§ 3. Последующий этап расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними

 

§ 3. Последующий этап расследования преступлений,

совершенных несовершеннолетними

 

Подготовка к предъявлению обвинения включает в себя оценку сложившейся ситуации расследования и прогнозирование возможного поведения несовершеннолетнего в ходе названного процессуального действия. В этот период чаще всего сохраняются условия ситуации, сложившейся к моменту окончания первоначального этапа расследования. К этому времени следствие располагает достаточными доказательствами совершения несовершеннолетним преступления, охватываемого обвинением. В процессе допроса в качестве обвиняемого несовершеннолетние в основном придерживаются позиции, которую занимали на первоначальном этапе расследования.

В то же время, в ряде ситуаций информация о некоторых обстоятельствах инкриминируемого деяния может отличаться неопределенностью, что позволяет выдвигать несколько частных взаимоисключающих версий об элементах преступления, инкриминируемого несовершеннолетнему обвиняемому. В подобных условиях необходимо прогнозировать использование стороной защиты возможности для трактовки названных обстоятельств в пользу несовершеннолетнего обвиняемого. Соответственно этому следует выдвигать предположения о содержании показаний несовершеннолетнего обвиняемого. К моменту предъявления обвинения защитник, законные представители, сам несовершеннолетний получают от следователя различные сведения, на основе которых у них формируется представление об объеме и качестве доказательств, собранных по уголовному делу. В частности, названные субъекты получают определенную информацию, участвуя в процессуальных действиях, знакомясь с различными постановлениями следователя, заключениями экспертов, специалистов, другими процессуальными документами, в которых излагается версия следствия, анализируются, перечисляются, упоминаются имеющиеся доказательства.

В случаях, когда такие доказательства представляются недостаточными, неубедительными, возможно, оказание несовершеннолетним обвиняемым противодействия расследованию.

В процессе моделирования противодействия, оказываемого по инициативе других лиц, необходимо учитывать свойства личности не только несовершеннолетних, но и подстрекателей. Следует отметить, что несовершеннолетний может изменить свою позицию и под влиянием соучастников и их близких, партнеров по общению перед предъявлением обвинения. Некоторые несовершеннолетние самостоятельно принимают решение об изменении показаний. Часть из них действуют, исходя из представления о наличие благоприятных условий для противодействия расследованию, другие, руководствуясь мотивами самоутверждения, помощи содействия соучастникам.

Предполагаемые мотивы продолжения противодействия, возможного изменения позиции признания вины на ее отрицание, должны учитываться при планировании приемов допроса обвиняемых.

При подготовке к допросу обвиняемого, который отрицал свою вину, находясь в статусе подозреваемого, полезно мысленно воспроизвести содержание следственных действий с участием несовершеннолетнего. При этом необходимо реконструировать в подробностях реализацию следователем тактических приемов, реакцию на это несовершеннолетнего, его защитника и законных представителей. Сопоставляя поведение несовершеннолетнего с данными о свойствах его личности, нужно попытаться выявить причины безуспешности предпринимавшихся следователей усилий по преодолению противодействия подозреваемого. В результате такого анализа могут быть выявлены тактические приемы, на которые последовали необычные реакции несовершеннолетнего и других лиц: возникли паузы, которые попытались заполнить присутствующие; изменился голос, цвет лица, частота дыхания, положение отдельных частей тела несовершеннолетнего; присутствующие прервали несовершеннолетнего, выразили протест против действий следователя, задали вопрос, отвлекли другим образом внимание следователя, заявили ходатайство о перерыве и т.п.

При обнаружении нескольких таких фактов они изучаются, чтобы выявить причины замешательства, обеспокоенности несовершеннолетнего и других лиц.

В план допроса несовершеннолетнего желательно включить реализацию тактических приемов, вызвавших упомянутые реакции.

