§ 2. Расследование на первоначальном этапе
§ 2. Расследование
на первоначальном этапе
В ходе
расследования ДТП должны быть установлены все обстоятельства, имеющие значение
для правильного разрешения дела. Помимо обстоятельств, предусмотренных ст. 73
УПК РФ, подлежат доказыванию следующие обстоятельства:
- транспортное
средство (ТС), которым управляло лицо, при совершении ДТП (тип, государственный
регистрационный знак, владелец, не проходит ли ТС по другому уголовному
делу);
- имело место
нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных
средств;
- преступление
совершено умышленно или по неосторожности;
- преступление
совершено в состоянии опьянения;
- следствием ДТП
явилось причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо
наступила смерть человека, либо наступила смерть двух или более
лиц.
Перечисленные
обстоятельства совершения преступления являются общими. При расследовании
конкретного ДТП могут встретиться и другие вопросы, требующие выяснения.
Например, при столкновении нескольких ТС необходимо установить боковой интервал
между столкнувшимися ТС, их скорость, место столкновения, наличие выезда на
встречную полосу движения и его причину, наличие неисправностей, повлекших
потерю устойчивости при прямолинейном движении, подавался ли сигнал поворота при
маневре и др.
При опрокидывании,
задачей расследования является установление неисправностей ТС, изучение дорожных
условий, установление правильности действий водителя, наличие внезапного
появления каких-либо препятствий и т. д.
При наезде на
неподвижное транспортное средство следует установить, были ли включены
габаритные огни стоящего ТС (в темное время суток), скорость ТС и ее
соответствие данным дорожным условиям и т. д.
В случае наезда на
пешехода необходимо установить не только направление и скорость движения ТС, но
и скорость движения пешехода. Кроме того, следует определить расстояние, на
которое было удалено ТС от места наезда в различные моменты развития события,
остановочный и тормозной путь, установить техническую возможность предотвращения
наезда на пешехода, время попадания пешехода в поле зрения водителя, расстояние
между ТС и пешеходом в тот момент, когда последний попал в зону обзорности
водителя, поведение пешехода на проезжей части и др.
При падении
пассажира выясняют, не было ли резкого маневрирования, неисправности дверного
замка и др.
При падении груза
следует установить способ его укладки и крепления, время в пути и время
последней проверки крепления и др.
При
установлении обстоятельства,
характеризующего степень виновности лица, выясняется, по чьей вине произошло
ДТП (по вине водителя, пешехода, кого-либо из работников, непосредственно
отвечающих за техническое состояние и правильную эксплуатацию транспортных
средств и т. д.).
Для правильного
решения вопроса о виновности водителя необходимо установить, какие конкретно
правила безопасности движения и
эксплуатации ТС он нарушил. Кроме того, нужно устанавливать квалификацию
водителя, стаж его работы, отношение к производству, не управлял ли он
транспортным средством в болезненном состоянии, либо в состоянии опьянения, на
каком часу работы произошел данный случай, привлекался ли он раньше к уголовной
или административной ответственности за нарушение правил безопасности движения и
эксплуатации транспортных средств и если привлекался, то какие меры воздействия
к нему применялись.
В ходе
расследования ДТП подлежат выяснению также обстоятельства, способствовавшие
их совершению: отсутствие надлежащего
контроля за выпуском транспорта на линию; плохой уход дорожных рабочих за
проезжей частью дороги; отсутствие дорожных сигнальных знаков и т.
д.
Данные сведения
составляют понятие «исходные данные»,
под которыми следует понимать совокупность научных, технических, опытных и
справочных сведений об обстоятельствах транспортного происшествия и свойствах
объектов автотехнической экспертизы, содержащихся в постановлении (определении)
о назначении экспертизы и (или) в представленных материалах дела, использующихся
экспертом-автотехником при проведении исследования и дачи
заключения.
К исходным данным
следует относить:
1) общую
характеристику транспортного происшествия (дата, время, место происшествия и его
последствия);
2) сведения о пути
сообщения (тип, состояние, размерные характеристики), различных видах
технических сооружений и устройств на них, обеспечивающих пропуск (движение)
транспортных средств, перемещение людей и грузов различного назначения из одного
пункта в другой;
3) сведения об
объектах транспортной инфраструктуры (тип сооружения и различных видов
производственно-технологических комплексов, их состояние);
4) сведения о
погодных и метеорологических условиях;
5) сведения о
транспортном средстве:
5.1) исходные
производственно-технические характеристики (наименование, тип (модель),
государственный и регистрационный номер, заводской номер, изготовитель, дата
выпуска, размерные характеристики в целом, масса, допустимая (максимальная)
скорость, число пассажирских мест, грузовая вместимость и
др.);
5.2)
производственно-технические характеристики, установленные на момент совершения
транспортного происшествия:
– исправно или
неисправно;
– загруженность
транспортного средства;
– скорость, с
которой двигалось транспортное средство. В том случае, если значение неизвестно,
то необходимой информацией являются данные о характере перемещения транспортного
средства в исследуемый промежуток времени, который позволяет определить
скорость, как это закреплено в одной из методик производства автотехнической
экспертизы;
– в заторможенном
ли состоянии находилось транспортное средство. Если да, то какова величина
перемещения транспортного средства в этом состоянии до либо после транспортного
происшествия;
– какая часть
транспортного происшествия была задействована в транспортном
происшествии;
6) сведения о
лице, управляющем транспортным средством:
– пол, возраст,
состояние (стрессовое, опьянение и др.), поведение до возникновения
транспортного происшествия;
– стаж управления
транспортным средством;
7) сведения о
других участниках транспортного происшествия (пешеходы,
пассажиры):
– пол, возраст,
поведение до возникновения транспортного происшествия;
– расстояние,
которое преодолел участник транспортного происшествия, в поле зрения лица,
управляющего транспортным средством с момента возникновения
опасности;
– скорость, с
которой двигался участник транспортного происшествия в процессе перемещения на
указанном пути;
– данные о длине
участка и скорости движения участника транспортного происшествия на каждом из
них, если менялся темп движения, либо о временных затратах на преодоление
каждого участка с учетом времени остановок на пути следования (при их
наличии).
