§ 1. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности для возбуждения уголовного дела
Глава
6. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном
судопроизводстве.
§
1. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности для возбуждения
уголовного дела.
В
соответствии со ст. 11 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной
деятельности» результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом
и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания,
следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или
материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в
доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями
уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации,
регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Статьей
146 УПК РФ определено, что уголовное дело возбуждается при наличии повода и
основания, предусмотренных ст. 140 настоящего Кодекса. Перечень поводов для
возбуждения уголовного дела, изложенный в ч. 1 ст. 140 УПК РФ, не содержит
такого повода, как результаты оперативно-розыскной деятельности. Тем не менее,
как представляется, результаты оперативно-розыскной деятельности в соответствии
с действующим УПК РФ могут рассматриваться как один из видов сообщений о
совершенном или готовящемся преступлении, полученных из иных источников. В этом
случае в соответствии со ст. 143 УПК РФ составляется рапорт об обнаружении
признаков преступления.
Под
результатами оперативно-розыскной деятельности понимается информация, добытая
субъектами оперативно-розыскной деятельности в установленном ведомственными
нормативными правовыми актами порядке, о признаках подготавливаемого,
совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих,
совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания,
следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а
также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной,
экономической или экологической безопасности Российской
Федерации.
Результаты
оперативно-розыскной деятельности отражаются в оперативно-служебных документах
(рапортах, справках, сводках, актах, протоколах, отчетах и т.п.). К
оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и материалы,
полученные при проведении оперативно-технических
мероприятий.
В
случае проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием
оперативно-технических сил и средств, результаты оперативно-розыскной
деятельности могут быть также зафиксированы на материальных (физических)
носителях информации (фонограммах, видео-фотопленках, фотоснимках, магнитных,
лазерных дисках, флеш-картах, слепках и т.п.).
Результаты
оперативно-розыскной деятельности могут содержаться также в объяснениях лиц,
участвовавших в проведении оперативно-розыскных мероприятий, в предметах и
материалах, изъятых при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий; в
сообщениях лиц, сотрудничающих с оперативными работниками на конфиденциальной
основе.
В
тех случаях, когда орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, в
процессе ее проведения обнаруживает признаки преступления, то он вправе при
наличии достаточных на то оснований самостоятельно возбудить уголовное дело, не
дожидаясь поступления информации из иного источника.
Поскольку
первичный источник информации о преступлении подлежит регистрации, результаты
оперативно-розыскной деятельности, содержащие сведения о признаках преступления,
должны быть обобщены в отдельном рапорте сотрудника, адресованном начальнику
органа предварительного расследования. Особенность обнаружения признаков
преступления в процессе оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что
к моменту составления рапорта совокупность фактических данных, указывающих на
признаки преступления, достаточна для возбуждения уголовного дела и, как
правило, не требует проверки в порядке ст. 144 УПК РФ.
Результаты
оперативно-розыскной деятельности, представляемые для решения вопроса о
возбуждении уголовного дела, должны быть достаточны для вывода о наличии в
деянии признаков преступления. Поэтому основание для возбуждения уголовного
дела, как правило, образуется совокупностью оперативно-розыскных данных.
Результаты
оперативно-розыскной деятельности, представляемые для решения вопроса о
возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на
признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и
какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место
обнаружение признаков преступления; сведения о лице (лицах), его совершившем
(если оно известно), об очевидцах преступления (если они известны); о
местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать
вещественными доказательствами; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих
значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сведения,
содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о
наличии события и его противоправности.
Сведения
о совершенном преступлении могут содержаться в различных документах,
составляемых при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий, а также в
протоколах изъятия предметов и материалов, проводимого в соответствии с п. 1 ст.
15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». К уголовному делу такие письменные
материалы приобщаются в качестве «иных документов». Формально «иными
документами» могут считаться справки органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, с изложением прямых или обобщенных сведений,
содержащихся в делах оперативного учета (например, о принадлежности того или
иного лица к организованной преступной группе). Однако их доказательственное
значение практически ничтожно, поскольку часто достоверность представленных
сведений не поддается проверке. В связи с этим такие справки не могут считаться
содержащими достаточные данные, указывающие на признаки преступления, если они
не подтверждены иными материалами.
Результаты
оперативно-розыскной деятельности могут отражаться в рапортах, объяснениях лиц,
производивших оперативные мероприятия. Показания этих лиц, допрошенных в
качестве свидетелей, впоследствии оцениваются дознавателем, следователем,
прокурором, судом. Такие показания не имеют заранее установленной силы и
преимуществ перед показаниями других лиц, однако не могут быть отвергнуты по
мотивам одной лишь профессиональной заинтересованности в исходе
дела.
