§ 3. Особенности производства отдельных следственных действий
§ 3. Особенности производства отдельных
следственных действий
Осмотр
места происшествия
должен
производиться расширенной следственно-оперативной группой (СОГ). В ее состав входят:
следователь, оперативный
сотрудник, сотрудники ГИБДД, специалисты (врач, криминалист, автотехник).
Задачами
осмотра являются:
- обнаружение,
фиксация и изъятие следов;
- выяснение
обстановки места происшествия;
- установление
технического состояния ТС;
- обнаружение
признаков других преступлений;
- розыск водителя,
скрывшегося с места происшествия;
- установление
причин и условий, способствующих совершению преступления.
Для
эффективного осмотра места происшествия еще до начала его проведения
следователь, прибегая при необходимости к помощи участников СОГ, должен
определить вид ДТП и границы осмотра, которые включает в себя не
только ограниченный участок территории (улица, дорога) с расположенными
на нем следами, но и место, в котором непосредственно наступили последствия
(наезд ТС на пешехода, столкновение ТС и т. д.).
Осмотр места
происшествия целесообразно разбить на два этапа: общий и
детальный.
В ходе общего
осмотра места происшествия важно установить место и вид дорожно-транспортного
происшествия.
В ходе детального
осмотра должны быть исследованы следующие объекты:
- участок
местности, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие (осматривать
необходимо, не только проезжая часть, но и близлежащую территорию на которой
имеются следы ДТП);
-
труп и одежда пострадавшего (если на месте не представляется возможным
произвести осмотр, то это необходимо сделать в морге или лечебном учреждении);
-
ТС.
Тактика детального
осмотра во многом зависит от вида дорожно-транспортного происшествия.
При
наезде на пешехода
в ходе осмотра места происшествия необходимо определить место непосредственного
контакта пешехода с ТС (место наезда). Как правило, оно совпадает с местом, где
прерывается след торможения. Кроме того, именно там можно обнаружить начало
осыпи стекла и фрагменты деталей ТС. Место наезда может быть определено и со
слов очевидцев ДТП. В протоколе осмотра места происшествия необходимо указать,
каким образом оно установлено и месторасположение относительно неподвижных
объектов.
При
осмотре ТС на месте ДТП необходимо определить по имеющимся повреждениям, какой
частью транспортного средства был нанесен удар и уделить особое внимание ее
осмотру. В месте контакта могут быть обнаружены волокна одежды пострадавшего,
частицы кожи, волос, следы крови и др.
При
столкновении транспортных средств
основная задача осмотра заключается в определении места столкновения (важно
понимать, на какой полосе движения находились ТС в момент первоначального
контакта). Встречное столкновение оставляет довольно четкие следы протектора на
проезжей части, которые резко прерываются, либо изменяют направление в месте
контакта. На проезжей части могут быть обнаружены характерные следы удара в виде
задиров и царапин, а также следы от различных жидкостей, вытекших из деталей,
поврежденных в момент удара.
В
случае отсутствия следов на проезжей части установление места столкновения
производится на основании изучения повреждений ТС. Например, при перекрестном
столкновении, у одного из автомобилей следы образуются на передних частях, а у
другого – на боковых.
Характер
и направление повреждений будет разным в зависимости от того, где расположен
центр удара и какова была скорость столкнувшихся автомобилей в момент контакта.
При
осмотре царапин следует обращать внимание на их направление (например,
отслоившаяся грунтовка имеет каплеобразную форму, ее широкий конец направлен в
сторону действия силы, вызвавшей отслоение), а изучение посторонних включений
(краска, стекло, грязь и т. п.) помогает в установлении детали, оставившей
след.
Определив
следы первичного контакта, устанавливают линию столкновения
для каждого ТС в отдельности, а затем, сопоставив обе линии столкновения так,
чтобы одна из них являлась продолжением другой,
выясняют взаимное расположение ТС
в момент столкновения.
При
наездах на неподвижные препятствия и опрокидываниях
в ходе осмотра места происшествия, прежде всего, необходимо определить место, с
которого водитель потерял контроль за движением ТС, и оно стало неуправляемым.
