§ 6. Уголовно-процессуальный закон: его понятие и значение. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, во времени

 

§ 6. Уголовно-процессуальный закон: его понятие и значение. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, во времени

 

В ст. 1 УПК намечен круг источников уголовно-процессуального права. Именно намечен, поскольку в действительности, как было показано, он несколько шире. Первым в их ряду указан настоящий, т.е. уголовно-процессуальный, Кодекс. В силу названия данной статьи («законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства») он является одним из таких законов, а точнее главным (в смысле своего предназначения, сферы действия) из них.

Настоящий Кодекс не содержит понятия «уголовно-процессуальный закон» среди основных своих понятий (ст. 5), хотя отсылки к нему в тексте Кодекса встречаются. Например, в его ст. 2-4, определяющих направления, характеристики действия закона.

При этом названные статьи, говоря о спектрах действия уголовно-процессуального закона, подразумевают под ним уже не все законы, указанные в ст. 1 УПК, а исключительно Уголовно-процессуальный кодекс России. По крайней мере, из буквального прочтения ст. 2-4 последнего усматривается именно такой смысл.

На то, что под уголовно-процессуальным законом следует понимать Уголовно-процессуальный кодекс, косвенно указывает и понятие «уголовный закон», которое определено как исключительно Уголовный кодекс России (п. 57 ст. 5 УПК). Можно провести параллель с этим определением и уголовно-процессуальный закон обозначить, соответственно, как Уголовно-процессуальный кодекс России.

Значение его трудно, да и невозможно, переоценить для уголовно-процессуальной деятельности, поскольку он, собственно, и задает ее стандарты, обыкновения, помещая их в емкие формулы уголовно-процессуальных норм. Без него она не была бы предметно определена, оставаясь бесформенной и открывая тем самым возможности для произвола правоприменительных органов в выборе форматов ведения судопроизводства. Он создает строго определенные ее лекала, заключает в чеканные процедурные рамки, устанавливает единые, обязательные для всех участников правила судопроизводства. Иными словами, уголовно-процессуальный закон – основная форма существования, выражения уголовно-процессуального права, его норм.

Его понятие можно определить следующим образом: нормативно-правовой акт, принятый высшим представительным органом государственной власти, регулирующий общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства.  

Статьей 4 УПК, определяющей такой параметр действия процессуального закона, как время, установлено: при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено УПК.

Какой закон является действующим? Тот, который вступил в силу и не утратил ее к моменту производства того или иного процессуального действия, принятия процессуального решения. Вступление уголовно-процессуального закона в силу регулируется в общем порядке, установленном Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»[1].

Согласно данному нормативному акту, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Принятие ключевых для регулирования той или иной сферы общественных отношений законов (например, кодексов) зачастую сопровождается изданием самостоятельного, специального закона. Таков, например, Федеральный закон от 18.12.2001 № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»[2].

Многие законы вводятся в действие непосредственно со дня их официального опубликования. Однако нередко дата введения в действие закона определяется самим законодателем. Как правило, это касается крупных, знаковых законов и делается с целью предоставить обществу (потенциальным участникам урегулированных законом общественных отношений) время на их изучение. Зачастую значительное время: так, УПК введен в действие с 1 июля 2002 г., т.е. по истечении полугода после его опубликования. В ряде случаев нормы одного закона вводятся в действие в разное время. Например, некоторые положения УПК были введены позднее основной даты введения его в действие: так, п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК в части, касающейся рассмотрения коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, был введен в действие с 1 января 2004 г. До этой даты уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях рассматривались судьей федерального суда общей юрисдикции единолично, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, – коллегией в составе судьи и двух народных заседателей.

Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом России и им же направляются для официального опубликования (ст. 3-4 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ).

УПК является действующим уголовно-процессуальным законом с 1 июля 2002 г. Это значит, что с ноля часов 1 июля 2002 г. все процессуальные действия, решения по уголовным делам, возбужденным в том числе до его введения в действие, осуществляются, принимаются согласно данному кодексу. Иными словами, вполне допустима ситуация, когда производство по уголовному делу начато в рамках одного процессуального кодекса, а продолжено в рамках другого.