Для решения вопроса о возбуждении
уголовного дела в большинстве случаев не требуется получение следователем
дополнительных объяснений от лица, составившего рапорт об обнаружении признаков
преступления, или от других сотрудников органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность. Получение такого объяснения будет необходимым
в том случае, если следователь имеет достаточные основания полагать, что при
осуществлении оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, были допущены нарушения
закона.
В
УПК РФ не определяется порядок представления результатов оперативно-розыскной
деятельности и их использования в уголовно-процессуальной деятельности. В ст. 89
УПК РФ об использовании в процессе доказывания результатов оперативно-розыскной
деятельности упомянуто лишь в негативной форме: «запрещается использовать
названные материалы, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к
доказательствам настоящим Кодексом».
В
соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно- розыскной
деятельности» представление результатов оперативно-розыскной деятельности
руководителю следственного органа, следователю, органу дознания, дознавателю или
в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном
ведомственными нормативными актами.
Основным
актом, предусматривающим порядок представления результатов оперативно-розыскной
деятельности для субъектов, ее осуществляющих является Инструкция о порядке
представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания,
следователю или в суд, утвержденная Приказом МВД России, Минобороны России, ФСБ
России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России,
Следственного комитета Российской Федерации от 27.09.2013 № 776/703/
509/507/1820/42/535/398/68 (далее – Инструкция).
Инструкция
определила порядок представления оперативными подразделениями органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов
оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд при
наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также
в порядке:
-
выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного
решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и
материалам проверки о сообщениях о преступлениях, находящимся в их
производстве;
-
исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении
жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в
установленном законом порядке и которые располагают фактами проведения в
отношении него оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были
нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность сведений о полученной
об этом лице информации в пределах допускаемых требованиями конспирации и
исключающих возможность разглашения государственной тайны;
-
исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным
делам, находящимся в его производстве, и по указанным в ст. 15 Федерального
закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в
хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны
страны и безопасности государства» судебным искам.
Инструкция
содержит важное положение, позволяющее на основе полученных оперативных данных
формировать соответствующие закону процессуальные доказательства: «Результаты
оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в
доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства,
удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства,
предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств;
содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих
доказыванию по уголовному делу, указания на оперативно-розыскные мероприятия,
при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные,
позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства,
сформированные на их основе». Соблюдение указанных требований дает возможность
сформировать (разумеется, при условии тщательной их проверки) доказательства,
отвечающие требованиям допустимости, относимости и
достоверности.
Установленный
Инструкцией порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности
может также применяться при представлении результатов оперативно-розыскной
деятельности в соответствии с запросами международных правоохранительных
организаций и правоохранительных органов иностранных государств, если это не
противоречит международным договорам Российской Федерации, законодательству
Российской Федерации.
Определено,
что, правовой основой представления результатов оперативно-розыскной
деятельности органу дознания, следователю или в суд являются Конституция
Российской Федерации, УПК РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», иные
нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и
уголовно-процессуальной деятельности, а также упомянутая выше
Инструкция.
Уполномоченным
должностным лицам (органам) представляются результаты оперативно-розыскной
деятельности, которые соответствуют установленным Инструкцией требования и
могут:
-
служить поводом и основанием для возбуждения уголовного
дела;
-
быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных
действий, предусмотренных УПК РФ;
-
использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями
уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку
и оценку доказательств.
Результаты
оперативно-розыскной деятельности, содержащие сведения о лицах, внедренных в
организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих
или оказывавших органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,
содействие на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам
только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев,
требующих их привлечения к уголовной ответственности.
В
случаях необходимости привлечения к участию в производстве следственных и
судебных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные
группы, в том числе, штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим
органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в
условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
нормативными правовыми актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность.
В
Инструкции подробно определен порядок представления результатов
оперативно-розыскной деятельности уполномоченным должностным лицам
(органам).
Результаты
оперативно-розыскной деятельности представляются в виде рапорта об обнаружении
признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной
деятельности, которые составляются должностным лицом органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, и регистрируется в порядке, установленном
нормативными правовыми актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность.
Процедура
представления результатов оперативно-розыскной деятельности в виде сообщения
(рапорта) включает в себя:
-
рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих
государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах
оперативно-розыскной деятельности, и их носителей;
-
оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов
оперативно-розыскной деятельности.
