§ 4. Особенности производства следственных и иных процессуальных действий в отношении отдельных категорий лиц
Ряд
следственных и иных процессуальных действий[1],
затрагивающих интересы отдельных категорий лиц, осуществляется в особом порядке.
Специальные правила могут применяться как в ходе производства по уголовным делам
в отношении этих субъектов, так и в случаях, когда они не наделены статусом
подозреваемого или обвиняемого.
В
уголовно-процессуальном законе отдельное внимание уделено дополнительным
гарантиям некоторых лиц при проведении обыска. Так, судебное решение о
производстве обыска в отношении сенатора РФ, депутата Государственной Думы,
Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий[2],
Уполномоченного по правам человека в РФ исполняется с согласия соответствующей
палаты Федерального Собрания РФ (ч. 3 ст. 450 УПК). Сфера действия данного
положения ограничивается обыском в жилом помещении и личным обыском, за
исключением ситуаций, предусмотренных ч. 2 ст. 184 УПК. Представляется, что
обращение в суд за получением соответствующего судебного решения должно
предшествовать получению согласия на его исполнение[3].
Однако в настоящий момент практика стала складываться таким образом, что
согласие палаты Федерального Собрания РФ[4]
получают до инициирования перед судом соответствующего ходатайства[5].
В отношении сенатора РФ и депутата
Государственной Думы с соответствующим представлением обращается Генеральный
прокурор РФ[6].
В силу положений специального федерального закона необходимо получать согласие
на производство любого вида обыска в отношении депутата Государственной Думы,
члена Совета Федерации (за исключением случаев задержания на месте
преступления), а также допроса[7].
Эта норма подлежит применению, поскольку в определенной части предоставляет
больший объем процессуальных гарантий по сравнению с УПК. В то же время в
отсутствие специальных норм справедливо утверждать, что само ходатайство о
производстве следственного действия возбуждается и рассматривается по общим
правилам.
Аналогичным
образом без согласия Государственной Думы не может быть подвергнут каком-либо
обыску (независимо от его вида) Уполномоченный по правам человека в РФ, если
только не осуществлено задержание на месте преступления[8].
Анализ
федерального законодательства позволяет говорить также о наличии других
норм-исключений, соблюдение которых необходимо в рамках уголовно-процессуальной
деятельности, затрагивающей права и свободы различных категорий
лиц.
Так,
осуществление в отношении судьи следственных действий (если в отношении его не
возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по
уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с
нарушением его неприкосновенности, допускается не иначе как на основании
решения, принимаемого:
в
отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, кассационного суда
общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, областного или
соответствующего ему суда, военного суда, арбитражного суда – судебной коллегией
в составе трех судей Верховного Суда РФ;
в
отношении судьи районного суда, мирового судьи – судебной коллегией в составе
трех судей областного или соответствующего ему суда[9].
Процессуальные
привилегии в изложенных ситуациях предполагают расширение следственных действий,
производство которых недопустимо без предварительного обращения за разрешением в
суд[10],
а также изменение уровня и состава последнего. Иных изъятий из общего порядка не
предусмотрено, поэтому при наличии к тому оснований с соответствующим
ходатайством вправе обратиться любой следователь с согласия своего
непосредственного руководителя.
Однако
практике известен пример, когда осмотр места происшествия – жилища судьи – в
неотложном порядке был признан законным судебной коллегией городского суда,
получившей со ссылкой на ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в РФ» соответствующее
уведомление следователя. Впоследствии протокол данного осмотра положен в основу
приговора при осуждении данного лица[11].
Надо признать, что подспорьем этому во многом стало решение Конституционного
Суда РФ[12].
Законодатель,
не дав в рассматриваемой норме специального закона четкий перечень действий,
реализуемых в особом порядке, включил в текст данного нормативно-правового акта
формулировку оценочного характера, не позволяющую однозначно определить, какие
процессуальные мероприятия она под собой подразумевает.
