§ 3. Особенности производства отдельных следственных действий
§ 3. Особенности
производства отдельных следственных действий
Осмотр места
происшествия является наиболее
сложным и ответственным, так как зачастую включает все виды
осмотра.
Осмотр места
происшествия является незаменимым следственным действием, его несвоевременное
или некачественное проведение лишает возможности воссоздать полную и точную
картину места происшествия. В таком случае не поможет даже самый тщательный
допрос свидетелей, потерпевших и т.д., поэтому несвоевременное производство
следственного осмотра или вообще отсутствие протокола осмотра в деле (в тех
случаях, когда осмотр был необходим) обоснованно рассматривается как
существенное упущение в расследовании, нарушение принципа всесторонности,
полноты и объективности расследования.
Осмотр места
происшествия производится незамедлительно после получения данных о совершенном
преступлении против избирательных правы граждан, что позволяет установить
обстоятельства преступления и его участников, выбрать правильные направления
расследования.
Задачи осмотра
места происшествия по делам против избирательных правы граждан
являются:
- изучение и
фиксация обстановки места происшествия;
- выдвижение
версий о механизме происшествия и его участниках;
- обнаружение,
фиксация и изъятие следов преступления и преступника;
- установление
причин и условий, способствующих совершению преступления;
- получение
исходных данных для производства последующих следственных действий и проведения
оперативно-розыскных мероприятий.
Приняв сообщение о
происшествии, до выезда на его место следователь:
а) выясняет, кто
сообщил о нарушении избирательных прав, характер происшествия, где оно
произошло.
Преступления,
предусмотренные ст. 141, 141.1 УК РФ могут совершаться в любом месте. Местом
совершения преступлений, предусмотренных ст. 142 и 142.1 УК РФ, чаще являются
помещения предвыборных штабов кандидатов, участковых, окружных и иных
избирательных комиссий. Также, возможно осуществления «вброса» бюллетеней во
время голосования вне участковой комиссии, то есть с использованием передвижных
урн для голосования.
Согласно
Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» помещение
для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии
главой местной администрации соответствующего муниципального образования,
командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции,
руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения
РФ.
В помещении для
голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально
оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и
снабженные письменными принадлежностями, за исключением
карандашей.
б) дает указания
должностным лицам об обеспечении охраны места происшествия и сохранности следов
на нем;
в) дает указания
об обеспечении присутствия на месте происшествия очевидцев и других лиц, от
которых можно получить информацию о происшествии и его
участниках;
г) определяет
участников осмотра и обеспечивает их прибытие на место
происшествия;
д) дает указание
эксперту о проверке укомплектованности технических
средств.
Прибыв на место
происшествия следователь:
- принимает
дополнительные меры к охране места происшествия и обеспечению сохранности следов
на нем, удаляет с места происшествия посторонних лиц;
- выясняет
характер происшествия, его участников, какие меры приняты для их розыска и
задержания, устанавливает, кем и какие изменения внесены в обстановку места
происшествия с момента его обнаружения и до прибытия
следователя;
- намечает
маршруты движения участников осмотра, определяет роль каждого участника,
разъясняет им права и обязанности, сущность предстоящего следственного
действия.
Далее следователь
приступает непосредственно к осмотру места происшествия, к его рабочему этапу,
направленному на отыскание и фиксацию следов преступления, изъятию избирательных
документов и других имеющих отношение к преступлению предметов и
документов.
В ходе осмотра
места происшествия следователю необходимо провести предварительное исследование
объектов с целью решения вопроса об их относимости к происшедшему событию.
Результаты таких исследований имеют ориентирующее значение, используются для
выдвижения и проверки версий.
При обнаружении
объектов, имеющих отношение к совершенному преступлению (избирательные
бюллетени, открепительные удостоверения иные избирательные документы)
следователь проводит их осмотр с целью выявления их индивидуальных признаков и
поиска на них следов. Однако по делам о преступлениях против избирательных правы
граждан, как правило, требуется продолжительное время или осмотр на месте
происшествия затруднен, поэтому следователю целесообразно изымать объекты или их
части со следами с места происшествия и осматривать в ходе самостоятельного
следственного действия.
