§ 1. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: понятие, виды, правовые основы
РАЗДЕЛ
V. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО
СУДОПРОИЗВОДСТВА
Глава
31. Международное сотрудничество в сфере уголовного
судопроизводства
Международное
сотрудничество в сфере уголовной юстиции имеет многовековую историю, которая
свидетельствует о том, что в России оно никогда не было простым ни в правовом,
ни в политическом плане. Вплоть до наступления ХХ века, его низкая интенсивность
была обусловлена многими причинами, в числе которых можно выделить неразвитость
международного права, путей сообщения, средств связи и др. Положение дел
изменилось к лучшему, с созданием в 1948 году, Организации Объединенных Наций
(ООН), активным участником которой являлся Советский Союз. Однако вплоть до его
распада (
Само
понятие «международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»
сейчас широко используется в российском уголовно-процессуальном законе. Однако в
отличие от основных направлений международного сотрудничества оно нигде в нем не
раскрывается. Если суммировать точки зрения процессуалистов по этому вопросу, то
становится очевидно, что понятием «международное сотрудничество в сфере
уголовного судопроизводства» принято обозначать согласованную деятельность
компетентных органов и должностных лиц двух и более государств, либо действующих
в них международных организаций, реализуемую в целях получения и оказания
правовой помощи по уголовным делам, выдачи лиц, для осуществления уголовного
преследования и передачи осужденных для исполнения наказаний или их
принудительного лечения в государства их гражданства или постоянного места
жительства. Сточки зрения российского законодателя такое сотрудничество в
современных условиях может осуществляться в четырех основных
направлениях.
Первым
из них является взаимодействие судов, прокуроров, следователей, органов дознания
с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных
государств и международными организациями. Процессуальные процедуры его
реализации могут быть следующими:
направление
запроса о правовой помощи (ст. 453 УПК РФ);
вызов
свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика,
их представителей, находящихся за пределами территории РФ (ст. 456 УПК
РФ);
исполнение
в РФ запроса о правовой помощи (ст. 457 УПК РФ);
направление
материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования (ст. 458
УПК РФ);
исполнение
запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного
дела на территории РФ (ст. 459 УПК РФ).
Второе
направление международного сотрудничества – выдача лица для уголовного
преследования или исполнения приговора. Для его практической реализации в УПК РФ
предусмотрены следующие процессуальные процедуры:
направление
запроса о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства (ст.
460 УПК РФ);
исполнение
запроса о выдаче лица, находящегося на территории РФ (ст. 462 УПК
РФ);
транзитная
перевозка выданных лиц (ст. 4621 УПК РФ);
обжалование
решения о выдаче лица и судебная проверка его законности и обоснованности (ст.
463 УПК РФ);
отказ
в выдаче лица (ст. 464 УПК РФ);
отсрочка
в выдаче лица и выдача лица на время (ст. 465 УПК РФ);
избрание
меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица (ст. 466 УПК
РФ);
передача
выдаваемого лица и предметов (ст. ст. 467 и 468 УПК РФ).
Третье
направление – передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания
наказания в государстве, гражданином которого оно является. В целях его
практической реализации в УПК РФ предусмотрены:
основания
передачи лица, осужденного к лишению свободы (ст. 469 УПК
РФ);
условия
и порядок передачи осужденного (ст. 470 УПК РФ);
отказ
иностранному государству в передаче осужденного к лишению свободы для отбывания
наказания (ст. 471 УПК РФ);
порядок
предварительного рассмотрения ходатайства об отбывании наказания в РФ (ст. 472
УПК РФ).
Четвертое
направление международного сотрудничества – признание и принудительное
исполнение приговора суда иностранного государства в части конфискации доходов,
полученных преступным путем, находящихся на территории Российской Федерации. В
отличие от предыдущих, это направление международного сотрудничества является
сравнительно новым, поскольку получило законодательную регламентацию в 2017
году. Как и другим направлениям международного сотрудничества, в УПК РФ ему
посвящена отдельная глава (55.1), в статьях которой
регламентированы:
основания
признания и принудительного исполнения приговора, постановления суда
иностранного государства в части конфискации находящихся на территории
Российской Федерации доходов, полученных преступным путем (ст. 473.1 УПК
РФ);
содержание
запроса о признании и принудительном исполнении приговора, постановления суда
иностранного государства в этой части (ст. 473.2 УПК РФ);
суды,
уполномоченные рассматривать запросы о признании и принудительном исполнении
приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации
находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным
путем (ст. 473.3 УПК РФ);
порядок
рассмотрения такого запроса судом (ст. 473.4 УПК РФ);
основания
для отказа в признании и принудительном исполнении приговора, постановления суда
иностранного государства в части конфискации находящихся на территории
Российской Федерации доходов, полученных преступным путем (ст. 473.5 УПК
РФ);
содержание
постановления суда по результатам рассмотрения запроса компетентного органа
иностранного государства (ст. 473.6 УПК РФ);
основания
и порядок выдачи исполнительного листа и направления его для принудительного
исполнения (ст. 473.7 УПК РФ).
взаимодействия
российских судов, прокуроров, следователей, органов дознания с соответствующими
компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и
международными организациями;
выдачи
лица для уголовного преследования или исполнения
приговора;
передачи
лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве,
гражданином которого оно является;
признания
и принудительного исполнения приговора суда иностранного государства в части
конфискации доходов, полученных преступным путем, находящихся на территории
Российской Федерации.
Субъектами
международного сотрудничества на национальном уровне выступают: Верховный Суд
РФ; Министерство юстиции РФ; Следственный комитет РФ, Министерство внутренних
дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ; Генеральная прокуратура РФ. На
межгосударственном уровне круг субъектов международного сотрудничества
становится более широким. Он увеличивается за счет компетентных органов
государств, взаимодействующих с Российской Федерацией при оказании правовой
помощи.
Таким
образом, понятие, виды и правовые основы международного сотрудничества в сфере
уголовного судопроизводства в полной мере согласуются с основными задачами
Следственного комитета РФ, решение которых возложено на него в соответствии с
Федеральным законом от 28.12.2010 г. №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской
Федерации». Уместно напомнить, что к ним относятся:
оперативное
и качественное расследование тяжких и особо тяжких
преступлений;
разработка
мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства
Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
обеспечение
в пределах своих полномочий международно-правового
сотрудничества.
Для
реализации последней из названных задач, в центральном аппарате ведомства
функционирует Управление международного сотрудничества, основной задачей
которого является обеспечение взаимодействия с компетентными органами
иностранных государств и международными организациями в сфере уголовного
судопроизводства, в частности, оказания правовой помощи по уголовным делам о
преступлениях, расследуемых следователями Следственного комитета, в том числе
транснационального характера. Правовой основой для этой деятельности является
система международных договоров Российской Федерации и национальное
законодательство, в том числе уголовное и
уголовно-процессуальное.