Самаре не зарегистрирована и не имеет постоянного места жительства, совершила преступление средней тяжести и может скрыться от дознания. В обоснование принятого решения суд сослался на то, что Б. имеет постоянное место жительства в Оренбургской области, семью и несовершеннолетних детей, которые находятся на ее иждивении, ранее к уголовной ответственности не привлекалась, свою вину признала, в содеянном раскаялась[5].

Избрание меры пресечения в каждом конкретном случае должно быть соразмерно ущербу (!), который может наступить при отказе от ее применения, обусловлено ее назначением и спецификой.

Порядок избрания меры пресечения. Решение об избрании той или иной меры пресечения и ее процессуальное оформление должны отвечать требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законодательством.

Дознаватель, следователь или судья при избрании меры пресечения выносят постановление, а суд – определение, содержащее указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и основания для избрания этой меры пресечения (ст. 101 УПК).

Постановление об избрании меры пресечения, как и любое другое постановление, состоит из вводной, мотивировочной и резолютивной частей. Первая часть содержит сведения о дате, месте составлении, должности должностного лица, составившего документ, его фамилии, номере уголовного дела, формулы статьи УК РФ, по которой проводится расследование по данному уголовному делу, в рамках которого избирается мера пресечения. Во второй части обосновывается подозрение лица в совершении преступления, его причастность, фабула, формулировка и формула обвинения, подозрения, указывается тяжесть преступного деяния, сведения о личности подозреваемого, обвиняемого, основание и обоснование избрания конкретной меры пресечения и при необходимости невозможность избрания более мягкой меры пресечения. В резолютивной части указываются: избираемая мера пресечения, фамилия, имя, отчество подозреваемого или обвиняемого, дата и место рождения, место жительства, наличие судимости, место работы, семейное положение.

В случае избрания меры пресечения, требующей судебного решения, дознавателем, следователем с согласия соответственно начальника органа дознания, руководителя следственного органа выносится ходатайство об избрании запрета определенных действий, залога, домашнего ареста или заключения под стражу.

Копия постановления или определения об избрании меры пресечения вручается лицу, в отношении которого она избрана, а также защитнику или законному представителю по их просьбе.

Уголовно-процессуальным законом допускается избрание меры пресечения как в отношении обвиняемого, так и подозреваемого с условием предъявления последнему обвинения в течение 10 суток с момента избрания меры пресечения, а в случае задержания – в тот же срок с момента задержания.

Срок предъявления обвинения может составлять 45 суток при совершении подозреваемым хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 209, 210, 277, 278, 279, 281, 360 и 361 УК РФ, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу указанный срок исчисляется с момента задержания (ст. 100 УПК).

Если в указанные сроки в зависимости от совершенного преступления обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения отменяется.

Таким образом, законодатель связывает избрание меры пресечения с привлечением лица в качестве обвиняемого, разграничивая тем самым процессуальное положение подозреваемого и обвиняемого и гарантируя возможность реализации подозреваемым его конституционных прав и свобод.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК) является самой мягкой и самой распространенной мерой пресечения. Назначением данной меры пресечения является ограничение свободы передвижения подозреваемого, обвиняемого путем наложения запрета на покидание места жительства без разрешения следователя, дознавателя, а также обязательство лица, в отношении которого она избирается, вести себя надлежащим образом, не препятствовать производству по уголовному делу, являться по вызову в орган предварительного расследования и в суд.

Требование «не покидать постоянного или временного места жительства» означает не запрет на выход из дома, а обязательство не нарушать границы населенного пункта, при этом лицо, в отношении которого избрана подписка о невыезде и надлежащем поведении может свободно передвигаться в пределах, например, города до места работы, учебы, в магазин, медицинские учреждения, кино с обязательным возвращением обратно в указанное место проживания. Необходимым условием избрания подписки о невыезде и надлежащем поведении является наличие у подозреваемого или обвиняемого постоянного или временного места жительства, подтвержденное соответствующим документом (паспорт, свидетельство о регистрации), а в исключительных случаях показаниями проживающих с ним лиц (родственников, соседей, не заинтересованных в производстве по уголовному делу).

