§ 4. Жалобы в уголовном судопроизводстве: понятие, виды и назначение

 

§ 4. Жалобы в уголовном судопроизводстве: понятие, виды и назначение

 

Понятие жалобы в уголовном судопроизводстве законодателем не сформулировано. Вместе с тем в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о рассмотрении обращений жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Субъектный состав подателей жалоб также не ограничивается только лишь гражданами. Жалоба может быть подана всеми лицами, посчитавшими, что их права, свободы или законные интересы нарушены.

Исходя из положений ст. 10, ст. 11 Закона о рассмотрении обращений, рассмотрение жалобы, соответствующей компетенции административного органа, обязательно. При рассмотрении жалобы государственный орган обязан:

- обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости с участием гражданина, направившего обращение, или с выездом на место;

- запросить необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

- принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

- дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 Закона о рассмотрении обращений, либо уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией[1].

В юридической литературе предлагалось деление обращений граждан, имеющих целью защиту их прав, свобод и законных интересов, на две группы:

1) жалобы и заявления в органы законодательной или исполнительной власти; 2) исковые заявления и жалобы в судебные органы[2].

В следственные органы жалобы могут быть поданы как в рамках досудебного производства, так и вне его, например, жалоба на отказ в регистрации в КРСП заявления. От конкретного вида жалобы существенно зависит порядок и сроки ее рассмотрения. Данные жалобы возможно также разделить на «процессуальные» и «не процессуальные».

Можно выделить следующие виды жалоб, поступающих в следственные органы:

- на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа по уголовным делам и материалам проверки (ст. 123 УПК);

- о несогласии с ответами, данными ранее должностными лицами следственного органа, не связанные с проведением проверки сообщения о преступлении либо расследованием уголовного дела (Закон о рассмотрении обращений);

- на действия (бездействие) и решения иных должностных лиц, не относящихся к следственным органам (Закон о рассмотрении обращений).

Порядок рассмотрения «процессуальных» жалоб определяется главой 16 УПК. В соответствии со ст. 123 УПК действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном УПК порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Субъектами подачи жалобы в указанном порядке могут быть по сути любые лица, чьи интересы затронуты производимыми процессуальными действиями и принимаемыми процессуальными решениями.

Предмет указанной жалобы – действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда в рамках уголовного судопроизводства.

Указанная жалоба может быть принята следователем при производстве процессуальных действий. В данном случае она подлежит обязательному занесению в протокол следственного действия. По смыслу уголовно-процессуального законодательства следователь обязан предоставить копию протокола с доводами жалобы руководителю следственного органа, прокурору либо в суд для рассмотрения.

Специфика «процессуальных» жалоб заключается в особенностях предмета обжалования, которым являются процессуальные действия и решения следователя, руководителя следственного органа, затрагивающие интересы лиц-подателей жалобы. Процессуальные отношения в указанной сфере возникают с момента приема сообщения о преступлении и продолжаются до момента направления уголовного дела прокурору с обвинительным заключением. Данными обжалуемыми действиями могут быть, к примеру проведение осмотра места происшествия в помещении предприятия с изъятием документов в ходе проведения проверки сообщения о преступлении, а обжалуемым решением – постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Кроме того, отказ в приеме сообщения о преступлении также может быть обжалован в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК. Однако исходя из ч. 5 ст. 144 УПК руководитель следственного органа не является субъектом рассмотрения данных жалоб в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК. Вместе с тем, по смыслу уголовно-процессуального законодательства не исключается возможность обжалования указанных решений руководителю следственного органа, что повлечет необходимость рассмотрения данной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК.

Таким образом обращения по материалу проверки либо уголовному делу, в которых обжалуются действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК. Важно отметить, что каждая жалоба на решение следователя, руководителя следственного органа по материалу проверки либо уголовному делу должна рассматриваться в указанном порядке, даже в случае отмены его до обжалования.

Недопустимо подменять порядок рассмотрения указанных жалоб, установленный ст. 124 УПК, рассмотрением их в соответствии с положениями Закона о рассмотрении обращений. Так, жалоба Д. о несогласии с решением об отказе в возбуждении уголовного дела по факту фальсификации доказательств по гражданскому делу рассмотрена заместителем руководителя следственного отдела без вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 124 УПК, и в 30-дневный срок, что повлекло существенное нарушение прав заявителя.

