§ 4. Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Контроль и запись переговоров. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами

 

§ 4. Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Контроль и запись переговоров. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами

 

Обыск. Это следственное действие заключается в принудительном обследовании помещений, сооружений, участков местности, транспортных средств отдельных граждан и иных объектов в целях отыскания и изъятия скрываемых доказательств преступления, иных предметов, документов и ценностей, имеющих значение для уголовного дела, а также для обнаружения разыскиваемых лиц или трупов.

Основанием для производства обыска является наличие достаточных данных, свидетельствующих о том, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, иные предметы, документы или ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела (ч. 1 ст. 182 УПК). Обыск может производиться и в целях обнаружения разыскиваемых лиц и трупов (ч. 16 ст. 182 УПК).

Таким образом, обыск всегда про водится при отсутствии точных сведений о месте нахождения подлежащих изъятию объектов, что обусловливает его поисковый характер.

В отличие от большинства других следственных действий, обыск в силу своих специфических задач всегда сопровождается значительным процессуальным принуждением. Поэтому он производится на основании мотивированного постановления следователя, в котором обязательно указываются конкретные фактические данные, свидетельствующие о нахождении в определенном месте определенных объектов.

Помимо следователя, обязательными участниками обыска являются понятые и обыскиваемые лица, т. е. субъекты, имеющие непосредственное отношение к тому объекту, где производится обыск.

В качестве обыскиваемых могут выступать как участники уголовного судопроизводства (подозреваемый, обвиняемый и т. д.), так и лица, еще не имеющие определенного процессуального статуса. Участие обыскиваемых способствует обеспечению при производстве обыска принципов уголовного судопроизводства, создает возможность для добровольной выдачи искомых объектов, получения объяснений по поводу обнаруженного и т. д. Кроме того, следователь вправе привлечь для участия в обыске специалистов, а при необходимости — и иных лиц. Для оказания помощи в проведении конкретных мероприятий по обнаружению доказательств, для обеспечения безопасности участников и преодоления противодействия следователь может привлечь для участия в обыске оперативных сотрудников. На правах оперативных сотрудников в производстве обыска также могут принять участие специальные силовые подразделения МВД России, ФСБ России, другие. При этом категорически не допускается привлечение для участия в обыске сотрудников данных подразделений в целях оказания психологического воздействия на присутствующих лиц. Для обеспечения прав и законных интересов обыскиваемых лиц при производстве обыска могут присутствовать их адвокаты (ч. 11 ст. 182 УПК).

До начала обыска следователь должен ознакомить обыскиваемых лиц с постановлением о его производстве и предложить им выдать искомые предметы, документы или ценности добровольно. В случае добровольной выдачи и при отсутствии оснований полагать о сокрытии каких-либо иных значимых объектов следственное действие может быть окончено. В противном случае следователь приступает к осуществлению непосредственных поисковых мероприятий. В целях отыскания и изъятия имеющих значение для уголовного дела объектов законодатель предоставляет следователю широкие процессуальные возможности. Так, следователь имеет право: а) вскрывать любые помещения, если владелец отказывается их открыть добровольно (ч. 6 ст. 182 УПК); б) запрещать обыскиваемым или иным присутствующим лицам покидать место производства обыска, а также общаться друг с другом или другими лицами (ч. 8 ст. 182 УПК); в) пресекать любые формы противодействия обыску, в том числе попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности; г) изымать любые предметы, документы и ценности, имеющие, по его мнению, отношение к уголовному делу; д) изымать любые предметы, которые изъяты из свободного оборота (ч. 9 ст. 182 УПК).

Процессуальные возможности следователя ограничены положениями Конституции РФ и принципами уголовного судопроизводства. Так, в частности, следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица или сведения, составляющие личную или семейную тайну (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, ч. 7 ст. 182 УПК). При производстве обыска не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества (ч. 6 ст. 182 УПК).

Все изъятые в ходе обыска объекты должны быть предъявлены участвующим лицам, а при необходимости надлежащим образом упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых.

