§ 1. Криминалистическая характеристика преступлений в отношении несовершеннолетних
Глава
7
Расследование
преступлений в отношении несовершеннолетних
§ 1.
Криминалистическая характеристика преступлений
в отношении
несовершеннолетних
Обстановка
расследования преступления. Условия
обстановки места и времени преступлений рассматриваемого вида находятся в
определенной связи с возрастными свойствами личности несовершеннолетних. Дети
разных возрастных групп проводят большую часть своего времени в определенных
зданиях, помещениях, на разных участках открытой местности. Так, дети
младенческого возраста не обладают возможностями самостоятельного передвижения и
все свое время проводят с родителями, либо с замещающими их лицами.
Соответственно, они становятся жертвами преступлений, находясь по месту
постоянного жительства или перемещаясь вместе с родителями, заменяющими их
лицами, оставаясь без их контроля или подвергаясь посягательствам, совершаемым
этими субъектами.
Дети старшего
дошкольного возраста не только могут самостоятельно передвигаться, но под
влиянием потребностей познания окружающей действительности нередко уходят от
своего дома, образовательного, лечебного учреждения, другой территории, на
которой ребенок находится со взрослыми. Иногда дети, удалившись от знакомой
территории, здания, не могут сориентироваться и найти обратную дорогу.
Дети указанной
возрастной группы в большинстве своем не способны соблюдать запреты удаляться от
дома, детского учреждения, от других мест, избегать общения с незнакомыми людьми
и т.п.
Большинство
преступлений в отношении детей этого возраста совершаются в дневное время,
поскольку вечером они находятся в месте постоянного проживания под контролем
ответственных за их безопасность лиц.
Дети младшего
школьного возраста уже чаще передвигаются самостоятельно, посещая школу,
различные секции и кружки, стремятся не просто узнать больше об окружающей
действительности. Значительная часть их них вполне осознанно нарушает запреты
для удовлетворения интересов познания и(или) самоутверждения. Общаясь с детьми и
взрослыми, они знакомятся с опытом других лиц, в том числе негативного поведения
и нередко повторяют поступки, которые запрещаются, отрицательно оцениваются
окружающими. Поэтому они нередко становятся жертвами преступных посягательств,
нарушая запреты на посещение определенных территорий, пропуск в жилое или иное
помещение посторонних лиц, общение с малознакомыми людьми и т.п. Большинство
преступлений в отношении таких потерпевших совершается на территориях
постоянного обитания детей либо прилегающих к ним.
Дети среднего
школьного возраста еще больше мобильны и подвижны. Представители этой возрастной
категории переживают самый сложный и важный для последующего развития кризис
13-летнго возраста. Он
сопровождается серьезными психофизиологическими изменениями, проявлениями
конфликтности, упрямства, непослушания подростков. Уместно отметить, что у
некоторых детей названный кризис может наблюдаться раньше, что связывается с
ускоренным развитием современных детей по сравнению с предшествующими
поколениями.
Подростки среднего
школьного возраста, проявляя самостоятельность, ежедневно передвигаются на
больших по площади территориях, становятся жертвами преступлений не только дома,
в школе, в иных постоянно посещаемых местах, но и на других территориях. Уместно
отметить, что лица этого возраста нередко становятся жертвами преступлений,
совершаемых с использованием средств компьютерной техники. Как известно, местом
совершения такого посягательства может быть несколько помещений, зданий,
участков местности, иногда находящихся на значительном удалении друг от друга.
Обычно субъекты таких преступлений используют указанные технические средства для
оказания психологического воздействия на несовершеннолетнего, чтобы добиться от
него желаемого поведения. Так субъекты насильственных, сексуальных преступлений
склоняют жертву к обнажению. Затем под различными предлогами получают
изображения обнаженного ребенка, шантажируют, заставляют прийти в заранее
избранное уединенное место, где подвергают его сексуальному насилию. Как видно,
субъекты посягательства на разных этапах его совершения находятся на различных
территориях, как и потерпевший.
Несовершеннолетние
старшего школьного возраста (юношеского) стремятся не просто позиционировать
себя, а реально стать самостоятельной личностью. Достижение этого статуса среди
прочего связывается и со свободой передвижения, возможностью поведения,
дозволенного взрослым. У ряда представителей этой возрастной группы наблюдается
юношеский нигилизм, проявляющийся в отрицании общепринятых правил поведения, в
совершении поступков, не одобряемых окружающими.
