§ 2. Особенности расследования уголовных дел о преступлениях, совершаемых при планировании, размещении и исполнении государственного (муниципального) заказа

 

§ 2. Особенности расследования уголовных дел о преступлениях,

совершаемых при планировании, размещении и исполнении

государственного (муниципального) заказа

 

Реализация государственного (муниципального) заказа осуществляется посредством исполнения, заключенного в соответствии с действующим законодательством контракта.

Таким образом, подготавливая и реализуя преступные деяния, совершаемые при планировании, размещении и исполнении государственного (муниципального) заказа, преступник использует определенные способы по осуществлению своих действий, выбор которых им, в свою очередь, причинно обусловлен целым рядом вышеуказанных объективных факторов, не учитывать которые преступник не может.

Результатом применения преступником того или иного способа совершения преступления выступает следовая картина, которая является отображением преступной деятельности во внешней среде.

Что же касается рассматриваемой нами категории преступлений, то основными следами его подготовки и совершения являются документы и в первую очередь те, которые в обязательном порядке предоставляются вместе с заявкой на участие в конкурсе по заключению государственного контракта, а также в дальнейшем непосредственно при его заключении.

Расследование любого преступления и тем более того или иного их вида либо группы носит всегда ситуационный характер, что также обусловлено различными факторами, которые, в свою очередь, определяют характер, объем, содержание и последовательность проведения тех или иных следственных действий, особенности тактики их реализации.

Следует так же отметить, что преступления, рассматриваемой группы,  квалифицируются по различным статьям: 159 (мошенничество), 160 (присвоение или растрата); 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 285.1 (нецелевое расходование бюджетных средств), 286 (превышение должностных полномочий), 289 (незаконное участие в предпринимательской деятельности), 290 (получение взятки), 291 (дача взятки), 291.1 (посредничество во взяточничестве), 292 (служебный подлог), 293 (халатность) Уголовного кодекса Российской Федерации.

Однако в следственной и судебной практике квалификация преступлений, совершаемых при планировании, размещении и исполнении государственного (муниципального) заказа в соответствии с ч. 4 ст. 159 УК РФ – преобладает. Умысел виновного лица направлен либо на хищение бюджетных средств, либо на получение материальной выгоды при использовании своего служебного/должностного положения в рамках подготовки, заключения и исполнения государственного (муниципального) заказа.

Алгоритм расследования должностных коррупционных преступлений рассмотрен в отдельном параграфе данного издания, поэтому, детально рассмотрим расследование именно хищения денежных средств при планировании, размещении и исполнении государственного (муниципального) заказа. 

На стадии возбуждения уголовного дела по преступлениям, совершаемым при планировании, размещении и исполнении государственного (муниципального) заказа, возможно выделить следующие исходные ситуации:

1) После заключения контракта и исполнения обязательств (перечисления денежных средств) потерпевшие обнаруживают, что другой стороной условия контракта (договора) не выполнены, а документы, представленные в подтверждение исполнения обязательств, оказались подложные.

Так, Литвак Е.А. совместно со Слинчуком С.Н., используя в качестве заказчика-застройщика и подрядчика подконтрольные им организации ООО «Дельта Строй» и ООО «Строительная компания «Антей», путем предоставления недостоверных актов о приемке выполненных работ между указанными организациями по унифицированной форме КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затратах по унифицированной форме № КС-3 и иных документов, содержащих заведомо ложные сведения о выполнении завышенных объемов и стоимости выполненных работ, применяемых расценок и коэффициентов, а также стоимости поставленных для целей реконструкции материалов и оборудования, реализовали хищение денежных средств, выделяемых из бюджета Тверской области на реконструкцию стадиона «Центральный»;

2) исполнитель выполнил работы, но в ходе проверки их качества обнаружилось их несоответствие условиям государственного или муниципального контракта.