Протокол обыска составляется в соответствии с общими правилами (ч. 12 ст. 182 УПК). Однако при этом законодатель особо подчеркивает обязанность фиксации в этом процессуальном документе места и обстоятельств обнаружения (или добровольной выдачи) искомых объектов, их количества, меры, веса и других индивидуальных признаков.

Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры (ч. 14 ст. 182 УПК).  

Копия протокола вручается под роспись одному из обыскиваемых лиц.

В зависимости от обыскиваемых объектов выделяют обыск жилища, обыск нежилого помещения или иного сооружения, обыск участка местности; обыск автотранспортного средства; личный обыск и т. д. Они отличаются друг от друга тактикой производства. Особенностями процессуальной регламентации характеризуются обыск жилища; личный обыск; обыск в служебном помещении адвоката или адвокатского образования.

Так, обыск в жилище (ч. 3 ст. 182 УПК) осуществляется на основании судебного решения, а при обстоятельствах, не терпящих отлагательства, — без такового, но с обязательным последующим уведомлением прокурора и суда (ст. 165 УПК). Ранее этот порядок подробно был изложен.

Личный обыск, т. е. обыск тела человека, его одежды или находящихся при нем вещей (ст. 184 УПК), производится на основании судебного решения. В случаях, не терпящих отлагательства, личный обыск также может быть произведен в порядке ч. 5 ст. 165 УПК на основании постановления следователя.

Более того, в соответствии с ч. 2 ст. 184 УПК законодатель вообще предусматривает возможность проведения личного обыска без такого постановления в следующих случаях: а) при задержании лица по подозрению в совершении преступления или заключении его под стражу; б) при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела. Очевидно, что данные положения прямо соотносятся с положениями ч. 14 ст. 182 УПК

Личный обыск характеризуется еще одной особенностью, обусловленной принципом уважения чести и достоинства личности: все лица, находящиеся при производстве личного обыска (следователь, понятые, а при необходимости и специалисты), должны быть одного пола с обыскиваемым.

Особенности обыска в отношении адвоката будут изложены немного ниже, так как таковые присущи и выемке в отношении указанного лица.

Выемка. Это следственное действие заключается в добровольной выдаче или принудительном изъятии имеющих значение для уголовного дела предметов или документов, если точно известно, где и у кого они находятся. Таким образом, основанием для производства выемки является наличие точных сведений о нахождении в определен ном месте (у определенного лица) предметов или документов, имеющих значение для уголовного дела (ч. 1 ст. 183 УПК). По своим целям и задачам выемка очень схожа с обыском, поэтому осуществляется в аналогичном ему процессуальном порядке и при участии лиц, у которых производится выемка. Протокол выемки также составляется по правилам протокола обыска.

Вместе с тем выемку нельзя считать процессуальной или какой-либо иной разновидностью обыска. Это отдельное следственное действие, имеющее самостоятельные правовые основания и особенности, которые и отличают ее от обыска. Отличия обыска от выемки заключаются в следующем:

1) обыск проводится при отсутствии точных сведений о месте нахождения подлежащих изъятию объектов; основания для его производства носят предположительный характер. При выемке, наоборот, следователь обладает точной информацией относительно места на хождения подлежащих изъятию предметов или документов. Это обстоятельство исключает поисковый характер выемки;

2) обыск всегда связан с государственным принуждением, а выемка вполне может быть осуществлена и в порядке добровольной выдачи.

Законодатель устанавливает, что выемка некоторых специфических объектов или проводимая в некоторых специфических местах должна осуществляться не иначе как на основании судебного решения. К таковым видам выемки относятся:

1.            выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (ч. 3 ст. 183 УПК);

2.            выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард (ч. 3 ст. 183 УПК);

3.            выемка в жилище (п. 5 ч. 2 ст. 29 УПК).

Порядок получения судебного решения, как и производства выемки в случаях, не терпящих отлагательства, ранее подробно был рассмотрен.

В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи следователь обязан в трехдневный срок уведомить об этом заемщика или поклажедателя (ч. 6 ст. 183 УПК).

