§ 7. Производство предварительного следствия следственной группой
§
7. Производство предварительного следствия следственной
группой
Существование
коллективных форм расследования (следственной и следственно-оперативной группы)
обусловлено необходимостью скорейшего раскрытия и расследования преступлений;
ведь виновное лицо, поверив в свою безнаказанность, может продолжить совершать
преступные деяния.
И
если создание следственных групп направлено на установление организационных
связей между лицами, выполняющими общий для них вид деятельности, то образование
следственно-оперативных групп представляет собой организационную форму
взаимодействия должностных лиц, выполняющие разные виды правоохранительной
деятельности и объединенных для достижения общей для них цели в процессе
раскрытия и расследования преступлений[1].
В
действующем УПК РФ порядок функционирования следственной группы закреплен в ст.
163 УПК РФ, однако законодательного определения этой формы ни в этой статье, ни
в ст. 5 УПК РФ не содержится. Дефиниция приводится учеными: следственная группа
определена как форма организации деятельности нескольких следователей, один из
которых является руководителем, обеспечивающая быстрое, объективное, полное и
всестороннее расследование сложного или большого объема уголовного дела и
принятие мер по предупреждению преступлений[2].
Также упоминание о следственной группе содержится в Приказе Следственного
комитета Российской Федерации от 15.01.2011 № 2 «Об организации предварительного
расследования в Следственном комитете Российской Федерации»; Распоряжении и.о.
руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской
Федерации от 01.03.2011 № 8; Распоряжении Первого заместителя Генерального
прокурора Российской Федерации – Председателя Следственного комитета Российской
Федерации от 31.08.2009 № 80/201-р «О порядке создания и деятельности
следственных групп, руководимых следователями центрального аппарата
Следственного комитета Российской Федерации».
Несмотря
на указание в законе на два признака: сложность или большой объем, на практике
фактически любое уголовное дело может расследоваться следственной группой. Это
связано с тем, что не приведены критерии, по которым уголовное дело относится к
сложным и насколько объем должен быть большим. Кроме того, в целом,
расследование коллективом – это право, а не обязанность, даже при наличии
действительного большого объема или повышенной сложности[3].
Законодатель
предоставляет возможность выбора: выносить ли отдельное постановление о создании
следственной группы, либо указывать о ее создании в постановлении о возбуждении
уголовного дела. Рекомендуем выносить отдельное постановление. Это связано и
с:
- тем,
что в уголовное дело может расследоваться сначала коллективно, потом единолично;
-
вероятной сменяемостью состава следственной группы;
-
возможной реализацией права участников уголовного судопроизводства на
ходатайства, отводы, самоотводы;
-
отдельными возможными проблемами при ознакомлении с данным
решением.
Только
руководитель следственного органа вправе принимать решение о: производстве
предварительного следствия следственной группой; изменении ее
состава.
Составляя
постановление о создании следственной группы, необходимо перечислить в нем всех
следователей, которые включены в ее состав, отдельно указав, кто из них является
руководителем следственной группы.
Так,
например, Киреевским межрайонным прокурором Тульской области для производства
дополнительного расследования 06.07.2012 возвращено уголовное дело по обвинению
Б. в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 131, ч. 1 ст. 119
УК РФ. В материалах уголовного дела имеется протокол допроса свидетеля К.,
который произвел 23.08.2011 следователь Киреевского МСО СУ СК России по Тульской
области. Вместе с тем, изучение материалов уголовного дела показало, что
следователь принял уголовное дело к своему производству только 21.09.2011 и в
следственную группу на первоначальном этапе включен не был. Таким образом,
допрос свидетеля К. произведен ненадлежащим лицом[4].
Что
касается оперативных сотрудников, то тут ситуация двоякая:
- с
одной стороны возможно их указывать в качестве привлеченных к работе
следственной группы (но не абстрактно, упомянув лишь наименование органа
дознания, например, сотрудники УЭБ и ПК ГУ МВД России по городу Москве; а если
указывать, то конкретные ФИО, место работы, должности, звания) и тогда
необязательно составлять такой процессуальный документ как письменное поручение
о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных
следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об
аресте, о производстве иных процессуальных действий (если, конечно, указанный
оперативный сотрудник будет их производить);
- с
другой стороны, сотрудники, осуществляющие оперативное сопровождение
расследования так часто меняются, что все-таки нет смысла их
указывать.
