§ 1. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности для возбуждения уголовного дела

 

Глава 6. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве.

 

§ 1. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности для возбуждения уголовного дела.

 

В соответствии со ст. 11 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Статьей 146 УПК РФ определено, что уголовное дело возбуждается при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 настоящего Кодекса. Перечень поводов для возбуждения уголовного дела, изложенный в ч. 1 ст. 140 УПК РФ, не содержит такого повода, как результаты оперативно-розыскной деятельности. Тем не менее, как представляется, результаты оперативно-розыскной деятельности в соответствии с действующим УПК РФ могут рассматриваться как один из видов сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, полученных из иных источников. В этом случае в соответствии со ст. 143 УПК РФ составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Под результатами оперативно-розыскной деятельности понимается информация, добытая субъектами оперативно-розыскной деятельности в установленном ведомственными нормативными правовыми актами порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Результаты оперативно-розыскной деятельности отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, протоколах, отчетах и т.п.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и материалы, полученные при проведении оперативно-технических мероприятий.

В случае проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических сил и средств, результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видео-фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, флеш-картах, слепках и т.п.).

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут содержаться также в объяснениях лиц, участвовавших в проведении оперативно-розыскных мероприятий, в предметах и материалах, изъятых при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий; в сообщениях лиц, сотрудничающих с оперативными работниками на конфиденциальной основе.

В тех случаях, когда орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, в процессе ее проведения обнаруживает признаки преступления, то он вправе при наличии достаточных на то оснований самостоятельно возбудить уголовное дело, не дожидаясь поступления информации из иного источника.

Поскольку первичный источник информации о преступлении подлежит регистрации, результаты оперативно-розыскной деятельности, содержащие сведения о признаках преступления, должны быть обобщены в отдельном рапорте сотрудника, адресованном начальнику органа предварительного расследования. Особенность обнаружения признаков преступления в процессе оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что к моменту составления рапорта совокупность фактических данных, указывающих на признаки преступления, достаточна для возбуждения уголовного дела и, как правило, не требует проверки в порядке ст. 144 УПК РФ.

Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны быть достаточны для вывода о наличии в деянии признаков преступления. Поэтому основание для возбуждения уголовного дела, как правило, образуется совокупностью оперативно-розыскных данных.

Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), об очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности.

Сведения о совершенном преступлении могут содержаться в различных документах, составляемых при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий, а также в протоколах изъятия предметов и материалов, проводимого в соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». К уголовному делу такие письменные материалы приобщаются в качестве «иных документов». Формально «иными документами» могут считаться справки органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с изложением прямых или обобщенных сведений, содержащихся в делах оперативного учета (например, о принадлежности того или иного лица к организованной преступной группе). Однако их доказательственное значение практически ничтожно, поскольку часто достоверность представленных сведений не поддается проверке. В связи с этим такие справки не могут считаться содержащими достаточные данные, указывающие на признаки преступления, если они не подтверждены иными материалами. 

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут отражаться в рапортах, объяснениях лиц, производивших оперативные мероприятия. Показания этих лиц, допрошенных в качестве свидетелей, впоследствии оцениваются дознавателем, следователем, прокурором, судом. Такие показания не имеют заранее установленной силы и преимуществ перед показаниями других лиц, однако не могут быть отвергнуты по мотивам одной лишь профессиональной заинтересованности в исходе дела.

 Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в большинстве случаев не требуется получение следователем дополнительных объяснений от лица, составившего рапорт об обнаружении признаков преступления, или от других сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Получение такого объяснения будет необходимым в том случае, если следователь имеет достаточные основания полагать, что при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, были допущены нарушения закона.  

В УПК РФ не определяется порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности и их использования в уголовно-процессуальной деятельности. В ст. 89 УПК РФ об использовании в процессе доказывания результатов оперативно-розыскной деятельности упомянуто лишь в негативной форме: «запрещается использовать названные материалы, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом». 

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно- розыскной деятельности» представление результатов оперативно-розыскной деятельности руководителю следственного органа, следователю, органу дознания, дознавателю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

Основным актом, предусматривающим порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности для субъектов, ее осуществляющих является Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденная Приказом МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Следственного комитета Российской Федерации от 27.09.2013 № 776/703/ 509/507/1820/42/535/398/68 (далее – Инструкция).