Так, Следственными органами ГСУ Следственного комитета (СК) РФ по Москве 8 мая 2018 г. возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») после прокурорской проверки о признаках мошенничества, халатности и растраты при исполнении компанией «Мособлспортстрой» работ по реконструкции здания Минобрнауки на ул. Тверская. Следствием установлено, что в июле 2011 г. между строительной компанией и ведомством был заключен контракт на составление проектно-сметной документации по реконструкции здания и выполнение самих работ. Сумма контракта составила около 566,7 млн. руб., рассказал источник. В период с начала июня по конец декабря 2012 г. Минобрнауки РФ перечислило компании около 540,7 млн. руб. Однако, как показала проверка, оплачены были в том числе фактически не проводившиеся работы, также компания не поставила министерству оборудование и мебель. «Таким образом, неустановленные лица предоставили недостоверные сведения о полноте и качестве выполненных работ, и средства на счет ООО «Мособлспортстрой» были перечислены необоснованно, что повлекло причинение ущерба в особо крупном размере»;

3) в ходе производства проверки, ревизии установлено, что исполнитель выполнил работы, но по завышенным ценам.

Так, в случае с космодромом Восточный завышение стоимости работ производилось путем разработки индивидуальных индексов пересчета сметной стоимости строительства. В июне 2016 г. бывшего начальника одного из подразделений проектного института Минобороны осудили на пять лет колонии за хищение более 14,5 млн. руб., выделенных на строительство космодрома «Восточный» (контракт был заключен с «Роскосмосом», но через субподрядчика). Поводом и основанием возбуждения уголовного дела стали материалы аудиторской проверки объектов наземной инфраструктуры при строительстве космодрома, предоставленные Счетной палатой Российской Федерацией. Так, Счетная палата установила, что эти действия заказчика могли быть направлены на завышение расходов бюджета и получение необоснованной прибыли, при этом индивидуальные индексы для Восточного не были определены нормативными правовыми актами и не соответствовали поручению руководства страны. В результате применения индивидуальных индексов стоимость строительства объектов космодрома увеличилась почти на 13,2 млрд. руб.;

4) в ходе производства проверки, ревизии установлено, что в рамках исполнения государственного (муниципального) заказа производилась закупка так называемых «некондиционных» товаров и услуг.

Так, в Калининграде возбуждено уголовное дело о хищениях более 752 млн рублей, выделенных на подготовку ЧМ-2018. Следствием установлено, что в 2013 г. ОАО «Глобалэлектросервис» выиграла открытый аукцион на первый этап строительства футбольного стадиона в Калининграде к ЧМ-2018 – инженерную подготовку участка. Стоимость контракта составила 850 млн рублей. Для укрепления грунта под будущим стадионом закупался и использовался дешевый песок, не отвечающий требованиям проекта. Закупка так называемого «некондиционного» песка, приобретенного по завышенным ценам, позволило «сэкономить» около 752 млн. руб., которые, по версии следствия, незаконно обращены в пользу виновных лиц.

В материалах проверки сообщения о преступлении должны быть сведения:

- о характере деятельности организации в период хищения бюджетных средств при заключении государственных контрактов;

- о наличии договорных отношений, под видом которых совершено преступление, и факте невыполнения обязательств по сделкам (когда и с какой организацией был заключен контракт (договор), конкретное содержание мошеннических действий, способ совершения хищения и т.д.);

- о размере похищенного (бухгалтерские и иные сопроводительные документы, платежные поручения, контракты и т.д.);

- о мерах, предпринятых для проверки добросовестности контрагента при заключении государственного контракта (тендера).

После возбуждения уголовного дела безотлагательно проводится комплекс неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств совершенного преступления, изобличение виновного (виновных), установление его местонахождения, пресечение преступной деятельности, установление размера ущерба и т.д. На первоначальном этапе расследования проводятся поиск, фиксация и изъятие объектов, являющихся вещественными доказательствами по делу.