Таким
образом, можно сделать выводы:
1)
оперативные
сотрудники в состав следственной группы не входят;
2)
их
взаимодействие со следователями следственной группы регламентировано ст.ст. 38
ч. 2 п. 4, 152 ч. 1, 157 ч. 4, 164 ч. 7 УПК РФ.
Одна
из задач руководителя следственной группы – не забыть объявить ее состав
подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему, потому что это существенно нарушают
их права и охраняемые законом интересы[5].
Так,
например, заместитель прокурора космодрома «Восточный» Амурской области
12.05.2017 возвратил для производства дополнительного расследования уголовное
дело по обвинению З. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 158, п.
«в» ч. 2 ст. 163, ч. 1 ст. 318, ст. 319 УК РФ. Постановлением руководителя СО МО
МВД России по ЗАТО Углегорск от 16.11.2016 создана следственная группа, состав
которой объявлен обвиняемому З. Обвиняемый З. заявил письменный отвод
следователю А., вместе с тем, данное ходатайство не разрешено[6].
На
практике много споров возникает о распределении обязанностей среди членов
следственной группы и об исключительном праве руководителя следственной группы
на производство следственных и иных процессуальных действий. И если законодатель
на первое не отвечает до конца, то на второе – установил четкий перечень, что
может производить только руководитель следственной группы:
1) выделение
уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном ст.ст.
153-155
УПК РФ;
2) прекращение
уголовного дела полностью или частично;
3) приостановление
или возобновление производства по уголовному делу;
4) привлечение лица
в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему
обвинения;
5) направление
обвиняемого в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в
стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую
психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно
судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением
случаев, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст.
29 УПК РФ;
6) возбуждение перед
руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока
предварительного следствия;
7) возбуждение перед
судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве
следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст.
29 УПК РФ[7].
Руководитель
следственной группы:
·
принимает
уголовное дело к своему производству;
·
организует
работы следственной группы;
·
руководит
действиями других следователей;
·
составляет
обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного
дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского
характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление
вместе с уголовным делом прокурору[8].
Руководитель
и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях,
производимых другими следователями, лично производить следственные действия и
принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК РФ[9].
[1]
В отличие от следственной группы, следственно-оперативная группа (дежурная или
постоянно действующая следственно-оперативная группа) являются непроцессуальной
формой расследования. Вне зависимости от ее вида, возглавляет
следственно-оперативную группу следователь. См.: Валов С.В. Организация
деятельности органов внутренних дел по расследованию преступлений: курс лекций.
– М., 2014. - С. 256.
[2]
При наличии на практике различных альтернативных названий: «бригада
следователей», «группа следователей» и др., единственно верным является
«следственная группа», как закрепленное на законодательном уровне. См.,
например: Можаева И.П. Криминалистические аспекты организации расследования
преступлений. - М., 2011. - С. 74.
[3]
См., например: Терехов А.Ю., Латыпов В.С., Гимазетдинова И.Н. Осуществление
досудебного производства в условиях сложности и большого объема уголовного дела
/ под ред. В.Н. Григорьева. – М., 2022; Цветков Ю.А. «Особо важные дела»:
уголовно-процессуальный смысл // Уголовное судопроизводство. - 2022. – № 3. - С.
18-27.
[4]
См.: Следственные ошибки / под ред. А.И. Бастрыкина. – М., 2016. - С.
67.
[5]
Тут важен такой фактор как своевременность и реальность ознакомления, а не
формальное направление уведомления и не осведомление о результатах ознакомления.
[6]
См.: Новые следственные ошибки / под ред. А.М. Багмета. – М., 2019. – С.
263.
[7]
Это перечень действий, ходатайствовать перед судом о производстве которых член
следственной группы не вправе.
[8]
Руководитель следственной группы назначается из числа наиболее опытных
следователей, с учетом уровня квалификации, специализации, способностей и
индивидуальных, в том числе организационно-управленческих, качеств.
[9]
См.: Захарова В.О. Коллективные формы расследования: от принятия решения до
рекомендаций // Российский следователь. - 2021. - № 9. - С.
3-7.