§ 1. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: понятие, виды, правовые основы

 

РАЗДЕЛ V. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

 

Глава 31. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства

 

§ 1. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: понятие, виды, правовые основы

 

Международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции имеет многовековую историю, которая свидетельствует о том, что в России оно никогда не было простым ни в правовом, ни в политическом плане. Вплоть до наступления ХХ века, его низкая интенсивность была обусловлена многими причинами, в числе которых можно выделить неразвитость международного права, путей сообщения, средств связи и др. Положение дел изменилось к лучшему, с созданием в 1948 году, Организации Объединенных Наций (ООН), активным участником которой являлся Советский Союз. Однако вплоть до его распада (1991 г.), международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства носило эпизодический характер, т. к. было чрезвычайно политизировано. Связанные с ним вопросы оговаривались в единственном нормативном правовом акте, причем в самой общей форме. Непосредственные контакты сотрудников правоохранительных органов со своими иностранными коллегами этим актом, полностью исключались. Как следствие, советские судьи, прокуроры, следователи, дознаватели не могли обладать правом, лично обращаться с запросами в компетентные органы и к должностным лицам иностранных государств, по находящимся в их производстве уголовным делам и участвовать в оказании им международной правовой помощи. С вступлением в силу в 2002 году УПК РФ, положение дел кардинально изменилось, т. к. международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства получило развернутую правовую основу, ставшую мощным импульсом для его дальнейшего поступательного развития в качестве одного из важнейших процессуальных институтов. Его правовая природа такова, что требует от участников этой деятельности признания и неукоснительного соблюдения установленного процессуального порядка, с учетом действия национального и зарубежного законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц. Отсюда, эффективность сотрудничества государств в этой сфере зависит не только и не столько от состояния норм международного права, сколько от существующих возможностей практической реализации соответствующих правовых механизмов в той или иной отдельно взятой стране.   

Само понятие «международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» сейчас широко используется в российском уголовно-процессуальном законе. Однако в отличие от основных направлений международного сотрудничества оно нигде в нем не раскрывается. Если суммировать точки зрения процессуалистов по этому вопросу, то становится очевидно, что понятием «международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» принято обозначать согласованную деятельность компетентных органов и должностных лиц двух и более государств, либо действующих в них международных организаций, реализуемую в целях получения и оказания правовой помощи по уголовным делам, выдачи лиц, для осуществления уголовного преследования и передачи осужденных для исполнения наказаний или их принудительного лечения в государства их гражданства или постоянного места жительства. Сточки зрения российского законодателя такое сотрудничество в современных условиях может осуществляться в четырех основных направлениях.

Первым из них является взаимодействие судов, прокуроров, следователей, органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями. Процессуальные процедуры его реализации могут быть следующими:

направление запроса о правовой помощи (ст. 453 УПК РФ);

вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории РФ (ст. 456 УПК РФ);

исполнение в РФ запроса о правовой помощи (ст. 457 УПК РФ);

направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования (ст. 458 УПК РФ);

исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории РФ (ст. 459 УПК РФ).

Второе направление международного сотрудничества – выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора. Для его практической реализации в УПК РФ предусмотрены следующие процессуальные процедуры:

направление запроса о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства (ст. 460 УПК РФ);

исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории РФ (ст. 462 УПК РФ);

транзитная перевозка выданных лиц (ст. 4621 УПК РФ);

обжалование решения о выдаче лица и судебная проверка его законности и обоснованности (ст. 463 УПК РФ);

отказ в выдаче лица (ст. 464 УПК РФ);

отсрочка в выдаче лица и выдача лица на время (ст. 465 УПК РФ);

избрание меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица (ст. 466 УПК РФ);

передача выдаваемого лица и предметов (ст. ст. 467 и 468 УПК РФ).

Третье направление – передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является. В целях его практической реализации в УПК РФ предусмотрены:

основания передачи лица, осужденного к лишению свободы (ст. 469 УПК РФ);

условия и порядок передачи осужденного (ст. 470 УПК РФ);

отказ иностранному государству в передаче осужденного к лишению свободы для отбывания наказания (ст. 471 УПК РФ);

порядок предварительного рассмотрения ходатайства об отбывании наказания в РФ (ст. 472 УПК РФ).

Четвертое направление международного сотрудничества – признание и принудительное исполнение приговора суда иностранного государства в части конфискации доходов, полученных преступным путем, находящихся на территории Российской Федерации. В отличие от предыдущих, это направление международного сотрудничества является сравнительно новым, поскольку получило законодательную регламентацию в 2017 году. Как и другим направлениям международного сотрудничества, в УПК РФ ему посвящена отдельная глава (55.1), в статьях которой регламентированы:

основания признания и принудительного исполнения приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем (ст. 473.1 УПК РФ);

содержание запроса о признании и принудительном исполнении приговора, постановления суда иностранного государства в этой части (ст. 473.2 УПК РФ);

суды, уполномоченные рассматривать запросы о признании и принудительном исполнении приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем (ст. 473.3 УПК РФ);

порядок рассмотрения такого запроса судом (ст. 473.4 УПК РФ);

основания для отказа в признании и принудительном исполнении приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем (ст. 473.5 УПК РФ);

содержание постановления суда по результатам рассмотрения запроса компетентного органа иностранного государства (ст. 473.6 УПК РФ);

основания и порядок выдачи исполнительного листа и направления его для принудительного исполнения (ст. 473.7 УПК РФ).

Таким образом, международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства – это осуществляемая на основе принципов, норм международного права, международных договоров Российской Федерации и предписаний ее уголовно-процессуального законодательства скоординированная деятельность компетентных органов и должностных лиц двух и более государств (международных организаций), реализуемая в целях:

взаимодействия российских судов, прокуроров, следователей, органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями;

выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора;

передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является;

признания и принудительного исполнения приговора суда иностранного государства в части конфискации доходов, полученных преступным путем, находящихся на территории Российской Федерации.

Субъектами международного сотрудничества на национальном уровне выступают: Верховный Суд РФ; Министерство юстиции РФ; Следственный комитет РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ; Генеральная прокуратура РФ. На межгосударственном уровне круг субъектов международного сотрудничества становится более широким. Он увеличивается за счет компетентных органов государств, взаимодействующих с Российской Федерацией при оказании правовой помощи.

Таким образом, понятие, виды и правовые основы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства в полной мере согласуются с основными задачами Следственного комитета РФ, решение которых возложено на него в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 г. №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Уместно напомнить, что к ним относятся:

оперативное и качественное расследование тяжких и особо тяжких преступлений;

разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества.

Для реализации последней из названных задач, в центральном аппарате ведомства функционирует Управление международного сотрудничества, основной задачей которого является обеспечение взаимодействия с компетентными органами иностранных государств и международными организациями в сфере уголовного судопроизводства, в частности, оказания правовой помощи по уголовным делам о преступлениях, расследуемых следователями Следственного комитета, в том числе транснационального характера. Правовой основой для этой деятельности является система международных договоров Российской Федерации и национальное законодательство, в том числе уголовное и уголовно-процессуальное.