При наездах на препятствия на проезжей части образуются следы торможения и
скольжения. При опрокидывании остаются следы юза от соприкосновения с участками
дороги, имеющими различный коэффициент сцепления, а также следы соприкосновения
деталей опрокинутого автомобиля с дорожным покрытием, которые указывают путь
движения автомобиля в ходе ДТП.
Определив
место начала неконтролируемого движения автомобиля необходимо тщательно
осмотреть проезжую часть, чтобы установить, не имеется ли дефектов дорожного
покрытия, которые могли стать причиной ДТП.
При осмотре
участка местности, на котором
произошло ДТП в протоколе необходимо отразить:
- тип покрытия (асфальт, бетон, грунт и т.
д.);
- продольный
профиль дороги (горизонтальный, подъем, спуск) и поперечный профиль дороги
(уклон в сторону тротуара, обочины). Уклон дороги измеряется при помощи
специальных приборов (например, нивелира);
- ширину проезжей части, которая определяется
расстоянием между тротуарами или обочинами. Если проезжая часть засыпана снегом,
то измеряется ширина той части, по которой осуществляется движение. При наличии
разделительной линии измеряется ширина каждой
полосы;
- дефекты
(неровности, повреждения).
Если
происшествие произошло вблизи перекрестка или пешеходного перехода, измеряется
положение линий поперечной разметки относительно избранного для этого ориентира.
Кроме того, определяется состояние разметки; все ее дефекты подлежат тщательному
изучению и фиксации.
Кроме
того, необходимо отразить и метеорологические условия, в которых произошло ДТП.
Осмотр
трупа
начинается с фиксации его положения по отношению к ТС (или его следам) и к
элементам пути сообщения (обочине, тротуару и т. д.). Необходимо при этом точно
зафиксировать позу трупа, только после этого можно приступить к тщательному
осмотру тела и одежды, который проводится с обязательным участием
специалиста-врача. При
осмотре трупа с признаками автомобильной травмы врач должен обратить внимание на
следующие моменты: расположение трупа по отношению к частям
дороги, окружающим предметам, автомобилю или его следам, расстояния между ними;
на позу трупа; состояние одежды и обуви (механические повреждения, их
локализация; наличие осколков стекла, частиц металла, краски, покрытия дороги;
загрязнение грунтом, горюче-смазочными материалами, другими загрязнениями в виде
рисунка протектора шин; следов скольжения
на подошвах обуви); на состояние предметов, находящихся в карманах; наличие
деформации отдельных частей тела, повреждений на трупе, их локализацию,
высоту расположения; внедрившихся инородных частиц (краски, стекла, металла и др.); следов волочения; на
участке дороги ? наличие вещества биологического происхождения, отдельных
предметов одежды или обуви, их фрагментов; носильных вещей, портфеля, сумки,
зонта и др., их расположение по отношению к предметам окружающей
обстановки и трупу; на наличие на
автомобиле следов крови, частиц органов и тканей, волос, лоскутов и нитей тканей
одежды, их отпечатков; стертость пылегрязевого слоя, повреждений кузова, их
высоту от дорожного покрытия.
Осмотр
транспортных средств
начинается с уяснения их положения на месте происшествия по отношению к
элементам дороги, улицы, ориентирам, определенным в процессе общего осмотра
(дорожным знакам, перекресткам, сооружениям), другим ТС и трупу.
Осмотр
транспортного средства рекомендуется начинать с его передней части. При этом
обращается внимание на целостность фар, подфарников, переднего стекла, наличие
повреждений, следов биологического происхождения, а также одежды на частях ТС.
Содержание
допроса потерпевшего зависит от вида
и характера происшествия. При наездах на пешеходов необходимо выяснить у
потерпевшего:
1)
Где и когда
случилось ДТП?
2)
В
каком состоянии находился потерпевший перед наездом (здоровье, употребление
спиртных напитков)?
3)
Откуда,
куда и с кем шел?
4)
Состояние
проезжей части дороги, погода. Общая обстановка перед наездом. Действия
потерпевшего перед наездом.
5)
В каком месте
переходил дорогу (наличие светофоров, дорожных знаков)?
6)
Как ее переходил
(шагом, бегом и т.д.)?
7)
Видел ли (слышал
ли) приближение автомобиля, совершившего наезд?
