§ 1. Правовые основы системы рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации и место в ней ходатайств и жалоб

 

Глава 8. Ходатайства и жалобы

 

Рассмотрение ходатайств и жалоб в уголовном процессе является взаимосвязанным институтом конституционного, уголовно-процессуального и административного права. Ходатайства и жалобы являются видами обращений, рассмотрение которых – важная составляющая часть работы всех государственных органов. В ней реализуется конституционная идея о том, что человек, его права и свободы являются в Российской Федерации высшей ценностью. Присяга сотрудника Следственного комитета содержит обязательство «чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям, обращениям и жалобам граждан». Формальное отношение к этой деятельности означает подмену настоящих целей государства мнимыми. Именно на это обращает внимание Председатель Следственного комитета А.И. Бастрыкин, своим примером показывая, как много времени и внимания следует уделять непосредственному общению с гражданами.

 

§ 1. Правовые основы системы рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации и место в ней ходатайств и жалоб

 

Право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления – конституционное право каждого гражданина России. Статья 33 Конституции Российской Федерации гласит, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Основным источником правового регулирования порядка рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о рассмотрении обращений).

Данным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданами права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

 Определяются требования, которые предъявляются к оформлению письменных обращений граждан, в том числе в форме электронного документа. Установлен исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению.

Регламентируется порядок действий органов власти и должностных лиц при поступлении обращений по вопросам, не относящимся к их компетенции.

Устанавливаются общие правила ведения личного приема граждан, ответственность должностных лиц за нарушение порядка работы с обращениями граждан, а также предусмотрена возможность взыскания в судебном порядке с самих граждан расходов, понесенных в связи с проверкой их обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

УПК регулирует процессуальный порядок рассмотрения жалоб на действия и решения суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Регламентирован порядок рассмотрения таких видов обращений, как жалоба и ходатайство.

Глава 16 УПК «Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство» регламентирует порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа (ст. 124 УПК) и судебный порядок рассмотрения жалоб (ст. 125 УПК).

Статья 1251 УПК посвящена особенностям рассмотрения отдельных категорий жалоб: на постановление о прекращении уголовного дела, если до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость деяния были устранены новым уголовным законом, в отношении несовершеннолетних и других случаях.

Рассмотрение жалоб на приговоры, определения и постановления судов, а также жалобы на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, регламентировано главами 451 и 471 УПК. Рассмотрение жалоб на судебные решения, вступившие в законную силу, приносятся в порядке, регламентированном главами 481 и 49 УПК.

Отдельный вид обращения, получивший широкое распространение в уголовном процессе – это ходатайство. Его рассмотрение регламентировано главой 15 УПК.

Главное отличие его от жалобы в том, что в тексте ходатайства содержится просьба, адресованная следователю (иному должностному лицу) о принятии решения или совершении определенных следственных и (или) процессуальных действий, а ранее принятые следователем решения, действия (бездействие) не оспариваются и не подвергаются сомнению. Кроме того, в отличие от жалобы, ходатайство разрешается тем же должностным лицом, в чьем производстве находится уголовное дело. Ходатайства могут быть оформлены как в виде отдельного документа на бумажном носителе, так и принесены в ходе следственного действия, о чем производится запись в протоколе. При этом по итогам рассмотрения ходатайства следователь выносит постановление об удовлетворении или об отказе в удовлетворении ходатайства и оформляет его в виде отдельного документа. О результатах рассмотрения ходатайства уведомляется направившее его лицо.