Основой для выдвижения следственных версий и планирования расследования является не только информация, содержащаяся в протоколах следственных действий, но и сведения об отдельных обстоятельствах совершения преступления, полученные в ходе производства допросов свидетелей и потерпевших. Таковыми, как правило, являются заявитель и лица, непосредственно контактировавшие с предполагаемым подозреваемым. Однако следует учитывать, что в крупных организациях лица, от имени которых поступает заявление о преступлении (директор, начальник юридического отдела, начальник службы безопасности и т.д.), могут быть в наименьшей степени осведомлены об обстоятельствах хищения, поскольку непосредственно могли не вступать в контакт с предполагаемым преступником и не занимались оформлением документов. В этой связи в первую очередь следует допросить тех лиц, которые принимали непосредственное участие в оформлении документов и заключении контракта, под видом исполнения которого совершено хищение, лиц, обладающих информацией о формах безналичных расчетов, а также о мерах, предпринятых после выявления признаков преступления.

В первую очередь изъятию подлежат документы, предоставленные предполагаемыми подозреваемыми, составленные с их участием, а также отражающие наличие и движение денежных средств.

По существу, о складывающихся по уголовному делу следственных версиях возможно говорить лишь после производства допросов лиц, принимавших решение и заключавших контракты (соглашения), осуществлявших перевод денежных средств.

Как правило, хищения бюджетных денежных средств при заключении государственных контрактов совершаются группой лиц, в т.ч. с распределением ролей.

Изучив материалы проверки сообщения о преступлении, следует сделать вывод о совершении преступления единолично, группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, при помощи неосведомленных лиц. По уголовным делам данной категории подлежат установлению следующие обстоятельства, подлежащие доказыванию (ст. 73 УПК РФ):

1) место совершения преступления: место регистрации организации, с использованием документов которой совершено хищение; юридический и фактический адрес этой организации; места приобретения и изготовления подложных документов, которые использовались при совершении хищения; место заключения контракта, послужившего основанием для хищения; место оформления документов по реализации достигнутых соглашений; место завладения денежными средствами; места сокрытия предметов и документов, других средств, использованных для совершения преступления;

2) время совершения преступления: период времени, затраченный на подготовку преступления; период существования преступной группы до и после совершения преступления; время создания фиктивной организации для реализации преступного умысла; время фактического функционирования организации, от имени которой совершено хищение; продолжительность осуществления подготовительной деятельности, направленной на создание условий для совершения преступления; время совершения каждого из обманных действий при совершении хищения; момент завладения денежными средствами;

3) данные о потерпевшем: наименование бюджетной организации; организационно-правовая форма; форма собственности; юридический и фактический адрес; виды осуществляемой хозяйственной деятельности; порядок и условия осуществления сделок, работы с контрагентами и расчетов; распределение обязанностей в подразделениях и круг обязанностей конкретных сотрудников; специфика учета и контроля над финансово-хозяйственными операциями; реальность выполнения условий контракта, в процессе которого совершено мошенничество;

4) предмет и размер похищенного: вид и содержание сопроводительной документации; размер похищенного и причиненного материального ущерба;

5) данные о субъекте предпринимательской деятельности, от имени которого совершено хищение: полное и сокращенное наименование; форма собственности; наличие государственной регистрации; лица, создававшие или помогавшие создавать организацию; постановка на учет в налоговой инспекции и других государственных органах и негосударственных фондах; наличие банковских счетов; наличие лицензий на соответствующие виды деятельности; состояние и движение средств на расчетном счете; подлинность (подложность) документов, на основании которых создавалась и регистрировалась организация; наличие и размеры уставного фонда; наличие (отсутствие) реальной финансово-хозяйственной деятельности до и после совершения преступления; факт возможной утраты финансово-хозяйственных документов, печатей и штампов; круг лиц, имеющих право подписи финансовых документов и доступа к бланкам, печатям и штампам и т.п.;