Использование в нормах уголовно-процессуального закона термина «подписка» помимо вынесения соответствующего постановления следователем, дознавателем означает отобрание у лица письменного обязательства соблюдать условия меры пресечения, указанные в ст. 102 УПК.

Значительным сдерживающим фактором от нарушения подписки о невыезде и надлежащем поведении является разъяснение подозреваемому, обвиняемому возможности применения более строгой меры пресечения в случае не соблюдения условий рассматриваемого вида меры пресечения.

Личное поручительство (ст. 103 УПК), как и подписка о невыезде и надлежащем поведении, состоит в обязательстве в назначенный срок являться по вызовам следователя, дознавателя и в суд, а также в отказе от совершения действий, направленных на воспрепятствование производства по уголовному делу. В отличии от меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении личное поручительство применяется намного реже, не содержит запрета на соблюдение постоянного или временного места жительства, состоит в письменном обязательстве не самого подозреваемого, обвиняемого, а поручителя – лица, заслуживающего доверия.

Процессуальный порядок личного поручительства состоит в письменном ходатайстве одного или нескольких поручителей об избрании соответствующей меры пресечения, получении согласия лица в отношении которого дается поручительство, вынесении дознавателем, следователем постановления об избрании меры пресечения, отбирания обязательств от личного поручителя о том, что он ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым условий, указанных в п. 2 и 3 ст. 102 УПК.

Поручителями могут быть лица, заслуживающие со стороны следователя, дознавателя, суда доверия (родственники, друзья или знакомые), способные оказать воздействие на обвиняемого или подозреваемого, обеспечив тем самым явку в орган предварительного расследования и суд и соблюдение им своих процессуальных обязанностей.

Поручителю разъясняется, в чем подозревается или обвиняется лицо, а также обязанности и ответственность поручителя, связанные с выполнением личного поручительства. При невыполнении поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание в размере до 10 тыс. руб. Поручитель может избежать взыскания с него штрафа при отказе от взятого на себя обязательства, если к моменту такого отказа подозреваемый, обвиняемый не нарушил условий избранной меры пресечения. В таком случае следователем, дознавателем мера пресечения в виде личного поручительства отменяется и решается вопрос о необходимости замены поручителя или избрания новой меры.

Наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК) — специальная мера пресечения, применяемая только в отношении военнослужащих или граждан, проходящих военные сборы.

Наблюдение командования воинской части, как и личное поручительство, допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого. Обязательным условием ее избрания является согласие обвиняемого, подозреваемого, что обусловлено его особым положением во время прохождения службы и тем фактом, что, как правило, совершаемые преступления имеют прямое отношение к военной службе.

Данная мера пресечения заключается в принятии командованием воинской части мер, предусмотренных уставами Вооруженных сил РФ, для того чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств являться в назначенный срок по вызовам органа расследования и в суд, а также воспрепятствовать совершению действий, направленных на противодействие производства по уголовному делу.

Наблюдение командования воинской части сводится к созданию для подозреваемого или обвиняемого особых условий прохождения службы, предусмотренных Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и уставами Вооруженных сил Российской Федерации, согласно которым военнослужащий на время применения указанной меры пресечения лишается права получения и ношения оружия, не направляются в одиночные наряды, связанные с повышенной ответственностью и пр.

В отличии от личного поручительства избрание данной меры пресечения не требует ходатайства, а также согласия командования воинской части о взятии на себя наблюдения за обвиняемым или подозреваемым. Поэтому законодателем в случае нарушения подозреваемым, обвиняемым условий избрания данной меры пресечения денежное взыскание по аналогии с личным поручительством не предусмотрено.

Военнослужащий или лицо, проходящее военные сборы, в отношении которого может быть избрана мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части вправе отказаться от применения к нему данной меры пресечения. В таком случае следователем, дознавателем мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части отменяется и решается вопрос о необходимости избрания новой меры.

