§ 1. Понятие и законодательные основы размещения государственного (муниципального) заказа

 

Глава 17

Расследование преступлений в сфере государственных закупок

 

§ 1. Понятие и законодательные основы размещения

государственного (муниципального) заказа

 

Прежде чем рассматривать особенности расследования преступлений, совершаемых при планировании, размещении и исполнении государственного (муниципального) заказа, полагаем необходимым кратко охарактеризовать, что собой представляет бюджетное учреждение и процедуру заключения государственных контрактов.

В соответствии с Федеральными законами от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — ФЗ о некоммерческих организациях) и от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в настоящий момент в Российской Федерации можно выделить три вида федеральных государственных учреждений: автономные, бюджетные и казенные.

Официальное определение бюджетного учреждения раскрывается в ФЗ о некоммерческих организациях (п. 1 ст. 9.2). Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Исходя из данного определения бюджетного учреждения как организационно-правовой формы юридического лица и самого названия, следует, что оно может быть только государственным или муниципальным и соответственно создаваться Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием (п. 1 ст. 9.1). Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Государственный заказ представляет из себя заказ государственных или подведомственных им учреждений на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг за счет государственных бюджетных средств.

Государственный заказ направлен на удовлетворение потребностей Российской Федерации и (или) её субъектов с целью осуществления ими предусмотренных действующим законодательством функций, в том числе по реализации государственных целевых программ.

Соответственно, муниципальным заказом будет являться заказ муниципальных органов или подведомственных им учреждений на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг за счет средств муниципального образования (местного бюджета) и направленный на удовлетворение потребностей соответствующего муниципального образования с целью осуществления им предусмотренных действующим законодательством функций.

Предметом муниципального заказа могут, например, являться работы по благоустройству территории муниципального образования, строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры, дорог, жилого и нежилого муниципального фондов, инженерных сетей, переработка и утилизация отходов и т.д.

Реализация государственного (муниципального) заказа осуществляется посредством исполнения, заключенного в соответствии с действующим законодательством контракта.

Таким образом, в настоящие время можно выделить следующие виды заказа: федеральный, субъектовый и муниципальный.

В соответствии с государственным или муниципальным контрактами на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик, исполнитель принимает на себя обязательство по передаче государственному или муниципальному заказчику, либо в соответствии с его указаниями иному лицу, товаров, выполнение работ, оказание услуг, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг.

Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.

Заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта.

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Соответственно к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации.

 Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Законодательство Российской Федерации, регулирующее планирование, размещение и исполнение государственного (муниципального) заказа основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского и Бюджетного кодексов РФ, Федеральных законов: от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», от 02.12.1994 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».

Система государственных закупок должна основываться на принципах открытости, прозрачности информации о соответствующих закупках, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства системы закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Стороной, которая находится в правоотношениях с заказчиком (казенным учреждением) по контракту, может выступать поставщик (если контракт заключается на поставку товаров), подрядчик или исполнитель при заключении контрактов соответственно на подрядные работы и оказание услуг.

До момента заключения контракта будущий поставщик (подрядчик, исполнитель) последовательно выступает как:

- участник закупки, который может проходить отбор на общих основаниях либо может иметь преимущества;

- лицо, с которым контракт подлежит заключению (победитель конкурентного способа осуществления закупки).

Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может стать любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя  (п. 4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). 

Для этого подается заявка соответствующей формы (с приложением определенного рода документов) на участие в конкурентных способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), таких, как конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, либо возможно получить предложение от заказчика заключить контракт в рамках процедуры осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).После получения заявки заказчик (казенное учреждение) проверяет соответствие участника требованиям, установленным в ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Работу по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд можно условно разделить на три этапа:

1) планирования и обоснования заказа;

2) размещения заказа и заключение контракта;

3) исполнения заказа (контракта).