6) данные о подготовке к совершению преступлению, реализации преступного умысла и о деятельности по его сокрытию: действия по созданию фиктивной организации или приобретению действующей организации для целей хищения; действия по приобретению и изготовлению подложных документов, хищению подлинных документов, бланков и т.д.; деятельность по созданию видимости функционирования организации (аренда офисов, складских и производственных помещений, приобретение оргтехники, наем персонала и т.д.) с целью использования ее в механизме хищения; источники финансирования подготовительной деятельности; разведывательные действия в отношении предполагаемых объектов посягательства, в т.ч. подыскание сообщников из числа работников организации; характер и содержание преступных действий на этапе переговоров, при заключении контракта; действия каждого участника группы на этапе совершения хищения бюджетных средств при заключении государственных контрактов; действительность и объем выполненных сторонами обязательств и наличие реальных возможностей к их выполнению; способы получения и обналичивания денежных средств; действия по уничтожению и сокрытию следов преступления;

7) данные о субъекте(ах) преступного посягательства: фамилия, имя, отчество и другие установочные данные каждого субъекта (дата и место рождения, образование, пол, наличие судимостей, семейное положение, место работы, учебы и т. д.); характеризующие данные на предполагаемого подозреваемого; умения и навыки, в т.ч. преступные, позволившие осуществить преступный замысел (опыт коммерческой деятельности, знание специфики конкретного ее вида, наличие необходимых связей, навыки подделки документов и т. д.); отношение к собственности организации – объекта посягательства и организации, под прикрытием которой совершено преступление (постороннее лицо, наемный работник, учредитель); обязанности и распределение ролей в группе; умысел на хищение, корыстная и иная личная заинтересованность каждого участника преступления.

8) о наличии у лица умысла, направленного на хищение, могут свидетельствовать, заведомое отсутствие у него реальной возможности исполнить обязательство, о чем данное лицо знало до заключения контракта.

Об этом может свидетельствовать использование указанным лицом подложных документов, в том числе фальшивых гарантийных писем, поручительств, финансовых документов, использование фиктивных уставных документов, отсутствие лицензии, необходимой для осуществления соответствующей деятельности, направленной на исполнение принятых на себя, согласно условий контракта, обязательств, сокрытие информации о наличии задолженностей и залогов имущества, создание лже-предприятий, выступающих в качестве одной из сторон в сделке, отсутствие реальной рабочей силы, необходимой для выполнения работ, оказания услуг по принятым обязательствам.

Проводя соответствующую проверку необходимо выяснять не присутствовала ли со стороны должностных лиц заказчика личная заинтересованности в ненадлежащем исполнении условий контракта.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает, что «контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц».

Соответственно получение указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц, образует состав преступления, предусмотренного ст. 290 («Получение взятки») УК РФ.

Используя результаты ведомственных проверок, выявляются нарушения действующего законодательства, допущенные ими при размещении и контроле исполнения государственного (муниципального) заказа.

Характерной чертой хищения бюджетных денежных средств при заключении государственных контрактов является то, что преступники, исходя из специфики способа и обстановки совершения преступления, области криминальной деятельности, вынуждены обращаться в юридические фирмы, государственные учреждения для оформления тех или иных документов. В этой связи главной задачей следователя и оперативных сотрудников является своевременное установление свидетелей и их допрос, а также выемка документов.

В ситуации, когда хищение бюджетных средств при заключении государственных контрактов совершено неустановленными лицами, с использованием поддельных документов, удостоверяющих личность, целесообразно проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия одновременно по нескольким направлениям: установление и доказывание факта преступления и действий преступников при оформлении сделки и получении денежных средств; установление признаков внешности участников преступления; установление характера подготовительных действий и выделение информации, позволяющей установить мошенников.

Признаки, которые позволяют отнести тендер или госзаказ к коррупционному, а также свидетельствовать об умысле лица:

1) цена (начальная максимальная цена контракта по контракту, указанная в извещении на закупку).