Жалоба Ш. о несогласии с принятым в межрайонном следственном отделе решением об отказе в возбуждении уголовного дела по факту незаконного лишения свободы и неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел, в нарушение требований статьи 124 УПК разрешена заместителем руководителя отдела с нарушением установленных сроков и без вынесения соответствующего процессуального решения. Заявителю разъяснено, что обжалуемое решение отменено, а надлежащая оценка доводам о допущенной по материалу волоките не дана.

Вместе с тем, не каждое обращение, поданное в ходе проведения проверки сообщения о преступлении либо расследования уголовного дела, подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК. Если в указанных обращениях не обжалуются конкретные действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, они полжет рассмотрению в порядке, установленном Законом о рассмотрении обращений и Инструкцией. Также данные обращения могут быть рассмотрены в соответствии с главой 15 УПК как ходатайства при наличии к тому оснований. Заявители в указанных жалобах могут выражать несогласие с ходом и результатами проведения проверки сообщения о преступлении либо расследования уголовного дела. При этом конкретные действия и решения следователя, руководителя следственного органа могут не обжаловаться, а просто ставиться под сомнение целесообразность их проведения либо принятия.

Кроме того, в ходе расследования уголовного дела заявителями могут быть обжалованы судебные решения (например, об избрании меры пресечения). Указанные жалобы также не подлежат рассмотрению в порядке, установленном главой 16 УПК. Руководитель следственного органа не является субъектом рассмотрения по существу жалоб на решения суда, принятые в ходе досудебного производства. Таким образом, данные жалобы рассматриваются руководителем следственного органа в порядке, установленном Законом о рассмотрении обращений. При этом, заявителю разъясняется, что решения, принятые судом в ходе досудебного судопроизводства, могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 451 УПК, в суд апелляционной инстанции.

Поданные жалобы о несогласии с ответами, данными ранее должностными лицами следственных органов, не связанные с проведением проверки сообщения о преступлении либо расследованием уголовного дела (не процессуальные), подлежат рассмотрению в порядке, установленном Законом о рассмотрении обращений.

Как правило, в указанных жалобах заявители выражают несогласие с решениями должностных лиц об отказе в регистрации в КРСП ранее поданных ими заявлений. В данном случае правоотношения между заявителем и должностным лицом следственного органа возникают вне сферы уголовного судопроизводства, в связи с чем, данные жалобы рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 16 УПК, не подлежат.

Жалобы о несогласии с ответами, данными по результатам рассмотрения обращений в порядке, установленном Законом о рассмотрении обращений, подлежат рассмотрению в этом же порядке только вышестоящим руководителем следственного органа либо его заместителем.

Рассмотрение жалоб на постановления об отказе в удовлетворении ранее поданных жалоб, осуществляется в порядке, предусмотренном главой 16 УПК.

Кроме того, в следственные органы поступают жалобы на действия должностных лиц, не относящихся к данному ведомству. Такие жалобы могут поступать как в ходе расследования уголовного дела либо проверки сообщения о преступлении, так и вне зависимости от них. Однако от обстоятельств поступления указанного обращения может зависеть его форма. Так, жалоба на действия должностных лиц по расследуемому уголовному делу может быть выражена в форме ходатайства о проведении процессуальных действий с целью проверки их причастности к совершенному преступлению. Соответственно данное ходатайство подлежит рассмотрению в порядке, установленном главой 15 УПК.

Вместе с тем, жалобы на действия должностных лиц, не относящихся к следственному органу, не содержащие в своем тексте указание на признаки преступления в их действиях, подлежат рассмотрению в порядке, установленном Законом о рассмотрении обращений.



[1] Трепель В.Г., Полинская Т.А., Шишов М.А., Шумилина Е.В. К вопросу о порядке рассмотрения административным органом обращений граждан // Административное право и процесс. 2011. № 6. С. 12-15.

[2] Лучин В.О., Доронина О.Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. М., 1998. С. 14.