§ 1. Понятие и общие правила производства следственных действий

 

Глава 13. Следственные действия

 

§ 1. Понятие и общие правила производства следственных действий

        

Для достижения цели и решения задач предварительного расследования органы дознания и предварительного следствия наделены правом осуществления большого комплекса процессуальных действий, многие из которых непосредственно направлены на собирание и проверку доказательств. Важнейшее место среди них занимают так называемые следственные действия.

Доказывание осуществляется посредством производства следственных и иных процессуальных действий (статья 86 УПК)

При этом следует обратить внимание, что, законодатель, неоднократно используя термин «следственные действия», не раскрывает в тексте УПК его содержания. В статье 5 п. 32 УПК говорится, что процессуальными действиями являются следственные, судебные и иные процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом.

Это обстоятельство обусловливает различные подходы ученых к определению следственных действий.

Наиболее обоснованной является точка зрения, в соответствии с которой следственными действиями следует считать производимые следователем или органом дознания (дознавателем) уголовно-процессуальные действия познавательного характера, направленные на собирание новых и проверку имеющихся доказательств.

Целью любого следственного действия является получение значимой для уголовного дела информации о событии преступления, о лицах, его совершивших, о других подлежащих установлению обстоятельствах. В свою очередь, основные задачи следственного действия — это получение новых или проверка имеющихся доказательств. Вместе с тем посредством следственных действий могут решаться и другие, факультативные задачи, в том числе непроцессуального характера (розыск обвиняемого, выявление признаков нового преступления и т. д.). Помимо этого, каждое следственное действие имеет и свои частные цели и задачи, обусловливающие его существование и вытекающие из соответствующей нормы уголовно-процессуального закона.

Условия правомерности любого следственного действия заключаются в точном соблюдении всех предусмотренных законом процессуальных правил, регламентирующих его подготовку, непосредственное осуществление (рабочий этап), а также фиксацию хода и результатов.

Такие процессуальные правила можно разделить на две группы:

1.            общие правила, которые в целом регламентируют производство всех следственных действий (ст. 164—170 УПК);

2.            частные правила, определяющие порядок производства отдельно взятых или близких по характеру следственных действий, например осмотра, обыскавыемкидопроса и т. д. (гл. 24—27 УПК).

Несоблюдение общих либо частных правил производства следственных действий влечет их признание незаконными, а полученных таким образом доказательств — недопустимыми (полностью либо в какой-то части).

Общие правила производства следственных действий обусловлены назначением уголовного судопроизводства, его принципами, а также общими условиями предварительного расследования. Они частично содержатся в гл. 22 УПК, а частично вытекают из других положений закона (п. 3 ч. 1 ст. 38, п. 1 ч. 2 ст. 41, ч. 1 ст. 156 УПК и т. д.). С учетом анализа всех указанных процессуальных норм представляется возможным сформулировать следующие общие правила производства следственных действий:

1) следственные действия могут проводиться только по возбужденному уголовному делу. Исключение из этого правила составляет осмотр места происшествия, предметов и документов (ч. 1 ст. 144, ч. 2 ст. 176 УПК), осмотр трупа (ч. 1 ст. 144, ч. 4 ст. 178 УПК), освидетельствование (ч. 1 ст. 144, ч. 1 ст. 179 УПК), а также производство судебной экспертизы (ч. 1 ст. 144, ч. 4 ст. 195 УПК). Законодатель допускает такое исключение, исходя из специфического характера указанных следственных действий, связанных с необходимостью в кратчайшие сроки обнаружить и зафиксировать материальные следы преступления.

В части первой статьи 144 УПК в числе действий, производство которых допускается на стадии возбуждения уголовного дела, указано и получение образцов для сравнительного исследования (ч. 1 ст. 202 УПК). Некоторые исследователи относят данное процессуальное действие к следственным, хотя более точным будет, исходя из вышеприведенных определений, относить такое действие все-таки к процессуальным.

Также высказываются мнения, что в число следственных действий, производство которых возможно на стадии возбуждения уголовного дела, следует относить и выемку (ст. 183 УПК), ссылаясь на то, что в части первой статьи 144 УПК законодатель наделяет следователя правом истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом. Так как в тексте не упоминается данное конкретное следственное действие (выемка), а также учитывая, что в диспозиции статьи 183 УПК не закреплена возможность производства выемки до возбуждения уголовного дела, как это имеет место в других нормах, определяющих порядок производства конкретных следственных действий, считаем недопустимым производство выемки на стадии возбуждения уголовного дела.

