§ 4. Расследование доведения до самоубийства несовершеннолетних с помощью сети Интернет

 

§ 4. Особенности расследования доведения до самоубийства несовершеннолетних с помощью сети Интернет

 

Согласно сведениям Главного управления криминалистики Следственного комитета Российской Федерации, на конец 2017 г. в социальной сети «ВКонтакте» функционировало около двух тысяч сообществ, восемьсот из них являющихся закрытыми, с многочисленными участниками, преимущественно несовершеннолетними, принадлежащие к субкультуре, проповедующие антиобщественные ценности (агрессия, самоубийство, употребление наркотических средств, депрессивные состояния и т. д.)[1]. В настоящее время количество данных организаций существенно сократилось, однако в марте 2020 года Председатель Следственного комитета Российской Федерации А. И. Бастрыкин провел онлайн-прием родителей погибших детей, которые рассказали о 50 новых случаях доведения до самоубийства[2].

Основная масса указанных сообществ распространялась в социальной сети «ВКонтакте» и имела следующие названия: «Синий кит», «Белый кит», «Море китов», «Океан китов», «Летающий кит», «Космический кит», «Разбуди меня в 4:20», «f57», «Terminal f57», «f58» и другие аналогично заполненные по контенту сообщества, в которых пропагандируется совершение акта самоубийства.

Таким образом, в названиях большинства сообществ, пропагандирующих и склоняющих несовершеннолетних к совершению самоубийства, заложен «глубокий смысл» на тему причинения себе смерти.

Как правило, после непродолжительной психологической обработки несовершеннолетнего администратором «группы смерти» (куратором[3]) и выявления у него депрессивного состояния, последнему предлагается вступить в сообщество, участники которого подталкивают его к совершению самоубийства, либо принять участие в так называемой игре с исчислением времени и прохождением соответствующих этапов, по итогам которой несовершеннолетний должен будет совершить самоубийство. В процессе прохождения игры несовершеннолетним присваивается порядковый номер, в соответствии с которым он должен будет совершить самоубийство; даются различные задания, обязательные к исполнению (например, сделать «селфи» на крыше многоэтажного дома, моста, иного высотного сооружения; рисунки с изображением различных животных, фотографии собственного членовредительства и т. п.).

Основываясь на проведенном исследовании следственной практики по делам, связанным с доведением до самоубийства несовершеннолетних с помощью сети Интернет, можно сделать вывод о том, что в 100 % случаев связь между преступником и несовершеннолетним потерпевшим возникала при знакомстве в социальной сети (преимущественно во «ВКонтакте»). В то же время общение может происходить и в других социальных сетях (например, Instagram).

Однако, как показывает следственная практика, несовершеннолетние зачастую сами, прежде чем совершить самоубийство, изучают данную тему при помощи сети Интернет, находят единомышленников в социальных сетях, ведут дискуссии на тему самоубийств и способов его совершения.

Находясь под постоянным психологическим воздействием вредоносного контента суицидальной направленности, несовершеннолетние теряют чувство реальности. Им внушается, что смерть – это героический поступок, а, совершая самоубийство, сознание переходит в так называемый «глубинный Интернет» или «тихий дом» и продолжает жить там, возродившись к жизни с записанной куратором сообщества матрицей сознания.

Для более глубокого убеждения несовершеннолетних, кураторами могут использоваться аккаунты уже погибших детей, входивших в сообщество, с которых поступают сообщения, что бояться совершения самоубийства не нужно и по другую сторону хорошо.

В ходе расследования рассматриваемых преступлений посредствам взаимодействия с подразделениями по делам несовершеннолетних необходимо установить, не способствовали ли совершению самоубийства несовершеннолетнего проблемы личного или семейного характера, после которых, находясь в подавленном или депрессивном состоянии, они начинали поиск в сети Интернет ответы на свои вопросы, в итоге сталкиваясь с «группами смерти».

Для решения данной проблемы необходимо действовать на упреждения таких фактов, а именно: ориентировать руководство образовательных организаций на проведение мониторинга личных страничек учащихся на предмет выявления фактов суицидального поведения несовершеннолетних и проведение регулярных тестирований с целью выявления рисков суицидальных попыток.

Кроме того, необходимо активизировать работу по выявлению организаторов групп в социальных сетях, а также несовершеннолетних вовлеченных в игру, принимать меры по блокировке таких ресурсов и организации реабилитационной работы с подростками, в поведении которых проявлялось суицидальное поведение.

Так, согласно распоряжению Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве № 161/101/2-р от 13.12.2016 г. «Об организации дополнительного мониторинга средств массовой информации в следственных подразделениях Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве» руководителям следственных подразделений Главного управления надлежит организовать качественный и непрерывный мониторинг средств массовой информации и сети Интернет в целях выявления сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях на территории города Москвы, в отношении несовершеннолетних.

Стоит отметить, что проведение данной работы возможно только при тесном взаимодействии следователей СК России с иными правоохранительными органами, средствами массовой информации, представителями общественности и т. д.

На первоначальном этапе расследования доведения до самоубийства несовершеннолетних с помощью сети Интернет складываются следующие типичные следственные ситуации: 1) имеется подозреваемый, он дает показания о конкретном эпизоде доведения до самоубийства несовершеннолетнего с помощью сети Интернет; 2) потерпевший погиб, имеются сведения о совершении преступления, но подозреваемый отсутствует; 3) потерпевший остался жив, он дает показания по обстоятельствам произошедшего.

К наиболее важным следственным действиям на первоначальном этапе расследования доведения до самоубийства несовершеннолетнего с помощью сети Интернет относятся: осмотр места происшествия, осмотр предметов, допросы, назначение судебных экспертиз.

1. Осмотр места происшествия.

Следователю необходимо произвести детальный осмотр места происшествия с обязательным использованием фотосъемки и видеозаписи, а также составлением подробной схемы. В ходе данного следственного действия следует:

1) отразить положение трупа несовершеннолетнего относительно места совершения самоубийства;

2) осуществить обязательную привязку к местности (на открытом участке местности, при возможности, использовать снятие с GPS-приемника координат местности) с определением расстояний до близлежащих объектов (с применением лазерного или оптического дальномера);

3) обязательно произвести осмотр полегающего участка местности близкого к месту совершения самоубийства (место, где находился потерпевший в момент, предшествующий совершению суицида) с целью фиксации наличия или отсутствия настенных надписей и рисунков, возможно сделанных несовершеннолетним, носящих депрессивный или суицидальный характер;

4) принять меры к обнаружению вещественных доказательств, их фиксацию и изъятие.

При расследовании данных преступлений необходимо обратить особое внимание на:

1) предсмертные записки, личные дневники, альбомы и листы с всевозможными рисунками (иероглифов, животных, числовых комбинаций);

2) электронные носители информации (планшетные компьютеры, мобильные устройства связи, электронные книги, ноутбуки, жесткие диски, оптические диски, флеш-накопители, и другие информативные устройства).

При обнаружении мобильного устройства несовершеннолетнего необходимо установить, осуществлялись ли телефонные переговоры и (или) воспроизводись ли аудио- и (или) видеоматериалы непосредственно в момент, предшествующий совершению самоубийства.

Особое внимание к электронным носителям информации, а также иной аппаратной технике обусловлено тем, что зачастую именно в их содержимом может хранится информация, представляющая интерес для предварительного следствия, а именно:

1) фото-, видеофайлы (собственного членовредительства, сексуальной тематики, ЛГБТ-направленности, аниме эротического или порнографического содержания, селфи на крышах высотных домов, мостов, обрывах, на железной дороге и т.п.);

2) различного рода изображения (китов, дельфинов, бабочек, единорогов, комбинации цифр «4:20» и др.);

3) музыкальные произведения (в основном депрессивного, возможно и религиозного характера);

4) текстовые файлы и документы (личные дневники, рассказы собственного сочинения, стихи, песни, а также задания «кураторов»);

5) иная информация, имеющая доказательственное значение для уголовного дела (контакты в телефонной книги, журнал соединений между абонентами, текстовые и мультимедийные сообщения, записи в записной книжке либо заметки, отметки в календаре, история посещения Интернет-ресурсов и закладки, будильник, контакты в электронной почте, личная переписка в социальных сетях и т.п.).

Все обнаруженные в ходе осмотра места происшествия предметы и документы должны быть изъяты в соответствии со ст. 177 УПК России. При изъятии электронных носителей информации их следует упаковать и опечатать способом, исключающим несанкционированный доступ третьим лицам.

2. Осмотр предметов (электронных носителей информации).

Особенность данного следственного действия обуславливается особой группой вещественных доказательств, где основной целью является осмотр содержащейся информации на электронных носителях.

При производстве осмотра электронных носителей информации должен соблюдаться следующий порядок действий:

1. Внешний осмотр упаковки, исключающий несанкционированный доступ третьим лицам, ее распаковка и извлечение электронного носителя информации, осмотр самого носителя информации (конфигурация (комплектация), номер модели и серийный номер, прочая информация, содержащаяся на корпусе носителя информации).

2. В случае, если при производстве осмотра присутствует специалист в области информационных технологий либо следователь-криминалист, то детально следует просмотреть содержащуюся информацию на электронном носителе (если осматривается мобильное устройство связи, то с обязательным использованием портативных аппаратно-программных комплексов, таких как: «UFED Touch», «Мобильный криминалист», «XRY», «MOBILedit» и др.), в том числе на предмет наличия удаленной информации, которую можно направить для проведения судебной компьютерно-технической экспертизы.

При изучении, осмотре и анализе извлеченной из мобильных устройств информации (детализаций телефонных переговоров и Интернет-соединений) с помощью портативных аппаратно-программных комплексов следует обратить особое внимание на ночное время выхода в сеть Интернет, социальные сети, последние неизвестные звонки неустановленных лиц и СМС-сообщения, предшествующие попытке суицида.

При наличии сведений о производстве несовершеннолетним телефонных переговоров в момент предшествующий совершению самоубийства, в обязательном порядке истребовать в компаниях сотовой связи детализацию телефонных переговоров последнего, информацию обо всех телефонных переговорах, произведенных в районе совершения происшествия в интересующий предварительное следствие период.

3. Если в дальнейшем выясняется, что изъятые и осмотренные электронные носители информации не содержат значимой информации для предварительного следствия, то в соответствии с п. 4 ст. 81 УПК России, изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные вещественными доказательства предметы, включая электронные носители информации, и документы подлежат возврату лица, у которых они были изъяты.

В ходе осмотра личных страниц несовершеннолетних в социальных сетях должны обязательно устанавливаться следующие обстоятельства, с последующим их отражением в протоколе:

1. Какими именно социальными сетями активно пользовался несовершеннолетний (ВКонтакте, Instagram, Facebook и т.п.).

2. Под каким именем (никнеймом) зарегистрирован несовершеннолетний, а также ID пользователя (адрес веб-страницы).

3. Участие в конкретных сообществах (деструктивного, религиозного, сатанинского, депрессивного характера или суицидальной направленности).

4. Переписка с незнакомыми людьми, страницы которых содержат информацию, склоняющую к совершению самоубийства либо которые состоят в сообществах суицидальной направленности.

5. Обсуждение и (или) освещение темы совершения самоубийства, как на своей странице в социальной сети, так и в переписке с другими лицам (при наличии призывов к совершению суицида – дословно заносить в протокол содержание данной переписки).

6. Участие в играх и выполнение каких-либо заданий в них (об этом может свидетельствовать сохранившиеся в диалогах отчетные фото- и видеоматериалы разгадывания ребусов, порезов на руках, и т. п.).

7. Сохраненные на странице потерпевшего надписи, изображения, фото- и видеоматериалы с различными животными, иероглифами, числовыми комбинациями и т. п.

При производстве указанного следственного действия целесообразно делать приложение к протоколу в виде распечатанных фрагментов фото- и видеоматериалов суицидального характера, содержащихся на личной страничке несовершеннолетнего.

Данный протокол осмотра при необходимости назначения посмертной психиатрической и (или) комплексной психолого-лингвистической судебной экспертизы будет направляться экспертное учреждение, в связи с чем в нем должны быть максимально детально отражены все подлежащие исследованию тексты, имеющие доказательственное значение, а также ссылки на местонахождение рисунков, фото- и видеоматериалов, дополняющих смысловое содержание исследуемых текстов, либо их «скриншоты».

Осмотр личной страницы лица заподозренного в совершении преступления должен производиться аналогичным образом.

3. Допрос несовершеннолетнего потерпевшего.

В ходе допроса несовершеннолетнего потерпевшего следователем должны обязательно устанавливаться следующие обстоятельства совершения преступления:

1. Посредствам какой социальной сети осуществлялась переписка между потерпевшим и преступником (ВКонтакте, Одноклассники, Instagram и др.).

2. С какого времени потерпевший был зарегистрирован в социальной сети и под каким никнеймом (обязательно установить ID-пользователя).

3. При каких обстоятельствах и когда именно произошло знакомство с преступником (куратором «группы смерти»), под каким никнеймом он осуществлял переписку с потерпевшим, кем представился, что сообщил о роде своей деятельности и месте проживания.

4. Осуществлялась ли в ходе переписки пересылка каких-либо фото-, видео- и аудио материалов, каково было их содержание.

5. Каким образом (обещания, угрозы и др.) преступник (куратор «группы смерти») склонял потерпевшего к совершению самоубийства.

6. Сохранилась ли в настоящее время переписка между потерпевшим и преступником (куратором «группы смерти») в социальной сети или была удалена; сохранились ли присланные последним фото-, видео- и аудио материалы.

7. Какова была общая продолжительность общения потерпевшего с преступником (куратором «группы смерти») в социальной сети (дни, месяцы); в какие дни и в какое время переписка осуществлялась больше всего.

8. Сообщал ли потерпевший кому-либо о своем общении с преступником (куратором «группы смерти»), вступлении в некую игру, данных ему заданиях, о решение покончить жизнь самоубийством.

Для фиксации показаний несовершеннолетнего потерпевшего, на основании ч. 5 ст. 191 УПК России в обязательном порядке необходимо применять видеозапись, за исключением случаем, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает. Использование данного приема позволит зафиксировать не только смысловое содержание показаний, данных в ходе следственного действия, но и отобразить особенности интонации, жестикуляции, мимики и пр.

4. Допрос законных представителей несовершеннолетнего, близких родственников, педагогов, психологов, администрации учебного заведения, а также лиц, входящих в непосредственный круг общения несовершеннолетнего потерпевшего.

Производство допроса законных представителей несовершеннолетнего, близких родственников, педагогов, психологов, администрации учебного заведения, а также лиц, входящих в непосредственный круг общения несовершеннолетнего потерпевшего (друзья, знакомые, одноклассники и т.п.), следует начинать с анализа сведений, полученных в ходе первоначальных следственных действий, а также определить формулировку вопросов, необходимых для выяснения.

В обязательном порядке следует выяснить характеристику личности несовершеннолетнего потерпевшего, его физическое и психическое состояние в момент, предшествующий совершению самоубийства либо его попытки (за неделю, день, час), сведения об обучении в образовательных организациях, круге общения, интересах, взаимоотношениях в семье и со сверстниками и пр.

В ходе допроса законных представителей несовершеннолетнего потерпевшего, близких родственников, педагогов, психологов, администрации учебного заведения, а также лиц, входящих в непосредственный круг общения несовершеннолетнего, следователем должны обязательно устанавливаться следующие сведения:

1. Бывали ли у ребенка, после нахождения в сети Интернет, социальных сетях состояния отвлеченного внимания (например, когда он не сразу отвечал на вопросы, был несколько заторможен, смотрел как бы «сквозь»), не сразу ориентировался в месте или времени (например, считал, что прошло всего несколько минут с того времени как он сел за компьютер, а в результате прошло значительно больше времени, или выглядел растерянным)?

2. Бывали ли у ребенка, после нахождения в сети Интернет, социальных сетях состояния, сопровождающиеся низкой самооценкой и самоуничижением (я никто, я ничего не добьюсь и т.п.), не свойственные ему ранее?

3. Стал ли ребенок после нахождения в сети Интернет, социальных сетях эмоционально несдержанным, начал ли придерживаться определенного стиля (марки одежды, телефона и т.п.) или стал замкнутым и необщительным?

4. Бывало ли, что после нахождения в сети Интернет, социальных сетях ребенок стал вести себя неестественно или у него появились новые, несвойственные ему увлечения (рисование, ведение дневника и др.)?

5. Увеличилось ли количество посещаемых им сайтов, подписок на группы, количество несвойственных ему ранее аудио и видеоматериалов в прогрессии?

6. Проводил ли ребенок время в сети Интернет, социальных сетях в неподходящих для этого местах и ситуациях (например, на учебных занятиях в школе)?

7. В случае если лишали ребенка сети Интернет, становился ли он чрезмерно раздражительным, тоскливо-озлобленным, тревожным или агрессивным?

8. Можно ли сказать, что у ребенка после нахождения в сети Интернет, социальных сетях появился специфический сленг, пренебрежение к ранее близким людям, склонность к односторонним философским рассуждениям, разговоры о привлекательности смерти, мысли, что человек – «ничто»?

9. Успеваемость по учебной программе, были ли переживания по данному поводу, как реагировали родители (были ли конфликты по данному поводу)?

10. Интересы, увлечения, посещал ли кружки (спортивные секции), занимался ли спортом, как реагировал на победы и поражения?

11. Высказывал ли когда-нибудь мысли о самоубийстве, были ли ранее попытки, если да, то каковы причины, делился ли по этому поводу информацией, просил ли помощи?

12. Взаимоотношения с противоположным полом, возможная «неразделенная любовь», конфликты, унижения, оскорбления?

13. Известно ли об угрозах в адрес несовершеннолетнего потерпевшего, жестоком обращении или систематическом его унижении?

14. Иные вопросы, которые могут возникнуть в процессе допроса указанных лиц.

По делам о доведении до самоубийства несовершеннолетних, совершенном с помощью сети Интернет, помимо вышеуказанных экспертиз в обязательном порядке должны быть назначены информационно-компьютерная и психолого-лингвистическая экспертизы.

При расследовании доведения до самоубийства несовершеннолетних с помощью сети Интернет целесообразно назначить информационно-компьютерную экспертизу (данных), с помощью которой возможно обнаружить, проанализировать и оценить информацию, подготовленную пользователем для организации информационных процессов в компьютерной системе. Объектами информационно-компьютерной экспертизы являются файлы, подготовленные с использованием программных средств, с расширениями текстовых форматов (. txt, . doc...), графических форматов (. bmp, . jpg, . tif, . cdr...), форматов баз данных (. dbf, . mdb...), электронных таблиц (. xls,. cal. ..) и др.

Судебная компьютерно-сетевая экспертиза по делам о самоубийствах производится для установления:

- признаков работы конкретного компьютерного средства в сети Интернет;

- адреса сети Интернет, по которым осуществлялся доступ с данного компьютерного средства;

- почтовых сообщений, полученных и (или) отправленных по электронной почте.

Особое место занимает компьютерно-техническая экспертиза мобильных телефонов сотовой связи, с помощью которой возможно установить информацию о входящих и исходящих вызовах за конкретный период (в том числе удаленных), наличие фотоизображений, видео- или аудиофайлов (в том числе удаленные), а также наличие сведений о посещении Интернет-ресурсов (сайтов, форумов и т.д.) в конкретный период времени.

Использование возможностей компьютерно-технической экспертизы необходимо в следующих направлениях:

- выявление «групп смерти» и иных социальных групп, склоняющих несовершеннолетних к совершению суицидов или занятию потенциально опасными увлечениями, связанными с риском для жизни и здоровья;

- установление личности администраторов сайтов;

- установление личности человека, занимающегося пропагандой и призывами к совершению суицида или занятию потенциально опасными увлечениями, связанными с риском для жизни и здоровья.

Вот некоторые вопросы, которые можно поставить перед экспертом при проведении компьютерно-технической экспертизы:

1. Имеются ли на представленном телефоне программы обмена электронными сообщениями? Если да, то какие, и какие сообщения отправлены и приняты с помощью этих программ?

2. Имеются ли на представленном телефоне файлы, если да, то имеются ли в файлах сведения о посещении Интернет-ресурса «www.vkontakte.ru»?

3. Имеются ли в представленном телефоне сведения о проводимой в сети Интернет видеотрансляции через Интернет-ресурс «Skype» (с указанием даты и времени)?

4. Имеются ли в представленном телефоне сведения о посещении с его использованием сети Интернет, если да, то имеются ли сведения о посетителях сети Интернет, с которыми происходило общение (соединение) с представленного телефона?

5. Имеются ли на представленном телефоне фотографии с изображением собственного членовредительства и (или) в обстановке, опасной для жизни и здоровья (суицидальной направленности)?

6. Имеются ли на представленном телефоне файлы, которые были удалены из памяти телефона, если да, то какую информацию они содержат?

7. Содержит ли представленный телефон «телефонный справочник абонентов», если да, то каково его содержание?

8. Имеются ли сведения о том, что из «телефонного справочника абонентов» удалялись телефонные номера, если да, то каково содержание этих сведений?

Решение несовершеннолетнего о причинении себе смерти может быть вызвано в результате принуждения, совершенного в отношении него неустановленными или конкретными лицами, а также указанное принуждение могло повлечь за собой психическое расстройство несовершеннолетней потерпевшей. В этой связи при расследовании доведения до самоубийства с помощью сети Интернет целесообразно использовать специальные знания психолого-лингвистической экспертизы, которая в последнее время заслуженно получила активное распространение в силу своих широких возможностей в сфере доказывания.

В рамках психолого-лингвистической экспертизы по делам о самоубийствах несовершеннолетних через сети Интернет решаются следующие задачи:

- установление инициатора, темы и предмета (цели) беседы, участие в переписке иных лиц;

- выявление психологических и лингвистических признаков воздействия, угроз, давления оказываемого на несовершеннолетнего в случае невыполнения одного из заданий или выхода из «игры»;

- личностных качеств, психических состояний и процессов, проявляющиеся в речи;

- выявление психологических установок на побуждение к совершению конкретных действий, в какой форме и т. д.;

- установление конкретного выражения (проявления) реакции несовершеннолетнего на уровне эмоционального отношения и действий, отраженных в переписке.

Психолого-лингвистическая экспертиза может проводиться в очной форме (при непосредственном участии исследуемого лица), а также заочно, используя аудио- или видеозаписи, контент интернет-сайтов и личных страниц в социальных сетях, интернет-форумов, блогов, интернет-дневников и т.д.

Назначение и проведение психолого-лингвистической экспертизы неразрывно связано с квалификацией деяний, предусмотренных ст. 110.1 и ст. 110.2 УК России.

Таким образом, эксперту могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Имеются ли в представленных текстах (каждом в отдельности) слова, выражения или высказывания побудительного характера, содержащие призывы к действиям по совершению суицида, либо (или) его пропаганду?

2. Имеются ли в представленных текстах (каждом в отдельности) слова, выражения или высказывания, содержащие положительные оценки, восхваление суицида, героизация и романтизация действий?

3. Имеются ли признаки требований, призывов к действиям по совершению суицида?

4. Использованы ли в указанных материалах специальные языковые или иные средства (какие именно) для целенаправленной передачи суицидальных, отрицательно-эмоциональных, негативных установок и побуждений к действиям по совершению суицида?

Немаловажным значением в раскрытии и расследовании преступлений, связанных с доведением до самоубийства несовершеннолетних с помощью сети Интернет, является необходимость взаимодействия следователя не только с должностными лицами органов внутренних дел, но и другими организациями.

К основным видам такого взаимодействия можно отнести:

- работу в следственной группе и следственно-оперативной группе;

- совместное планирование участниками данного процесса работы по раскрытию и расследованию преступления;

- оказание органом дознания содействия следователю при производстве процессуальных действий;

- взаимный обмен имеющихся сведений в распоряжении участников данного процесса;

- выполнение органом дознания поручений следователя о проведении оперативно-разыскных мероприятий; о производстве отдельных следственных действий; об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте; о производстве иных процессуальных действий.

С подразделением ПДН МВД России взаимодействие следователя осуществляется как на стадии проверки сообщения о преступлении, так и на стадии предварительного следствия. Основным видом такого взаимодействия будет являться предоставление всевозможных справок, актов обследования жилищно-бытовых условий, характеристик, объяснений, сведений из учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания, других органов и учреждений, учетно-профилактических карточек или учетно-профилактических дел.

Содержание данных документов включает в себя: сведения о личности несовершеннолетнего, условиях его проживания, информацию о членах семьи несовершеннолетнего, сведения о характере взаимоотношений несовершеннолетнего с родителями или лицами, их замещающими. В дальнейшем, все полученные сведения приобщаются к материалам уголовного дела в качестве доказательств в соответствии со ст. 84 УПК России как иные документы.

К основным видам взаимодействия следователя с экспертом (специалистом) можно отнести:

- участие специалиста при производстве следственных действий и предварительных исследований;

- производство экспертом судебных экспертиз;

- участие специалиста и эксперта в планировании дальнейших следственных действий на основе выдвинутых версий;

- консультации и др.

К основным видам взаимодействия между следователем СК России и психологом по работе с несовершеннолетними можно отнести:

- оказание практической помощи при подготовке и проведению следственных действий;

- консультационная помощь следователю по вопросам психологии несовершеннолетних с целью определения тактики проведения отдельных следственных действий (допрос, очная ставка, предъявление лица для опознания;

- предварительная беседа с целью психологической подготовки несовершеннолетнего к участию в следственных действиях;

- психологическое обследование несовершеннолетнего;

- получение сведений от несовершеннолетнего с помощью методов практической психологии;

- составление субъективного портрета предполагаемого преступника со слов несовершеннолетнего в паре со специалистом-портретистом;

- психологический анализ показаний несовершеннолетнего и материалов уголовного дела;

- оказание «первой психологической помощи» несовершеннолетнему и (или) законным представителям последнего.

Взаимодействие следователей СК России со СМИ и общественностью осуществляется на основании Приказа СК России «Об организации взаимодействия Следственного комитета Российской Федерации со средствами массовой информации и общественностью» от 11.08.2011 г. № 127 и Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1.

К основным видам взаимодействия следователей СК России со СМИ при расследовании доведения до самоубийства несовершеннолетних с помощью сети Интернет можно отнести:

- подготовка и проведение периодических пресс-релизов в СМИ, а также регулярное информирование населения о принимаемых следователями СК России мерах по борьбе с доведением до самоубийства несовершеннолетних;

- проведение пресс-конференций и «круглых столов» для обсуждения проблем, требующих освещения в СМИ, с изложением официальной позиции СК России;

- консультирование следователями СК России сотрудников СМИ в рамках правовых вопросов с целью повышения юридической грамотности последних;

- привлечение сотрудников СМИ к освещению расследования по уголовному делу;

- использование возможностей СМИ в розыске лиц, совершивших преступления, а также свидетелей (очевидцев) преступления;

- использование следователем СК России информации, размещенной в СМИ, как повод и основание для возбуждения уголовного дела.

Взаимодействие следователей СК России с работниками службы безопасности социальной сети «ВКонтакте» осуществляется на основе достигнутых договоренностей о предоставлении сведений о пользовательских аккаунтах, зарегистрированных в социальной сети «ВКонтакте», между Главным управлением криминалистики (Криминалистическим центром) Следственного комитета Российской Федерации (ГУК (КЦ)) и руководством социальной сети «ВКонтакте». Это осуществляется в целях организации проведения неотложных следственных действий и проверочных мероприятий, направленных на установление личности пользователей указанной социальной сети и проверки их причастности к распространению суицидальной информации.

К основному виду такого взаимодействия можно отнести направление в адрес службы безопасности социальной сети «ВКонтакте» следователем лично, либо непосредственно через ГУК (КЦ) СК России запроса о предоставлении сведений с личной страницы пользователя и (или) сообщества. В свою очередь служба безопасности указанной социальной сети принимает меры к незамедлительному сохранению информационного наполнения личной страницы пользователя и (или) сообщества в целях исключения возможности утраты значимых сведений в случае их удаления самим пользователем или иными заинтересованными лицами. В ответ на запрос следователя в его адрес направляются:

- сведения с личной страницы пользователя (дата и время регистрации и посещений;

- история изменения условного имени и текстового эквивалента идентификатора за весь период активности пользователя;

- абонентский номер мобильного телефона и e-mail-адрес, указываемые при регистрации пользователя;

- ip-адрес, используемый при регистрации и посещениях;

- сведения об участии и (или) подписке в сообществах) и (или) сообщества (дата и время создания, история изменения условного наименования и текстового эквивалента идентификатора за весь период активности сообщества, ip-адрес, используемый при создании сообщества, создатели и администраторы сообщества).

Взаимодействие следователей СК России и ГУК (КЦ) СК России осуществляется на основе Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ и приказа СК России «Об организации работы следователей-криминалистов в Следственном комитете Российской Федерации» от 08.08.2013 № 53, в целях установления сообществ в социальной сети «ВКонтакте», участником которой являлся несовершеннолетний или лица, склонявшие последнего к совершению самоубийства, их связей, сведений об администраторах (кураторах) сообществ, в которых они состояли.

К основному виду такого взаимодействия можно отнести направление поручений о назначении информационно-аналитических исследований, в котором отражается краткая фабула произошедшего, полные установочные данные несовершеннолетнего потерпевшего. Указанное исследование проводится путем мониторинга открытых источников сети Интернет. В случае удаления или блокировки страниц пользователей, интересующих следствие, его результативность резко снижается, в связи с чем вопрос о блокировке доступа Роскомнадзором и службой безопасности социальной сети «ВКонтакте» к соответствующим Интернет-страницам необходимо инициировать после проведения указанного исследования, а само исследование назначать незамедлительно с момента регистрации сообщения и производства необходимых мероприятий по сбору первоначальной информации.

Взаимодействие следователей СК России и Роскомнадзора осуществляется на основе Федеральной закона «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ и Постановления Правительства России «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» от 16.03.2009 № 228. Такое взаимодействие необходимо в целях выявления размещенной в сети Интернет информации, способствующей совершения самоубийства, и содержащей данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП России), для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности, а также с целью включения Интернет-ресурса в Единый реестр доменных имен, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет с последующей блокировки доступа к соответствующим интернет-страницам.

К основным видам такого взаимодействия можно отнести:

- взаимное информирование о выявленных правонарушениях и преступлениях в области распространения информации, способствующей совершения самоубийства среди несовершеннолетних;

- обмен информацией в части принятых мер по выявленным правонарушениям и преступлениям;

- обмен опытом работы, в том числе в форме проведения совместных совещаний, конференций и семинаров.

При правильном построении организации взаимодействия на первоначальном этапе расследования доведения до самоубийства несовершеннолетних с помощью сети Интернет можно существенно сократить сроки доследственной проверки и расследования, а также значительно повысить эффективность раскрытия данных преступлений.



[1] Статистический отчет «Сведения о количестве самоубийств несовершеннолетних за 2015-2017 гг. и зарегистрированных сообщений по факту доведения до самоубийства несовершеннолетних» по форме № 2-В-СК (КОРР) за 2014-2017 гг.

[2] «Синий кит»: почему ужесточение закона не останавливает «группы смерти» // [Электронный ресурс]: URL: https://rvs.su/novosti/2020/siniy-kit-pochemu-uzhestochenie-zakona-ne-ostanavlivaet-gruppy-smerti (дата обращения: 22.06.2020).

[3] Кураторами являются лица преимущественного молодого возраста 20-25 лет, имеющие знания в области психологии. Встречаются также случаи, когда кураторами становятся лица, моложе 18 лет.