Обыск и выемка в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности), включая случаи, предусмотренные частью пятой статьи 165 настоящего Кодекса, производятся только после возбуждения в отношении адвоката уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, в порядке, установленном частью первой статьи 448 настоящего Кодекса, на основании постановления судьи о разрешении производства обыска и (или) выемки и в присутствии обеспечивающего неприкосновенность предметов и сведений, составляющих адвокатскую тайну, члена совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого производятся указанные следственные действия, или иного представителя, уполномоченного президентом этой адвокатской палаты.

В постановлении судьи о разрешении производства обыска и (или) выемки в отношении адвоката указываются данные, служащие основанием для производства указанных следственных действий, а также конкретные отыскиваемые объекты. Изъятие иных объектов не допускается, за исключением предметов и документов, изъятых из оборота. В ходе обыска и (или) выемки в жилых и служебных помещениях, используемых для осуществления адвокатской деятельности, запрещается изъятие всего производства адвоката по делам его доверителей, а также фотографирование, киносъемка, видеозапись и иная фиксация материалов указанного производства.

В порядке исключения, в случаях, не терпящих отлагательства, данные следственные действия в отношении адвоката не могут быть проведены (ч.1 ст. 450.1 УПК).

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка. Это следственное действие сложного, комбинированного характера (ст. 185 УПК). Оно заключается в предусмотренном законом и производимом на основе общего процессуального решения комплексе мероприятий по аресту почтово-телеграфных отправлений, их последующим осмотру и выемке, направленном на получение новых или проверку имеющихся доказательств. Содержание этого комплекса сводится к следующему: 1) вынесение процессуального решения об аресте почтово-телеграфных отправлений, их осмотр и выемка; 2) арест почтово-телеграфных отправлений; 3) осмотр арестованных почтово-телеграфных отправлений; 4) выемка почтово-телеграфных отправлений; 5) отмена ареста почтово-телеграфных отправлений.

Так, процессуальное решение об аресте почтово-телеграфных отправлений принимается при наличии достаточных оснований полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться соответственно в бандеролях, посылках, других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах. Подобное решение ограничивает конституционное право на тайну переписки, почтовых и иных сообщений, поэтому в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 13 УПК может быть принято только судом в порядке ст. 165 УПК. При этом ходатайство следователя о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки должно содержать: фамилию, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться; основания наложения ареста, производства осмотра и выемки; виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту; наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать соответствующие почтово-телеграфные отправления. Копия постановления суда о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и об их выемке направляется в соответствующее учреждение связи.

Арест почтово-телеграфных отправлений заключается в задержании сотрудниками учреждений связи указанных в постановлении суда почтово-телеграфных отправлений и незамедлительном уведомлении об этом следователя.

Осмотр и выемка задержанных почтово-телеграфных отправлений осуществляются следователем в соответствии с общими правилами производства этих следственных действий, а также с учетом следующих процессуальных особенностей:

осмотр, выемка производятся в соответствующем учреждении связи;

выемка почтово-телеграфных отправлений из тактических соображений может быть заменена снятием копий с соответствующих документов;

в протоколе осмотра почтово-телеграфных отправлений должно быть указано, кем и какие почтово-телеграфные отправления были подвергнуты осмотру, скопированы, отправлены адресату или задержаны.

Отмена ареста почтово-телеграфных отправлений осуществляется по решению следователя, когда отпадает необходимость в этой мере, но не позднее окончания стадии предварительного расследования. О своем решении следователь уведомляет прокурора и суд (ч. 6 ст. 185 УПК).

При наличии достаточных оснований полагать, что сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться в электронных сообщениях или иных передаваемых по сетям электросвязи сообщениях, следователем по решению суда могут быть проведены их осмотр и выемка (ч. 7 ст. 185 УПК).

Контроль и запись переговоров. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. 

Контроль и запись переговоров и получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами представляют собой предусмотренные законом комплексы мероприятий по негласному исследованию и фиксации современных технических способов общения в целях получения новых или проверки имеющихся доказательств (ст. 186, 186.1 УПК).