При этом командование не может отказаться от возложенной на него обязанности обеспечить наблюдение за подозреваемым, обвиняемым военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы. Об избрании меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части следователем, дознавателем выносится постановление и одновременно оформляется обязательство подозреваемого, обвиняемого военнослужащего о выполнении указанных обязательств.

Постановление об избрании меры пресечения направляется командованию воинской части, где разъясняются существо подозрения или обвинения и обязанности по исполнению этой меры пресечения.

При совершении подозреваемым, обвиняемым военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК) также, как и наблюдение командования воинской части, применяется только к спецсубъекту – несовершеннолетнему – и состоит в обеспечении его надлежащего поведения, выражающегося выполнением обязательств являться по первому вызову в органы предварительного расследования, суд и не препятствовать производству по уголовному делу.

В судебно-следственной практике не редко встречаются ситуации, когда в ходе проведения предварительного расследования несовершеннолетний достигает 18-тилетнего возраста. В таком случае присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым отменяется, лицу избирается иная мера пресечения, как правило, личное поручительство или подписка и невыезде и надлежащем поведении.

В науке уголовного процесса принято объединять такие виды мер пресечения как личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним, подписка о невыезде и надлежащем поведении в одну группу мер пресечения, поскольку в их основе лежит надлежащее поведение подозреваемого или обвиняемого и исполнение обязательств, указанных в пп. 2, 3 ст. 102 УПК.

Присмотр за несовершеннолетним, как и личное поручительство:

требует от следователя, дознавателя изучение личности лица, заслуживающего доверия;

доверителем, как и поручителем, может быть любое лицо, их количество не ограничено уголовно-процессуальными нормами (законодатель отдает приоритет осуществления присмотра родителям, опекунам, попечителям, должностным лицам специализированного детского учреждения, при этом допуская возможность контроля за несовершеннолетним и другим заслуживающим доверия лицам). Допустимо и принято считать желательным избирание в качестве лица, осуществляющего присмотр за несовершеннолетним, одного из родителей для обеспечения надлежащего поведения в быту и, например, учителя для осуществления контроля за обвиняемым или подозреваемым во время образовательного процесса;

к лицам, которым несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый был отдан под присмотр, в случае невыполнения принятого ими обязательства могут быть применены меры денежного взыскания в размере до 10 тыс. руб.

В отличии от личного поручительства и наблюдения командования воинской части присмотр за несовершеннолетним избирается без согласия на то подозреваемого или обвиняемого, а также без согласия лица, которому надлежит осуществлять присмотр. Вместе с тем судебно-следственная практика исходит из того, что наличие устного согласия указанных лиц способствует эффективной реализации назначения меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним, а само согласие несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) является подтверждением доверия к своему поручителю и возможности его надлежащего поведения.

Следующую группу мер пресечения, включающих в себя: запрет определенных действий, залог, домашний арест, заключение под стражу, объединяет порядок их избрания, требующий судебного решения.

Федеральным законом от 18.04.2018 № 72-ФЗ «О внесении изменений в УПК в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста» введен новый для уголовно-процессуального законодательства вид мер пресечения – запрет определенных действий (ст. 105.1 УПК).

В постановлении о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий указываются один или несколько запретов, мотивы и основания их установления в отношении подозреваемого или обвиняемого и невозможности избрания иной меры пресечения.

Запрет определенных действий в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого. Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде запрета определенных действий;

2) о возложении дополнительных запретов на подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого применена мера пресечения в виде запрета определенных действий;

3) об отказе в удовлетворении ходатайства.

Постановление судьи об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде запрета определенных действий направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, в контролирующий орган по месту жительства или месту нахождения подозреваемого или обвиняемого, подозреваемому или обвиняемому, его защитнику и (или) законному представителю, а также потерпевшему, свидетелю или иному участнику уголовного судопроизводства, если запрет определенных действий связан с обеспечением безопасности этих лиц. В случае возложения на подозреваемого или обвиняемого запрета управлять автомобилем или иным транспортным средством у подозреваемого или обвиняемого дознавателем, следователем или судом изымается водительское удостоверение, которое приобщается к уголовному делу и хранится при нем до отмены данного запрета.