8)
Действия
потерпевшего в тот момент, когда его увидел или услышал (ускорил темп движения,
остановился, решил вернуться обратно)?
9)
С какой скоростью,
по его мнению, двигался автомобиль, какие внешние световые приборы на нем
работали?
10)
Какой частью
автомобиля был совершен наезд и в каком положении находился в этот момент
потерпевший?
11)
Действия водителя
и потерпевшего после наезда, что говорил ему водитель?
12)
В каком состоянии
был последний?
13)
Кто из очевидцев
происшествия известен потерпевшему?
14)
Какие телесные
повреждения получил в результате наезда, где и какое время находился на лечении,
какой вред ему причинен?
При столкновениях,
опрокидываниях, наездах на неподвижные препятствия у потерпевшего дополнительно
выясняется:
- место его
расположения в автомобиле, был ли пристегнут ремнем безопасности;
- степень загрузки
ТС;
- состояние
водителя и его действия при управлении ТС;
- траектория
движения ТС, с которым произошло столкновение;
- наличие
пешеходов, ТС или животных, создававших помехи для движения, и их действия;
-
месторасположение других пассажиров и их действия во время ДТП и после
него.
В
тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, потерпевший
допрашивается также о том, останавливалось ли ТС; подходил ли водитель к
потерпевшему; какие действия производил на месте происшествия; в каком
направлении уехал; не запомнил ли примет водителя и отличительных признаков
ТС.
При
допросе свидетеля
необходимо выяснить его отношение к делу, узнать, в каких отношениях он состоит
с водителем и потерпевшим. Затем свидетелю следует предложить рассказать все
известное ему по факту ДТП,
предупредив его о том, что он должен сообщить то, что видел лично,
а не знает информацию с чьих-либо слов.
Вопросы,
которые должны быть поставлены перед свидетелями, условно можно разбить на
четыре группы.
Первая
группа вопросов направлена на выяснение условий, при которых свидетель наблюдал
происшествие, и его возможности объективно воспринимать увиденное (например,
место и расстояние, с которого он наблюдал за происшествием; состояние погоды,
проезжей части дороги, освещение и видимость места происшествия; средства
регулирования движения и т. д.).
Вторая группа
вопросов помогает выяснить поведение пешеходов на дороге, положение их в момент
наезда и после него (например, в каком направлении начал движение потерпевший,
как он двигался; не появился ли пешеход на проезжей части из-за какого-либо
препятствия; в каком месте произошел наезд, столкновение; какой частью
автомобиля произошел наезд; куда упал потерпевший после удара и т.
д.).
Третья группа
вопросов направлена на выявление действий водителя и характера движения
транспортного средства (например, каковы
были скорость и направление движения автомобиля, марка, цвет и его
государственный регистрационный знак; были ли в автомобиле пассажиры, чем был
загружен автомобиль; какие меры предпринимал водитель для предотвращения ДТП и
т. д.).
Четвертая группа
направлена на выяснение характера движения других транспортных средств
(например, следовали в момент происшествия
в попутном или встречном направлении другие ТС).
При допросе
подозреваемого водителя,
нарушившего правила дорожного движения, необходимо выяснить обстоятельства о его
личности и особенностях ТС; о дорожных условиях и дорожной обстановке; об
обстоятельствах совершения происшествия; о его действиях после
ДТП.
При изучении
личности водителя, кроме биографических данных, предусмотренных вводной частью
протокола допроса, необходимо выяснить его стаж вождения, наличие прежних
нарушений правил дорожного движения, за которые он был привлечен к
административной или иной ответственности.
Информация
о техническом состоянии и особенностях транспортного средства имеет большое
значение при расследовании ДТП. При допросе водителя необходимо также установить
характер имеющихся неисправностей, конкретное время их появления и установить
причину продолжения водителем движения на неисправном транспортном средстве.
Одновременно устанавливаются лица, ответственные за техническое состояние
транспортных средств.
Информация о
дорожной обстановке и дорожных условиях связана с установлением видимости,
освещенности, профиля проезжей части, типа и состояния дорожного
покрытия.
