§ 2. Понятие и порядок задержания подозреваемого

 

§ 2. Понятие и порядок задержания подозреваемого

 

Вопрос о природе и сущности задержания подозреваемого остается одним из дискуссионных в уголовно-процессуальной науке. Одни авторы полагают, что задержание подозреваемого — мера уголовно-процессуального принуждения[1]; другие — что это следственное действие, направленное на собирание, проверку и оценку доказательств[2].

В указанной научной дискуссии законодателем была поставлена точка посредством определения понятия «задержание подозреваемого» в п. 11 ст. 5 УПК и включения уголовно-процессуальных норм о задержании в Раздел IV УПК– Меры процессуального принуждения.

Законодателем задержание подозреваемого определено как мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Задержание не требует согласия начальника следственного органа или органа дознания, а также вынесения судебного решения.

Сущность задержания заключается в кратковременном лишении свободы и лица и помещении его в изолятор временного содержания. Применение указанной меры существенно ограничивает конституционное право граждан на свободу и личную неприкосновенность, являясь, по сути, лишением свободы, но допускаемым в отличие от заключения под стражу без судебного решения (ст. 22 Конституции предусматривает задержание как исключительную меру, указывая, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов).

В силу схожести правовой природы задержания следует различать задержание как меру принуждения и административное задержание.

В основе уголовно-процессуального задержания лежит совершение именно уголовно-наказуемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена УК, а не административного правонарушения.

Право задержания по УПК представлено органу дознания, дознавателю, следователю. По административному законодательству за совершение соответствующих правонарушений задержание осуществляется более широким кругом лиц.

Принципиальные различия заключаются и в порядке осуществления задержания. Задержание подозреваемого предполагает целый комплекс процессуальных действий: составление протокола, допрос подозреваемого, его личный обыск, направление уведомлений и т.д. По общему правилу срок административного задержания составляет 3 часа, уголовно-процессуального – 48 часов.

Следует также различать задержание и меру пресечения в виде заключения под стражу и отграничивать их друг от друга. Обе меры принуждения предполагают ограничение физической свободы лица и помещение в изолятор временного содержания.

Задержание, арест, заключение под стражу и содержание под стражей, несмотря на их процессуальные различия, по сути и есть лишение свободы.

Как отмечает Конституционный Суд РФ[3], понятие «лишение свободы» в его конституционно-правовом смысле имеет автономное значение, заключающееся в том, что любые вводимые в отраслевом законодательстве меры, если они фактически влекут лишение свободы (будь то санкция за правонарушение или принудительные меры, обеспечивающие производство по делу) должны отвечать критериям правомерности в контексте ст. 22 Конституции и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, составляющих нормативную основу регулирования ареста, задержания, заключения под стражу и содержания под стражей в сфере преследования за совершение уголовных и административных правонарушений в качестве мер допустимого лишения свободы.

В связи с этим важно уяснить, что лишение физической свободы фактически может приобретать разнообразные формы. Оценивать их необходимо по сущностным признакам, а различать по основаниям и порядку избрания.

Между задержанием и мерой пресечения в виде заключения под стражу есть принципиальная разница, заключающаяся в том, что, как указывает Л.В. Головко, задержание является по своей природе полицейской мерой, т.е. реализацией полицейских функций; заключение под стражу является по своей природе судебной мерой, т.е. реализацией судебных функций[4].

Задержание производится в соответствии со ст. 91 УПК в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

пострадавшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление;

на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления;

имеются иные данные, дающие основания подозревать лицо в совершении преступления. В таком случае лицо может быть задержано если: пыталось скрыться, не имеет постоянного места жительства, его личность не установлена, следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Данный перечень является исчерпывающим. Для задержания достаточно наличие любого из указанных оснований. Вместе с тем для лиц, обладающих особым статусом существуют исключения из общих правил. Так, обязательным основанием уголовно-процессуального задержания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи, прокурора, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудитора Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления является непосредственно задержание на месте преступления. При наличии иных указанных выше оснований данные лица не могут быть задержаны, а в случае задержания и дальнейшего установления их личности должны быть немедленно освобождены.

Если в санкции статьи УК отсутствует указание на наказание в виде лишения свободы, то задерживать лицо по подозрению в совершении преступления недопустимо. В таком случае у него можно отобрать обязательство о явке по вызову к должностному лицу или избрать меру пресечения, не связанную с помещением лица в специализированное государственное учреждение.

Законодателем детально регламентирован порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обоснованности принимаемого решения об ограничении конституционных прав задержанного.

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в течение 3-х часов соответствующим должностным лицом необходимо составить протокол задержания, а также:

установить личность лица, доставленного для разбирательства;

получить от доставленного лица объяснение по поводу фактического задержания;

изучить документы: заявление или рапорт, а также объяснения лиц с указанием обстоятельств фактического задержания и оснований для доставления лица к следователю или дознавателю;

исходя из представленных документов (указанных выше), установить содержит ли деяние признаки преступления;

решить вопрос о возбуждении уголовного дела.