В постановлении суда об избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий должны быть указаны конкретные условия исполнения этой меры пресечения с учетом возлагаемых запретов, перечень которых остается открытым.

Так, к условиям исполнения меры пресечения в виде запрета определенных действий могут быть отнесены:

адрес жилого помещения и периоды времени, в течение которых запрещено покидать жилое помещение;

район, населенный пункт, с которыми связаны запреты;

места, запрещенные для посещения;

данные о расстоянии, ближе которого запрещено приближаться к определенным объектам;

лица, с которыми запрещено общаться;

срок применения запрета, связанного с нахождением в определенные периоды времени за пределами жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях;

способы связи со следователем, дознавателем и контролирующим органом;

а также другие условия.

С учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого, фактических обстоятельств уголовного дела и представленных сторонами сведений при избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий могут быть возложены следующие запреты:

1) выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором подозреваемый или обвиняемый проживает;

2) находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них;

3) общаться с определенными лицами;

4) отправлять и получать почтово-телеграфные отправления;

5) использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет";

6) управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Запрет выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения связан со значительным ограничением прав и свобод. В связи с чем в целях соблюдения баланса публичных интересов и конституционных прав подозреваемого, обвиняемого наложение запрета требует от следователя, дознавателя, суда соблюдения особых условий при установлении и продлении срока применения данного запрета. Законодателем также наложено ограничение на продление сроков запрета, которые не могут превышать по уголовным делам:

1) о преступлениях небольшой и средней тяжести - 12 месяцев;

2) о тяжких преступлениях - 24 месяца;

3) об особо тяжких преступлениях - 36 месяцев.

На подозреваемого или обвиняемого может быть возложена обязанность соблюдать один, несколько или сразу все перечисленные запреты. Мера пресечения в виде наложения запрета на осуществление определенных действий помимо соблюдения определенных ограничений заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных на него запретов.

Контроль за соблюдением подозреваемым или обвиняемым запретов возложен на ФСИН России, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

Порядок осуществления контроля, использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств определяется приказом Министерства юстиции РФ, МВД России, СК России, ФСБ России и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 11.02.2016 № 26/67/13/105/56 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений».

Запрет определенных действий не может ограничивать подозреваемого или обвиняемого в праве использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения со следователем, с дознавателем и контролирующим органом. О каждом таком использовании средств связи лицо, на которое наложен запрет определенных действий информирует контролирующий орган.

Если по медицинским показаниям подозреваемый или обвиняемый был доставлен в учреждение здравоохранения и госпитализирован, до разрешения судом вопроса об изменении либо отмене меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого продолжают действовать установленные судом запреты. Местом исполнения меры пресечения в виде запрета определенных действий считается территория соответствующего учреждения здравоохранения.

В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым возложенных на него запретов, отказа от применения к нему аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля или умышленного повреждения, уничтожения, нарушения целостности указанных средств либо совершения им иных действий, направленных на нарушение функционирования применяемых к нему аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, суд по ходатайству следователя или дознавателя, а в период судебного разбирательства по представлению контролирующего органа может изменить эту меру пресечения на более строгую.

Обязанность соблюдения запретов определенных действий может быть возложена на обвиняемого, подозреваемого в дополнение к избираемой мере пресечения в виде залога или домашнего ареста. Наложение запрета осуществляется в порядке и в рамках мер пресечения, предусмотренных статьями 106, 107 УПК.