Видится,
что к таким мероприятиям следует отнести следственные действия, допускаемые
согласно ч. 2 ст. 29 УПК на основании судебного решения (осмотр жилища при
отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыск и выемка в жилище, выемка
заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, личный обыск, выемка
предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую
федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию
о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, наложение
ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи,
контроль и запись телефонных и иных переговоров, получение информации о
соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами), если они
каким-либо образом ограничивают гражданские права судьи и (или) посягают на его
неприкосновенность. В этот же список с учетом толкования содержания судейской
неприкосновенности[13]
следует добавить осмотр, обыск[14],
выемку, которые: 1) производятся в его служебных помещениях, личных и служебных
транспортных средствах, либо 2) предметом которых являются принадлежащие ему
предметы и документы. Вероятно, затрагивает неприкосновенность личности такое
следственное действие, как освидетельствование.
В
свою очередь допрос судьи, проведение с ним очной ставки и проверка его
показаний на месте (за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 56
УПК), должны осуществляться в общем порядке.
Несоблюдение перечисленных гарантий
следует расценивать как существенное нарушение уголовно-процессуальных норм,
представляющее собой веское основание, которое может быть использовано в целях
признания собранных доказательств недопустимыми.
Примечательно,
что после возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в
качестве обвиняемого по уголовному делу следственные действия, затрагивающие его
интересы, реализуются в общем порядке[15].
Гарантии
судей, действующие при производстве следственных действий, распространяются на
присяжных и арбитражных заседателей в период отправления ими правосудия[16].
Видимо, в зависимости от того, где данные лица реализуют свой гражданский долг,
решение об осуществлении в отношении них указанных действий будет принимать
судебная коллегия, состоящая из трех судей Верховного Суда РФ либо областного
или соответствующего ему суда.
Согласно
положениям закона, регулирующего статус адвоката, проведение следственных
действий в отношении данного лица (в том числе в жилых и служебных помещениях,
используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только
на основании судебного решения.
Полученные
в ходе следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения
статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в
качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в
производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не
распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены
к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством РФ[17].
Требование
закона о получении разрешения суда на производство любого следственного действия
в отношении адвоката не видится оправданным, поскольку такие привилегии
отсутствуют даже у сенаторов РФ, депутатов Государственной Думы и судей. Более
того, применение данной нормы не ограничивается случаями расследования дел не в
связи с уголовным преследованием адвоката.
В
то же время действие любых привилегий в ходе производства по уголовным делам не
может носить абсолютного характера. Устанавливая их, законодатель должен
достигать разумного сочетания между интересами должного функционирования ряда
публично значимых институтов (например, адвокатуры) и эффективного уголовного
преследования лиц, совершивших криминальные деяния.
В
связи с этим Конституционный Суд РФ отметил, что указанное положение
специального федерального закона предполагает получение судебного решения при
проведении в отношении адвоката лишь тех следственных действий, которые
вторгаются в сферу осуществления им собственно адвокатской деятельности – к
каковой в любом случае не может быть отнесено совершение адвокатом преступного
деяния, как несовместимого с его статусом – и (или) могут затрагивать
адвокатскую тайну[18].
Такое толкование рассматриваемых предписаний соотносится и с наименованием
рассматриваемой статьи («Адвокатская тайна»).
В
то же время осмотр, обыск, выемку в отношении адвоката следует осуществлять
исключительно на основании судебного решения с учетом положений ст. 450.1 УПК[19].
В основе содержащихся в ней формулировок – высказанное Конституционным Судом РФ
виденье режима адвокатской тайны[20].
Однако законодатель предусмотрел более существенный объем гарантий, направленных
на сохранение таких сведений, нежели предполагалось высшей судебной инстанцией.
Так, производство обозначенных следственных действий допускается только после
возбуждения уголовного дела в отношении адвоката или привлечения его в качестве
обвиняемого в особом порядке. Единственное исключение из этого правила,
закрепленное в ч. 3 ст. 450.1 УПК РФ, касается осмотра в случаях, если в
указанных помещениях обнаружены признаки совершения преступления[21].
Тем
самым в настоящее время доступ к осуществлению уголовно-процессуальной
деятельности в жилых и служебных помещениях, принадлежащих адвокатам,
существенно ограничен и поставлен в зависимость от наличия у следствия
обоснованного подозрения[22]
или обвинения этих лиц в совершении преступления. Цель, которую преследует
законодатель, вводя подобное ограничение, оправдана и заключается в обеспечении
сохранности содержащих адвокатскую тайну материалов. Вместе с тем выбранные для
ее достижения средства будут приводить к возникновению в уголовном
судопроизводстве «патовых ситуаций». Так, в ходе расследования уголовного дела
могут возникнуть фактические основания для производства обыска или выемки в
таком помещении, но не будет процессуально значимых обстоятельств,
свидетельствующих о криминальной деятельности его владельца. Однако данная норма
обязательна для исполнения[23].