Указывать на коррупционную составляющую может как заниженная, так и завышенная. Если в отношении определенных товаров и услуг определить, насколько справедлива цена, достаточно легко, то в отношении технически сложных товаров могут возникнуть сложности. Слишком низкая цена для подобного подряда может свидетельствовать о том, что закупка является притворной, и никакие работы по ней не предполагаются, а участники мошеннической схемы планируют просто разделить деньги между собой;

2) нереальные сроки выполнения работ.

Обычно речь идет о слишком сжатых сроках исполнения госконтракта, в которых подрядчику невозможно его исполнить. Это может говорить о том, что «нужная» компания уже выполнила или начала выполнять данную работу, что закрывает доступ к тендеру для других участников. Заказчик запрашивает от участников лицензии и свидетельство о членстве в саморегулируемой организации (СРО), которые данный вид работ не предусматривает. В этом случае действия заказчика подлежат обжалованию в ФАС;

3) объединение нескольких несвязанных лотов в один.

Такие действия обычно резко ограничивают конкуренцию, так как не каждый участник сможет исполнить одновременно объективно несвязанные условия;

4) невнятное техническое задание.

Это может быть техническое задание, которое составлено под конкретного поставщика или из которого вовсе непонятно, что требуется заказчику в рамках данного заказа;

5) явное несоответствие предмета закупки ее цели. Достаточно распространенный пример – закупка автомобилей люксового сегмента на бюджетные деньги для рядовых госслужащих;

6) заведомо некорректное внесение данных в единую информационную систему (ЕИС): смешение в описании предмета закупки кириллицы и латиницы и пр. Согласно сложившейся практике, наиболее коррумпированными в госзакупках являются сферы оказания строительных услуг, ремонта дорожного покрытия, услуг, медицинской сферы и пр.;

7) дробление цены госзакупки;

8) техническое задание, заведомо составленное под вполне определенного поставщика.

При разрешении в порядке ст. 144-145 УПК РФ материалов, связанных с незаконными действиями при заключении (исполнении) государственных контрактов,  необходимо, чтобы до принятия решения о возбуждении уголовного дела была проведена бухгалтерская или экономическая документальная проверка (ревизия), комплексная строительно- бухгалтерская экспертиза с соответствующими выводами  специалистов, а также получены объяснения по выводам специалистов от должностных лиц или лиц, осуществляющих управленческие функции, которые предварительно должны быть ознакомлены с актами проверок. При наличии со стороны должностных лиц или лиц, осуществляющих управленческие функции, возражений на акты проверок (ревизий) по ним должны быть получены заключения специалистов. Если к возражениям на акты проверок приложены какие-либо документы, то по ним от специалистов также следует получить заключения. Только после соблюдения данной процедуры при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, принимается решение о возбуждении уголовного дела.

Таким образом, следователем должны быть установлены:

- наименование и место нахождения государственной (муниципальной) организации – заказчика, ее юридический и фактический адреса;

- ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика), место и дата постановки организации-заказчика на налоговый учет, наименование учредителей, фамилию имя отчество руководителя и главного (старшего) бухгалтера, какими документами определены их полномочия и компетенция;

- когда, каким решением заказчиком создана комиссия по осуществлению закупок, состав данной комиссии, ее председатель и порядок работы.

Если таковая не создавалась, то причины, по которым данная комиссия не была создана. При выяснении указанных обстоятельств необходимо учитывать требования ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- создавались ли заказчиком конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений, единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений.

Если таковые комиссии были созданы, то соответственно, когда, каким решением, состав данных комиссий, их порядок работы. При выяснении указанных обстоятельств необходимо учитывать требования ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- обжаловалось ли решение комиссии, участником конкретной закупки и если обжаловалось, то результат рассмотрения жалобы;

- привлекалась ли заказчиком, в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона, в том числе для разработки конкурсной документации, документации об аукционе, размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя), специализированная организация.

Если таковая привлекалась, соответственно ее название, форма собственности, место фактического нахождения, юридический адрес, ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика), кто является ее учредителем (учредителями), руководителем, какие действия ею осуществлялись, дата и номер соответствующего контракта о привлечении специальной организации.

