§ 2. Источники уголовно-процессуального права: понятие, классификация, система и общая характеристика
§ 2.
Источники уголовно-процессуального права: понятие, классификация, система и
общая характеристика
Источник
права представляет собой юридический акт, содержащий общеобязательные правила
поведения (нормы), принятый в установленном законом порядке. Это наиболее
распространенное, типичное определение источника права. Применимо оно,
разумеется, и к определению источника уголовно-процессуального права: принятые в
установленном законом порядке юридические акты, содержащие нормы, направленные
на регулирование уголовно-процессуальной деятельности.
Статья
1 УПК определяет, что порядок уголовного судопроизводства на территории
Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на
Конституции РФ. Иными словами, процессуальный закон говорит о двух нормативных
актах как об источниках уголовно-процессуального права. Кроме них в части 3 этой
же статьи к источникам отнесены общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры РФ. Подчеркивается, что они являются составной
частью законодательства РФ, регулирующего уголовное судопроизводство.
Однако
названными законодательными нормативными источниками их круг не исчерпывается.
Он гораздо шире.
Источники
уголовно-процессуального права могут быть классифицированы в зависимости от их
юридической силы. Располагая источники процессуального права по юридическому
статусу, силе от высшего к низшему, их систему можно представить следующим
образом: Конституция РФ; общепризнанные принципы и нормы международного права и
международные договоры РФ; федеральные конституционные законы;
Уголовно-процессуальный кодекс и иные федеральные законы. Данную группу
источников принято считать, собственно, уголовно-процессуальным
законодательством. Помимо законодательных источников нормы
уголовно-процессуального права содержатся в подзаконных нормативных актах,
исходящих от Президента России; Правительства России; СК России; МВД России; ФСБ
России; Министерства юстиции России; Генерального прокурора России. Следует
заметить, что в уголовно-процессуальной доктрине вопрос о включении в систему
источников уголовно-процессуального права подзаконных нормативных актов носит
дискуссионный характер. Далеко не все ученые признают за ними статус формы
выражения, существования норм права, усматривая таковой только применительно к
юридическим актам, принятым законодательным органом государства.
Особым
источником уголовно-процессуального права, о юридическом статусе которых много
спорят в юридической доктрине, являются решения Конституционного Суда РФ и
Пленума Верховного Суда РФ.
Кроме
того, источники могут быть классифицированы в зависимости от сферы их действия
на национальные и международные.
Также
их можно подразделить на основные и дополнительные, приняв во внимание объем,
удельный вес регламентирования уголовно-процессуальной деятельности,
приходящийся на каждый из них. Очевидно, что Уголовно-процессуальный кодекс РФ
как нормативный акт, всецело посвященный регламенту уголовного судопроизводства,
в свете этой классификации не знает себе равных. В сравнении с ним остальные
источники заслуженно имеют статус дополнительных.
Необходимо
рассмотреть систему источников уголовно-процессуального права подробнее.
1.
Конституция РФ, обладая высшей юридической силой, занимает, соответственно,
высшую ступень в системе источников уголовно-процессуального права, имеет прямое
действие и применяется на всей территории РФ. В ней закреплены знаковые правовые
основы уголовного судопроизводства, которые либо в неизменном виде
воспроизводятся в УПК либо получают различной степени конкретизацию в его
тексте. В качестве примера упомянем принципы законности (ст. 15 Конституции),
равенства перед законом и судом (ст. 19), уважения достоинства личности (ст.
21), неприкосновенности личности (ст. 22).
2.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ
входят в ее правовую систему, являются ее частью (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Вопрос об их положении в иерархии источников права не раз становился предметом
оживленных дискуссий. Вместе с тем большинство исследователей данного вопроса
отводят им в ней второе, после, разумеется, Конституции РФ место.
3.
Некоторые федеральные конституционные законы также содержат отдельные нормы
уголовно-процессуального права: «О Конституционном Суде РФ»[1],
«О судебной системе РФ»[2],
«О чрезвычайном положении»[3],
«О военном положении»[4],
«Об Уполномоченном по правам человека в РФ»[5].
Так, ст. 12 последнего, корреспондируя соответствующим положениям
уголовно-процессуального закона (п. 4 ч. 1 ст. 447, п. 7 ч. 1 ст. 448, ст.449,
ч. 3 ст. 450 УПК), определяет особенности привлечения данного должностного лица
к уголовной ответственности: он не может быть без согласия Государственной Думы
привлечен к ней, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев
задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за
исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения
безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на
его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные
средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие
ему документы.