В
то же время представляется, что вплоть до внесения изменения в ст. 450.1 УПК или
выявления надлежащим судебным органом определенного конституционно-правого
смысла ее положений формулировка «в отношении адвоката» должна трактоваться как
«в отношении лица, обладающего статусом адвоката на момент производства обыска,
выемки или осмотра». То есть именно принадлежность к профессиональному
сообществу предопределяет необходимость соблюдения обозначенных ограничений при
проведении следственных действий, а не перечень предметов, которые компетентные
органы намереваются изъять. Такое буквальное восприятие смысла рассматриваемой
нормы также встречается в региональной практике[24].
Дать иное толкование установленному ч. 1 ст. 4501 УПК ограничению производства
следственных действий в отношении адвокатов, несмотря на его чужеродность в
действующей системе процессуальных иммунитетов, не видится
возможным.
Вместе
с тем уголовно-процессуальные гарантии отдельных категорий субъектов не должны
распространяться на близких им лиц[25].
Поэтому нельзя исключить законность производства обыска и выемки в помещениях
адвокатов, не являющихся подозреваемыми и обвиняемыми по уголовному делу, при
условии, что такие следственные действия не будут затрагивать их интересы.
Поисковая деятельность следователя должна быть ограничена конкретными
предметами, связанными исключительно с деятельностью лиц, не наделенных особым
правовым статусом. При выполнении этого условия допустимо утверждать, что обыск
или выемка осуществляются не в отношении адвоката. В то же время видится, что
такие следственные действия в любом случае необходимо квалифицировать как
потенциально связанные с доступом к материалам адвокатского производства. Ввиду
этого они должны быть реализованы только после вынесения судебного решения, в
котором будут указаны конкретные объекты поиска и изъятия[26].
В
ч. 1 ст. 450.1 УПК также установлен запрет на производство обыска, выемки, а
также осмотра (за исключением случая, предусмотренного ч. 3 этой же статьи) без
предварительно полученного разрешения суда, даже если наличествуют
обстоятельства, требующие их проведения в неотложном порядке. Нарушение данного
положения влечет признание следственных действий незаконными[27].
В
ходе производства этих действий в обязательном порядке должен присутствовать
представитель адвокатской палаты
субъекта РФ. Указанное лицо, являясь самостоятельным и непременным участником
обыска, выемки, осмотра[28],
выступает в роли независимого наблюдателя, призванного способствовать
разграничению объектов, перечисленных в постановлении суда, с предметами и
документами, действительно составляющими адвокатскую тайну.
Перечень
отыскиваемых предметов и документов должен быть определен в соответствующих
ходатайстве следователя и постановлении суда. Поэтому видится, что в последнем
из данных документов не может присутствовать формулировка «иные предметы и
документы, имеющие значение для уголовного дела». Вместе с тем в любом случае
допустимо изъятие обнаруженных у адвоката и (или) в помещении адвокатского
образования иных (не указанных в судебном решении) объектов, в отношении которых
в легитимном порядке введены ограничения оборотоспособности, если их хранение
запрещено.
Обнаружив
перечисленные в постановлении суда конкретные предметы и документы в адвокатском
производстве, следователь не вправе полностью изъять все материалы последнего,
равно как и осуществлять фиксацию иных предметов и
документов.
При
производстве следственных действий в отношении адвоката необходимо также
учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой привод
адвоката к следователю для его допроса в качестве свидетеля об обстоятельствах,
которые стали ему известны в связи с оказанием им юридической помощи, без
предварительного судебного решения не допускается[29].
Эта позиция призвана исключить случаи неоправданного вызова адвоката для дачи
показаний об обстоятельствах, составляющих содержание предоставленного ему п. 2
и 3 ч. 3 ст. 56 УПК дополнительного свидетельского иммунитета. Предварительный
судебный контроль действительно необходим в подобных ситуациях в силу их
перманентно противоречивого характера в аспекте создания реальной угрозы
нарушения права на защиту. По всей видимости, разрешая вопрос об удовлетворении
ходатайства следователя о производстве допроса адвоката, суд должен с учетом
изложенного подхода установить, составляют ли интересующие следователя сведения
адвокатскую тайну. Одновременно, исходя из общих правил, проверяется наличие
фактических оснований для реализации соответствующего следственного действия.