Инструкция определила порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

- выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки о сообщениях о преступлениях, находящимся в их производстве;

- исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по  находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которые располагают фактами проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность сведений о полученной об этом лице информации в пределах допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

- исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве, и по указанным в ст. 15 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» судебным искам.

Инструкция содержит важное положение, позволяющее на основе полученных оперативных данных формировать соответствующие закону процессуальные доказательства: «Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе». Соблюдение указанных требований дает возможность сформировать (разумеется, при условии тщательной их проверки) доказательства, отвечающие требованиям допустимости, относимости и достоверности.

Установленный Инструкцией порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности может также применяться при представлении результатов оперативно-розыскной деятельности в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.

Определено, что, правовой основой представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд являются Конституция Российской Федерации, УПК РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также упомянутая выше Инструкция.

Уполномоченным должностным лицам (органам) представляются результаты оперативно-розыскной деятельности, которые соответствуют установленным Инструкцией требования и могут:

- служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

- быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ;

- использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Результаты оперативно-розыскной деятельности, содержащие сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, содействие на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

В случаях необходимости привлечения к участию в производстве следственных и судебных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, в том числе, штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В Инструкции подробно определен порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности уполномоченным должностным лицам (органам).

Результаты оперативно-розыскной деятельности представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности, которые составляются должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Процедура представления результатов оперативно-розыскной деятельности в виде сообщения (рапорта) включает в себя:

- рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах оперативно-розыскной деятельности, и их носителей;

- оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов оперативно-розыскной деятельности.

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности уполномоченным должностным лицам (органам) для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления руководителя органа (подразделения), осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (начальника или его заместителя). Указанное постановление составляется только в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченным должностным лицам (органам), второй – приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам специального номенклатурного (литерного) дела.

При представлении результатов проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента, к ним прилагается постановление о проведении данного оперативно-розыскного мероприятия, утвержденное руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (начальником или его заместителем).

Копии указанных постановлений органа, осуществляющего оперативно- розыскную деятельность, подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам специального номенклатурного дела.

Если в результате проведения проверочной закупки не удалось в достаточной степени задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты должны приобщаться к материалам повторной проверочной закупки, или к другим материалам оперативно-розыскных мероприятий, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) в порядке, установленном Инструкцией.

В случае представления уполномоченным должностным лицам (органам) результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий и осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению со сведениями, составляющую государственную тайну.

При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты оперативно-розыскной деятельности, руководителем органа, ее осуществляющего (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, - к материалам литерного дела.

В иных случаях результаты этой деятельности, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

Способ фактической передачи результатов уполномоченному должностному лицу (органу) (пересылка по почте, передача с нарочным и другие способы) избираются органом, ее осуществляющим, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

К рапорту об обнаружении признаков преступления или сообщению о результатах оперативно-розыскной деятельности прилагаются (при наличии) полученные (выполненные) при проведении оперативно-розыскных мероприятий фото- и видеосъемки, аудио и видео записи, флеш-накопители, жесткие диски и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами.

При этом необходимо учитывать, что информация о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, должна быть отражена в рапорте об обнаружении признаков преступления и/или сообщении о результатах оперативно-розыскной деятельности.

В случае необходимости описание индивидуальных признаков указанных материалов, документов и иных объектов может быть изложено в отдельном приложении к сообщению (рапорту).

Органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, при подготовке и оформлении для передачи уполномоченным должностным лицам (органам) материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целости (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие). При представлении фонограммы к ней прилагается бумажный носитель записи телефонных и иных переговоров.

Допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении мероприятий, в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении (рапорте), и на бумажном носителе записи переговоров. В этом случае оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, если они не были в дальнейшем истребованы уполномоченным должностным лицам (органам), хранятся в органе, осуществившем оперативно-розыскные мероприятия, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования).

В Инструкции перечисляются требования, предъявляемые к результатам оперативно-розыскной деятельности, представляемым уполномоченным должностным лицам (органам).

Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами по уголовному делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения (при установлении таковых), о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Нарушение перечисленных требований делает результаты оперативно-розыскных мероприятий ничтожными и не позволяет использовать их в доказывании.         

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности предусмотрено составление справок-меморандумов (их называют также обзорными справками). В них отражаются производные оперативные сведения и обобщения, сделанные оперативными сотрудниками на основании оперативно-служебных документов, имеющихся в деле оперативного учета.

Сведения оперативно-розыскного характера, содержащиеся в справках-меморандумах, важны для органов предварительного расследования. Но они могут быть использованы только в качестве ориентирующей информации при производстве по уголовным делам, а также для определения наиболее целесообразных тактических приемов производства следственных действий. Такие сведения не могут служить основаниями для принятия необходимых процессуальных решений по уголовному делу (о возбуждении уголовного дела, о применении мер процессуального принуждения, прежде всего задержания подозреваемого в совершении преступления), о производстве следственных действий и не могут заменить конкретных оперативно-служебных документов. 

Так как традиционно (не только в России, но и в других странах) регулярный обмен оперативной информацией между оперативными подразделениями различных ведомств осуществляется на недостаточном уровне, а реализация планов основных оперативно-розыскных и оперативно-технических мероприятий в отношении разрабатываемых лиц занимает определенное время (обычно 2–3 месяца), то только прокурор, систематически проверяя исполнение законов при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-розыскной деятельности в целом, может выявить возможное дублирование оперативных разработок и впоследствии через функцию координации организовать взаимодействие этих ведомств по пресечению преступной деятельности одного и того же лица или преступной группы.

Необходимо также учитывать, что впоследствии представителям этих и других уполномоченных ведомств с рапортом об обнаружении признаков преступления в качестве повода для возбуждения уголовного дела и с официально представленными результатами оперативно-розыскной деятельности целесообразно прибыть к следователю, который, в свою очередь может согласовать вопрос о возбуждении уголовного дела с прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

При этом, необходимо учитывать, что, когда в процессе проверки заявления и сообщения о преступлении в порядке ст. 144 УПК РФ, следователь дает поручение органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность о проведении оперативно-розыскных мероприятий, только прокурор, осуществляя свои надзорные полномочия, может реально проверить результативность работы оперативного сотрудника по данному поручению.

Уполномоченный прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, имеет право изучить дело оперативного учета, выявить проблемы и недостатки оперативной разработки и, через применение мер прокурорского реагирования, потребовать их устранения. При этом, с одной стороны, он не обязан сообщать дознавателю, следователю или руководителю следственного органа о выявленных нарушениях закона, а с другой стороны – в последующем, осуществляя уголовное преследование в судебном производстве, он будет представлять доказательства, полученные, в том числе, в результате проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий. И если они были добыты органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, с нарушением закона, то эти доказательства будут признаны судом недопустимыми.

В связи с изложенным, именно прокурор, реализуя свои полномочия с точки зрения координации работы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, является основным звеном между дознавателем, следователем, руководителем следственного органа и оперативными сотрудниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Первым этапом уголовно-процессуальной деятельности является прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлениях. С приема сообщения о преступлении начинается первая стадия уголовного судопроизводства – стадия возбуждения уголовного дела.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, оформляемое рапортом.

Рапорт об обнаружении признаков преступления как повод для возбуждения уголовного дела составляется должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, органов дознания, предварительного следствия или прокуратуры, получившим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении из иных источников информации, кроме указанных в ст. 141 и 142 УПК РФ.

Рапорт может быть составлен в случаях, когда признаки преступления были обнаружены в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, при исполнении иных должностных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов и военнослужащими Росгвардии России. Рапорт составляется   также в случаях, когда сотрудники правоохранительных органов или военнослужащие, выполняющие обязанности по охране общественного порядка, являлись очевидцами преступлений.

Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», а также иными нормативными актами не урегулирован вопрос о том, кто именно из числа сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, должен составлять рапорт об обнаружении признаков преступления, поэтому рапорт об обнаружении признаков преступления может быть составлен сотрудником, являвшимся инициатором заведения дела оперативного учета,  или  руководителем структурного подразделения.