Залог (ст. 106 УПК) состоит во внесении или в передаче подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на стадии предварительного расследования в орган, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства - в суд недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций в целях обеспечения явки подозреваемого либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, предупреждения совершения им новых преступлений, а также действий, препятствующих производству по уголовному делу.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 17.06.2021 № 29-П «По делу о проверке конституционности положений статей 106, 110 и 389.2 УПК в связи с жалобой гражданина С.А. Филиппова» положения ст. 106 УПК не противоречат Конституции Российской Федерации и по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что:

отсутствие нарушения обязательств, связанных с внесенным залогом, исключающее разрешение судом вопроса о его обращении в доход государства, позволяет залогодателю обратиться к дознавателю, следователю или в суд с ходатайством об отмене или изменении меры пресечения в виде залога и возврате ему имущества;

указанное ходатайство подлежит разрешению дознавателем, следователем или судом при отсутствии на момент его рассмотрения нарушения обязательств, связанных с внесенным залогом, и удовлетворению при наличии уважительных обстоятельств (при наступлении исключительных жизненных обстоятельств), когда сохранение залога существенно затрагивает права залогодателя, а также ввиду существенного превышения ординарных сроков предварительного расследования или судебного разбирательства;

разрешая по ходатайству залогодателя вопрос об отмене меры пресечения в виде залога, дознаватель, следователь или суд, исходя из наличия на то оснований, при соблюдении условий и в установленном законом порядке вправе избрать другую меру пресечения, в рамках применения которой могут быть достигнуты ее цели;

если дознавателем, следователем или судом в отношении подозреваемого, обвиняемого после удовлетворения ходатайства залогодателя об отмене залога избрана иная мера пресечения, действие залога сохраняется до применения вновь избранной меры пресечения.

Залог вносится подозреваемым, обвиняемым, защитником, законным представителем или любым другим физическим лицом. Залогодатель берет на себя обязательство обеспечить надлежащее поведение подозреваемого (обвиняемого) под угрозой утраты заложенного имущества.

Допускается избрание залога в любой момент производства по уголовному делу.

Особенности порядка, условий избрания меры пресечения в виде залога разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий», согласно которому решение об избрании меры пресечения в виде залога суд вправе принять не только по результатам рассмотрения ходатайства следователя, согласованного с руководителем следственного органа, или ходатайства дознавателя, согласованного с прокурором, но и по результатам рассмотрения ходатайства, заявленного подозреваемым, обвиняемым, его защитником, законным представителем либо другим физическим или юридическим лицом, а также по результатам обсуждения в судебном заседании возможности применения альтернативных заключению под стражу или домашнему аресту мер пресечения. Исследование судом фактических и правовых оснований для избрания залога должно осуществляться в условиях состязательности и равноправия сторон с обеспечением подозреваемому, обвиняемому возможности довести до суда свою позицию, в частности о виде и размере залога.

В качестве меры пресечения залог применяется в отношении подозреваемого либо обвиняемого по решению суда на срок до двух месяцев в порядке, установленном статьей 108 УПК. Срок применения данной меры пресечения исчисляется с момента внесения залога.

В постановлении или определении суда о применении залога в качестве меры пресечения суд устанавливает срок внесения залога. Если подозреваемый либо обвиняемый задержан, то суд при условии признания задержания законным и обоснованным продлевает срок задержания до внесения залога, но не более чем на 72 часа с момента вынесения судебного решения. В случае, если в установленный срок залог не внесен, суд рассматривает вопрос об избрании в отношении подозреваемого либо обвиняемого иной меры пресечения.

Если внесение залога применяется вместо ранее избранной меры пресечения, то эта мера пресечения действует до внесения залога.

Залог считается внесенным с момента передачи предмета залога суду или органу, в производстве которого находится уголовное дело, о чем составляется протокол. Если предметом залога является недвижимое имущество, акции и облигации, ценности, к протоколу должен быть приложен акт приема-передачи предмета залога.

В уголовно-процессуальном законе установлен минимальный размер залога – 50 тыс. рублей при совершении преступления не большой или средней тяжести и не менее 500 тыс. рублей при совершении тяжких и особо тяжких преступлений.

Предметом залога могут быть:

движимое имущество в виде денег;

ценности (ювелирные изделия, произведения искусства и пр.);

акции и облигации, допущенные к публичному обращению в Российской Федерации;

недвижимое имущество.