Посягательства на
несовершеннолетних также чаще совершаются в местах, где они живут, учатся,
проводят свое свободное время.
Среди элементов
криминалистической характеристики преступления важное значение имеют сведения о
свойствах личности несовершеннолетнего потерпевшего.
Среди них
выделяются интеллектуальные качества, влияющие на полноту и адекватность оценки
предкриминальных условий, преступного события. Несовершеннолетние разных
возрастных групп отличаются не только степенью физического, но и умственного
развития. Дети дошкольного, младшего школьного возрастов нередко не обладают
знаниями, необходимыми для адекватной оценки действий и намерений субъекта
преступления. Некоторые из них, правильно оценивая совершенные указанными лицами
деяния не могут устно или письменно изложить обстоятельства происшедшего, не
владея необходимыми для этого познаниями и лексическими
средствами.
Несовершеннолетние
подросткового и юношеского возрастов, опасаясь наказания со стороны взрослых,
осуждения сверстников в ряде ситуаций скрывают совершенное в отношении них
преступление. Большинство из них руководствуются искаженными представлениями о
поведении в подобных ситуациях, об основаниях и социальном значении уголовной
ответственности, о допустимости обращения за помощью к взрослым вообще и
сотрудникам правоохранительных органов в частности, о возможностях пресечения
преступного поведения и т.п.
Большинство
субъектов, совершающих преступления в отношении несовершеннолетних – это
мужчины. Однако, все чаще в таких посягательствах принимают участие
женщины.
Деяния
анализируемого вида совершаются как взрослыми, так и несовершеннолетними. В
последнее время все большее распространение принимают посягательства учащихся
образовательных учреждений на соучеников-сверстников, младших и даже старших по
возрасту.
Субъекты
анализируемых деяний классифицируются также на лиц, страдающих психическими
отклонениями и не имеющих таковых. Среди первых выделяются субъекты,
характеризующиеся педофилией, влечением к детям. Часть таких субъектов
отличаются садистскими наклонностями, проявляющимися в получении удовольствия от
физических страданий жертвы.
Субъекты названных
посягательств делятся по наличию, отсутствию связи с несовершеннолетним
потерпевшим на знакомых, родственников, близких и незнакомых жертве.
Способы совершения
преступлений рассматриваемого вида могут быть усеченными по структуре или
полноструктурными.
Импульсивные
преступления, совершаемые в связи с внезапно возникшими умыслом, нередко не
готовятся. Подготовка к некоторым из них проста и кратковременна. Обычно она
заключается в увлечении обманом или с применением насилия оставленного без
присмотра несовершеннолетнего в условия, благоприятные для совершения
преступления.
Совершению
предумышленных преступлений нередко предшествует тщательная подготовка,
включающая в себя действия по поиску жертвы, места совершения преступления,
выбор времени посягательства, наблюдение за несовершеннолетними, оказание на
него психологического воздействия с целью склонения к выполнению действий,
облегчающих реализацию преступного замысла, поощрение ребенка за осуществленные
им по желанию преступника операции, приобретение орудий и средств совершения
общественно-опасного деяния и т.п.
Содержание
центрального элемента способов посягательства различается в зависимости от
уголовно-правовых видов преступлений, совершенных в отношении
несовершеннолетних.
Особенностью
названных способов является то, что в большинство из них включаются действия по
сокрытию. Нередко они состоят в обмане несовершеннолетних относительно причин
знакомства с ним, завлечения его в уединенное место, а также относительно
характера других действий, совершаемых субъектом преступления. Применяются также
приемы уничтожения, фальсификации, утаивания, маскировки образовавшихся следов
преступления, предупреждения возникновения возможных отражений, готовящихся и
выполняемых преступных действий.
Значительная часть
субъектов преступлений рассматриваемого вида продолжают оказание противодействия
расследованию, начатого на более ранних стадиях.
Механизм
следообразования преступлений данного вида отличается своеобразием процессов
формирования, сохранения в памяти несовершеннолетних образов преступного
события, его участников, воспроизведения показаний о них. Кроме возрастных
особенностей личности на эти процессы влияют состояния несовершеннолетних
пострадавших. Некоторые их них испытывают в ходе преступного события сильное
психотравмирующее воздействие от содеянного, которое приводит к возникновению
психического состояния, полностью исключающего возможность допроса потерпевшего
или существенно осложняющего его проведение.