Следует также планировать подробное разъяснение сущности предъявляемого обвинения несовершеннолетнему обвиняемому. При этом возможна реализация таких тактических приемов, как обращение к качествам допрашиваемого, нейтрализация мотивов оказываемого противодействия. В частности, в процессе разъяснения уместно замечание о том, что несовершеннолетний обладает достаточными интеллектуальными качествами, чтобы понять, что следствие располагает необходимыми доказательствами его вины. Уместно также объяснение несовершеннолетнему, что оказываемое им противодействие не помешает привлечению к уголовной ответственности.

В процессе предъявления доказательств несовершеннолетнему обвиняемому разъясняется, какие именно обстоятельства они подтверждают. При этом необходимо избегать излишней детализации, чтобы в дальнейшем обвиняемый не заявил, что признал вину и повторил подробности преступления, названные ему следователем.

Целесообразно также чередование тактических приемов, призванных воздействовать на рациональную и эмоциональную сферы психики допрашиваемого несовершеннолетнего. Желательно избегать повторного использования лексических средств. Такой способ изложения вызывает неприятие у несовершеннолетних обвиняемых, которым неоднократно приходилось выслушивать однообразные нотации.

В простых ситуациях используются тактические приемы детализации показаний, выявления противоречий между отдельными их частями, а также между ними и другими материалами уголовного дела.

При этом необходимо обращать на наличие или отсутствие в показаниях несовершеннолетнего подробностей преступления, используемые при этом лексические средства, эмоциональную окраску сообщений допрашиваемого.

Как известно, отсутствие деталей, абстрактность, безэмоциональность, противоречивость показаний, изложение их с помощью выражений, терминов, оборотов, не характерных для допрашиваемого, относятся к признакам самооговора.

Для проверки версии о самооговоре проводятся следственные действия по собиранию и проверке доказательств пребывания несовершеннолетнего на месте преступления, его контакта с предметом посягательства или(и) потерпевшим, выполнения им действий, образующих способ посягательства.

Версии о возможном совершении несовершеннолетним обвиняемым других преступлений проверяются путем обращения к данным учетов нераскрытых посягательств аналогичного вида, совершенных сходными способами, а также, похищенного имущества, следов нераскрытых посягательств.

В некоторых ситуациях сложность представляет выявление всех участников преступлений рассматриваемого вида, доказывание роли каждого из установленных соучастников. Трудности могут быть вызваны особенностями функционирования группы, состав которой постоянно изменялся. Проблемы нередко усугубляются поведением известных следствию членов групп, которые скрывают соучастников. В целях их установления рекомендуется изучать данные о контактах известных несовершеннолетних в период близкий ко времени преступлений, к которым причастны разыскиваемые. Для этого изучаются данные о соединениях по аппаратам мобильной связи обвиняемого(ых), их партнерах по общению в электронных сетях, имеющиеся у них фото и видеоизображения, допрашиваются очевидцы контактов названных лиц в указанный период. Полезно также ознакомление с документами о проступках несовершеннолетних, их пребывании с другими лицами в оздоровительных, лечебных, образовательных и других учреждениях.

Не простой задачей является и установление ролей участников группы несовершеннолетних. Несовершеннолетние не склонны к даче показаний в отношении организаторов и руководителей групп.  Тем не менее, возможности для установления ролей имеются практически в любой ситуации. По делам о некоторых преступлениях сведения о ролях несовершеннолетних могут быть получены в ходе допросов очевидцев, дающих показания о том, что из соучастников был инициатором посягательства, кто направлял деятельность других участников, требовал от них выполнения отдельных операций и т.п.

Анализируются сведения о переговорах и переписке соучастников. Рядовые участники большинства немногочисленных по составу групп общаются с руководителем. В тоже время не все из них контактируют между собой.

В ходе выемки, обыска, других следственных действий у руководителей могут быть обнаружены записи, схемы, печатные издания, свидетельствующие об осуществлении мероприятий по побору соучастников, планировании деятельности группы в целом и отдельных посягательств.

Целесообразно также анализировать локализацию и характер следов действий, совершавшихся каждым из участников на местах подготовки и совершения преступлений. Иногда рядовые участники на месте преступления неоднократно подходят к руководителю, показывая ему найденные ценности, сообщая о результатах выполненных действий и т.п. Следы таких перемещений способствуют решению анализируемой задачи.