Следует
иметь в виду, что показания водителя относительно этих обстоятельств могут не
совпадать с теми сведениями, которые отражены в протоколе осмотра места
происшествия, ибо нередко от момента ДТП до его осмотра проходит определенное
время, в течение которого в обстановке происходят различные изменения. В данном
случае во время допроса водителя необходимо выяснить состояние проезжей части в
момент происшествия; когда и какие произошли в нем изменения; каково было
состояние проезжей части в момент осмотра; сколько времени прошло от момента
дорожно-транспортного происшествия до начала осмотра.
К
другим сведениям, характеризующим дорожные условия, следует отнести обустройство
дороги и средства регулирования движения.
Наиболее сложной
является часть допроса водителя относительно обстоятельств совершения происшествия и развития
механизма происшествия. Основное внимание следует уделить процессу
движения объектов непосредственно перед столкновением или
наездом.
Если в ДТП
участвуют дети, то в процессе расследования при допросах водителя и свидетелей
необходимо детально выяснить поведение детей до ДТП, их расположение возле
дороги. Следует также выяснить, были дети одни или со
взрослыми.
Общими
тактическими условиями проведения следственных экспериментов,
являются:
- соблюдение мер
безопасности;
- проведение
эксперимента в обстановке, тождественной или максимально приближенной к той, в
которой происходило ДТП;
- использование
по возможности тех же ТС, когда это имеет принципиально большое
значение;
- совершение
в ходе проведения эксперимента (либо в целях безопасности лишь моделирование)
действий, максимально сходных с теми, которые имели место в
действительности;
- неоднократное
повторение опытных действий, чтобы исключить случайные результаты и получить
достоверные доказательства;
- проведение
эксперимента поэтапно;
- проведение
эксперимента с несколькими участниками ДТП и свидетелями в обстановке,
исключающей возможность существенного влияния показаний одного допрошенного лица
на показания другого.
Выбор
времени и условий проведения следственного эксперимента зависит, прежде всего,
от времени совершения ДТП, времени года и погодных условий, при которых оно было
совершено.
В
процессе подготовки следователь определяет состав участников эксперимента,
подбирает и готовит необходимые для его проведения технические средства
(фотоаппарат, рулетку, секундомер и т.п.), средства связи, манекен и т. д.
Подыскивает и обеспечивает использование необходимых для проведения опытных
действий ТС соответствующих марок, моделей, а иногда и
цвета.
Для определения
темпа движения пешехода (потерпевшего) до наезда на него ТС выбирается его
дублер – статист, по возрасту, телосложению, физическому состоянию
соответствующий потерпевшему. Одежда и обувь по возможности должны быть такими,
которые были на потерпевшем в момент ДТП.
Обычно темп
движения пешехода устанавливается на отрезке, который прошел потерпевший с
начала опасного момента до момента наезда. Но иногда берется контрольный отрезок
– отмеренный рулеткой отрезок пути до места наезда длиной, к примеру, от 5 м до
10 м в зависимости от скорости передвижения потерпевшего.
При
прохождении статистом отметки «старт» включается секундомер, а при достижении
отметки – «финиш» он выключается. Зафиксированное время каждый раз показывается
в обязательном порядке понятым, а при необходимости и иным участвующим лицам и
заносится одновременно с показаниями свидетелей в протокол в соответствующей
последовательности.
Следственный
эксперимент по определению скорости движения ТС производится по показаниям
свидетелей по такому же принципу, что и определение темпа движения пешехода.
По свидетельским показаниям или на
основании следов, зафиксированных в протоколе осмотра места ДТП, моделируется
траектория движения данного ТС.
Важно
помнить, что понятые должны не только
видеть, как и с каким результатом фиксируется на секундомере время проезда, но и
поддержание водителем ТС определенной постоянной скорости движения на
контрольном участке. Таким образом, два понятых в обязательном порядке должны
находиться в ТС и видеть показания спидометра, а двое других понятых будут
следить за
временем проезда.
Определение
видимости с места водителя в темное время суток различается по двум видам
видимости – видимость общая и конкретная.
Общая
видимость – это расстояние от передней части ТС по направлению его движения, на
котором начинают различаться элементы дорожной обстановки и препятствия,
обозначенные светотехническими приборами.
Конкретная
видимость – это расстояние от передней части ТС, на котором с места водителя
препятствие может быть опознано по его характерным
признакам.