Представление
результатов оперативно-розыскной деятельности уполномоченным должностным лицам
(органам) для осуществления проверки и принятия процессуального решения в
порядке ст. 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу
осуществляется на основании постановления руководителя органа (подразделения),
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (начальника или его
заместителя). Указанное постановление составляется только в двух экземплярах,
первый из которых направляется уполномоченным должностным лицам (органам),
второй – приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его
отсутствия, к материалам специального номенклатурного (литерного)
дела.
При
представлении результатов проверочной закупки или контролируемой поставки
предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо
оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента, к ним прилагается
постановление о проведении данного оперативно-розыскного мероприятия,
утвержденное руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность (начальником или его заместителем).
Копии
указанных постановлений органа, осуществляющего оперативно- розыскную
деятельность, подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах
оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам
специального номенклатурного дела.
Если
в результате проведения проверочной закупки не удалось в достаточной степени
задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное
деяние, то ее результаты должны приобщаться к материалам повторной проверочной
закупки, или к другим материалам оперативно-розыскных мероприятий, содержащим
признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам
(органам) в порядке, установленном Инструкцией.
В
случае представления уполномоченным должностным лицам (органам) результатов
оперативно-розыскной деятельности, полученных при проведении
оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права
человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой
связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии
судебных решений о проведении оперативно-розыскных
мероприятий.
Представление
результатов оперативно-розыскной деятельности, содержащих сведения об
организации и тактике проведения оперативно-поисковых и оперативно-технических
мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных
негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых
подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями
соответствующих мероприятий и осуществляться в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к обращению со сведениями, составляющую государственную тайну.
При
необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих
результаты оперативно-розыскной деятельности, руководителем органа, ее
осуществляющего (начальником или его заместителем), выносится постановление о
рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их
носителей.
Указанное
постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется
уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела
оперативного учета или, в случае его отсутствия, - к материалам литерного дела.
В
иных случаях результаты этой деятельности, содержащие сведения, составляющие
государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком
ведения секретного делопроизводства.
Способ
фактической передачи результатов уполномоченному должностному лицу (органу)
(пересылка по почте, передача с нарочным и другие способы) избираются органом,
ее осуществляющим, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных
правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.
К
рапорту об обнаружении признаков преступления или сообщению о результатах
оперативно-розыскной деятельности прилагаются (при наличии) полученные
(выполненные) при проведении оперативно-розыскных мероприятий фото- и
видеосъемки, аудио и видео записи, флеш-накопители, жесткие диски и иные
носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с
уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными
доказательствами.
При
этом необходимо учитывать, что информация о времени, месте и обстоятельствах
получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при
проведении оперативно-розыскных мероприятий, должна быть отражена в рапорте об
обнаружении признаков преступления и/или сообщении о результатах
оперативно-розыскной деятельности.
В
случае необходимости описание индивидуальных признаков указанных материалов,
документов и иных объектов может быть изложено в отдельном приложении к
сообщению (рапорту).
Органом,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, при подготовке и оформлении
для передачи уполномоченным должностным лицам (органам) материалов, документов и
иных объектов, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий,
должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целости (защита от
деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие). При
представлении фонограммы к ней прилагается бумажный носитель записи телефонных и
иных переговоров.
Допускается
представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении
мероприятий, в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных
моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается
в сообщении (рапорте), и на бумажном носителе записи переговоров. В этом случае
оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении
оперативно-розыскных мероприятий, если они не были в дальнейшем истребованы
уполномоченным должностным лицам (органам), хранятся в органе, осуществившем
оперативно-розыскные мероприятия, до завершения судебного разбирательства и
вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела
(уголовного преследования).
В
Инструкции перечисляются требования, предъявляемые к результатам
оперативно-розыскной деятельности, представляемым уполномоченным должностным
лицам (органам).
Результаты
оперативно-розыскной деятельности, представляемые для решения вопроса о
возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на
признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и
какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их
обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), и
очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и
документов, которые могут стать вещественными доказательствами по уголовному
делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения
вопроса о возбуждении уголовного дела.
Результаты
оперативно-розыскной деятельности, представляемые для подготовки и осуществления
следственных и судебных действий, должны содержать сведения (при установлении
таковых), о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного
расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие
значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о
местонахождении предметов и документов, которые могут признаны вещественными
доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах,
позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных
действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать
наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику
расследования по конкретному уголовному делу.
Результаты
оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в
доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства,
удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства,
предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств;
содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих
доказыванию по уголовному делу, указания на оперативно-розыскные мероприятия,
при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные,
позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства,
сформированные на их основе.
