§ 3. Особенности производства отдельных следственных действий

 

§ 3. Особенности производства отдельных следственных действий

 

Момент производства обыска по делам о налоговых преступлениях зависит от характера первичной информации, послужившей основанием возбуждения уголовного дела. Если речь идет об информации, полученной оперативными подразделениями негласным путем, то есть сохранен фактор внезапности для субъекта преступной деятельности, обыск следует производить сразу же после возбуждения уголовного дела.

При расследовании преступлений, дела о которых возбуждены по официальным данным (например, акту налоговой проверки), фактор внезапности для лица, его совершившего, незначителен.

В таких случаях он готовится к обыску, скрывает документы, предметы, ценности у родственников, знакомых, соучастников, в иных местах.

После проведения обыска преступник может возвратить по различным причинам (боязнь присвоения, уничтожения, возможность производства обысков у этих лиц) переданные на хранение предметы и документы. Тогда весомый результат дает повторно произведенный обыск, позволяющий обнаружить и изъять искомые документы.

Местами обыска могут быть те же помещения, где производилась выемка. Вместе с тем наиболее эффективными оказываются групповые обыски, проводимые в одно и то же время по месту жительства руководителя (бухгалтера), предпринимателя, в их гаражах, на дачах, в подсобных помещениях, складах и офисах. Одновременность производства обыска у нескольких участников лишает их возможности предупредить друг друга об опасности и спрятать или уничтожить уличающие их предметы и документы. Для проведения таких обысков создается необходимое количество следственно-оперативных групп. Каждую из них должен возглавить следователь, который мог бы самостоятельно руководить обыском на месте, поэтому и необходима тщательная подготовка к его проведению и в первую очередь консультация специалиста.

Планируя обыск по делам о налоговых преступлениях, необходимо учитывать, что в настоящее время повсеместное распространение получил осуществляемый руководителями, бухгалтерами, иными работниками налогоплательщика неофициальный бухгалтерский учет. Поэтому в ходе обыска в обязательном порядке изымаются черновые записи, неофициальная учетная документация, документы, содержащие неоговоренные исправления, допечатки, подчистки. Нередко перечисленные документы позволяют установить истинное значение той или иной финансово-хозяйственной операции.

Документами неофициального учета являются записи в тетрадях, в записных книжках, настольных календарях.

В них могут быть отражены сведения о сделках, операциях, не отразимых в официальных бухгалтерских документах, в том числе:

- о реальном объеме реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг;

- о количестве товара, фактически поступившего на склад;

- о фактической численности работников и действительном размере выплачиваемой им заработной платы;

- о фактически произведенных налогоплательщиком затратах.

При работе с неофициальными документами главное - определить их относимость и допустимость.

С этой целью следователь осматривает их, предъявляет для опознания и ходе допросов, консультируется со специалистом, назначает экспертизы.

Сложность при изъятии черновых записей заключается в том, что неофициальные документы не имеют реквизитов, нигде не регистрируются и не подписываются лицом, их составившим. Это дает обвиняемым и подозреваемым возможность утверждать, что обнаруженные черновые минеи не отражают реальной финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Особое внимание в ходе обысков, проводимых по уголовным делам о налоговых преступлениях, необходимо уделять поиску тайников. Обнаружение тайника, особенно тщательно замаскированного, в таких случаях свидетельствует о прямом умысле субъекта противоправной деятельности на достижение преступной цели, что и требуется доказать по делам рассматриваемой категории.

Принципиально важным в доказательственном и тактическом отношении является обязательное предъявление всех изымаемых документов, особенно обнаруженных черновых записей, понятым и другим присутствующим липам, а затем – их упаковка и опечатывание на месте обыска.

Причем, обнаружив искомые документы, следователь должен предъявить их понятым не только при их изъятии, но и в момент фактического обнаружения и акцентировать внимание понятых и других присутствующих лиц патом, где именно эти документы находятся.

Изымать документы из этого места (в том числе тайника) не только обязательно в их присутствии, но и желательно с их технической помощью. Это поможет в дальнейшем опровергнуть распространенные объяснения обыскиваемых, что обнаруженные предметы и документы подкинуты им во время обыска следователем или другими участвующими в нем лицами.

В качестве понятых для производства обысков, имеющих целью изъятие бухгалтерской документации, необходимо подбирать людей, обладающих хотя бы минимальным уровнем знаний бухгалтерского учета и отражающих его документов. При наличии в настоящее время достаточно большого числа высших и средних учебных заведений, готовящих бухгалтеров и экономистов, можно привлекать в качестве понятых студентов старших курсов юридических вузов. Впоследствии обвиняемый вряд ли сможет утверждать, что тот или иной уличающий его документ в ходе обыска не изымался.