В
случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо,
произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу,
которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой
процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной
Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.
В
соответствии со ст. 35 ФКЗ РФ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»
правосудие на территории, на которой введено чрезвычайное положение,
осуществляется только судом. На указанной территории действуют все суды,
учрежденные в соответствии с гл. 7 Конституции РФ. Учреждение каких-либо форм
или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного
или чрезвычайного судопроизводства не допускается. В случае невозможности
осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено
чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда Российской Федерации может
быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в
судах.
4.
Российское уголовно-процессуальное право кодифицировано на уровне федерального
закона. В УПК сосредоточен основной массив уголовно-процессуальных норм, что
позволяет поставить его на первое место среди источников отечественного
уголовно-процессуального права.
Ряд
иных федеральных законов также содержит отдельные уголовно-процессуальные нормы.
По
смыслу ст. 7 УПК в случае обнаружения спора, коллизии между процессуальным
кодексом и иным федеральным законом применению подлежит первый. Таким образом,
данным положением установлен приоритет УПК над другими федеральными законами.
Относительно
его приоритета Конституционный Суд РФ отмечал следующее: федеральный
законодатель, кодифицируя нормы, регулирующие производство по уголовным делам,
вправе установить приоритет УПК перед иными федеральными законами в
регулировании уголовно-процессуальных отношений. При этом в случае коллизии
законов его приоритет действует лишь при условии, что речь идет о правовом
регулировании уголовно-процессуальных отношений. Приоритет УПК перед другими
федеральными законами не является безусловным: он может быть ограничен как
установленной ч. 3 ст. 76 Конституции РФ иерархией федеральных конституционных
законов и обычных федеральных законов (к их числу относится и УПК), так и
правилами о том, что в случае коллизии между различными законами равной
юридической силы приоритетными признаются последующий закон и закон, который
специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.
О
безусловном приоритете норм уголовно-процессуального законодательства не может
идти речь и в случаях, когда в иных (помимо УПК, закрепляющего общие правила
уголовного судопроизводства) законодательных актах устанавливаются
дополнительные гарантии прав и законных интересов отдельных категорий лиц,
обусловленные в том числе их особым правовым статусом. В силу ст. 18 Конституции
РФ разрешение в процессе правоприменения коллизий между различными правовыми
актами должно осуществляться исходя из того, какой из этих актов предусматривает
больший объем прав и свобод граждан и устанавливает более широкие их
гарантии[6].
Некоторые
нормы УПК, как было отмечено, являются бланкетными, отсылая правоприменителя к
положениям иных федеральных законов. Эта бланкетность может носить явный, прямой
характер, указывать на конкретную норму, подлежащую учету в уголовном
судопроизводстве. Так, согласно ч. 1 ст. 28 УПК уголовное преследование может
быть прекращено властным субъектом в отношении лица, подозреваемого, обвиняемого
в совершении преступления небольшой или средней тяжести в случаях,
предусмотренных ч. 1 ст. 75 УК.
Однако
возможна и другая ситуация, когда норма (нормы, законодательство), к которой
отсылает процессуальный кодекс, прямо не
называется, а с достаточной очевидностью подразумевается. Например, его
положения о применении в качестве меры пресечения залога не содержат отсылки к
соответствующим нормам гражданского законодательства о залоге как способе
обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств. Но и они должны
учитываться правоприменителем в ходе уголовного судопроизводства, поскольку без
них затруднительно определить значимые правовые аспекты применения залога
(например, права и обязанности залогодателя).
В
этой связи Пленум Верховного Суда РФ отмечает: принимая во внимание, что
предметом залога в качестве меры пресечения может быть движимое имущество в виде
денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации
акций и облигаций либо недвижимое имущество, при разрешении вопросов, связанных
с правом собственности, следует учитывать положения Гражданского кодекса РФ о
залоге, а также особенности уголовного судопроизводства.
Если
имущество, являющееся предметом залога, уничтожено или повреждено (например,
недвижимость пострадала в результате пожара) либо право собственности на него
или право хозяйственного ведения прекращено по основаниям, установленным
законом, залогодатель вправе в разумный срок восстановить предмет залога или
заменить его другим равноценным имуществом (ст. 345 ГК). В противном случае мера
пресечения должна быть изменена (п. 44 его постановления от 19.12.2013 №
41)[7].