2) выбор следственного действия, которое должно быть произведено в конкретной следственной ситуации, осуществляет сам следователь. Вместе с тем законодатель предусматривает ряд исключений, обязывающих следователя осуществить определенные следственные действия в определенных ситуациях (ч. 2 ст. 46, ст. 173, ст. 196, ч. 1 ст. 223.1 УПК);

3) в процессе предварительного расследования уголовного дела следователь не обязан производить все без исключения предусмотренные законом следственные действия. Так, некоторые наиболее распространенные следственные действия (следственный осмотр, допрос, обыск) проводятся практически по каждому уголовному делу. Другие (очная ставка, предъявления для опознания, освидетельствование) проводятся реже. Некоторые (следственный эксперимент или проверка показаний на месте) в силу их объективной необходимости, а также большой организационной сложности широкого распространения в следственной практике не имеют;

4) следственные действия, сопряженные с возможностью применения государственного принуждения (ч. 3 ст. 178, ст. 179, 182, 183 УПК), производятся на основании постановления следователя;

5) следственные действия, ограничивающие конституционные права и свободы человека и гражданина (п. 4—9, 11, 12 ч. 2 ст. 29 УПК), производятся на основании судебного решения. Данное правило соответствует международным стандартам обеспечения прав и свобод личности и вытекает из положений Конституции РФ и принципов уголовного судопроизводства. Процессуальный порядок получения подобных судебных решений регламентирован ст. 165 УПК.

Так, следователь при наличии предусмотренных законом оснований для производства следственного действия с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом соответствующее ходатайство.

К ходатайству должны быть приложены материалы, требующиеся для его рассмотрения (копии постановлений о возбуждении уголовного дела и принятии уголовного дела к производству, о продлении срока предварительного расследования, о возобновлении производства по уголовному делу, материалы, подтверждающие наличие оснований для производства следственного действия, и др.).

В случае, если предварительное расследование осуществляется  следственной группой либо группой дознавателей, указанное ходатайство полномочен возбудить перед судом только руководитель такой группы (пункт 7 части 4 статьи 163, пункт 8 части 4 статьи 223.2 УПК РФ).

В тех случаях, когда ходатайство о производстве следственного действия возбуждено перед судом непосредственно руководителем следственного органа, принявшим уголовное дело к своему производству, согласия вышестоящего руководителя следственного органа на направление ходатайства в суд не требуется.

В отношении лиц, указанных в части 1 статьи 447 УПК РФ, применяется особый порядок производства по уголовному делу (глава 52 УПК РФ), и разрешение на производство следственных действий, осуществляемых не иначе как на основании судебного решения, может быть дано с учетом положений части 5 статьи 450, статьи 450.1 УПК РФ.

Если поступившее ходатайство не соответствует требованиям уголовно-процессуального закона, что препятствует его рассмотрению, то судья возвращает ходатайство лицу, его направившему, с указанием мотивов принятия такого решения.

 Данное ходатайство в 24-часовой срок с момента поступления подлежит единоличному рассмотрению федеральным судьей районного (военного) суда по месту производства предвари тельного расследования или по месту осуществления предполагаемого следственного действия. В судебном заседании вправе участвовать прокурор и следователь (дознаватель). Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих решений: а) о разрешении производства следственного действия; б) об отказе в производстве следственного действия с обязательным указанием мотивов такого отказа.

Вместе с тем в процессе предварительного расследования может сложиться следственная ситуация, требующая безотлагательного производства определенных следственных действий, осуществляемых на основании судебного решения (осмотра, обыска или выемки в жилище, или личного обыска либо выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи).

В самом уголовно-процессуальном законе характеристика обстоятельств, не терпящих отлагательства, не приводится. В то же время, сущность подобных обстоятельств раскрывается в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01 июня 2017 года № 19 "О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ" (п. 1.16), а также в Приказе Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 года № 2 "Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации" (п. 1.9).

К исключительным случаям, в которых производство следственного действия не могло быть отложено, относятся случаи, когда: а) необходимо реализовать меры по предотвращению, пресечению преступления, закреплению его следов; б) фактические основания для производства указанных следственных действий появились в ходе осмотра, обыска и выемки в другом месте; в) промедление с их производством позволит подозреваемому скрыться; г) неотложность их проведения обусловлена обстановкой только что совершенного преступления; д) возникла реальная угроза уничтожения или сокрытия искомых объектов; е) имеются достаточные основания полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производятся какие либо следственные действия, скрывает при себе предметы или документы, могущие иметь значение для уголовного дела.