Таким же образом должны подбираться понятые для участия в особо сложных выемках, например, когда изымается большой объем документов; бухгалтерский учет у налогоплательщика запушен или же им оказывается противодействие при проведении этого следственного действия.

При подготовке к обыску, также как и при подготовке к проведению выемки, следователь должен получить все необходимые для оптимального производства этого следственного действия консультации у специалиста, в том числе касающиеся тактических моментов проведения обыска в процессе подготовки к обыску специалист может оказать следователю помощь в выработке плана, определить приборы и специальные технические средства, необходимые для его проведения. При инструктаже участников обыска следователь может советоваться со специалистом по возникающим специальным вопросам и сложившимся у него предположениям, а также разъяснить, какую именно помощь он ожидает от него получить в процессе осуществления следственного действия.

Кроме того, перед началом обыска специалист по просьбе следователя может подробно охарактеризовать свойства документов, на которые следует обратить особое внимание в ходе обыска. Такие разъяснения способствуют более целенаправленному производству этого следственно! о действия. Криминалист, например, может дать совет, как лучше изъять, зафиксировать, упаковать и транспортировать документы, обнаруженные при обыске.

При проведении обысков по делам о налоговых преступлениях должны участвовать следующие специалисты:

1) бухгалтеры (экономисты);

2) специалисты в области компьютерной техник)

3) криминалисты (исследование почерка, подписей, печатен, штампов и др.).

В проведении наиболее сложных обысков, например, в случаях ведения налогоплательщиком бухгалтерского учета и делопроизводств с помощью средств компьютерной техники, целесообразно одновременное участие нескольких специалистов – бухгалтера (экономиста) и специалиста в области компьютерной техники.

Таким образом, гарантией успешного проведения обыска по уголовным и им рассматриваемой категории является его тщательная подготовка, которая помимо свойственных другим категориям дел, включает следующие элементы:

- уточнение перечня документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика в проверяемом периоде и имеющих значение для дела, которые требуется отыскать;

- выяснение всех сведений об искомых документах;

- определение времени производства обыска с учетом характера первичной информации о налоговом преступлении;

- получение консультаций у соответствующих специалистов, касающихся особенностей документов, подлежащих изъятию; приборов и средств, необходимых для производства обыска; упаковки и транспортировки обнаруженных документов;

- комплектование и инструктаж следственно-оперативной группы; включение в нее специалиста соответствующего профиля;

- принятие мер к обеспечению группы научно-техническими средствами и транспортом.

Своеобразие тактики и технических средств, применяемых для обнаружения и изъятия информации, хранящейся в оперативной памяти компьютера или на физических носителях, позволяет выделить новый вид обыска – обыск средств компьютерной техники.

Такой обыск может производиться по любым делам, где требуется просмотр и изъятие документов, находящихся на компьютерных носителях, подготовленных на данном компьютере, полученных с другого компьютера или отсканированных с бумажного документа.

На необходимость изъятия компьютерной информации могут указывать:

- присутствие в материалах уголовного дела бухгалтерских и иных документов налогоплательщика, изготовленных машинным способом;

- наличие у обвиняемого (подозреваемого) специального образования в области вычислительной техники и информатики, а также компьютерной техники в личном пользовании.

При подготовке к проведению обыска средств компьютерной техники, помимо вышеперечисленных мероприятий, необходимо получить достоверные данные о виде и конфигурации используемой ЭВМ, в том числе:

- к какой сети (локальной или глобальной) она подключена;

- имеется ли у налогоплательщика служба безопасности или отдел защиты информационных технологий;

- уточнить систему электропитания помещений, где планируется производство обыска;

- выяснить месторасположение вычислительной техники;

- собрать сведения о сотрудниках, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета и делопроизводства машинным способом;

- установить, какие программы используются налогоплательщиком для подготовки соответствующих документов и ведения учета.

Владение этими сведениями облегчит следователю доступ к хранящейся в компьютере информации и максимально повысит ее доказательственное значение.

Специфика обыска средств компьютерной техники заключается в том, что после прибытия на место обыска следователь в первую очередь должен предпринять все меры, направленные на предотвращение возможного повреждения и уничтожения информации. Для этого обеспечивается контроль за бесперебойным электроснабжением ЭВМ в момент обыска, прекращается доступ посторонних лиц на территорию, где производится обыск. Кроме того, необходимо также принять меры к тому, чтобы оставшиеся на месте обыска работники налогоплательщика не имели возможности прикасаться к средствам вычислительной техники и источникам электропитания.

Обеспечение следователем участия в таких обысках специалистов в компьютерной технике и информатике является необходимым.