Вместе с тем в случаях, когда подобного рода угрозы не существует,
представляется, что необходимости получать разрешение суда нет: лицо, в принципе
наделенное статусом адвоката, может быть допрошено исключительно на основании
решения следователя.
В
целом следственные действия в отношении перечисленных ранее должностных лиц
Счетной палаты РФ, прокурора, следователя, руководителя следственного органа,
депутата законодательного органа субъекта РФ, депутата, члена выборного органа
местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления,
кандидата в Президенты РФ, зарегистрированного кандидата на выборные должности в
органах государственной власти или местного самоуправления, члена избирательной
комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса проводятся каждый раз
по общим правилам.
Однако
некоторые сложности вызывает трактовка ч. 5 ст. 450 УПК. Казалось бы, в силу ее
положений изменена подсудность рассмотрения ходатайств о производстве
процессуальных действий, предполагающих ограничение конституционных прав
субъектов, обладающих особым правовым статусом и не являющихся подозреваемыми,
обвиняемыми по уголовному делу. В ней предложено ориентироваться на суд,
указанный в ч. 1 ст. 448 УПК. В то же время упоминание о таковом в лице
Верховного Суда РФ присутствует лишь в п. 2 и 2.1 указанной нормы[30].
Во всех остальных ситуациях ч. 5 ст. 450 УПК видится безжизненной. Эта редакция
была актуальна, когда в ходе реализации норм главы 52 УПК в целях положительного
разрешения вопроса об инициировании уголовного преследования практически всегда
требовалось заключение суда определенного уровня о наличии признаков
преступления в действиях конкретного субъекта. Уже на протяжении длительного
времени указанный механизм не применяется[31].
Однако ч. 5 ст. 450 уголовно-процессуального закона так и не откорректирована. В
результате правоприменитель, «забывший» о прежнем порядке возбуждения уголовного
дела в отношении отдельных категорий лиц, естественным образом испытывает
сложности при толковании содержащегося в ней правила. Пытаясь определить
назначение данной нормы, практические работники во многих регионах России
сформировали дополнительное требование о том, что ходатайство должно быть
согласовано только должностным лицом, полномочным возбуждать уголовное дело в
отношении соответствующего субъекта, обладающего особым правовым статусом[32].
Этот подход видится ошибочным, так как в тех случаях, когда положениями главы 52
УПК или иными федеральными законами не установлены особенности производства
процессуальных действий в отношении отдельных категорий лиц, применяются общие
правила. Порядок согласования ходатайства о производстве процессуальных действий
данной нормой не изменен. Сам по себе факт обладания лицом соответствующим
статусом из перечисленных в ст. 447 УПК не означает, что каждое процессуальное
действие в отношении его должно осуществляться в особом порядке. Однако
сформировавшуюся на определенный момент в конкретной региональной практике
позицию необходимо учитывать вплоть до появления четких разъяснений со стороны
высших судебных инстанций.
Присутствующее
в ч. 5 ст. 450 УПК словосочетание «следственные и иные процессуальные действия,
осуществляемые в соответствии с настоящим Кодексом не иначе как на основании
судебного решения в отношении лица, указанного в части первой статьи 447
настоящего Кодекса» в сознании ряда участников процесса и составляемых ими
процессуальных документах трансформируется в «следственные и иные процессуальные
действия в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего
Кодекса, осуществляются не иначе как на основании судебного решения»[33].
Вторая из данных формулировок исключает производство следственных действий в
случаях, не терпящих отлагательства, в отношении субъектов, обладающих особым
правовым статусом, если они не наделены статусом подозреваемого или обвиняемого
по данному уголовному делу. Первая – содержащаяся в законе – не содержит такого
правила, а только очерчивает круг процессуальных действий, производство которых
должно санкционироваться не районным, а иным судом, указанным в ч. 1 ст. 447
УПК. Правда, стоит учитывать, что запрет на производство без судебного решения в
неотложном порядке ряда следственных действий, перечисленных в ч. 5 ст. 165 УПК,
законодателем все же предусмотрен, но только в отношении судей и адвокатов. В то
же время в отношении иных лиц, обладающих особым правовым статусом, такое
ограничение на нормативном уровне отсутствует.