Для выяснения указанных обстоятельств следователю необходимо истребовать заверенные копии уставных документов организации-заказчика, приказы о назначении руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации, их должностные обязанности.

Также истребуются копии решения заказчика о создании комиссии по осуществлению закупок, конкурсных, аукционных, котировочных комиссий, комиссий по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений, единых комиссий, осуществляющих функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений, контракт со спецорганизацией, если таковая привлекалась.

После получения указанных документов следователь получает объяснения от председателя комиссии по осуществлению закупок относительно работы данной комиссии по подготовке, размещению, исполнению определенного заказа. В соответствии с требованиями ст. 83, 144, 176 УПК РФ в целях обнаружения следов преступления с использованием официального сайта http://zakupki.gov.ru/ производит осмотр документов конкретного заказа. К протоколу осмотра, при необходимости прилагаются скриншоты соответствующих документов.

При этом необходимо выяснить основания размещения заказа, его необходимость. Кто осуществлял подготовку, конкурсной (аукционной) документации, ее размещение и проведение соответствующего конкурса (аукциона). Кем осуществлялся контроль исполнения заказа, каким образом.

Необходимо учитывать, что к совершению преступлений в сфере размещения государственного (муниципального) заказа могут быть причастны должностные лица, а также иные лица, действующие в составе организованной преступной группы в соответствии с определенной ролью каждого ее (группы) участника. Устанавливая обстоятельства совершения такого преступления, следователю надлежит выяснить роль каждого из участников группы, оценить законность их действий и мотивы, которыми они при этом руководствовались, допустимость их действий относительно действующего законодательства.

Все вышеизложенное необходимо учитывать при проведении допросов представителей заказчика, которые в зависимости от конкретных обстоятельств каждого уголовного дела, могут быть допрошены в качестве свидетеля, подозреваемого, обвиняемого. В независимости от их процессуального положения на текущий период времени, перед ними в обязательном порядке должны быть поставлены следующие вопросы:

- кем составлялись и утверждались планы закупок, планы-графики, обоснования закупок, расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены контракта с единственным поставщиком)?

- что являлось основанием для составления указанных документов;

- кем осуществлялось размещение заказа, привлекалась ли при этом спецорганизация, если да, то ее наименование и место нахождения?

- кем в ходе закупок составлялись соответствующие протоколы?

- кем осуществлялось ведение журнала регистрации заявок на участие в закупках?

- кто разрабатывал условия контракта и подписывало ли его лицо, указанное в контракте как представитель заказчика?

- заключались ли дополнительные соглашения к контракту, если да, то с какой целью?

- осуществлялась ли и каким образом проверка заказчиком банковских гарантий, которые были предъявлены поставщиками, подрядчиками, исполнителями в обеспечение исполнения контрактных обязательств?

- кто из представителей заказчика и каким образом осуществлял контроль выполненных работ (оказанных услуг)?

- были ли в ходе контроля выполненных работ (оказанных услуг) обнаружены недостатки и какие именно?

Соответствовало ли качество выполненной подрядчиком, исполнителем, поставщиком работы (услуги) условиям контракта, а при отсутствии или неполноте указанных условий требованиям, обычно предъявляемым к работам (услугам) соответствующего рода. В случае, если недостатки были обнаружены, какие были предприняты меры для их устранения: проводились ли переговоры с представителем подрядчика, исполнителя, поставщика. Если таковые проводились, то каковы их результаты. Если переговоры не проводились, то по какой причине. В случае отсутствия результатов переговоров, направлялась ли заказчиком в адрес подрядчика, исполнителя, поставщика соответствующая претензия с требованием устранения недостатков, уплаты неустойки, расторжения контракта. Если претензия не направлялась, то по какой причине. Если претензия направлялась, то каковы результаты ее рассмотрения подрядчиком, исполнителем, поставщиком. Была ли данная претензия удовлетворена в досудебном порядке. Если требования, изложенные в претензии, не были удовлетворены подрядчиком, исполнителем, поставщиком в добровольном порядке подавалось ли заказчиком в суд соответствующее исковое заявление. Если исковое заявление не подавалось, то по какой причине. Если исковое заявление было подано, результаты его рассмотрения судом. В случае если судом было вынесено решение об удовлетворении заявленных заказчиком исковых требований, осуществлялось ли соответствующее взыскание. Если взыскание не было осуществлено, то по какой причине.