Деньги, являющиеся предметом залога, вносятся на депозитный счет соответствующего суда или органа, в производстве которого находится уголовное дело.

При принятии в залог недвижимого имущества, акций и облигаций, ценностей, допущенных к публичному обращению на территории Российской Федерации, суду следует устанавливать, чем подтверждено право собственности залогодателя на них, а в случае подтверждения такого права выяснять, не имеет ли оно ограничения (обременения). В этих целях суду надлежит исследовать подлинные экземпляры документов, подтверждающих указанные обстоятельства.

При избрании меры пресечения в виде залога, самым сложным вопросом является оценка имущества, передаваемого в залог, особенности осуществления которой регламентируются постановлением Правительства РФ от 13.07.2011 № 569 «Об утверждении положения об оценке, содержании предмета залога по уголовному делу, управлении им и обеспечении его сохранности». Имущество, передаваемое в залог подлежит оценке не ранее чем за 5 рабочих дней до дня подачи ходатайства о применении залога.

В случае нарушения подозреваемым либо обвиняемым обязательств, связанных с внесенным залогом, залог обращается в доход государства, в отношении лица, совершившего преступление, решается вопрос об избрании новой меры пресечения.

При постановлении приговора, вынесении определения либо постановления о прекращении уголовного дела решается вопрос о возвращении предмета залога залогодателю в случае соблюдения обвиняемым, подозреваемым условий меры пресечения.

Сущность домашнего ареста (ст. 107 УПК) заключается в изоляции подозреваемого или обвиняемого от общества путем его нахождения в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением запретов и осуществлением за ним контроля. Местом содержания под домашним арестом с учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого может быть территория соответствующего учреждения здравоохранения.

Порядок принятия решения об избрании данной меры пресечения аналогичен установленному ст. 108 УПК порядку избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу (ч. 3 ст. 107 УПК).

Дознаватель либо следователь, ходатайствуя перед судом об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, должен удостовериться в том, что лицо проживает в жилом помещении на правах собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, а имеющиеся условия в месте проживания или в медицинском учреждении позволяют организовать постоянный надзор за лицом, обвиняемом или подозреваемом в совершении преступления.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий» при вынесении судом определения, постановления следует указывать случаи, когда обвиняемому, подозреваемому может быть разрешено покидать пределы жилого помещения в определенное время (например, для посещения учебного заведения), а также случаи, в которых лицу запрещено покидать пределы жилого помещения (например, в ночное или иное время, при проведении массовых мероприятий).

Мера пресечения обязывает подозреваемого, обвиняемого на постоянной основе находиться в жилище и не покидать его без разрешения дознавателя, следователя. Кроме того, лицу, находящемуся под домашним арестом, может быть запрещено:

общаться каким-либо образом с лицами, которые указываются в соответствующем постановлении или определении, в том числе посредством посещения последними обвиняемого, подозреваемого;

отправлять и получать почтово-телеграфные отправления;

использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», при этом лицо не может быть ограничено в праве использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения с контролирующим органом, дознавателем, следователем. О каждом таком звонке подозреваемый или обвиняемый информирует контролирующий орган.

В зависимости от фактических обстоятельств на подозреваемого, обвиняемого могут быть возложены все указанные запреты или некоторые из них.

Важным условием избрания домашнего ареста является невозможность избрания подозреваемому, обвиняемому более мягкой меры пресечения.

Заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения, заключающей в лишении обвиняемого или подозреваемого свободы посредством изоляции его от общества, помещении в место предварительного заключения.

Заключение под стражу, как и запрет определенных действий, и домашний арест, избирается при условии невозможности применения иной более мягкой меры пресечения.

Содержание подозреваемых, обвиняемых, заключенных под стражу, определяется Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также приказом МВД России от 22.11.2005 № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел».

В качестве меры пресечения заключение под стражу по общему порядку применяется только по судебному решению в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет.

