§ 2. Проверка заявлений и сообщений о служебном подлоге
§ 2. Проверка
заявлений и сообщений о служебном подлоге
Сообщения о
служебном подлоге поступают от физических лиц, из правоохранительных органов, а
также из надзорных, контрольно-ревизионных органов, судов.
В ситуациях, когда
признаки служебного подлога выявлены представителями перечисленных
государственных органов, к сообщению о преступлении обычно прилагаются
материалы, подтверждающие их выводы, а также подложный документ либо его копия.
В последнем случае следует предпринять незамедлительные меры к истребованию
оригинала.
В ходе анализа
рапорта, актов проведенных проверок, прилагаемых к ним объяснений и иных
документов, содержащих выводы о наличии в действиях государственных и
муниципальных служащих состава рассматриваемого преступления, внимательно
изучаются аргументы проверяющих лиц о наличии служебного подлога.
Обоснованность
выводов о наличии признаков такого преступления оценивается, прежде всего, с
позиции достаточности и достоверности данных, о вышеперечисленных проверках. В
зависимости от способа подделки в материалы проверки должны содержать
исследования и (или) сведения, опровергающие информацию, отраженную в подложном
документе.
В связи с этим
следует тщательно проанализировать достоверность документов, которые, по мнению
проверяющих, содержат данные соответствующие действительности.
В ситуациях, когда
в представленных следствию материалах содержатся данные о субъекте должностного
подлога, оценивается объем документов, подтверждающих служебное (должностное)
положение и факт личного внесения изменения, изготовления и (или) подписания,
интересующего следствие документа. Анализируются объяснения заподозренного
относительно подложного документа о причастности к подделке, аргументы,
изложенные им в свою защиту. Оценка качества поступивших материалов производится
путем сопоставления такой информации с основаниями, которыми руководствовались
проверяющие при построении вывода о причастности названного лица к подлогу.
Изучаются и
приобщаются к материалам досудебного производства нормативные акты,
регламентирующие основания и порядок выдачи такого рода документов, должностные
инструкции и приказы, иные акты, определяющие права и обязанности
заподозренного, материалы, отражающие действия по изготовлению и выдаче
конкретному пользователю проверяемого документа.
В необходимых
случаях собираются образцы почерка, назначаются и проводятся почерковедческие
экспертизы.
Также
осуществляется поиск и опрос свидетелей из числа лиц, которые могли наблюдать
изготовление документа, внесение в него некоторых изменений или узнать об этом
от участников события.
Следует отметить,
что информацией о порядке оформления предположительно подложного документа
владеют лица, которые должны были принимать участие в этом процессе. Перед их
опросом необходимо установить, какие обязанности возлагаются на опрашиваемых
лиц, каков порядок их выполнения.
У опрашиваемых лиц
выясняется, были ли допущены какие-либо отступления от установленного порядка в
ходе оформления, регистрации предположительно подложного документа и в чем
именно они заключались. При необходимости такой документ предъявляется
допрашиваемому лицу для выяснения, какие именно признаки могут указывать на
наличие нарушений установленной процедуры.
При подготовке к
опросу свидетелей, участвовавших в процедуре согласования, изготовления, выдаче
документов целесообразно изучить акты, регламентирующие обязанности
опрашиваемого, устанавливающие порядок выполнения операций, отнесенных к его
компетенции. В случаях, когда с момента его оформления прошло длительное время,
вероятны ссылки опрашиваемых на забывчивость. Для оживления памяти таких лиц
целесообразно изучение других документов, с которыми они работали в период
изготовления подделки.
Опрос
рекомендуется начинать с выяснения стажа работы опрашиваемого, содержания
выполняемых обязанностей, установленных нормативных правил их осуществления. На
этом этапе опроса оценивается сообщает ли свидетель достоверные сведения или
нет, намерен ли сотрудничать со следствием, испытывает ли скованность,
тревожность, волнение и т.п.
В ситуациях
сообщения недостоверных сведений целесообразно проявление следователем
осведомленности о выявленных фактах. Позитивное воздействие оказывает и
предъявление приказов, инструкций, в которых имеется запись об ознакомлении и
подпись опрашиваемого лица, документы, оформленные им в соответствии с
существующими требованиями.
Центральное место
в опросе свидетелей занимает выяснение вопросов об обстоятельствах исследуемого
события.
В ряде ситуаций,
когда опрашиваемый дает достоверные пояснения по выясняемым у него вопросам о
его обязанностях и вышеназванных процедурах, ему задаются вопросы о порядке
оформления интересующего следствие документа. В случаях, когда опрашиваемый,
затрудняется с ответом, ссылаясь на забывчивость, возможно использование
ассоциативных связей. Иногда оживлению памяти способствует предъявление
документов, отражающих действия опрашиваемого в указанное время: регистрационных
карточек, журналов и т.д. Положительного результата можно добиться, предъявив
опрашиваемому лицу проверяемый документ или его копию в совокупности с
материалами, отражающими его оформление.
У свидетеля, не
отрицающего участия в оформлении документа, уточняется, кто его предоставил,
были ли получены в связи с этим указания, в какой форме они были даны (устно или
письменно), соблюдались ли при этом установленные правила и процедуры, кто при
этом присутствовал, чем объяснялась срочность исполнения или необходимость
отклонения от установленного порядка. Также подробно выясняются обстоятельства
исполнения полученных указаний.
Подробно
опрашиваются, лица, которые предположительно являются субъектами служебного
подлога. У них выясняется период работы в занимаемой должности. Особое внимание
уделяется элементам механизма изготовления и реализации поддельного документа,
цели его создания, полномочиям, которыми опрашиваемые воспользовались для
реализации способа служебного подлога, а также выяснению мотивов и цели.
В случаях, когда в
органы расследования поступают сообщения из учреждений, представителям которых
предъявлялся подложный документ, в них содержатся сведения о том, что
определенный документ содержит недостоверные сведения или признаки материального
подлога. Иногда такие выводы подтверждаются прилагаемой справкой об исследовании
документа.
В таких ситуациях
первоочередной задачей является проверка достоверности сомнительного документа,
установление обстоятельств его оформления и выдачи. В этих целях надлежит
незамедлительно запросить и осмотреть всю документацию, отражающую оформление и
выдачу предположительно подложного документа. Кроме того, изучается вся система
документации в организации, выдавшей данный документ. При этом следует помнить,
что документ с признаками подлога мог быть полностью изготовлен, предъявившим
его лицом.
Проверка в данном
случае начинается с опроса лиц, выявивших предмет служебного подлога. Они
опрашиваются об обстоятельствах, при которых им был предъявлен этот документ, о
методах обнаружения признаков подделки, об объяснениях лица, представившего
подозрительный документ и его поведении, о проведенных проверочных мероприятиях.
Одновременно
анализируются нормативные акты, регламентирующие порядок выдачи такого рода
документов.
В ситуации, когда
представленный документ, исполнен на бланке строгой отчетности, в организацию,
изготовившую бланк направляется запрос на получение сведений о том, в какое
учреждение и когда направлялся проверяемый бланк. Далее в этой организации
осматриваются журналы регистрации выдачи подобных бланков, где указаны дата и
лицо, получавшее его. Такой свидетель опрашивается о целях получения и
дальнейшей судьбе бланка.
В описываемых
ситуациях важное значение имеет опрос субъектов, на имя которых были оформлены
подложные документы. У них обязательно выясняются обстоятельства и цели
получения.
Некоторые лица,
предъявившие подложный документ зная, что учреждение, где им был получен
документ, находится на значительном удалении от места проведения проверки,
утверждают, что документ подлинный и получен ими на законных основаниях. В таких
случаях факты, изложенные в поддельном документе, проверяются в ходе опроса
родственников, сослуживцев, знакомых опрашиваемого, изучения документов, в
которых должна быть отражена информация о месте нахождения заподозренного в
период выполнения действий, которые были необходимы для получения
рассматриваемого документа.
Не менее сложное
положение возникает, когда опрашиваемый признает, что изъятый у него документ
является подложным, но скрывая соучастников, заявляет, что приобрел его у
неизвестного ему либо малознакомого лица.
В этих случаях
отбирается подробное объяснение о том, как состоялось знакомство с продавцом,
какие сведения, в каком виде и где именно передавались для оформления изъятого
документа, где и как осуществлялась оплата, а также о месте и порядке получения
документа и о лицах, которые на каждом этапе присутствовали.
Кроме этого,
устанавливаются место его нахождения в период изготовления опрашиваемого,
приобретения поддельного документа, наличия у него банковских счетов и сведений
о снятии с них или переводе денежных средств в указанные периоды, его связи с
государственным, муниципальным служащим, работающим в учреждении, от имени
которого был выдан документ, содержащий ложные сведения.
В этих ситуациях
также проводятся почерковедческие и технико-криминалистические исследования
предположительно подложного документа с целью установления исполнителя подписи,
способа изготовления бланка.
Сходные по
содержанию ситуации возникают при поступлении заявлений от граждан, которые
сообщают о преступлениях такого рода.
Проверка этих
заявлений начинается с опроса заявителя, у которого выясняется, что и откуда ему
известно об обстоятельствах предполагаемого преступления, видели ли он лично
оспариваемый документ, знакомы ли с его содержанием и лицом, совершившим
служебный подлог. У опрашиваемого обязательно уточняется, почему он считает
документ подложным.
В ряде ситуаций
заявители сообщают, что знают о подлоге со слов самого владельца документа,
участников его оформления или от иных лиц. Таким свидетелям задаются вопросы об
обстоятельствах, при которых они получили информацию о подлоге, о лицах, которые
могут подтвердить, предоставленную информацию, где в настоящее время находится
документ.
В условиях
различных ситуаций разным категориям заявителей при опросе могут задаваться и
другие вопросы. В то же время, у всех заявителей рекомендуется выяснять, почему
они решили сообщить о подлоге и уведомляли ли о своем намерении субъекта
служебного подлога либо иных лиц, являющихся участками преступных событий, в том
числе, деяний, совершенных с использованием поддельного документа.
На стадии
возбуждения уголовного дела проводятся и иные проверочные и оперативно-розыскные
действия.