Выемка

При определении перечня документов, подлежащих изъятию у налогоплательщика, следователь должен учитывать, что практически во всех случаях изымаются:

- регистрационные документы (учредительный договор, протокол общего собрания учредителей, свидетельство о регистрации, устав);

- документы бухгалтерского учета и отчетности (бухгалтерские книги, регистры, отчеты, балансы);

- приказы, распоряжения, служебная переписка, договоры, книги учета выдачи доверенностей;

- документы учета операций по расчетным счетам (платежные требования и поручения, карточки с образцами подписей лиц, наделенных нравом подписи денежных документов, и оттиском печати организации, банковские выписки);

- первичные кассовые документы, кассовая книга;

- транспортные и приемо-сдаточные документы (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры);

- документы складского учета.

При производстве выемки важно обеспечить, чтобы было изъято именно то, что имеет значение для дела, чтобы должностное лицо или гражданин мытами следователю надлежащий документ, оригинал, а не его копию.

Поэтому в тех случаях, когда намечается изъятие бухгалтерских документов, значение которых следователь самостоятельно определить не может также следует приглашать специалиста соответствующего профиля.

Производя выемку документов, необходимо сверить их реквизиты с данными, имеющимися в распоряжении следователя, сопоставить их общие и частные признаки с данными, содержащимися в материалах дела.

В частности, из первичного документа можно узнать содержание операции, время и место ее совершения, ответственное за нее лицо и другие сведения, необходимые для исследования этой операции.

Особое значение имеют так называемые информационные признаки документа, закрепленные в его обязательных реквизитах, являющихся общими для всех бухгалтерских документов.

К ним относятся: название документа, место, дата его составления; содержание хозяйственной операции и ее основание; подписи лиц, ответственных за совершение операции и за правильность ее оформления.

Защитная функция этих данных заключается в тесной взаимосвязи информационных признаков документа.

3. Содержание любого документа составляют мысли о предметах, явлениях, событиях. То есть содержание документов всегда прямо или косвенно указывает на обстоятельства, характеризующие элементы состава преступления. Причем одни документы содержат открытую информацию о фактах, имеющих процессуальное значение. К числу их относятся, например, письма, черновые записи, записные книжки. В других доказательственная информация носит скрытый характер.

Например, содержание документа внешне выглядит обычно, а по существу не отвечает действительному положению дел. К таким документам относятся бестоварные накладные (фактуры), акты фиктивной закупки материальных ценностей, фиктивного либо завышенного списания сырья, товаров на складах и в торговых точках. Наиболее полно исследовать полученные в ходе предварительного следствия бухгалтерские документы следователь может путем производства их следственного осмотра.

4. Целями осмотра документов являются как раз выявление и фиксация таких их признаков, которые придают документам значение вещественных доказательств, а также установление удостоверенных ими или изложенных в них обстоятельств и фактов, имеющих значение для дела.

В связи с этим следственный осмотр обнаруженных и изъятых следователем бухгалтерских документов налогоплательщика занимает особое место при расследовании налоговых преступлений. Это единственное следственное действие, которое должно производиться незамедлительно, независимо от способа получения и характера первичной информации, так как от его проведения зависят дальнейший ход расследования и соблюдение установленных законом сроков предварительного следствия.

В зависимости от сведений, содержащихся в полученных бухгалтерских документах, следователь может выдвинуть различные версии, определить дальнейшие пути расследования.

Так же незамедлительно должен производиться следственный осмотр, если решение о возбуждении уголовного дела принималось на основании, например, акта налоговой проверки, поступившего из налогового органа и уже содержащего бухгалтерские документы, подтверждающие нарушение налогоплательщиком действующего налогового законодательства.

Следственный осмотр имеющихся бухгалтерских и иных документов в буквальном смысле должен быть одним из первых следственным действием по уголовным делам о налоговых преступлениях.

Помимо возможности определить очередность производства последующих следственных действий с учетом почерпнутой из этих документов информации, это позволит:

1) установить круг лиц, имеющих непосредственное отношение к оформлению и подписанию обнаруженных документов и подлежащих допросам в первую очередь;

2) назначить требующие значительных временных затрат экспертизы;

3) выявить, какие документы, имеющие значение для уголовного дела, отсутствуют и где они в настоящий момент могут находиться.