Обобщение
практики расследования ДТП
позволяет выделить четыре группы типичных исходных
следственных ситуаций.
1) водитель,
ТС и потерпевший находятся на месте
происшествия, либо, если их по
каким-то причинам (например, доставление водителем потерпевшего в лечебное учреждение) на месте
происшествия нет, то о них имеются
достоверные сведения;
2) на месте
происшествия находится потерпевший, а
водитель, ТС отсутствуют и достоверных сведений о них не
имеется;
3) наличие на
месте происшествия потерпевшего и ТС при отсутствии водителя;
4) отсутствия на
месте происшествия водителя, ТС и потерпевшего (ситуация обнаружения
трупа).
Первая группа
ситуаций является самой распространенной и возникает, в основном, при
столкновениях ТС. Она содержит обширную информацию об обстоятельствах ДТП,
поскольку участники события находятся на месте происшествия. Помимо этого, о
самом происшествии быстро становится
известно органам внутренних дел.
При разрешении
данной следственной ситуации характерно: проведение осмотра места происшествия, допросов (очевидцев, пострадавшего,
водителя), назначение судебно-медицинской экспертизы.
Вторая группа
ситуаций определяется сведениями о времени, месте совершения происшествия, его
последствиях, но отсутствием информации о водителе и ТС.
Непосредственно
после осмотра места происшествия целесообразно допросить потерпевшего, а затем
свидетелей. Одновременно целесообразно назначить судебные экспертизы
(медицинскую, трасологическую, экспертизу веществ, материалов и изделий).
Одновременно проводится розыск водителя, скрывшегося с ДТП. Для розыска
водителя, в частности, используются различные базы данных: автоматизированная
информационно-поисковая система (АИПС) «Автопоиск», где концентрируется
информация о разыскиваемых ТС, автоматизированная дактилоскопическая
информационная система (АДИС) «Папилон», где содержится информация о следах и
отпечатках пальцев рук (в случае, когда водитель оставил следы рук на чем-либо),
АИПС «Портрет-Поиск», где сосредоточен массив субъективных портретов.
В рассматриваемых
случаях розыск заключается преимущественно в проведении комплекса мероприятий,
направленных на установление данных скрывшегося автомобиля и водителя при работе
с очевидцами происшествия. Также используются возможности видеокамер, которые
применяются при регулировании дорожного движения, а также видеокамер наблюдения
систем охраны различных предприятий и учреждений; возможности
аппаратно-программных комплексов «Поток», установленных почти на всех крупных
магистралях.
Активно
используются возможности средств массовой информации путем публикации сообщений
о таких происшествиях с помощью разных каналов связи.
После допроса
установленного водителя необходимо освидетельствовать его на состояние
алкогольного или наркотического опьянения, предъявить его для опознания
потерпевшему, свидетелям-очевидцам и при необходимости провести очные
ставки.
В
третьей ситуации известны время, место совершенного происшествия, последствия,
ТС, но не имеется
сведений о лице, его совершившем. В таких ситуациях потерпевший
и свидетели могут наблюдать водителя, скрывающегося с места
происшествия. Поэтому уже в ходе осмотра места происшествия необходимо
принять меры по розыску владельца ТС,
а после его установления, допросить его
об обстоятельствах
совершения происшествия. Затем следует допросить потерпевшего, свидетелей,
предъявить водителя для опознания.
Особенностью
четвертой группы ситуаций является то, что в начале
расследования следователь располагает достоверной информацией
лишь о последствиях происшествия. При этом, как правило,
неизвестны время, место совершения преступления и лицо, его совершившее.
Эта
ситуация характерна для наезда ТС на
человека и возникает, в основном, в
связи с обнаружением трупа. Сразу же после осмотра места обнаружения трупа и допроса лиц, обнаруживших
труп, назначается
судебно-медицинская экспертиза, по результатам которой удается установить причину смерти (автомобильная
травма), последующее за наездом
перемещение тела. Одновременно следует реализовать комплекс поисковых
мероприятий.
После
установления и допроса подозреваемого необходимо произвести обыск
по месту жительства и работы задержанного для обнаружения
предметов, свидетельствующих о совершении преступления и его
сокрытии, проверку и уточнение показаний подозреваемого для уяснения характера
действий по сокрытию преступления.