В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

2) его личность не установлена;

3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

В дополнение к исключительным случаям законодателем выделяются отдельные категории лиц, в отношении которых заключение под стражу избирается в особом порядке или вообще не может быть избрана. К ним относятся:

подозреваемый или обвиняемый при отсутствии указанных выше обстоятельств в совершении преступлений, если последние совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности (ч. 1-4 ст. 159, 159.1-159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201  УК), а также в совершении преступлений, предусмотренных ч. 5-7 ст. 159, 171, 171.1, 171.3 - 172.3, 173.1 - 174.1, 176 - 178, 180, 181, 183, 185 - 185.4 и 190-199.4 УК;

несовершеннолетние подозреваемые или обвиняемые. Заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если несовершеннолетний подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (в исключительных случаях данная мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление средней тяжести). Заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении несовершеннолетнего, не достигшего 16 лет, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести впервые.

Порядок заключения лица под стражу включает вынесение следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора постановления о возбуждении перед судом ходатайства, рассмотрение ходатайства судьей и принятие по нему одного из следующих решений:

1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства;

3) о продлении срока задержания.

В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства: постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, протокол задержания, , характеристика с места работы, справки о судимости, состоянии здоровья, составе семьи, протоколы допроса подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетелей и другие материалы, указывающие на причастность лица к совершению преступления, наличие оснований и обстоятельств для заключения под стражу, а также характеризующие личность подозреваемого, обвиняемого.

При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, исследованные в ходе судебного заседания.

Избрание меры пресечения в виде заключения под стражу предполагает обязательное участие в судебном заседании обвиняемого или подозреваемого, защитника, если он участвует в уголовном деле, и прокурора. Допускается также участие в судебном заседании законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя.

Принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный розыск (ч. 5 ст. 108 УПК).

При отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу судья по собственной инициативе вправе при наличии оснований и с учетом обстоятельств, указанных в уголовно-процессуальном законе, избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого меру пресечения в виде запрета определенных действий, залога или домашнего ареста.

Срок содержания под стражей, домашнего ареста, запрета на выход в определенные периоды времени за пределы жилого помещения. В ситуациях, связанных с ограничением права на свободу и личную неприкосновенность, каждому арестованному или задержанному лицу по уголовному делу должно быть обеспечено право на судебное разбирательство в течение разумного срока или право на освобождение.

Ограничение свободы и личной неприкосновенности в течение значительного времени вне судебного контроля не допускается. Срок содержания под стражей, домашнего ареста, запрета на выход в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором подозреваемый или обвиняемый проживает, а также срок применения залога и порядок их продления регламентируются ст. 109 УПК и ограничен двумя месяцами. Этот срок исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу, домашний арест, наложения запрета на выход в определенные периоды времени за пределы жилого помещения или с момента его задержания до направления уголовного дела в суд либо с момента внесения залога.

В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда до шести месяцев. Дальнейшее продление срока до 12 месяцев может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры.

В исключительных случаях решение о продлении срока до 18 месяцев в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, принимается судьей по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти). После этого продление срока содержания под стражей допускается для:

окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела на необходимый для этого срок (п. 1 ч. 8 ст. 109 УПК);

обеспечения принятия прокурором, а также судом решений по уголовному делу поступившему с обвинительным заключением, актом, постановлением или постановлением о применении принудительных мер медицинского характера по ходатайству следователя, дознавателя с учетом сроков, предусмотренных нормами уголовно-процессуального закона (ч. 8.1 ст. 109 УПК);

обжалования следователем, дознавателем решения прокурора о возвращении уголовного дела и принятия в связи с этим соответствующего решения вышестоящим прокурором и судом (ч. 8.2 ст. 109 УПК);

для принятия прокурором, а также судом решений по уголовному делу поступившему с обвинительным заключением, актом, постановлением или постановлением о применении принудительных мер медицинского характера по ходатайству прокурора до 30 суток (ч. 8.3 ст. 109 УПК).