Для получения показаний несовершеннолетних о ролях участников группы рекомендуется использование тактического приема косвенного допроса, состоящего в постановке вопросов, внешне не связанных с выясняемыми обстоятельствами. Например, выясняя, зачем были похищены те или иные предметы, как распределялось похищенное, следователь одновременно пытается узнать, кто является инициатором преступления.

Важной задачей последующих этапов расследования данной категории уголовных дел является поиск похищенного и возмещение причиненного несовершеннолетним ущерба.

Несовершеннолетние субъекты преступлений нередко дарят похищенное имущество не только своим близким друзьям, но и случайным партнерам по общению. Поэтому важно установить, с кем общался несовершеннолетний после совершения преступления, не появлялось ли у этих лиц и не имеется ли у них в настоящее время предметов, сходных по приметам с похищенным имуществом.

Некоторые несовершеннолетние систематически похищают однородные ценности, которые реализуют одному или нескольким покупателям. После задержания подозреваемые(обвиняемые) нередко пытаются скрыть скупщиков похищенного. При наличии оснований для предположения о наличии у несовершеннолетнего канала сбыта собираются сведения о его перемещениях после совершения преступлений, во время, предшествующее появлению у него денежных средств. В этих целях истребуются билинговые сведения о соединениях и маршрутах передвижения, изучаются найденные у него билеты на проезд в средствах общественного транспорта, изучаются записи в телефонных книжках и т.п.

Большинство несовершеннолетних не обладают средствами, необходимыми для возмещения причиненного ими ущерба или имуществом, которое может быть подвергнуто аресту. В таких ситуациях ущерб возмещается законными представителями несовершеннолетнего и другими лицами, несущими ответственность за его поведение.

Своеобразием отличается и деятельность по выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению несовершеннолетними преступлений(я). Среди указанных обстоятельств выделяются прежде условия воспитания, которые повлияли на формирование у несовершеннолетних свойств личности, детерминировавших совершение преступлений.

К ним относятся недостатки воспитание в семье, образовательных учреждениях, негативное влияние партнеров по общению в свободное время и т.п.

Для выявления этих обстоятельств рекомендуется не только допросы родителей и педагогов несовершеннолетних, но и других лиц, обладающих сведениями об интересующих следствие обстоятельствах. Это могут быть взрослые и несовершеннолетние, которые имели возможность наблюдать поведение обвиняемого в различных ситуациях. Полезно также проведение осмотра места жительства, учебы, работы несовершеннолетнего, принадлежащих ему вещей, книг, средств телефонной связи, компьютерной техники.

Рекомендуется изучение документов, отражающих проведение мероприятий воспитательного характера в отношении несовершеннолетнего. Целесообразен так же допрос должностных лиц, осуществлявших контроль за поведением несовершеннолетнего правонарушителя.

Сведения о принимаемых мерах по воздействию на несовершеннолетнего сопоставляются с данными об основных этапах процесса формирования у него негативных качеств, способствовавших принятию и реализации решений об осуществлении преступной деятельности.

Таким образом, оценивается обоснованность, достаточность и продуктивность мер воздействия на несовершеннолетнего.

Выясняются также обстоятельства рассматриваемого вида, существующие на месте преступления. К ним относятся недостатки в деятельности по охране материальных ценностей и обеспечению безопасности физических лиц на определенных территория, в жилых помещениях, зданиях организаций и учреждений, средствах транспорта и т.п.

Выводы о значении выявленных обстоятельств оцениваются с точки зрения общепринятых правил и нормативных предписаний.

После установления названных обстоятельств принимаются меры по их устранению: вносятся представления, в средствах массовой информации размещаются публикации, в которых анализируются причины и условия преступлений несовершеннолетних, организуются обсуждения в образовательных учреждениях, трудовых коллективах и жилых микрорайонах.

Принимаемые меры должны иметь четкую направленность на устранение конкретных обстоятельств.