Уголовно-процессуальный закон действует здесь и сейчас, то есть в режиме настоящего времени. Таким образом, он распространяется только на те общественные отношения, которые возникли после его вступления в силу. Данное предписание обеспечивает стабильность уголовно-процессуальной деятельности, исключая необходимость постоянно пересматривать уже состоявшиеся процессуальные решения, заново производить уже проведенные следственные действия. Существование этого правила обусловлено природой процессуального права, положения которого носят исключительно процедурный характер. Это означает также и то, что он не может устанавливать правила, способные влиять на положение невластного участника материального уголовно-правового отношения, ухудшать или улучшать его. Он, разумеется, вводит или отменяет положения, усложняющие/упрощающие порядок действий, поведения того или иного участника судопроизводства, в том числе и прежде всего невластного, вовлеченного в процесс. Однако условия, меру его ответственности, характер уголовного обязательства перед государством не изменяет. Следовательно, невозможно и определить, ухудшает или улучшает положение участников уголовного судопроизводства та или иная процедура. Иными словами, параметры процедуры в уголовно-правовом смысле малозначимы. А значит, пересмотр процедур, уже состоявшихся, ввиду появления новых (отмены старых) представляется нецелесообразным. Поэтому уголовно-процессуальному закону известно лишь перспективное действие, а обратной силы он не имеет.

Хотя такой термин в его тексте отсутствует, что отличает его от материального уголовного закона. В соответствии со ст. 10 последнего уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу. Как видим, названные ситуации действия обратной силы уголовного закона касаются только случаев улучшения положения лица, совершившего преступление. Эта норма уголовного закона корреспондирует ст. 54 Основного закона, в соответствии с которой если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Данному конституционному положению, очевидно, безразлична норма процессуального закона о его действии во времени.

Производство по уголовному делу на территории Российской Федерации ведется в соответствии с УПК независимо от места совершения преступления, если ее международным договором не установлено иное (ч. 1 ст. 2 УПК). Территория, на которой действует уголовно-процессуальный закон, включает в себя территории субъектов России, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»[3] определяет понятия территориального моря и внутренних вод. Территориальное море Российской Федерации – примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий. Последние определены ст. 4 данного закона. Внутренние морские воды РФ – воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации (его ст. 1).

Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над ее территорией, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем (ч. 2 ст. 1 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ[4]).

Территорией Российской Федерации принято считать также морские, речные и воздушные судна России. На них действует юрисдикция флага и порта приписки. Следовательно, производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных на таких суднах, находящихся за пределами территории Российской Федерации под ее флагом, если они приписаны к ее порту, осуществляется в соответствии с УПК (ч. 2 его ст. 2).

Кроме того, к территории государства принято приравнивать территории дипломатических и консульских представительств иностранных государств. Эти части территории государства имеют особый правовой режим. Преступные посягательства на них считаются посягательствами на территорию государства. Такой же режим распространяется и на места расположения иностранных воинских частей, дислоцированных на территории другого государства.

Отдельные процессуальные действия за пределами территории России могут проводиться в соответствии с требованиями УПК. Это возможно в случаях, предусмотренных ст. 12 УК.

Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории России, ведется в соответствии с правилами УПК (ч. 1 его ст. 3). Кроме того, на этих лиц распространяется действие отечественного уголовно-процессуального закона и при их участии в уголовном судопроизводстве в иных качествах, не связанных с привлечением к уголовной ответственности (например, свидетеля).

Если при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном вне пределов России, но против ее интересов, гражданина или постоянно проживающего в ней лица без гражданства (ч. 3 ст. 12 УК), возникла необходимость произвести отдельные процессуальные действия за пределами территории России в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, то проводиться они могут по правилам УПК (ч. 1.1 его ст. 3).

Процессуальные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел РФ (ч. 2 ст. 3 УПК). Данное положение, как видим, носит достаточно общий характер. Более обстоятельно регламент уголовно-процессуальной неприкосновенности данной категории лиц от юрисдикции государства пребывания представлен в нормах ряда международных нормативно-правовых актов.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»[5] отмечает, что в силу ч. 4 ст. 11 УК вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории России разрешается в соответствии с нормами международного права (в частности, в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 года, Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 года, Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года).

В круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят, например, главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности, главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации (п.7).



[1] Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

[2] Федеральный закон от 18.12.2001 № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

[3] Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

[4] Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ.

[5] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».