§ 2. Расследование преступлений на первоначальном этапе

 

§ 2. Расследование преступлений на первоначальном этапе

 

На первоначальном этапе расследования воспрепятствования осуществлению избирательных прав при работе избирательных комиссий необходимо устанавливать:

- обстоятельства совершения воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме;

- способ нарушения тайны голосования (например, вторжение в кабину для голосования), применялось при этом насилие или нет;

- было ли вторжение в кабину для голосования без умысла проконтролировать волеизъявление гражданина или имело умысел склонить лицо к определенному выбору при голосовании;

- создавались ли искусственные препятствия для доступа на избирательные участки;

- имело ли место умышленное создание препятствий в осуществлении предвыборной агитации;

- какие умышленные препятствия создавались для отказа в регистрации кандидата;

- каким образом было совершено умышленное не включение избирателя в список избирателей, лица имеющего право на голосование;

- имеются ли копии решения избирательной комиссии (комиссии референдума) по заявлению гражданина (о включении и ли не включении в списки избирателей).

- имеется ли вступившее в законную силу решение суда о признании гражданина недееспособным;

- причины непредставления больному человеку, желающему проголосовать, урны для голосования;

- с какой целью был совершен необоснованный отказ в выдаче открепительного удостоверения (имела ли место халатность или умышленное бездействие для воспрепятствования осуществлению избирательных прав);

- был ли совершен необоснованный отказ в выдаче открепительного удостоверения с целью последующего совершения фальсификации избирательных документов или фальсификации итогов голосования.

- обстоятельства воспрепятствования работе избирательных комиссий, комиссий референдума или воспрепятствования деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей (имело ли место применение физического насилия, шантажа, угрозы и др.);

- определить совершено ли преступление соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения, выяснить способы совершения подкупа, обмана, принуждения, характер примененного насилия и угроз;

Необходимо заметить, что имеет свои особенности рассмотрение вопроса о признании подкупом избирателей даваемые кандидатом обещания о предоставлении товаров, выполнении работ, оказании услуг и т.п.

В числе обстоятельств, которые необходимо при этом установить, следует назвать:

- факт обнародования обещания в агитационном материале, предназначенном для ознакомления избирателям;

- направленность обещания на формирование мнения избирателей о голосовании в пользу кандидата;

- характер обещанного и адресат обещания; к чьей компетенции относится реализация обещанного и полномочен ли их выполнить кандидат.

В практике также возникает вопрос: могут ли расцениваться как подкуп избирателей массовые мероприятия, в частности бесплатные концерты, которые проводятся зарегистрированными кандидатами в продолжение своих агитационных мероприятий. В данном случае необходимо выяснять:

1) соблюдались в каждом случае условия проведения предвыборной агитации посредством массовых мероприятий: предоставлял ли кандидат в государственные органы, органы местного самоуправления заявление о выделении помещения для проведения встреч с избирателями, которое должно быть рассмотрено в трехдневный срок со дня его подачи, и было ли принято решение соответствующим органом;

2) оплачивались ли указанные концерты непосредственно из средств избирательного фонда кандидата или иных денежных средств, заключались ли с исполнителями музыкальных номеров договоры на проведение агитационных мероприятий;

- установить круг участников преступления, (была ли группа лиц по предварительному сговору или организованная группа) наличие посредников, форма посредничества, характер взаимоотношений между участниками, роль каждого из них;

- выяснить, кем совершено преступление (лицом с использованием своего служебного положения, либо лицом, не являющимся должностным);

- установить круг служебных обязанностей и полномочий члена избирательной комиссии;

При нарушении порядка финансирования избирательной компании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума устанавливается:

- способ передачи кандидату, избирательному объединению денежных средств в крупных размерах, минуя избирательный фонд, лицо, перевравшее денежные средства;

- на какие цели расходованы не перечисленные в избирательные фонды денежные средства в крупных размерах;

- способ передачи кандидату, избирательному объединению материальных ценностей в крупных размерах без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда;

- кто осуществлял выполнение оплачиваемых работ, реализацию товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом (за вознаграждение, либо с применением насилия, угрозой его применения, шантажа, обмана и др.);

- обстоятельства осуществления в крупных размерах выплаты без оплаты из соответствующего избирательного фонда или с оплатой из соответствующего избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам, лица, причастные к организации осуществления таких выплат;

- способы передачи инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума денежных средств в крупных размерах, минуя соответствующий фонд референдума, лица причастные к передаче средств и организаторы;

- обстоятельства расходования не перечисленных в фонды референдума денежных средств в крупных размерах, размер денежных сумм;

- способы передачи инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума материальных ценностей в крупных размерах без компенсации за счет средств соответствующего фонда референдума;

- осуществление в крупных размерах выплат без оплаты из соответствующего фонда референдума или с оплатой из соответствующего фонда референдума по необоснованно заниженным расценкам, а также внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц.