Нарушение
перечисленных требований делает результаты оперативно-розыскных мероприятий
ничтожными и не позволяет использовать их в доказывании.
При
осуществлении оперативно-розыскной деятельности предусмотрено составление
справок-меморандумов (их называют также обзорными справками). В них отражаются
производные оперативные сведения и обобщения, сделанные оперативными
сотрудниками на основании оперативно-служебных документов, имеющихся в деле
оперативного учета.
Сведения
оперативно-розыскного характера, содержащиеся в справках-меморандумах, важны для
органов предварительного расследования. Но они могут быть использованы только в
качестве ориентирующей информации при производстве по уголовным делам, а также
для определения наиболее целесообразных тактических приемов производства
следственных действий. Такие сведения не могут служить основаниями для принятия
необходимых процессуальных решений по уголовному делу (о возбуждении уголовного
дела, о применении мер процессуального принуждения, прежде всего задержания
подозреваемого в совершении преступления), о производстве следственных действий
и не могут заменить конкретных оперативно-служебных документов.
Так
как традиционно (не только в России, но и в других странах) регулярный обмен
оперативной информацией между оперативными подразделениями различных ведомств
осуществляется на недостаточном уровне, а реализация планов основных
оперативно-розыскных и оперативно-технических мероприятий в отношении
разрабатываемых лиц занимает определенное время (обычно 2–3 месяца), то только
прокурор, систематически проверяя исполнение законов при осуществлении
оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-розыскной деятельности в целом,
может выявить возможное дублирование оперативных разработок и впоследствии через
функцию координации организовать взаимодействие этих ведомств по пресечению
преступной деятельности одного и того же лица или преступной группы.
Необходимо
также учитывать, что впоследствии представителям этих и других уполномоченных
ведомств с рапортом об обнаружении признаков преступления в качестве повода для
возбуждения уголовного дела и с официально представленными результатами
оперативно-розыскной деятельности целесообразно прибыть к следователю, который,
в свою очередь может согласовать вопрос о возбуждении уголовного дела с
прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за исполнением законов при
осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
При
этом, необходимо учитывать, что, когда в процессе проверки заявления и сообщения
о преступлении в порядке ст. 144 УПК РФ, следователь дает поручение органу,
осуществляющему оперативно-розыскную деятельность о проведении
оперативно-розыскных мероприятий, только прокурор, осуществляя свои надзорные
полномочия, может реально проверить результативность работы оперативного
сотрудника по данному поручению.
Уполномоченный
прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов при осуществлении
оперативно-розыскной деятельности, имеет право изучить дело оперативного учета,
выявить проблемы и недостатки оперативной разработки и, через применение мер
прокурорского реагирования, потребовать их устранения. При этом, с одной
стороны, он не обязан сообщать дознавателю, следователю или руководителю
следственного органа о выявленных нарушениях закона, а с другой стороны – в
последующем, осуществляя уголовное преследование в судебном производстве, он
будет представлять доказательства, полученные, в том числе, в результате
проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий. И если они были добыты
органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, с нарушением закона,
то эти доказательства будут признаны судом недопустимыми.
В
связи с изложенным, именно прокурор, реализуя свои полномочия с точки зрения
координации работы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
является основным звеном между дознавателем, следователем, руководителем
следственного органа и оперативными сотрудниками органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
Первым
этапом уголовно-процессуальной деятельности является прием, регистрация и
разрешение сообщений о преступлениях. С приема сообщения о преступлении
начинается первая стадия уголовного судопроизводства – стадия возбуждения
уголовного дела.
Согласно
п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела является
сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных
источников, оформляемое рапортом.
Рапорт
об обнаружении признаков преступления как повод для возбуждения уголовного дела
составляется должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, органов дознания, предварительного следствия или прокуратуры,
получившим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении из иных
источников информации, кроме указанных в ст. 141 и 142 УПК РФ.
Рапорт
может быть составлен в случаях, когда признаки преступления были обнаружены в
результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, при исполнении иных
должностных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов и
военнослужащими Росгвардии России. Рапорт составляется также в случаях, когда сотрудники
правоохранительных органов или военнослужащие, выполняющие обязанности по охране
общественного порядка, являлись очевидцами преступлений.
Уголовно-процессуальным
кодексом РФ, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», а также
иными нормативными актами не урегулирован вопрос о том, кто именно из числа
сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, должен
составлять рапорт об обнаружении признаков преступления, поэтому рапорт об
обнаружении признаков преступления может быть составлен сотрудником, являвшимся
инициатором заведения дела оперативного учета, или руководителем структурного
подразделения.