5. В процессе осмотра документа следует обратить внимание на такие его признаки:

1) характер, видовую принадлежность документа, его назначение, в том числе соответствует ли уставу или положению о данной организации, ее компетенции, видам осуществляемой деятельности, положению о порядке и системе бухгалтерского учета и документооборота фиксированная им операция;

2) внешние признаки документа, прежде всего его реквизиты; h качество, время, место, способ и средства изготовления;

3) характер, суть, содержание, специфические особенности отображаемого объекта или сделки;

4) идентичность между собой по своему содержанию документов (счеши, накладных), составляемых в нескольких экземплярах;

5) криминальные и некриминальные изменения фактуры, структуры, отдельных компонентов документа, а также наличие следов технической подделки документа (печати, штампа), признаки подчистки, исправления текста, дописок, неоговоренных должным образом изменений текста;

6) информацию о лицах, органах и организациях, имевших какое-либо ношение к документу в связи с его изготовлением, хранением, передачей, сбытом, изучением, использованием на всем пути его движения вплоть до момента обнаружения и криминалистического исследования;

7) обстоятельства, связанные с тем, каким образом документ оказался и распоряжении лиц, осуществляющих расследование;

8) цели и возможности использования в уголовном производстве помученной при осмотре документа информации, включая построение Модели искомого преступника и способов его установления.

Таким образом, информационное содержание документов не исчерпывается одним только текстом. Важные сведения о фактах, имеющих значение для дела, содержатся и в иных их частях, в том числе:

а) по признакам, характеризующим навыки письма, осуществляется криминалистическая идентификация исполнителя рукописных текстов (цифровой записи либо подписи), независимо от смыслового содержания документов;

б) особенности, отражающие свойства печатающих поверхностей, позволяют установить технические средства, применявшиеся для изготовления документов;

в) исследование материалов, документов, их структурно-функциональных особенностей нередко приводит к выводу о наличии либо отсутствии травления, подчистки, дописки и прочих изменений первоначального содержания документов, дает возможность установить тождество, групповую принадлежность или различия бумаги, красителей и других компонентов материальной основы документов.

Следственная практика показывает, что при следственном осмотре бухгалтерских документов преобладают их обозрение и формальная фиксация реквизитов.

Что касается исследовательской части, то она полностью возлагается на экспертов и специалистов. Такое положение ведет к неоправданной потере времени, так как следователь сам может и должен выявлять наиболее явные несоответствия п бухгалтерских документах и незамедлительно производить необходимые в этом случае следственные действия. Два вида следственного осмотра бухгалтерских документов: осмотр отдельного (единичного) документа и осмотр совокупности документов, отражающих одну и ту же или взаимосвязанные операции либо движение однородного имущества.

Осмотр документов с учетом выдвинутых версий и уже имеющихся данных по делу позволяет следователю применять наряду с бухгалтерскими методами логический анализ. Это в значительной мере уменьшает момент формализма, неизбежно имеющий место при сугубо бухгалтерском исследовании.

Следователь в данном случае не просто проверяет наличие всех необходимых реквизитов документа, а устанавливает их соотношение как друг с другом, так и с иными обстоятельствами дела.

При осмотре следователем единичного бухгалтерского документа необходимо в первую очередь проверить время его составления с учетом знания объективной возможности выполнения в этот период данной операции (например, имелись ли в наличии перечисленные в документе ценности, могли ли они быть отпущены). Практике известны случаи датирования документа числом, предшествующим времени изготовления самого бланка. Важную роль в осмотре отдельного документа играют его индивидуализирующие признаки.

Следователю лучше, чем специалисту подразделения налоговых проверок или налоговому инспектору, известно, могло ли лицо, значащееся в документе, подписать его в указанный момент.

По характеру отметок на документе можно проследить этапы учетного процесса, а значит, установить лиц, имеющих отношение к совершению и оформлению операции.

Исследуя формальные признаки документа, необходимо обращать внимание на обстоятельства, свидетельствующие о необычном составлении или прохождении документа.

К таким обстоятельствам можно отнести наличие печати предприятия вместо штампа и подписание документа лицом, чья подпись не требуется.

Логический анализ реквизитов бухгалтерского документа значительно расширяет возможности предварительного следствия. Обстоятельства, не существенные с бухгалтерской точки зрения, при изучении их следователем могут дать ценные сведения о способах совершения и сокрытия уклонения от уплаты налогов.

Показания сотрудников налоговых органов позволяют уточнить аргументацию этого органа при определении налогового нарушения, уяснить существенные обстоятельства обнаружения преступления и поведения подозреваемого.

Существенные для дела данные могут сообщить лица из окружения подозреваемых, в том числе сотрудники организации, подчиненные, партнеры.

Сложность подготовки к допросам подозреваемых по делам о налоговых преступлениях определяется важностью ее результатов для повышения эффективности этого следственного действия. Сама подготовка предполагает:

- изучение налогового законодательства, знание налоговых терминов;

- системное изучение документов.