Допрос
Сущность допроса
по делам о преступлениях против избирательных прав граждан состоит в том, что в
ходе выполнения познавательных операций следователь, применяя разработанные в
криминалистике и апробированные следственной практикой тактические приемы,
побуждает лицо, которому могут быть (должны быть) известны обстоятельства, прямо
или косвенно связанные с расследуемым событием, дать о них показания,
выслушивает сообщаемую информацию и фиксирует ее в установленном законом порядке
для того, чтобы в дальнейшем она могла быть использована в качестве
доказательства по уголовному делу.
Если у следователя
нет четкого представления об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе
допроса по делам о преступлениях против избирательных прав, то в результате
может оказаться, что некоторые существенные для дела обстоятельства остались
неустановленными, невыясненными, и в то же время в показаниях допрошенного лица
сообщаются сведения, не имеющие отношения к делу. Поэтому уголовное дело следует
изучать также с точки зрения выяснения предмета допроса каждого вызываемого для
этой цели лица. Если для определения предмета допроса необходимы специальные
познания, следователь обязан изучить специальную литературу,
проконсультироваться со специалистами в области конституционного и
избирательного права.
В ходе допросов по
данной категории уголовных дел выясняется:
- профессия, род
занятий, образование;
- место
постоянного проживания, к какому избирательному участку территориально
относится.
- не является ли
допрашиваемый членом какой-либо политической партии;
- поддерживает ли
контакты с лицами, занимающими должности в избирательных комиссиях, органах
власти;
- уровень
материальной обеспеченности, источник и размер официальных и иных
доходов;
- привлекался ли
ранее к уголовной ответственности за совершение должностных и коррупционных
преступлений.
Допрос
потерпевшего (кандидата) может проводиться в двух типичных ситуациях: кандидат
опрошен при подаче заявления до возбуждения уголовного дела либо уголовное дело
возбуждено по поступившему по почте заявлению кандидата без получения от него
объяснений.
Тактика
первоначального опроса в первой ситуации будет идентична тактике допроса во
второй с некоторой разницей. Во-первых, возможно, что кандидат не был опрошен до
возбуждения уголовного дела в связи с неявкой по вызовам по объективным
причинам, поэтому данная проблема может возникнуть и при вызове его на
первоначальный допрос.
Во-вторых, при
поступлении заявления на личном приеме кандидат опрашивается незамедлительно, а
после возбуждения уголовного дела у следователя (дознавателя) есть некоторое
время для подготовки допроса, в ходе которой обязательно изучается поступившее
заявление и прилагаемый к нему агитационный материал. Поэтому объем поставленных
на допросе вопросов будет значительнее, чем при первоначальном опросе кандидата.
С учетом
изложенного ситуация, когда допрос кандидата проводится после его
предварительного опроса, является еще более благоприятной, поскольку в первичном
объяснении обычно подробно отражена позиция кандидата по отношению к
рассматриваемому нарушению законодательства о выборах.
При расследовании
подкупа избирателей тактические особенности могут иметь допросы большого
количества свидетелей, проживающих компактно (например, в общежитии), в случае
их массового подкупа. Особенностью тактики допроса в данном случае является то,
что факт совершения массового подкупа избирателей обычно установлен при
предварительной проверке материалов, в ходе которой установлены и опрошены
несколько человек, подтвердивших факты подкупа, а также указавших на конкретных
лиц, которые предлагали им конкретную сумму денег (подарки) в случае голосования
за конкретного кандидата. Таким образом, после возбуждения уголовного дела
необходимо допросить большое количество граждан, как ранее опрошенных, так и
всех проживающих в данном месте.
В этих целях
местом допроса должно быть избрано место нахождения допрашиваемых (например,
помещение администрации здания), поскольку организация вызова и доставка
большого количества граждан в кабинет следователя крайне осложнены. В помощь
одному следователю необходимо выделить второго (для одновременного допроса двух
лиц), а также сотрудников полиции для выявления в данном помещении проживающих
лиц, которым предлагались деньги в случае голосования за кандидата, а также их
приглашения к следователю.
