§ 3. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора

 

§ 3. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора

 

Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора является довольно распространенным и наиболее урегулированным видом международной помощи по уголовным делам. Его природа многомерна. Во-первых, в выдаче всегда участвуют две заинтересованные стороны: запрашивающая и запрашиваемая. Во-вторых, деятельность, связанная с ее осуществлением, инициируется либо путем направления запроса об экстрадиции, либо необходимостью его исполнения. В-третьих, выдача может осуществляться весь период уголовного преследования или исполнения приговора. И, в-четвертых, для выдачи могут быть запрошены не только лица, но и объекты. В условиях глобализации, интеграции, миграции населения и роста транснациональной преступности их выдача и передача приобрели особое значение.

Для осуществления международного сотрудничества в этой сфере большое значение имеет «Eевропейская конвенция о выдаче пpaвонаpушителей». Она была подписана 13 декабря 1957 г. Ее действие ограничено как территориально (т. е. европейским континентом), так и персонально (т. е. европейскими государствами). Страны, подписавшие данную Kонвенцию, взяли на себя обязательства (при условии соблюдения изложенных в ней положений и условий), выдавать друг другу всех лиц, в отношении которых компетентные органы запрашивающей стороны осуществляют судопроизводство в связи с каким-либо преступлением или которые разыскиваются указанными органами для приведения в исполнение приговора или постановления об аресте. Если международные договоры Российской Федерации, заключенные со сторонами настоящей Конвенции, содержат другие изложенные в них правила, но не связаны с дополнением положений или содействием применению содержащихся в них принципов, преимущественную силу имеют положения данной Конвенции.

По сложившейся практике международного сотрудничества процедура экстрадиции может быть распространена на лиц, являющихся гражданами как самой Российской Федерации, так и других государств, на лиц без гражданства, а также на лиц с двумя и более гражданствами. Целями ее применения может выступать либо необходимость осуществления уголовного преследования, либо необходимость исполнения приговора, либо необходимость отправления правосудия по уголовному делу. Сама процедура выдачи может быть инициирована либо по запросу, поступившему из иностранного государства, либо по запросу, направленному ему в установленном порядке из Российской Федерации. Его направление происходит на основании международного договора Российской Федерации с этим государством или письменного обязательства, подписанного Генеральным прокурором РФ выдавать в будущем на основе взаимности этому государству лиц, в соответствии с законами Российской Федерации. Направление запроса осуществляется на тех условиях, что в соответствии с законами двух государств действие, в связи, с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым на срок не менее одного года лишения свободы или иным, более тяжким наказанием (в случае выдачи для уголовного преследования), либо если лицо осуждено к лишению свободы не менее чем на шесть месяцев (в случае выдачи для исполнения приговора). При необходимости направления запроса о выдаче, а также наличия для этого условий и оснований, предусмотренных УПК РФ, все необходимые материалы представляются в Генеральную прокуратуру РФ, так как именно она обладает правом принятия окончательного решения по данному вопросу. Наделение ее исключительными полномочиями в механизме международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства объясняется ключевой ролью прокурора в осуществлении уголовного преследования.

Аналогичный порядок применяется при выполнении запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации. В соответствии с международным договором она может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящееся на ее территории, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, являющиеся уголовно наказуемым по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче. При отсутствии международного договора выдача таких лиц может осуществляться только на основе принципа взаимности, суть которого заключается в том, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации, но уже по запросу Российской Федерации, им также будет произведена выдача.

Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых или осужденных судом иностранного государства, принимает генеральный прокурор или его заместитель. Они также уполномочены принимать решение о том, какой именно запрос подлежит удовлетворению, при наличии заявлений нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица, а также о перевозке выданного лица через территорию Российской Федерации. Лицо, в отношении которого состоялось решение о выдаче, в течение 24-х часов должно быть письменно уведомлено о факте его принятия. В этом же сообщении ему разъясняется право обжалования данного решения в суд. Если лицо, им не воспользовалось, то решение о выдаче вступает в законную силу через 10 суток с момента уведомления лица в отношении, которого оно было принято. До истечения этого срока выдача не производится. Если решение Генерального прокурора РФ или его заместителя о выдаче все же обжалуется, то в течение 10-ти суток с момента получения уведомления, жалоба должна быть направлена в суд субъекта Российской Федерации, по месту нахождения лица, в отношении которого принято это решение. Она направляется им самим или его защитником. В этот же срок прокурор должен направить в суд материалы, подтверждающие законность и обоснованность принятого решения. Если лицо, в отношении которого состоялось решение о выдаче, находится под стражей, то администрация места, где он содержится, после получения адресованной суду жалобы немедленно направляет ее в соответствующий суд и уведомляет об этом прокурора.

Вопрос о законности и обоснованности решения о выдаче решается судом исходя из обстоятельств, имевших место на момент принятия такого решения. Обращение лица в компетентные органы с заявлением о предоставлении временного или политического убежища, статуса беженца после принятия решения о выдаче не должно повлечь отсрочку рассмотрения жалобы на решение о выдаче, поскольку признание судом такого решения законным и обоснованным не приведет к дальнейшей фактической передаче лица запрашивающему государству до разрешения соответствующего заявления или до окончания апелляционного производства при наличии отказа в его удовлетворении. В судебном заседании суд не вправе обсуждать вину лица, подавшего жалобу. Он ограничивается только проверкой соответствия решения о выдаче данного лица законодательству и международным договорам Российской Федерации. Соответственно, формулировки принятых судебных решений не должны свидетельствовать об установленном факте совершения преступления указанным лицом. Принятое решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Апелляционного суда общей юрисдикции. Таким образом, Российская Федерация может выдать лицо иностранному государству, только тогда, когда деяние, в связи с совершением которого направлен запрос о выдаче, является наказуемым как по ее уголовному закону, так и по закону запрашивающего государства. Несоответствие в описании отдельных элементов преступления, в совершении которого обвиняется лицо, или в правовой квалификации деяния не является основанием для отказа в выдаче, поскольку оцениваться должны фактические обстоятельства имевшего место деяния и его наказуемость по законам обоих государств.

В выдаче также может быть отказано, например, тогда, когда исключительные обстоятельства указывают на то, что она создаст опасность для жизни и здоровья лица (в том числе с учетом его возраста и физического состояния). Обязанность обоснования этих и других обстоятельств (в том числе указывающих на отсутствие серьезных оснований полагать, что к лицу могут быть применены смертная казнь, пытки, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание, а также что это лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям), возлагается на органы прокуратуры Российской Федерации. Таким образом, условия и основания для отказа в выдаче предусмотрены не только в УПК РФ и других законах, но и в международных договорах Российской Федерации. При этом, если экстрадиция лица не осуществляется, то независимо от вида нормативного правового акта, в котором они содержатся, Генеральная прокуратура обязана уведомить об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием конкретных оснований для отказа. Также она обязана уведомить иностранное государство о месте, дате и времени передачи выдаваемого лица. Если же данное лицо в течение 15 суток со дня, установленного для передачи, не будет принято, то оно может быть освобождено из-под стражи. При возникновении непредвиденных обстоятельств дата передачи может быть перенесена, но во всяком случае, лицо подлежит освобождению по истечении тридцати суток, со дня, установленного для его передачи. Одновременно с передачей лица, подлежащего выдаче, соответствующему компетентному органу иностранного государства могут быть переданы предметы, являющиеся орудиями, оборудованием или иными средствами совершения преступления, а также предметы, имеющие следы преступления или добытые преступным путем. Закон допускает их самостоятельную передачу (то есть отдельно от экстрадируемого лица) по запросу. Это характерно для тех случаев, когда экстрадиция запрашиваемого лица в связи с его смертью или по другим объективным причинам не может произойти. Если запрашиваемые предметы необходимы для производства по другому уголовному делу, их передача может быть временно отложена. При необходимости обеспечения законных прав третьих лиц передача предметов может быть осуществлена только при наличии обязательства соответствующего учреждения иностранного государства об их возврате после окончания производства по уголовному делу.