Составление
и утверждение обвинительного заключения по уголовным делам, расследуемым в
порядке главы 52 УПК, не отличается какими-либо особенностями. Однако сенатор
РФ, депутат Государственной Думы, судья вправе до начала судебного
разбирательства заявить ходатайство о рассмотрении их уголовного дела областным
или соответствующим ему судом (п. 2 ч. 3 ст. 31 УПК РФ)[34].
В таком случае независимо от вменяемого им деяния обвинительное заключение
утверждается прокурором субъекта РФ (приравненным к нему прокурором) или его
заместителем. Необходимость совершения данного процессуального действия
Генеральным прокурором РФ (его заместителем) отсутствует[35].
После
окончания предварительного следствия дело в отношении сенатора РФ, депутата
Государственной Думы не может быть передано в суд без согласия соответствующей
палаты Федерального Собрания РФ[36].
Подтверждение актуальности этого правила есть и в практике[37].
С соответствующим представлением обращается Генеральный прокурор
РФ.
[1]
Особенности производства процессуальных действий, заключающихся в возбуждении
уголовного дела, привлечении в качестве обвиняемого, задержании, применении мер
пресечения, раскрыты в предыдущих параграфах данной
главы.
[2]
Согласно п. 1. ст. 3 Федерального закона от 12.02.2001 № 12-ФЗ «О гарантиях
Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и
членам его семьи» Президент, прекративший исполнение своих полномочий, в
принципе не может быть подвергнут обыску, допросу вплоть до лишения
неприкосновенности. По всей видимости, положения ч. 3 ст. 450 УПК подлежат
применению после того, как лишение неприкосновенности
произошло.
[3]
См.: Апелляционное постановление Московского городского суда от 23.09.2013 №
10-8992/13.
[4]
Более того, такое согласие запрашивается в отношении неопределенного перечня
обысков без указания конкретных помещений.
[5]
См.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25.11.2021
№ 271-8 ГД.
[6]
Думается, что в конкретной практической ситуации при необходимости производства
обыска у Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, либо
Уполномоченного по правам человека в РФ с представлением также будет обращаться
Генеральный прокурор РФ.
[7]
См.: п. «б» ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе
сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации».
[8]
См.: п. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об
Уполномоченном по правам человека в Российской
Федерации».
[9]
См.: п. 7 ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской
Федерации».
[10]
То есть, по смыслу закона, производство этих следственных действий не
допускается в случаях, не терпящих отлагательства.
[11]
См.: Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от
21.07.2021 № 55-420/2021; Приговор Ростовского областного суда от 15.04.2021 №
2-3/2021.
[12]
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2019 №
2333-О.
[13]
См.: п. 1 ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской
Федерации».
[14]
Въедчивого исследователя положений главы 52 УПК может смутить формулировка ч. 4
ст. 450, в которой говорится о мотивированном согласии Конституционного
Суда или квалификационной коллегии судей на производство обыска в отношении
судьи. Наличие этого положения в настоящий момент – технический брак
законодателя. Нормы УПК и специального закона, посвященного статусу судей, в
действующей редакции не требуют самого обращения в Конституционный Суд или
квалификационную коллегию судей за получением разрешения на производство данного
следственного действия.
[15]
См.: п. 7 ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской
Федерации». В данной норме указано, что ее действие не распространяется на
процедуру заключения судьи под стражу. Как видно, отсутствие закрепленной в
правовых предписаниях дефиниции следственных действий позволяет законодателю в
указанном случае относить к ним избрание меры пресечения, что в очередной раз
подчеркивает размытость используемых им формулировок и необходимость
установления четкого перечня следственных действий, производство которых в
отношении судей допускается только в особом порядке.
[16]
См.: ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской
Федерации»; ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных
заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»; ч. 1 ст.
7 Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях
арбитражных судов субъектов Российской Федерации».
[17]
См.: ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
[18]
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 №
629-О-О.
[19]
В некоторой степени справедливо утверждать, что в этой норме содержится больший
объем процессуальных привилегий по сравнению со специальным федеральным
законом.
[20]
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2015 №
33-П.
[21]
По всей видимости, эти признаки, которые позволяют провести осмотр в отношении
адвоката без соблюдения условий, перечисленных в ч. 1 ст. 4501 УПК, могут быть
обнаружены в результате совершения различных процессуальных действий (например,
получения объяснений или допроса).