Кроме того, для
ускорения процесса допроса большого количества граждан можно разработать
специальный унифицированный бланк допроса, в котором необходимо предусмотреть
следующее (помимо установочных данных и реализации процессуальных
требований):
-
местожительство,
- дата, время,
место и сумма подкупа,
- анкетные данные
и признаки внешности лица, предложившего проголосовать за конкретного кандидата
за деньги,
- факт получения
денег или отказа от их получения,
- дата, место и
сумма переданных денег после голосования,
- кто
присутствовал при совершении указанных действий с указанием их
местожительства.
Впоследствии
результаты допросов необходимо систематизировать. В первую очередь нужно
составить список комнат, в которых проживают допрошенные лица, чтобы выявить те
комнаты, жители которых не были допрошены. Во-вторых, список свидетелей,
указанных в ответе на последний вопрос для сравнения их со списком допрошенных
лиц для выявления тех, кого еще нужно допросить. В-третьих, составить «шахматку»
по каждому допрошенному лицу, которая поможет установить количество
лиц:
- которым
предлагали деньги,
- которые получили
деньги до голосования,
- которые получили
деньги после голосования.
По каждому из трех
вариантов необходимо указать данные исполнителя преступления, чтобы
индивидуализировать вину каждого исполнителя.
Поскольку сумма
денег, передаваемых до голосования каждому избирателю, как правило, была
одинакова, то ее указание в данной «шахматке» не обязательно, можно отмечать
только факт получения. А сумма, переданная после голосования, может иметь два
значения: первая сумма выдается тем, кто ранее получал деньги за обещание
проголосовать за данного кандидата; вторая – может включать сумму первой и
второй, если избиратель денег предварительно не получал.
Кроме того, в ходе
такого анализа можно установить общую сумму денег, потраченных на подкуп
избирателей. Это позволить решить вопрос о дополнительном привлечении кандидата
к уголовной (ч. 2 ст. 141.1 УК РФ) или административной ответственности (ст.
5.18 КоАП РФ) за использование при финансировании своей избирательной кампании
денежных средств помимо средств собственного избирательного
фонда.
В ходе допросов по
преступлениям, сопряженным с подкупом избирателей в процессуальных документах
необходимо отразить тот факт, что подкуп обман и т.п. совершались при условии
голосования подкупаемых избирателей за конкретного кандидата; установить
волеизъявление гражданина, выяснив, воспринимал ли сам избиратель
рассматриваемые действия как подкуп (т.е. как вознаграждение за свой
голос).
При проведении
допросов следователи опасаются задавать потерпевшим вопрос о том, за кого они
голосовали, поскольку ответ на него влечет нарушение тайны голосования. В связи
с тем, что установить истину по делу без соответствующих данных практически
невозможно, представляется допустимым проводить допрос потерпевших о результатах
их голосования при условии предварительного разъяснения им конституционного
права на тайну голосования (с соответствующей отметкой и подписью
избирателя-потерпевшего в процессуальных документах). В таком случае нарушения
тайны голосования нет, поскольку гражданин вправе, но не обязан сохранять в
тайне свой выбор.
При расследовании
фальсификации подписных листов тактические особенности следственных действий, в
первую очередь именно допросов, также обусловлены большим количеством
допрашиваемых лиц, к которым относятся:
- реальные
сборщики подписей, чьи подписные листы были отбракованы и использованы для
изготовления поддельных;
- сами
избиратели, не ставившие свои подписи в поддельных подписных
листах;
- исполнители
подделки подписей избирателей.
На основе
раскрытых выше способов фальсификации подписей избирателей с использованием
отбракованных подписных листов, заполненных реальными сборщиками подписей,
особое значение приобретает подготовка к допросу указанной категории лиц в
рамках осмотра подписных листов, изъятых в избирательной комиссии или в ходе
обыска по месту их подделки. В ходе данного следственного действия необходимо
сгруппировать подписные листы по нескольким основаниям. Первое основание –
установочные данные сборщика подписей, второе – в общей массе подписных листов,
заполненных от имени одного сборщика, в ходе осмотра с участием
специалиста-почерковеда можно выявить подписные листы, заполненные
предположительно одним лицом (одними лицами).
Если в ходе
первоначальных допросов исполнителей или организаторов подделки установлен
отличительный признак поддельных подписных листов, то в ходе осмотра можно
выделить группы подлинных и подписных листов с признаками подделки. Если же при
подделке использовались паспортные данные лица, не привлекавшегося к сбору
подписей, то такая группировка может выявить в ходе почерковедческой экспертизы
исполнителя (исполнителей) подделки выявленной совокупности подписных листов.
Результаты предложенной группировки подписных листов должны быть отражены в
протоколе осмотра подписных листов, а также схематично (таблично) для удобства и
последующего анализа и сравнения с подписными листами, заполненными в поддержку
других кандидатов или в ходе предшествующих избирательных кампаний, а также с
различными электронными базами граждан, проживающих на территории сбора
подписей.
В дальнейшем
данные группы подписных листов предъявляются в ходе допроса лица, указанного в
подписном листе в качестве сборщика, у которого последовательно, в зависимости
от вида подлинных подписных листов, использованных в качестве базы для подделки,
выясняются следующие вопросы:
- участвовало ли
лицо в сборе подписей в ходе каких-либо избирательных
кампаний;
- если нет, то его
ли рукой заполнены предъявленные в ходе допроса подписные листы, собранные от
его имени;
- если участвовало
в сборе подписей, то когда, в ходе какой кампании, в поддержку кого
именно;
- участвовало ли в
сборе подписей в период рассматриваемой избирательной
кампании;
- каким образом
было привлечено к сбору подписей, где и кем выдавались подписные
листы;
- где, у кого
собирало подписи, узнает ли данные избирателей в предъявленных подписных
листах;
- его ли рукой
заполнены предъявленные в ходе допроса подписные листы, собранные от его
имени;
- если участвовало
в сборе подписей в рассматриваемую избирательную кампанию, то в поддержку какого
кандидата собирало подписи;
- каким образом
было привлечено к сбору подписей, где и кем выдавались подписные
листы;
- где, у кого
собирало подписи, узнает ли данные избирателей в предъявленных подписных
листах;
- его ли рукой
заполнены предъявленные в ходе допроса подписные листы, собранные от его
имени;
- куда, кому
сдавало заполненные подписные листы;
- были ли они
приняты организаторами сбора подписей и получена ли оплата сбора подписей, в
какой сумме;
- если подписные
листы были не приняты, то по какой причине и были ли оставлены организаторами
сбора подписей у себя;
- осуществлялся ли
повторный сбор подписей у указанных в подписных листах
лиц;
- если нет, то его
ли рукой заполнены предъявленные в ходе допроса подписные листы, собранные от
его имени.
Кроме того, если
сборщик – житель города Н. и проживал в каком-то определенном районе, а подписи
им были собраны в других районах города, то ставится вопрос, где расположена
указанная улица, дом, населенный пункт, на каком транспорте можно добраться,
есть ли у него там родственники, знакомые. После получения ответов, будет ясно,
сборщик слабо либо вообще не ориентируется в местности, где он якобы собирал
подписи избирателей, либо хорошо ориентируется и действительно собирал
подписи.
Дополнительно в
ходе допроса реальных сборщиков подписей могут быть получены доказательства
подделки подписных листов конкретными лицами.
По изученным
уголовным делам по фактам подделки подписей избирателей в отношении рядовых
исполнителей уголовное преследование прекращалось, как правило, в связи с
деятельным раскаянием. Поэтому на допросах данная категория лиц давала
признательные показания. При этом у данной категории лиц необходимо выяснить
следующие вопросы:
- каким образом
допрашиваемые были привлечены к сбору подписей и их подделке (по объявлению,
через знакомых и др.);
- осуществляли ли
они сбор подписей избирателей либо только их подделку;
- в каком месте, в
какое время исполнители были встречены организаторами подделки, в каком месте
производилась подделка подписных листов;
- в поддержку
какого кандидата и от имени избирателей какого региона проводилось заполнение
подписных листов;
- откуда брались
данные избирателей для включения в подписные листы (забракованные данные
избирателей для включения в подписные листы (подписные листы с текущей
избирательной кампании, копии подписных листов с предыдущих выборов, распечатки
компьютерных баз данных, вымышленные данные);
- какое количество
подписных листов было заполнено каждым исполнителем;
- от имени одного
или нескольких сборщиков подписи осуществлялось заполнение подписных листов
каждым допрашиваемым;
- делались ли
особые отметки на поддельных подписных листах;
- расписывались ли
они за сборщиков подписей и только ли в заполненных ими или в других подписных
листах;
- расписывались ли
они за избирателей, если да, то за сколько человек на одном подписном
листе;
- в течение какого
периода осуществлялась подделка подписей (один день, несколько дней, с перерывом
или без);
- как
осуществлялась оплата подделки подписных листов (за каждый заполненный подписной
лист, за каждую подпись; по окончании рабочего дня, по окончании подделки
необходимого количества подписей либо через некоторое время после сдачи
поддельных подписных листов);
- расписывались ли
они в ведомостях на получение вознаграждения, если нет, то велся ли
организаторами подделки учет выплаченных исполнителям денежных
сумм;
- какие лица
являлись организаторами подделки подписей (встречающие, инструктирующие,
выдававшие деньги: фамилия, имя, отчество, телефон, признаки внешности, какие
телефонные переговоры осуществляли);
- предупреждались
ли допрашиваемые о наличии уголовной и административной ответственности за
подделку подписей избирателей и о необходимости сохранения происходящего в
тайне.
На основании
предложенных рекомендаций по тактике осмотра подписных листов группы листов,
заполненные одним исполнителем, но не тем, кто указан в нем в качестве сборщика
(как показало на допросе само лицо, указанное сборщиком), предъявляются на
допросе исполнителям подделки для установления тех групп, которые подделывались
конкретным лицом.
Предъявление в
ходе допросов поддельных подписных листов не могло служить доказательством
фактов их подделки конкретными исполнителями, но существенно облегчило
подготовку и проведение судебно-почерковедческих экспертиз, после
предварительного систематизирования поддельных подписных листов по
предполагаемым их изготовителям.
После допросов
сборщиков подписей составляется список избирателей, чьи подписи были подделаны и
определяется круг иных участников уголовного процесса.
В ходе допроса для
квалификации в качестве подкупа массовых мероприятий (концертов, праздников и
т.п.), сопряженных с агитацией в пользу кандидата, необходимо выяснять:
- из каких средств
они оплачены;
- вел ли кандидат
предвыборную агитацию непосредственно до, во время или после мероприятий. Если
эти обстоятельства не будут выяснены, нет оснований утверждать о
противоправности действий кандидата.
Обыск, выемка и
осмотр документов
Обыск есть
следственное действие, производимое путем принудительного обследования помещения
или иного места либо лица с целью отыскания и изъятия орудий преступления,
предметов и ценностей, добытых преступным путем, а также других предметов и
документов, могущих иметь значение для дела.
Выемка
производится для изъятия, в сущности, тех же объектов, на обнаружение которых
направлен и обыск, но с одной оговоркой. В этом случае следователь знает, какие
именно предметы и документы должны быть обнаружены при выемке, и ему точно
известно, где и у кого они находятся (обыск же в этом отношении носит во многом
прогностический характер, о чем более подробно скажем ниже). Во-вторых, закон
прямо указывает, что выемка производится в процессуальном режиме обыска (ч. 2
ст. 183 УПК; следовательно, на нее распространяются все
процессуально-тактические приемы и рекомендации, сформулированные законом для
обыска). В-третьих, наконец, предусмотренная ч. 5 этой же статьи УПК возможность
принудительного производства выемки во многом практически нивелирует тактические
различия выемки и обыска.
Для обыска нужны
вероятные данные об искомом предмете и его местонахождении, содержание обыска
составляют поисковые действия. Для выемки нужно точно (достоверно) знать, какой
предмет и где находится (ч. 1 ст. 183 УРК РФ), поэтому поисковых действий
нет.
По объекту можно
выделить такие виды обыска: а) обыск в помещении (на даче, в доме, квартире,
служебном кабинете, в подсобных и других служебных помещениях); б) обыск в ином
месте; в эту классификационную группу следует отнести обыск в автомашине,
подвалах; в) личный обыск (обыск лица).
Выемка документов
является неотложным следственным действием при расследовании преступлений против
избирательных правы граждан, что позволяет предотвратить возможное уничтожение и
фальсификацию документов, гарантирует полноту их извлечения.
По делам о
нарушении избирательных прав граждан выемка проводится в помещении избирательных
участков, служебных помещениях, в частности архивных учреждениях, в которых
хранится избирательная документация, другие помещения (квартиры, частные дома,
офисы и т.п.).
Для полного и
всестороннего исследования материальных следов преступления следователю
необходимо сконцентрировать внимание на работе с документами с целью их
обнаружения, изъятия, характеристики, исследования, использования и хранения.
Задачи, которые
решаются с помощью осмотра документов, можно условно свести к трем группам:
- определение
общей характеристики документов и их значение для расследования,
- проверки
качественных характеристик документа, сочетающий анализ их признаков
(реквизитов) и содержания,
- выявление
признаков, индивидуализирующих документ и позволяют наиболее полно описать его.
В целях
эффективного проведения обыска или выемки следователю целесообразно пригласить
для участия в следственных действиях специалиста в области избирательного
процесса, который может дать рекомендации относительно избирательных документов,
подлежащих осмотру и выемке и которые могут иметь доказательственное значение по
уголовному делу, указывать на совершение преступления против избирательных
прав.
Выемке и осмотру
подлежат:
- подписной лист с
подписью избирателя или участника референдума;
- избирательный
бюллетень или бюллетень для голосования на референдуме;
- открепительное
удостоверение и акт передачи открепительных удостоверений;
- список
избирателей или участников референдума;
- протокол об
итогах голосования,
- сводная таблица
об итогах голосования.
По делам о
преступлениях против избирательных правы граждан недопустимыми являются случаи,
когда документы при их обнаружении учитываются «на вес» или, в лучшем случае,
путем указания их общего количества. Каждый документ может оказаться решающим
при квалификации деяния, поэтому при изъятии нужно в обязательном порядке
указывать их наименование и иные реквизиты.
Избирательные
документы имеют особое значение для реализации гражданами конституционного права
избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного
самоуправления. До установления итогов голосования и определения результатов
выборов избирательные бюллетени, протоколы избирательных комиссий, списки
избирателей являются единственным документальным подтверждением волеизъявления
избирателей.
Условия и порядок
работы с избирательными документами регламентируется федеральным
законодательством.
Доступ к
документам имеют только члены соответствующих избирательных комиссий с правом
решающего голоса, а члены комиссий с правом совещательного голоса вправе
удостовериться в правильности проведенных подсчетов и иных
действий.
Любое, даже самое
незначительное отклонение от установленного порядка может быть использовано
проигравшими кандидатами и избирательными объединениями как основание для
оспаривания итогов голосования и результатов выборов.
Особый статус
избирательных документов закрепляется ГПК РФ, в соответствии которым при
рассмотрении и разрешении дел о защите избирательных прав в период избирательной
кампании до дня опубликования результатов выборов мерами по обеспечению иска не
могут быть наложение ареста на избирательные бюллетени, списки избирателей, иные
избирательные документы или их изъятие.
Между тем, УПК РФ
такой гарантии неприкосновенности избирательных документов не содержит.
Следственные органы даже при отсутствии возбужденного уголовного дела в ходе
проведения проверки сообщения о преступлении могут изъять из комиссии
избирательные документы, что приводит к нарушению избирательных прав
граждан.