- имело ли целью совершения преступления достижение определенного результата на выборах (референдуме).

- имели ли место случаи финансирования избирательной компании кандидата или проведения референдума со стороны иностранных государств и фирм, работа которых финансируется иностранными государствами.

При совершении фальсификации избирательных документов, документов референдума и фальсификации итогов голосования выясняются:

- обстоятельства, при которых стало известно о фальсификации;

- способ, место и цель уничтожения избирательных документов (документов по подготовке и проведению референдума), лица причастные к совершению преступления;

- способ, место и цель подделки подписей избирателей, количество подделанных подписей, лица причастные к совершению преступления, лица потерпевшие в результате совершения подделки избирательных документов.

- место незаконного изготовления избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме), лица причастные к совершению преступления;

- причины невнесения в избирательные документы (документы референдума) полученных данных.

- способ подмены, подчистки, дописки в документах;

- совершено ли преступление группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо совершено путем подкупа, принуждения, применения насилия или угрозой применения насилия, уничтожения имущества или угрозой уничтожения имущества, кем совершались перечисленные деяния;

- где хранились незаконно изготовленные избирательные бюллетени (бюллетеней для голосования на референдуме), с какой целью, кто знал о хранении, лица, имеющие отношение к изготовлению бюллетеней, кто передавал на хранение;

- способ перевозки незаконно изготовленных избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме), место откуда и куда бюллетени перевозились, кто передал бюллетени и где, с какой целью, кому предназначались для передачи.

При расследовании воспрепятствования проведению митинга, демонстрации, шествия, пикетирования и участия в них устанавливается:

- организатор публичного мероприятия, участники, место и время проведения публичного мероприятия, согласовано они или нет в установленном законом порядке;

- кем совершено незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или незаконное воспрепятствование участию в них и при каких обстоятельствах;

- было ли принуждение к участию в публичных мероприятиях, кто осуществлял принуждение и какого характера;

- какие были нарушения в ходе проведения законного публичного мероприятия;

- кто призывал к совершению нарушений;

- какие высказывались лозунги, плакаты какого содержания имели место на публичном мероприятии;

- способы сокрытия лица, в том числе маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;

- у кого и какое имелось при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества,

- имелась ли при себе алкогольная и спиртосодержащая продукция;

- выполнялись ли все законные требования организатора мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;

- соблюдался ли общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

Кроме того, по всем преступлениям против избирательных правы граждан следователю необходимо установить:

- наличие у участников уголовного процесса гражданства РФ, поскольку субъектом преступления в данном случае будет только гражданин РФ (ст. 32 Конституции РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). При этом следователю необходимо иметь в виду, что указанный Закон предусматривает, что на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ (п. 10 ст. 4).

- достижение гражданином на день проведения выборов (референдума) 18-летнего возраста (п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

- факт, что место жительства гражданина расположено в пределах соответствующего избирательного округа (п. 4 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). В силу п. 2 ст. 16 названного Федерального закона основанием для регистрации (учета) избирателей (участников референдума) на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства избирателей (участников референдума) на соответствующей территории.

Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ[1] подчеркнул, что отсутствие у совершеннолетнего гражданина регистрации по месту жительства в пределах РФ не означает утрату им активного избирательного права, не может служить безусловным основанием для не включения его в списки избирателей в том избирательном округе и на том избирательном участке, в границах которых он фактически проживает, и отказа в голосовании на выборах, в том числе в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления. Конституционный Суд обратил внимание на имеющееся полномочие законодателя внести изменения в порядок регистрации (учета) избирателей и составления списка избирателей, а также установить необходимые гарантии, исключающие возможность неоднократного голосования граждан, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах РФ, на одних и тех же региональных и муниципальных выборах или иного злоупотребления с их стороны активным избирательным правом вопреки требованиям статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

- наличие на день проведения выборов (референдума) одного из обстоятельств, исключающих право гражданина на участие в них (ст. 32 Конституции РФ, п. 3 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), а именно:

- признание гражданина по суду недееспособным;

- нахождение гражданина по приговору суда в местах лишения свободы.

- наличие обращений гражданина в органы суда, имеются ли решения суда по гражданскому иску.



[1] Определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2011 № 1794-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Волчева Евгения Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 4, пунктом 2 статьи 16, пунктами 4 и 17 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктами 1 и 2 статьи 5, пунктами 2 и 6 статьи 16 Уставного закона Калининградской области «О выборах депутатов Калининградской областной Думы», пунктами 1 и 4 статьи 5, пунктами 1, 2 и 6 статьи 11 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области».