§ 2. Проверка сообщения о хищении, совершенном лицом с использованием своего служебного положения

 

§ 2. Проверка сообщения о хищении, совершенном лицом

с использованием своего служебного положения

 

Нередко сообщения о выявлении признаков рассматриваемого вида преступлений поступают от контрольно-ревизионных или надзорных учреждений, а также от органов дознания.

Как правило, материалы проверки, поступившие из перечисленных учреждений, уже содержат сведения о способе хищения и предполагаемых лицах его совершивших. В таких материалах обычно имеются документы, определяющие служебное, должностное положение вероятных участников преступных событий, бухгалтерского и оперативного учета, отчетности, в которых отразились признаки хищения.

Полученные из органов внутренних дел и других государственных учреждений материалы подлежат анализу и при необходимости, дополнительной проверке.

В первую очередь, оценивается соответствие процесса их собирания и оформления требованиям действующего законодательства. Затем исследуется полнота и качество информации о предмете хищения, способе его изъятия и реализации либо обращения в чью-либо пользу и получения на него прав, причиненном ущербе, о свойствах личности причастных к этому деянию лиц, в том числе их полномочий и наличии либо отсутствии у них особого правого статуса, а также представленные документы, подтверждающие выводы лица, выявившего преступление.

В ситуации, когда заявления о подобных деяниях поступают от физических лиц, содержащиеся в них сведения, в большинстве случаев, мало информативны. Проверку сообщений следует начинать с подробного опроса заявителя. У него выясняются причины обращения в правоохранительные органы, обстоятельства, при которых ему стало известно о хищении, в том числе непосредственно о способе его совершения, а также сведения об иных свидетелях. В ходе опроса от заявителя необходимо получить информацию о документах, подтверждающих сообщенные им сведения, кем именно и когда составлены, порядок их регистрации и дальнейшего движения, где в настоящее время хранятся. Следует поинтересоваться и характером его взаимоотношений с участниками преступных событий, свойствами их личности, в том числе профессиональными качествами, коррупционными связями. 

В случае, если заявитель сообщил предполагаемому субъекту преступления о своем намерении обратиться в правоохранительные органы, принимаются меры к незамедлительному изъятию необходимых документов в целях недопущения их сокрытия, уничтожения.

Последующие мероприятия направленные на проверку сообщения о совершении мошенничества, присвоения или растраты лицом с использованием служебного положения зависит от объема полученной первоначальной информации. Планируемые действия должны быть направлены на восполнение неполноты имеющихся данных, устранение их неопределённости.  В то же время необходимо изучение нормативных актов, устанавливающих порядок осуществления служебной деятельности.

Информация о правовой форме, виде деятельности и исполнительных органах организации (учреждения), содержится в её уставе. Особенности документооборота, структуры штатов, права и обязанности каждого сотрудника регламентированы внутренними нормативными и распорядительными документами (приказами, распоряжениями).

Сведения о правах и обязанностях, которыми лица обладают в связи с занимаемой ими должностью могут быть определены уставом организации (учреждения), приказами о назначении на должность, о возложении материальной ответственности, контрактами, трудовыми договорами, в том числе коллективными и дополнительными соглашениями к ним, должностными инструкциями, а также организационно-распорядительными документами, расширяющими или изменяющими временно, или постоянно объем полномочий.

Осмотр места происшествия проводится в ситуациях, когда есть основания полагать, что в местах производства, хранения, реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг имеются материальные следы преступления. В протоколе осмотра фиксируется не только обнаруженные материальные объекты (несоответствующий товар, документы, в том числе черновые записи и т.д.), но и обстановка места происшествия.

Осмотр документов проводится и в целях выявления в товарно-транспортных накладных, актах выполненных работ и других материалах ложных сведений о якобы выполненных работах, услугах, являющихся признаками хищения.

Анализ сведений, отраженных в регистрационных документах, позволит определить места, где необходимо провести осмотр, в целях проверки реальности информации о нахождении по адресам, заявленных проверяемой организацией зданий, помещений. В некоторых случаях в ходе осмотра места происшествия подтверждаются подозрения о том, что сведения о перечисленных объектах, отраженные проверяемой организации в уставных и сопровождающих договоры документах, являются ложными, так как на момент осмотра отсутствуют.

В случае выявления такого несоответствия, опрашиваются сотрудники юридических лиц, расположенных на этот момент по этому адресу, а также выявляются свидетели, которые работали там в предыдущие периоды. У них выясняются сведения об организациях, которые осуществляли свою деятельность в этом месте.

При наличии оснований для выдвижения версии, что субъектами преступления используется фиктивная организация следует дополнительно провести проверку, направленную на выявление признаков отсутствия реальной экономической деятельности. Для этого необходимо изучить учредительные и регистрационные документы, установить и подробно опросить гражданина, на имя которого произведена регистрация об обстоятельствах создания организации и её структуре, внутреннем документообороте, видах деятельности и специфике используемых технологий, особенностях выбора и заключения договоров с поставщиками, арендодателями, заказчиками и другими контрагентами, подбором персонала и т.д. По документам устанавливаются лица, числившиеся руководителями таких организаций. До начала опроса этих лиц целесообразно изучить документы, в которых содержатся данные о посещении ми места работы, выполнявшихся служебных операциях, начислявшийся зарплате, профессиональной подготовке и т.д. По этому поводу проводятся опросы свидетелей, а затем опрашивается и сам руководитель.

При выявлении различных подписей от имени одного и того же руководителя или бухгалтера такой организации, на рассматриваемом этапе может быть назначена почерковедческая экспертиза.

В некоторых случаях целесообразно устанавливать реальную принадлежность автотранспортных средств, отраженных в первичной и отчетной документации, подтверждающей исполнение условий договора. Для этого запрашиваются данные из ГИБДД о регистрации транспортных средств, копии договоров их купли-продажи. При необходимости опрашивается предыдущий владелец транспорта. У контрагентов истребуются документы об иных основаниях распоряжения автотранспортом (например, аренда, лизинг).

Сопоставление официальных сведений, предоставленных налоговыми органами, банками, поставщиками ресурсов, социальных и страховых фондов, с реальными фактами, позволит уже на этом этапе выявить и другие признаки фиктивности привлеченной организации, например: отсутствие сведений о выплатах работникам заработной платы на расчетных счетах и перечислений обязательных страховых взносов либо их производство на незначительные суммы; нулевая или близкая к нулевой отчетность по налогам, сборам и страховым взносам; неритмичный (разовый) характер хозяйственных операций и платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций; взаимозависимость участников сделок.

Для выявления признаков хищения также изучается и другая финансово-хозяйственная документация организаций (учреждений). В первую очередь договоры с контрагентами и иные документы, в которых отразились признаки хищения.

В большинстве случаев установить способ хищения и определить размер причиненного ущерба удается в ходе проведения документальной проверки, к проведению которой привлекаются специалисты. При её проведении применяются различные методы.

Формальный метод проверки заключается в сопоставлении реквизитов организаций, указанных в тексте, отраженным в штампах, печатях и в регистрационных, налоговых документах. Он реализуется также для обнаружения в них признаков материальной подделки и не соответствия форме, принятой в организации.

Нормативная проверка состоит в установлении соответствия формы и содержания требованиям законодательства.

Встречная проверка предполагает сопоставление двух экземпляров одного и того же документа либо группы документов, фиксирующих одну и ту же операцию и находящихся в различных организациях или в разных подразделениях одной организации.

Метод взаимного контроля состоит в сопоставлении документов, отражающих различные хозяйственные операции взаимосвязанные между собой. Он основан на том, что сведения о таких операциях отражаются, как правило, в нескольких коррелирующих между собой учетных, отчетных и банковских документах.

Нарушения в правильности подсчетов, произведенных при составлении конкретного учетного документа, выявляются в ходе арифметической проверки.

Несмотря на высокую эффективность перечисленных методов исследования, документальная проверка ограничена в объеме. Она позволяет выявить лишь часть признаков мошенничества, присвоения или растраты, отраженных исключительно в документах.

Значительно расширить возможности следователя по выявлению признаков способа хищений и его раскрытию, позволит ревизия. В ходе её проведения в сочетании с документальной проверкой осуществляется фактический контроль. Объем производства ревизии зависит от характера информации и ставящихся задач. В соответствии с этим может быть назначена полная или частичная, сплошная или выборочная ревизия.

В ходе проверки сообщения о рассматриваемом виде хищения необходимо опросить сотрудников учреждения, в котором работает(ал) предполагаемый субъект преступления, и организаций - поставщиков, подрядчиков, исполнителей, а также иных лиц, непосредственно контактировавших с предполагаемым(и) подозреваемым(и) в период подготовки к совершению хищения, изъятию денежных средств или материальных ценностей и их реализации, сокрытия совершенного деяния и обладающих информацией о расследуемом событии. Информация, полученная от таких лиц, способствует более глубокому анализу выявленных в ходе осмотра документов и места происшествия нарушений.