При подобных обстоятельствах закон допускает некоторое отступление от общего правила и уполномочивает следователя выполнить такие действия на основании собственного постановления без судебного решения. Но в этом случае следователь не позднее трех суток с момента начала следственного действия обязан письменно уведомить судью и прокурора о его проведении. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и его протокола. В свою очередь, судья, получив указанные материалы, в 24 часовой срок обязан их проверить и вынести постановление о законности следственного действия; либо о незаконности следственного действия и признании его результатов недействительными, что обусловливает недопустимость всех полученных таким образом доказательств;

6) производство следственного действия в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (см. изложенное выше);

7) при производстве следственных действий следователь не может применять насилие, угрозы и иные незаконные меры, а также создавать опасность для жизни и здоровья участвующих в следственных действиях лиц;

8) при производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств. Так, в настоящее время наукой разработано множество различных технических средств, а также приемов и методов работы с ними, которые способствуют поисково-познавательной деятельности следователя по установлению истины в ходе расследования уголовного дела. О применении технических средств перед началом производства следственного действия предупреждаются его участники. При этом следует помнить, что применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля (за исключением случаев, когда несовершеннолетний или его законный представитель против этого возражают) (ч. 5 ст. 191 УПК). Также обязательной является применение видеофиксации при производстве допроса, очной ставки и опознания с применением систем видеоконференцсвязи (ч. 4 ст. 189.1 УПК);

9) факт производства следственного действия, его ход и результаты фиксируются в процессуальном документе — протоколе следственного действия, который является основным средством фиксации проведенного мероприятия.

Общие правила оформления протокола регламентируются ст. 166, 167 УПК. Кроме того, в нормах, определяющих порядок производства каждого конкретного следственного действия, закреплены и дополнительные правила фиксации хода и результатов следственного действия, составления протокола.

Так, он должен быть составлен следователем в ходе следственного действия или сразу после его окончания. Во вводной части протокола указываются: а) место, дата и время производства следственного действия; б) должность, фамилия и инициалы следователя; в) данные о личности всех участников следственного действия с указанием о разъяснении им в необходимых случаях прав, обязанностей и ответственности. При этом законодатель, руководствуясь положениями принципа охраны прав и свобод человека и гражданина, в целях обеспечения безопасности отдельных лиц (потерпевшегосвидетеля, их родственников и т. д.) предусматривает возможность сохранять в тайне данные о личности определенных участников следственного действия (ч. 9 ст. 166 УПК). В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит соответствующее постановление с указанием псевдонима участника и образцом его псевдоподписи. Данное постановление помещается в конверт, который приобщается к уголовному делу в опечатанном виде.

В случаях, не терпящих отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании решения следователя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия руководителя следственного органа. При таких обстоятельствах соответствующие документы передаются руководителю следственного органа для проверки законности и обоснованности незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

В описательной части протокола фиксируются: а) отдельные действия следователя и иных лиц, причем в той последовательности, в которой они проводились; б) результаты следственного действия, в том числе изъятые вещественные доказательства или иные документы; в) технические средства, условия и порядок их использования, а также полученные с их помощью результаты. И наконец, в заключительной части протокола отмечается факт ознакомления с ним участвующих лиц, а также их замечания и заявления по существу следственного действия.

Протокол предъявляется для ознакомления под роспись всем участникам следственного действия, которые при этом имеют право делать замечания по поводу его дополнения и уточнения. Если участник следственного действия в силу физических недостатков или со стояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают содержание протокола и факт невозможности его подписания. В случае отказа кого-либо из участвующих лиц подписать протокол в нем делается соответствующая запись, которая удостоверяется подписями следователя, а также защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии. При этом лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин такого отказа (ст. 167 УПК);

10) помимо протокола, законодатель допускает возможность использования иных средств фиксации хода и результатов следственного действия, а именно: изготовления слепков и оттисков следов; составления различных схем, планов, чертежей; стенографирования, фотосъемки, аудио и видеозаписи и т. д., о чем делается отметка в протоколе (ч. 8 ст. 166 УПК). К протоколу также прилагаются электронные носители информации, полученной или скопированной с других электронных носителей информации в ходе производства следственного действия.

Все указанные материалы хранятся при уголовном деле и являются неотъемлемыми приложениями к протоколу следственного действия. Без протокола они не имеют юридической силы, а соответственно, и доказательственного значения.