Разрешение вопроса о продлении сроков содержания под стражей, домашнего ареста, запрета определенных действий, применения залога в каждом случае предполагает новое исследование судом оснований избрания меры пресечения, а также оценку существующих обстоятельств, приводимых как стороной защиты, так и стороной обвинения посредством обеспечения подозреваемому, обвиняемому возможности доведения до суда своей позиции.

Отмена и изменение меры пресечения. Меры пресечения, в том числе заключение под стражу, могут применяться лишь при наличии оснований, соответствующих указанным Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 55) целям; только в этом случае их применение будет отвечать конституционному смыслу данного вида мер уголовно-процессуального принуждения, в связи с чем орган дознания, следователь, прокурор и суд, принимая решение об избрании меры пресечения, о ее отмене или изменении, а также о продлении срока содержания под стражей, в каждом случае должны обосновывать соответствие этого решения конституционно оправданным целям[6].

Отмена или изменение меры пресечения производится по постановлению дознавателя, следователя или судьи либо по определению суда.

Мера пресечения изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения (ч. 1 ст. 110 УПК).

Мера пресечения в виде, например, заключения под стражу изменяется на более мягкую тогда, когда изменяются основания и условия ее применения, а также при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования. Заключение под стражу может быть заменено домашним арестом, запретом определенных действий или залогом, если основания дальнейшего содержания под стражей отпали, но общие основания для применения меры пресечения сохраняются.

Изменение меры пресечения на более строгую связано с нарушением условий ранее избранной меры: не явка по вызову следователя, дознавателя, в суд, совершение преступления, противодействие производству по уголовному делу, невнесение предмета залога, выход за пределы жилого помещения, использование средств связи и др.

Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, в следующих случаях:

отпали основания избрания меры пресечения;

изменились обстоятельства избрания меры пресечения (установлена личность подозреваемого, обвиняемого);

подозреваемому в течение 10 суток с момента избрания меры пресечения (или с момента задержания) не предъявлено обвинение, а по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 209, 210, 210.1, 277, 278, 279, 281, 360 и 361, – в течение 45 суток;

уголовное дело прекращено или по нему вынесен оправдательный приговор.

Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, в том числе мера, избрание которой требует судебного решения, может быть отменена или изменена по решению этих лиц (ст. 110 УПК). Суд, принимающий решение об избрании определенных мер пресечения, не участвует в решении вопроса об их отмене или изменении.

Данная позиция обусловлена, пониманием функций суда в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. В случае избрания меры пресечения, существенно ограничивающей конституционные права и свободы подозреваемого или обвиняемого, вмешательство суда является необходимым. Отмена мер пресечения напротив предоставляет лицу возможность в полной мере воспользоваться этими правами, а значит и вмешательства суда в данном случае не требуется.

Таким образом, меры пресечения являются самым строгим видом выработанных государством в целях обеспечения назначения уголовного судопроизводства мер процессуального принуждения.

Все меры пресечения предназначены для предотвращения после возбуждения уголовного дела в зависимости от тяжести преступления и личности подозреваемого, обвиняемого противоправного поведения лица, совершившего преступление, предусматривают соответствующие средства пресечения преступного поведения и обязывают соблюдать требования уголовно-процессуального закона.

К подозреваемому или обвиняемому одновременно может быть применена только одна мера пресечения.

Каждому арестованному или задержанному лицу по уголовному делу должно быть обеспечено право на судебное разбирательство в течение разумного срока или право на освобождение.

Уголовно-процессуальный закон содержит исчерпывающий перечень оснований для избрания меры пресечения.

Избрание меры пресечения направлено на соблюдение баланса между публичными интересами и конституционными правами подозреваемого, обвиняемого. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены нормами уголовно-процессуального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).


[1] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий» // СПС «КонсультантПлюс».

[2] Обзор практики рассмотрения судами ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока содержания под стражей, утвержденный Президиумом Верховного суда Российской Федерации «18» января 2017 г. // Сайт Верховного суда Российской Федерации https://www.vsrf.ru/.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Постановление Конституционного Суда РФ от 22.03.2005 № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан».