§ 2. Обстоятельства, подлежащие установлению при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним

 

§ 2. Обстоятельства, подлежащие установлению при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним

 

Рассматривая особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, следует учитывать специальный предмет доказывания по уголовному делу, то есть особый круг обстоятельств, который необходимо установить по делу несовершеннолетнего, наряду с общими обстоятельствами, предусмотренными в ст. 73 УПК РФ.

При расследовании уголовных дел данной категории большое значение имеют требования ст. 421 УПК РФ, определяющие дополнительные обстоятельства, подлежащие установлению наряду с доказыванием обстоятельств, предусмотренных 73 УПК, а именно:

Возраст несовершеннолетнего, число, месяц, год рождения (п.1 ч.1 ст.421 УПК).

Подтверждается только документами (свидетельством о рождении, паспорт, форма №; 1, выписка из книги актов гражданского состояния - ЗАГС, заключения экспертизы). Определения возраста со слов недопустимо.

Данные о календарном исчислении точного возраста несовершеннолетнего необходимы: во- первых - для установления личности подозреваемого и обвиняемого и решения вопроса о привлечении его к уголовной ответственности лишь только по достижении им к моменту совершения преступления определенного возраста 16 или 14 (ст.20 УК); во – вторых – для скорейшего осуществления особых процессуальных правил и процедур судопроизводства по уголовному делу, начиная с момента его возбуждения; в-третьих – для учета возрастных и социально-психологических качеств его личности в ходе выполнения следственных действий с участием педагога, психолога и законного представителя; в- четвертых - применения уголовно-правовых норм о сроках, видах и пределах наказания, смягчающих и отягчающих наказания обстоятельств, а также принудительных мер воспитательного воздействия (глава 14УК).

В соответствии с законом возраст несовершеннолетнего исчисляется с точностью до года, месяца и дня. Лицо считается достигшим возраста 14, 16 18 лет не в день его рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, то есть, с ноля часов следующих суток[1].

Примером может служить уголовное дело в отношении несовершеннолетних Иванова, Александрова и Боброва, которые 14 июня отмечали день рождения Александрова, которому в этот день исполнялось 14 лет. Распив спиртные напитки, около 22 часов они пошли в парк. Денег у них уже не было и, увидев, как несовершеннолетний Димов расплачивается в киоске за кока-колу и у него еще есть деньги, они подкараулили его в безлюдном месте и отобрали деньги, совершив грабеж. Преступление было совершено ими в 23 час. 20 мин. Бобров и Иванов были привлечены к уголовной ответственности по ч.2 ст.161 УК, а в отношении Александрова дело было прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК, так как он еще не достиг возраста уголовной ответственности[2].

Копия документов приобщается к делу только после того, как следователь осмотрел такой документ и убедился в его подлинности. В случае отсутствия официальных документов либо невозможности по различным причинам получить копии (дубликатов): свидетельства о рождении из книги записи актов гражданского состояния (далее - ЗАГС), а также при наличии сомнений в относительной подлинности документа, удостоверяющего возраст несовершеннолетнего, обязательно назначается комплексная судебно-медицинская экспертиза (ст.201 УПК).

При производстве комплексной судебно-медицинской экспертизы привлекаются врачи в области педиатрии и рентгенологии. Перед проведением комплексной экспертизы по определению возраста несовершеннолетнего целесообразно провести рентгенографию рук, по которым устанавливается биологический костный возраст и медицинское освидетельствование.

На разрешение экспертов должны быть поставлены вопросы:

- каков в настоящее время возраст представленного для обследования подозреваемого (обвиняемого);

- достиг ли обследуемый подозреваемый (обвиняемый) к моменту совершения преступления (указываются число, месяц, год и время суток) 14-летнего, 16-летнего или 18-летнего возраста.

При установлении возраста судебно-медицинской экспертизой днем рождения обвиняемого надлежит считать последний день того года, который определен экспертами (п.8 Постановления Пленума ВС РФ)[3].

На основании выводов заключения судебно-медицинской экспертизы, а также с имеющимися в деле доказательствами такими, как: показания свидетелей, которые ранее знали подозреваемого (обвиняемого), протоколы опознания, следователь обращается в прокуратуру.

 Прокурор, с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение (возраста несовершеннолетнего), в порядке ст. 45 ГПК РФ обращается суд с целью установления факта, имеющегося юридическое значение. (Гражданский процессуальный кодекс российской Федерации Глава 28 Установление фактов, имеющих юридическое значение ст.ст.264- 268 ГПК РФ).

Например: На основании п. 3 ч. 2 ст.264 ГПК РФ суды вправе устанавливать факты регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, развода и смерти, если в органах загса не сохранилась соответствующая запись и в восстановлении такой записи органами ЗАГС отказано либо если она может быть восстановлена только на основании решения суда об установлении факта регистрации акта гражданского состояния.

В соответствии с ч.2 ст. 268 ГПК РФ решение, вынесенное по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно удовлетворять всем требованиям, предусмотренным ст. 199 ГПК РФ. В решении должны быть приведены доказательства в подтверждение вывода об обстоятельствах, имеющих значение для разрешения дела, и в случае удовлетворения заявления - четко изложен установленный факт.

В соответствии с ч.3 ст. 268 ГПК РФ вступившее в законную силу решение суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, обязательно для органов, регистрирующих такие факты или оформляющих права, которые возникают в связи с установленным судом фактом. Это решение суда направляется в органы ЗАГС и на основании п.2 ст.21 Федерального закона от 15.11.1997 г.№143 ФЗ «Об актах гражданского состояния», происходит регистрация актовой записи несовершеннолетнего об установлении факта рождения и выдается свидетельство о рождении.

Также запрос может быть направлен в родильные дома, в которых можно истребовать справку из журнала записи родов в стационаре. Если такая запись о рождении несовершеннолетнего будет установлена, то справку о рождении, заверенную гербовой печатью медицинского учреждения необходимо предоставить в органы ЗАГСА с паспортом матери несовершеннолетнего, для регистрации данного факта и выдачи свидетельства о рождении.

- Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего (п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ).

Выяснение условий жизни и воспитания, а также уровня психического развития и иных особенностей его личности включает установление сведений:

- о родителях (образование, место работы, моральные качества, отношение к детям, методах воспитания, отношение к родителям), меры воздействия к родителям (если таковые применялись), материально-бытовые условия семьи (имущественное положение, наличие у несовершеннолетних заработка и других источников средств существования и т. д.);

- отношение несовершеннолетнего к учебе, работе, где учится, работает. Какие успехи и т.д. (имеет значение при совершении групповых преступлений для определения роли несовершеннолетнего и назначении наказания);

- ближайшее бытовое окружение, с кем дружит, досуг, состоит ли на учете, с какого времени, за что, какие меры воздействия применялись, как он реагировал, какие правонарушения совершал, причины незанятости и т.д., склонность к употреблению наркотических средств и спиртных напитков.  

В материалах уголовного дела должны быть сведения из подразделений по предупреждению преступлений несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетнних и защите их прав, от нарколога, характеристики с места учебы и работы и т.д. Должны быть допрошены педагоги, родители, соседа и т.д.

При выяснении такого обстоятельства, как степень выполнения родителями обязанностей по воспитанию детей, нужно установить также, пользуются ли они авторитетом у подростка и способны ли они влиять на него, осуществляют ли они контроль, за работой, учебой, организацией досуга.

Определение указанных обстоятельств также будет способствовать правильному принятию решения следователем об избрании такой меры пресечения подростку как, например, отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей. В случае если состав родителей неполный, полезно устанавливать причину и давность оставления одним из родителей семьи, его участие в воспитании и содержании своих детей.

Следователь должен допросить родителей несовершеннолетнего о том, как он рос, развивался, учился. Тщательному исследованию и осмотру подлежит жилище (особенно отдельная комната-детская), в котором проживает несовершеннолетний с целью установления жилищных условий и уровня материального благосостояния семьи. Такой осмотр следователь может производить по своему решению, либо поручить представителю органа учреждения системы профилактики, безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних.

Осмотр жилищных условий оформляется процессуальным документом, который составляется в свободной форме и называется - акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего. При осмотре жилищных условий, исследуются и отражаются в акте следующие критерии: наличие условий для занятий и отдыха несовершеннолетнего, состояние жилого помещения, в котором проживает несовершеннолетний, наличие продуктов питания, соответствующих возрасту, наличие сезонной одежды для несовершеннолетнего.

Необходимо также определиться, насколько родители способны влиять на поведение несовершеннолетнего, выяснить, как часто возникают в данной семье конфликты. Важно уточнять, в чем конкретно состояли недостатки воспитания, кто их допустил, и почему они имели место (затруднительность выполнения родительских обязанностей в силу, например, тяжелого материального положения, занятости по работе, наличия иждивенцев, требующих специального ухода, либо злостное невыполнение родителями своих обязанностей), отношение несовершеннолетних к учебе, работе, где учится, работает, какие успехи и т.д. (имеет значение при совершении групповых преступлений для определения роли несовершеннолетнего и при назначении наказания)[4].

- Определение уровня психического развития несовершеннолетних (п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ)

Следователь устанавливает все свойства и состояния личности, раскрывающие уровень психического развития несовершеннолетнего, например: состояние интеллекта, эмоционально-волевой сферы, умственные способности, уровень и запас общих и профессиональных знаний, образность (абстрактность) мышления, причины задержки психического развития.

Определение уровня психического развития несовершеннолетних предполагает выяснение степени его интеллектуального развития, соответствия возрасту, причин задержки психического развития. Это обстоятельство напрямую связано с требованиями ч. 3 ст. 20 УК, когда несовершеннолетний освобождается от уголовной ответственности в силу отставания в психическом развитии, и, кроме того, учитывается при определении ему наказания. Такое отставание не связано с болезненным состоянием психики или нарушением деятельности мозга, а только с задержкой умственного развития несовершеннолетнего (его познавательной, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы).

Для решения вопроса о наличии либо отсутствии отставания в психическом развитии, а также степени умственной отсталости назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

В уголовном деле должны быть собраны сведения об основных чертах характера несовершеннолетнего: привычки, интересы и увлечения; способность противостоять соблазнам и негативным влияниям, способность к разумному поведению в конфликтных, в том числе противоправных ситуациях, склонность к подражанию, внушению, фантазированию, жестокости или мстительности. Сведения об этих свойствах и состояниях необходимо получать из показаний соучастников преступления, родителей, учителей, тренеров, соседей, характеристик, историй болезни, амбулаторных карт и др. источников доказательств.

Также следователем обязательно выявляются данные, свидетельствующие об отставании несовершеннолетнего в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством. Необходимые сведения о возможной психической отсталости следователь получает, из допросов родителей, опекунов, педагогов и других лиц, истребует выписки из истории болезни, и другие документы, в которых могут содержаться данные об уровне интеллектуального и волевого развития обвиняемого.

Для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, не связанного с расстройством психики, а также для установления уровня (степени) его умственной отсталости назначается комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (далее – КСППЭ). Названная экспертиза решает вопросы о психическом состоянии несовершеннолетнего и способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела (ст. ст. 195, 196, ч. 2 ст.421 УПК).

При назначении КСППЭ на разрешение экспертов рекомендуется ставить следующие вопросы:

1) Имеются ли у несовершеннолетнего обвиняемого признаки психического расстройства либо отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием? Если да, то в чем конкретно они выражаются? Если обвиняемый обнаруживает признаки психического расстройства, то каков характер заболевания, является ли оно постоянным либо временным?

2) Учитывая уровень психического развития, наличие либо отсутствие обвиняемого психического заболевания и мог ли несовершеннолетний в полной мере сознавать характер и значение своих действий (бездействия), их общественную опасность?

3) В какой мере обвиняемый мог руководить своими действиями?

4) Какие индивидуально-психологические особенности либо особенности психического состояния обвиняемого могли существенно повлиять на поведение несовершеннолетнего в исследуемой ситуации?

5) Нуждается ли обвиняемый в применении к нему принудительных мер медицинского характера?

Некорректно ставить вопрос о соответствии интеллектуального возраста подростка его паспортному возрасту. В силу неравномерности, скачкообразности развития в подростковом возрасте не бывает точного соответствия психического уровня развития календарному возрасту, поэтому, данный вопрос экспертами принципиально неразрешим.

 В случае необходимости исследования обязанностей психики несовершеннолетнего обвиняемого, имеющего недостатки (глухота, немота, слепота), по делу назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая или судебная медико-психологическая экспертиза.

При оценке заключений судебных экспертиз и других, собранных по делу доказательств, следует учитывать, что умственная отсталость, не связанная с психическим расстройством, не исключает вменяемости несовершеннолетнего и рассматривается как конкретизация состояния вменяемости, при которой обвиняемый может испытывать затруднения в смысловой оценке своих действий, в прогнозе и учете важных обстоятельств, в выборе, планировании и контроле своих поступков, в осуществлении конкретных мотивов.

Если установлено, что несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного ч.1,2 ст. 20 УК, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности (ч.3 ст.20 УК), а дело подлежит прекращению по основаниям, указанным в п.2 ст.24 и ч.3 ст.27 УПК.

Несовершеннолетнему свидетелю, потерпевшему обязательно проведение судебно-психологической экспертизы, когда необходимо установить его психическое состояние ввиду сомнения в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать об этом показания (п.4 ст. 196 УПК).

Для установления способности потерпевшего, свидетеля давать правдивые показания необходимо привлечение специалистов, как при проведении доследственной проверки, так и в ходе расследования уголовного дела (педагог, психолог).

На разрешения ставятся следующие вопросы:

1) Каковы индивидуально-психологические особенности потерпевшего (свидетеля)?

2) Мог ли потерпевший (свидетель) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них показания?

3) Обнаруживается ли у потерпевшего (свидетеля) признаки повышенной (патологической) внушаемости, фантазирования?

4) Какого было психическое состояние потерпевшего (свидетеля) в момент восприятия событий или предметов (указать каких0?

5) Учитывая уровень психического развития потерпевшего (свидетеля) и его психологические особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) событий?

6) Имеются ли признаки психологической достоверности показаний или отсутствия?

 Так же, требуется проведение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетнему потерпевшему, когда необходимо установить беспомощность жертвы, как основного элемента составов преступлений, предусмотренных ст. 13, ст.132 УК РФ, а также квалифицирующих признаков составов преступлений, предусмотренных ч.2 ст.105; ч.2 ст.111; ч.2 ст.112; ч.2 ст.117; ч.2 ст.120; 125 УК РФ. По уголовным делам о преступлениях краевой подсудности (ч.3 ст.31 УПК) рекомендуется проводить комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу несовершеннолетним обвиняемым во всех случаях.

На разрешения ставятся следующие вопросы:

1) Каковы психологические особенности потерпевшего?

2) Какой характер носили взаимоотношения посягателя и жертвы?

3) Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности потерпевшего, мог ли потерпевший понимать характер и значение совершаемых в отношении него действий и оказать сопротивление в криминальной ситуации?

- Установление влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц (п. 3 ч. 1 ст. 421 УПК)

Необходимость установления «влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту ли», предписывает также и ст.89 УК, в соответствии с которой, данное обстоятельства учитывается судом при назначении наказания несовершеннолетнему. Поэтому, следователь тщательно обязан выяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком, для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления. Для полного представления личности несовершеннолетнего, следователь устанавливает связи и круг знакомых, отрицательно влияющих на него. Сведения об этих связях необходимо получать из показаний соучастников преступления, родителей, учителей и др. лиц.

Выяснению подлежат, как лица, положительно влияющие на несовершеннолетних, так и отрицательно.



[1] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 (ред. от 28.01.2021) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», п. 5 // СПС «КонсультантПлюс».

[2] Контрольное производство по уголовному делу №415844567 (Архив СУ СК РФ по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области). Ведомственный доступ.

[3] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 (ред. от 28.01.2021) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // СПС «КонсультантПлюс».

[4] Борбат А.В., Ильяшенко А.Н. Образ жизни семьи и преступность несовершеннолетних // Российский следователь, 2007. № 17. С.21-25.