§ 7. Производство предварительного следствия следственной группой

 

§ 7. Производство предварительного следствия следственной группой

 

Существование коллективных форм расследования (следственной и следственно-оперативной группы) обусловлено необходимостью скорейшего раскрытия и расследования преступлений; ведь виновное лицо, поверив в свою безнаказанность, может продолжить совершать преступные деяния.

И если создание следственных групп направлено на установление организационных связей между лицами, выполняющими общий для них вид деятельности, то образование следственно-оперативных групп представляет собой организационную форму взаимодействия должностных лиц, выполняющие разные виды правоохранительной деятельности и объединенных для достижения общей для них цели в процессе раскрытия и расследования преступлений[1].

В действующем УПК РФ порядок функционирования следственной группы закреплен в ст. 163 УПК РФ, однако законодательного определения этой формы ни в этой статье, ни в ст. 5 УПК РФ не содержится. Дефиниция приводится учеными: следственная группа определена как форма организации деятельности нескольких следователей, один из которых является руководителем, обеспечивающая быстрое, объективное, полное и всестороннее расследование сложного или большого объема уголовного дела и принятие мер по предупреждению преступлений[2]. Также упоминание о следственной группе содержится в Приказе Следственного комитета Российской Федерации от 15.01.2011 № 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации»;      Распоряжении и.о. руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации от 01.03.2011 № 8; Распоряжении Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 31.08.2009 № 80/201-р «О порядке создания и деятельности следственных групп, руководимых следователями центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации».

Несмотря на указание в законе на два признака: сложность или большой объем, на практике фактически любое уголовное дело может расследоваться следственной группой. Это связано с тем, что не приведены критерии, по которым уголовное дело относится к сложным и насколько объем должен быть большим. Кроме того, в целом, расследование коллективом – это право, а не обязанность, даже при наличии действительного большого объема или повышенной сложности[3].

Законодатель предоставляет возможность выбора: выносить ли отдельное постановление о создании следственной группы, либо указывать о ее создании в постановлении о возбуждении уголовного дела. Рекомендуем выносить отдельное постановление. Это связано и с:

-        тем, что в уголовное дело может расследоваться сначала коллективно, потом единолично;

-        вероятной сменяемостью состава следственной группы;

-        возможной реализацией права участников уголовного судопроизводства на ходатайства, отводы, самоотводы;

-        отдельными возможными проблемами при ознакомлении с данным решением.

Только руководитель следственного органа вправе принимать решение о: производстве предварительного следствия следственной группой; изменении ее состава.

Составляя постановление о создании следственной группы, необходимо перечислить в нем всех следователей, которые включены в ее состав, отдельно указав, кто из них является руководителем следственной группы.

Так, например, Киреевским межрайонным прокурором Тульской области для производства дополнительного расследования 06.07.2012 возвращено уголовное дело по обвинению Б. в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 131, ч. 1 ст. 119 УК РФ. В материалах уголовного дела имеется протокол допроса свидетеля К., который произвел 23.08.2011 следователь Киреевского МСО СУ СК России по Тульской области. Вместе с тем, изучение материалов уголовного дела показало, что следователь принял уголовное дело к своему производству только 21.09.2011 и в следственную группу на первоначальном этапе включен не был. Таким образом, допрос свидетеля К. произведен ненадлежащим лицом[4].

Что касается оперативных сотрудников, то тут ситуация двоякая:

-        с одной стороны возможно их указывать в качестве привлеченных к работе следственной группы (но не абстрактно, упомянув лишь наименование органа дознания, например, сотрудники УЭБ и ПК ГУ МВД России по городу Москве; а если указывать, то конкретные ФИО, место работы, должности, звания) и тогда необязательно составлять такой процессуальный документ как письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий (если, конечно, указанный оперативный сотрудник будет их производить);

-        с другой стороны, сотрудники, осуществляющие оперативное сопровождение расследования так часто меняются, что все-таки нет смысла их указывать.

Таким образом, можно сделать выводы:

1)           оперативные сотрудники в состав следственной группы не входят;

2)           их взаимодействие со следователями следственной группы регламентировано ст.ст. 38 ч. 2 п. 4, 152 ч. 1, 157 ч. 4, 164 ч. 7 УПК РФ.

Одна из задач руководителя следственной группы – не забыть объявить ее состав подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему, потому что это существенно нарушают их права и охраняемые законом интересы[5].

Так, например, заместитель прокурора космодрома «Восточный» Амурской области 12.05.2017 возвратил для производства дополнительного расследования уголовное дело по обвинению З. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 163, ч. 1 ст. 318, ст. 319 УК РФ. Постановлением руководителя СО МО МВД России по ЗАТО Углегорск от 16.11.2016 создана следственная группа, состав которой объявлен обвиняемому З. Обвиняемый З. заявил письменный отвод следователю А., вместе с тем, данное ходатайство не разрешено[6].

На практике много споров возникает о распределении обязанностей среди членов следственной группы и об исключительном праве руководителя следственной группы на производство следственных и иных процессуальных действий. И если законодатель на первое не отвечает до конца, то на второе – установил четкий перечень, что может производить только руководитель следственной группы:

1)      выделение уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном ст.ст. 153-155 УПК РФ;

2)      прекращение уголовного дела полностью или частично;

3)      приостановление или возобновление производства по уголовному делу;

4)      привлечение лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;

5)      направление обвиняемого в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК РФ;

6)      возбуждение перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;

7)      возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ[7].

Руководитель следственной группы:

·              принимает уголовное дело к своему производству;

·              организует работы следственной группы;

·              руководит действиями других следователей;

·              составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору[8].

Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК РФ[9].



[1] В отличие от следственной группы, следственно-оперативная группа (дежурная или постоянно действующая следственно-оперативная группа) являются непроцессуальной формой расследования. Вне зависимости от ее вида, возглавляет следственно-оперативную группу следователь. См.: Валов С.В. Организация деятельности органов внутренних дел по расследованию преступлений: курс лекций. – М., 2014. - С. 256.

[2] При наличии на практике различных альтернативных названий: «бригада следователей», «группа следователей» и др., единственно верным является «следственная группа», как закрепленное на законодательном уровне. См., например: Можаева И.П. Криминалистические аспекты организации расследования преступлений. - М., 2011. - С. 74.

[3] См., например: Терехов А.Ю., Латыпов В.С., Гимазетдинова И.Н. Осуществление досудебного производства в условиях сложности и большого объема уголовного дела / под ред. В.Н. Григорьева. – М., 2022; Цветков Ю.А. «Особо важные дела»: уголовно-процессуальный смысл // Уголовное судопроизводство. - 2022. – № 3. - С. 18-27.

[4] См.: Следственные ошибки / под ред. А.И. Бастрыкина. – М., 2016. - С. 67.

[5] Тут важен такой фактор как своевременность и реальность ознакомления, а не формальное направление уведомления и не осведомление о результатах ознакомления.

[6] См.: Новые следственные ошибки / под ред. А.М. Багмета. – М., 2019. – С. 263.

[7] Это перечень действий, ходатайствовать перед судом о производстве которых член следственной группы не вправе.

[8] Руководитель следственной группы назначается из числа наиболее опытных следователей, с учетом уровня квалификации, специализации, способностей и индивидуальных, в том числе организационно-управленческих, качеств.

[9] См.: Захарова В.О. Коллективные формы расследования: от принятия решения до рекомендаций // Российский следователь. - 2021. - № 9. - С. 3-7.