В
тексте процессуального закона существуют также положения, которые, по существу,
дублируют нормы иных законодательных актов, воспроизводят юридические
конструкции не уголовно-процессуальной природы. Так, например, фигура
потерпевшего, очевидно, перекочевала в УПК из гражданского законодательства,
являясь по своей природе элементом гражданско-правовой конструкции –
обязательства вследствие причинения вреда. Такова конструкция гражданского иска
в уголовном судопроизводстве. Не вызывает сомнения ее гражданско-процессуальная
природа и др.
Можно
ли предположить в этой связи, что нормы, к которым прямо отсылает процессуальный
закон или которые подразумевает или, наконец, воспроизводит, являются
источниками уголовно-процессуального права? Ведь они влияют на порядок
осуществления уголовного судопроизводства. Действительно, влияют, не становясь,
однако уголовно-процессуальными. Иными словами, это влияние не отменяет правовую
природу данных норм, не скрадывает их иную предметную принадлежность, имеющую
мало общего с уголовно-процессуальной деятельностью. Кроме того, ни отсылающую
норму, ни норму-адресат отсылки нельзя по тем же соображениям назвать положением
двойственной правовой природы.
5.
Подзаконные нормативные акты в силу их юридического статуса не могут дополнять,
изменять, отменять уголовно-процессуальный закон, принимаются во исполнение его
и на его основании, а не вместо него. Соответственно, в уголовно-процессуальном
регулировании они играют вспомогательную роль.
В
настоящее время они посвящены таким, например, вопросам, как организация приема,
регистрации и рассмотрения сообщений о преступлении[8],
изъятие, хранение, реализация, уничтожение вещественных доказательств[9],
порядок оценки, содержания предмета залога по уголовному делу, управления им и
обеспечения его сохранности[10].
Особым
источником уголовно-процессуального права являются решения Конституционного Суда
РФ, которые в юридической доктрине зачастую именуют не иначе как «Конституция в
действии». Многие его постановления, определения посвящены проблемным вопросам
уголовно-процессуальной деятельности. Вместе с тем далеко не всеми учеными
признается наличие за ними статуса источника права. Однако если занять подобную
позицию, то, по-видимому, придется отказать и Конституции РФ в этом статусе,
поскольку Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом
конституционного контроля.
Вопрос
о правовом статусе постановлений Пленума Верховного Суда РФ также активно
обсуждается в юридической доктрине. Многие ученые обоснованно отказывают им в
статусе самостоятельного источника права, ссылаясь в том числе на то, что
подобный их статус подрывал бы идею разделения властей, что судебная власть и
законотворчество не совместимы. Однако значение их в правоприменительной
практике достаточно велико и отрицать его не следует. Вместе с тем необходимо
помнить, что судьи подчинены только Конституции РФ и федеральному закону. Из
этого следует, что судья вправе не согласиться с разъяснением Пленума. Иными
словами, решения последнего носят для правоприменителя рекомендательный
характер.
[1]
Федеральный конституционный закон РФ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном
Суде РФ».
[2]
Федеральный конституционный закон РФ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе
РФ».
[3]
Федеральный конституционный закон РФ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном
положении».
[4]
Федеральный конституционный закон РФ от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном
положении».
[5]
Федеральный конституционный закон РФ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по
правам человека в РФ».
[6]
См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 № 13-П «По делу о
проверке конституционности отдельных положений ст. 7, 15, 107, 234 и 450 УПК РФ
в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»; его Определения от
08.11.2005 № 439-О «По жалобе граждан С.В. Бородина, В.Н. Буробина, А.В.
Быковского и других на нарушение их конституционных прав ст. 7, 29, 182 и 183
УПК РФ» и от 02.03.2006 № 54-О «По жалобе общества с ограниченной
ответственностью «Аудиторская фирма «АристаЛюКС» на нарушение конституционных
прав и свобод положениями ст. 7, 75 и 183 УПК РФ».
[7]
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 № 41 «О практике
применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под
стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных
действий».
[8]
См., например: Приказ СК России от 11.10.2012 № 72 «Об организации приема,
регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах
(следственных подразделениях) системы Следственного комитета
РФ».
[9]
См., например: постановление Правительства РФ от 23.08.2012 № 848 «О порядке
передачи на реализацию предметов, являющихся вещественными доказательствами,
хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено,
и их уничтожения».
[10]
Постановление Правительства РФ от 13.07.2011 № 569 «Об утверждении Положения об
оценке, содержании предмета залога по уголовному делу, управлении им и
обеспечении его сохранности».