[22]
При этом подозрение должно найти отражение в постановлении о возбуждении
уголовного дела, вынесенном в отношении конкретного
лица.
[23]
Стоит отметить, что громоздкость положений, сформулированных в ч. 1 ст. 4501
УПК, порождает различные (как видится, ошибочные, хотя и достаточно разумные)
трактовки ее смысла в практике. Так, в судебных решениях можно встретить
утверждение, что данная норма не содержат запрета на производство обыска у
адвоката, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц, а лишь
устанавливает ограничение в его проведении по решению суда (см., например,
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от
04.10.2021 № 77-3472/2021). Некоторые суды усматривают, что в ч. 1 ст. 4501 УПК
речь идет о двух регулируемых разным образом правовых ситуациях: 1) когда
уголовное дело возбуждено в отношении адвоката либо он привлечен в качестве
обвиняемого; 2) когда он не является ни подозреваемым или обвиняемым (см.
Апелляционное постановление Московского городского суда от 10.06.2021 №
10-9717/21). Вероятно, практиков смущает оборот «если уголовное дело было
возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего
признаки преступления». Однако он неразрывно связан с предыдущей частью
предложения («…привлечения его в качестве обвиняемого…»). Иначе анализируемая
фраза была бы лишена какого-либо смыслового содержания, поскольку возбуждение
уголовного дела всегда выступает в качестве одно из обязательных юридических
оснований для производства обыска (независимо от того, у кого он
проводится).
[24]
См., например: Апелляционное постановление Московского городского суда от
26.07.2021 № 10-14517/2021; Апелляционное постановление Московского городского
суда от 08.09.2021 № 10-16483/2021; Апелляционное постановление Приморского
краевого суда от 01.04.2019 № 22-1286/2019; Апелляционное постановление
Верховного Суда Чеченской Республики от 07.07.2020 № 22-К-221/20; Апелляционное
постановление Ивановского областного суда от 26.11.2020 № 22к-2455;
Апелляционное постановление Ивановского областного суда от 18.11.2020 №
22-2333.
[25]
Об этом, в частности, применительно к судейской неприкосновенности, говорится в
Определении Конституционного Суда РФ от 26.11.2018 №
2852-О.
[26]
См.: п. 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2015
№ 33-П.
[27]
См., например: Кассационное определение Второго кассационного суда общей
юрисдикции от 10.02.2022 № 77-394/2022; Постановление Президиума Иркутского
областного суда от 28.01.2019 № 44у-11/2019; Апелляционное постановление
Иркутского областного суда от 27.02.2019 № 22-478/2019; Апелляционное
постановление Московского городского суда от 19.09.2017 №
10-15118/2017.
[28]
Опять же за некоторым исключением, предусмотренным ч. 3 ст. 4501 УПК
РФ.
[29]
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2019 № 1507-О; Определение
Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 863-О.
[30]
То есть подсудность при рассмотрении соответствующих ходатайств изменена только
в отношении Генерального прокурора РФ и Председателя СК России. В п. 3 ч. 1 ст.
448 УПК упоминается также Конституционный Суд РФ. Однако представляется, что в
силу возложенных на него полномочий он в принципе не компетентен разрешать
такого рода ходатайства.
[31]
См.: Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ.
[32]
См., например: Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от
21.01.2021 № 77-127/2021.
[33]
См., например: Апелляционное постановление Московского городского суда от
16.06.2021 № 10-11549/21; Апелляционное постановление Иркутского областного суда
от 20.03.2019 № 22-720/2019; Апелляционное постановление Московского
областного суда от 20.08.2013 № 22к-5567.
[34]
Поэтому следователь должен разъяснить этим лицам наличие данного права по
окончании ознакомления с материалами уголовного дела, что также отражается в
соответствующем протоколе (ст. 218 УПК).
[35]
См.: Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного
Суда РФ от 07.06.2016 № 16-АПУ16-8; Приговор Волгоградского областного суда от
16.12.2015 по делу № 2-58/2014.
[36]
См.: ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена
сенатора РФ и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания
РФ».
[37]
См., например: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от
10.03.2022 № 920-8 ГД; Постановление Государственной Думы Федерального Собрания
РФ от 28.01.2015 № 6034-6 ГД.