Предметом контроля и записи переговоров являются сами телефонные и иные переговоры и их содержание. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами имеет своим назначением установление сведений об имевших место фактах соединений, об их дате, времени и продолжительности, о номерах абонентов, других данных, позволяющих идентифицировать абонентов, а также сведений о номерах и месте расположения приемо-передающих базовых станций.

Возможность контроля и записи телефонных и иных переговоров законодатель допускает на срок до шести месяцев только по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях. Получение информации о соединениях допускается на тот же срок, однако возможность осуществления данного следственного действия квалификацией преступления не ограничивается.

Содержание процессуальных комплексов по контролю и записи переговоров, а также по получению информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами включает: а) вынесение процессуального решения о контроле и записи телефонных и иных переговоров (о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами); б) негласную запись телефонных и иных переговоров (предоставление информации о соединениях); в) прослушивание и фиксацию фонограммы этих переговоров (осмотр представленных документов о соединениях); г) прекращение контроля и записи телефонных и иных переговоров (получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами).

Процессуальное решение о контроле и записи переговоров, о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами принимается при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц или информация о соединениях могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела. Решение о производстве указанных следственных действий в соответствии с ч. 2 ст. 13 УПК может быть принято только судом при наличии соответствующего ходатайства следователя. При получении письменного заявления свидетеляпотерпевшего, а также их родственников или близких о наличии в отношении их угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий решение о контроле и записи их переговоров следователь вправе принять самостоятельно.

Суд принимает процессуальное решение о контроле и записи переговоров или о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами в порядке ст. 165 УПК. Ходатайство следователя должно содержать: а) сведения об уголовном деле, при производстве которого необходимо применение данной меры; б) основания, по которым производится такое мероприятие; в) фамилию, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи (наименование организации, от которой необходимо получить информацию о соединениях); г) срок осуществления контроля и записи (период получения информации о соединениях); д) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи. Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения органу дознания, а постановление о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами соответственно направляется в организацию, осуществляющую услуги связи.

Негласная запись телефонных и иных переговоров, по существу, скорее напоминает ОРМ, однако по форме является процессуальным, так как прямо предусмотрено УПК. Запись телефонных и иных переговоров осуществляется по поручению следователя специальными техническими службами и подразделениями органов дознания (МВД России, ФСБ России и других).

В свою очередь, предоставление информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами заключается в направлении руководителем организации, осуществляющей услуги связи, требуемой следователем информации на любом материальном носителе в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указывается период, за который предоставлена эта информация, и номера абонентов (абонентских устройств). Информация о соединениях должна предоставляться следователю по мере ее поступления, но не реже одного раза в неделю.

Так как информация о соединениях абонентов, в отличии от телефонных переговоров, может иметь и ретроспективный характер, то подобная информация может быть истребована и за период, предшествующий принятию решения о ее получении. В отличии от срока производства данного следственного действия, ограничиваемого шестью месяцами, период, за который истребуется информация о соединениях, обусловлен как обстоятельствами преступления, так и техническими возможностями хранения подобной информации.

Прослушивание и фиксацию фонограммы телефонных и иных переговоров осуществляет следователь. Так, он имеет право в течение всего срока осуществления негласной записи в любое время истребовать соответствующие материалы. Фонограмма передается следователю в опечатанном виде с указанием даты и времени начала и окончания записи, а также кратких характеристик использованных при этом технических средств. Прослушивание фонограммы осуществляется по правилам следственного осмотра документов. Для участия в прослушивании могут быть приглашены специалист и лицо, чьи переговоры были записаны.

Осмотр представленных документов о соединениях также осуществляется по общим правилам следственного осмотра с участием (при необходимости) специалиста. В протоколе осмотра должна быть до словно изложена та часть фонограммы или та информация о соединениях, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу.

Фонограмма или документы, содержащие информацию о соединениях, в полном объеме приобщаются к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественные доказательства. Они хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними посторонних лиц. А для полученных фонограмм, помимо этого, должны быть обеспечены условия для сохранности и технической пригодности для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Прекращение контроля и записи телефонных и иных переговоров или получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами осуществляется по решению следователя, когда отпадает необходимость в данной мере, но не позднее окончания стадии предварительного расследования.