В протоколе задержания указываются:

дата и время его составления;

дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого;

результаты личного обыска подозреваемого и другие обстоятельства его задержания;

права подозреваемого и делается отметка об их разъяснении.

Протокол такого задержания является основанием помещения задержанного лица в изолятор временного содержания.

В протоколе задержания должны быть отражены мотивы задержания и конкретные сведения о том, что подозреваемый может скрыться от дознания или продолжить заниматься преступной деятельностью, а также повлиять на свидетелей посредством угроз и иных противоправных действий.

Моментом фактического задержания считается момент произведенного в соответствии со ст. 92 УПК фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Об этом орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить прокурору в письменной форме в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Задержание производится в целях прояснения обстановки и выяснения причастности задержанного к преступлению, а также возможности применения к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу.

Согласно ч. 2 ст. 46 УПК лицо, задержанное в порядке, установленном ст. 91 УПК, является подозреваемым и должно быть допрошено не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. Допрос подозреваемого осуществляется при участии защитника, который допускается в уголовно-процессуальное производство с момента фактического задержания (п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК).

Защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого. Подозреваемый, обвиняемый вправе пригласить несколько защитников.

 Участие защитника при допросе подозреваемого обязательно случаях, если:

1) подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника в порядке, установленном ст. 52 УПК;

2) подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним;

3) подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

4) подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу;

5) лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;

6) уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей;

7) обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в порядке, установленном главой 40 УПК;

8) подозреваемый заявил ходатайство о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме.

При задержании может производиться личный обыск подозреваемого в соответствии со ст. 93 УПК. Он осуществляется при наличии достаточных данных о том, что у лица могут находиться орудия преступления, средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Личный обыск подозреваемого производится в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела. При задержании лица личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления по правилам, предусмотренным ст. 184 УПК.

Не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого дознаватель, следователь уведомляет о задержании:

подозреваемого, являющегося военнослужащим, – командование воинской части; сотрудника органа внутренних дел - начальника органа, в котором проходит службу указанный сотрудник;

подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии – секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию;

адвоката – адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, членом которой он является;

гражданина или подданного другого государств – посольство или консульство этого государства.

При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление по мотивированному постановлению дознавателя, следователя с согласия прокурора может не производиться. Данное правило не распространяется на несовершеннолетних подозреваемых (ч. 4 ст. 96 УПК).

Порядок и условия содержания подозреваемых в специальном учреждении регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.

Подозреваемые и обвиняемые военнослужащие содержатся на гауптвахтах.

Лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места его содержания под стражей.

В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело.

Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:

не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

задержание было произведено с нарушением требований норм УПК.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания до 72 часов.

Если подозреваемый либо обвиняемый задержан, то при условии признания задержания законным и обоснованным суд также может продлить срок задержания до внесения залога, но не более чем на 72 часа с момента вынесения судебного решения (ч. 7 ст. 106 УПК). В случае, если в установленный срок залог не внесен, суд по ходатайству, возбужденному в соответствии со ст. 108 УПК, рассматривает вопрос об избрании в отношении подозреваемого либо обвиняемого иной меры пресечения.

При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются:

кем он был задержан;

дата, время, место и основания задержания;

дата, время и основания освобождения.

Если в уголовном деле имеются определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя или следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копии этого определения или постановления выдаются подозреваемому при освобождении.



[1] Гаврилов Б. Я., Ильюхов А. А., Новиков А. М., Османова Н. В. Досудебное производство в уголовном процессе. М.: Юнити-Дана, 2015. С. 42; Курс уголовного процесса / под ред. Л. В. Головко. – 2-е изд., испр. – М.: Статут, 2017. С. 527; Россинский С.Б. Дискуссия о сущности и правовой природе задержания подозреваемого продолжается… // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 6 (91). С. 134-145.

[2] Гаврилов А. Н., Ефимичев С. П., Михайлов В. А., Туленков П. М. Следственные действия по советскому уголовно-процессуальному праву. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1975. С. 9, 52; Быховский И. Е. Процессуальные и тактические вопросы проведения следственных действий: учебное пособие. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1977. С. 10-11; Дубинский А. Я. Производство предварительного расследования органами внутренних дел: учебное пособие. Киев: КВШ МВД СССР, 1987. С. 48; Тарасов А.А., С. А. Шейфер о познавательной сущности задержания подозреваемого // Юридический вестник Самарского университета. 2017. № 4. Т. 3. С. 63-67.

[3] Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова» // Собрание законодательства РФ. № 27. 06.07.2009. Ст. 3382.

[4] Курс уголовного процесса / под ред. Л. В. Головко. – 2-е изд., испр. – М.: Статут, 2017. С. 526.