§ 1. Правовые основы системы рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации и место в ней ходатайств и жалоб
Рассмотрение
ходатайств и жалоб в уголовном процессе является взаимосвязанным институтом
конституционного, уголовно-процессуального и административного права.
Ходатайства и жалобы являются видами обращений, рассмотрение которых – важная
составляющая часть работы всех государственных органов. В ней реализуется
конституционная идея о том, что человек, его права и свободы являются в
Российской Федерации высшей ценностью. Присяга сотрудника Следственного комитета
содержит обязательство «чутко и внимательно относиться к предложениям,
заявлениям, обращениям и жалобам граждан». Формальное отношение к этой
деятельности означает подмену настоящих целей государства мнимыми. Именно на это
обращает внимание Председатель Следственного комитета А.И. Бастрыкин, своим
примером показывая, как много времени и внимания следует уделять
непосредственному общению с гражданами.
Право
на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления –
конституционное право каждого гражданина России. Статья 33 Конституции
Российской Федерации гласит, что граждане Российской Федерации имеют право
обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в
государственные органы и органы местного самоуправления.
Основным
источником правового регулирования порядка рассмотрения обращений граждан в
Российской Федерации является Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о
рассмотрении обращений).
Данным
законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданами права на
обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
Устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными
органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Определяются требования, которые
предъявляются к оформлению письменных обращений граждан, в том числе в форме
электронного документа. Установлен исчерпывающий перечень обращений, которые не
подлежат рассмотрению.
Регламентируется
порядок действий органов власти и должностных лиц при поступлении обращений по
вопросам, не относящимся к их компетенции.
Устанавливаются
общие правила ведения личного приема граждан, ответственность должностных лиц за
нарушение порядка работы с обращениями граждан, а также предусмотрена
возможность взыскания в судебном порядке с самих граждан расходов, понесенных в
связи с проверкой их обращений, содержащих заведомо ложные
сведения.
УПК
регулирует процессуальный порядок рассмотрения жалоб на действия и решения суда
и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Регламентирован
порядок рассмотрения таких видов обращений, как жалоба и
ходатайство.
Глава
16 УПК «Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих
уголовное судопроизводство» регламентирует порядок рассмотрения жалобы
прокурором, руководителем следственного органа (ст. 124 УПК) и судебный порядок
рассмотрения жалоб (ст. 125 УПК).
Статья
1251 УПК посвящена особенностям рассмотрения отдельных категорий жалоб: на
постановление о прекращении уголовного дела, если до вступления приговора в
законную силу преступность и наказуемость деяния были устранены новым уголовным
законом, в отношении несовершеннолетних и других случаях.
Рассмотрение
жалоб на приговоры, определения и постановления судов, а также жалобы на
судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному
делу, регламентировано главами 451 и 471 УПК. Рассмотрение жалоб на судебные
решения, вступившие в законную силу, приносятся в порядке, регламентированном
главами 481 и 49 УПК.
Отдельный
вид обращения, получивший широкое распространение в уголовном процессе – это
ходатайство. Его рассмотрение регламентировано главой 15 УПК.
Главное
отличие его от жалобы в том, что в тексте ходатайства содержится просьба,
адресованная следователю (иному должностному лицу) о принятии решения или
совершении определенных следственных и (или) процессуальных действий, а ранее
принятые следователем решения, действия (бездействие) не оспариваются и не
подвергаются сомнению. Кроме того, в отличие от жалобы, ходатайство разрешается
тем же должностным лицом, в чьем производстве находится уголовное дело.
Ходатайства могут быть оформлены как в виде отдельного документа на бумажном
носителе, так и принесены в ходе следственного действия, о чем производится
запись в протоколе. При этом по итогам рассмотрения ходатайства следователь
выносит постановление об удовлетворении или об отказе в удовлетворении
ходатайства и оформляет его в виде отдельного документа. О результатах
рассмотрения ходатайства уведомляется направившее его лицо.