В случае, если будет установлено наличие подписанного между представителями заказчика и подрядчика акта выполненных работ без недостатков при их фактическом наличии, представитель заказчика акт подписавший, должен объяснить подписание данного акта в указанном виде.

Экспертизы. Так для разрешения вопроса о возможности выполнения подрядчиком (поставщиком, исполнителем) принятых на себя контрактных обязательств необходимо назначение экономической экспертизы, на разрешение которой необходимо поставить следующий вопрос:

Располагало ли (название организации) на дату заключения государственного (муниципального) контракта (реквизиты контракта) необходимыми активами для выполнения принятых на себя обязательств в виде (вид обязательства)?

Для разрешения вопроса о целевом (нецелевом) расходовании бюджетных денежных средств необходимо назначение экономической экспертизы, на разрешение которой необходимо поставить следующий вопрос:

Имелась ли необходимость в осуществлении (наименование заказчика) в период 20___ года закупки (наименование товара или услуги) для осуществления функционирования данной организации?

Для разрешения вопроса о полноте объема выполненных работ (оказанных услуг) и их качестве, в зависимости от вида выполненных работ (оказанных услуг) может быть назначена товароведческая либо экономическая экспертиза, на разрешение которой необходимо поставить следующий вопрос:

Соответствует ли качество поставленного (наименование поставщика) либо (выполненных работ, оказанной услуги) в соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта (реквизиты контракта) заказчику (наименование заказчика), (дата поставки), (наименование товара либо работы, услуги) требованиям к качеству аналогичных товаров (работ, услуг)?

Вышеуказанный перечень вопросов и вид экспертиз является общим. В зависимости от конкретной ситуации по расследуемому уголовному делу могут быть назначены иные виды экспертиз и перед экспертами могут быть поставлены дополнительные вопросы.

Установив, что преступлением, совершенном при размещении и исполнении государственного (муниципального) заказа потерпевшему причинен имущественный вред, в целях обеспечения гражданского иска и возмещения причиненного вреда, следователь в соответствии с требованиями ст. 160.1 УПК РФ обязан принять меры по установлению имущества подозреваемого, обвиняемого, стоимость которого обеспечивает возмещение причиненного имущественного вреда, либо лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за вред, причиненный подозреваемым, обвиняемым и наложить на арест на данное имущество.

К указанным мерам относится направление следователем соответствующих запросов в государственные органы, такие как Росреестр, ГИБДД, Росфинмониторинг на предмет установления наличия у подозреваемого, обвиняемого движимого и недвижимого имущества, открытых банковских счетов.

Решение о признании гражданским истцом оформляется соответствующим постановлением следователя.

Следователь, установив имущество подозреваемого, обвиняемого либо лиц, которые несут ответственность за вред, причиненный подозреваемым, обвиняемым, стоимость которого обеспечивает возмещение причиненного имущественного вреда должен принять незамедлительные меры, направленные на наложение ареста на это имущество.

При этом, наложение ареста на имущество вышеуказанных лиц производится следователем в соответствии с требованиями ст. 115 УПК РФ, предусматривающей, что следователь с согласия руководителя следственного органа, возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

Наложение ареста на имущество состоит в запрете, который адресован собственнику или владельцу имущества, распоряжаться, в том числе производить отчуждение данного имущества, а в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение.

При наложении ареста на имущество, в соответствии со ст. 166, 167 УПК РФ составляется протокол. Копия данного протокола должна быть вручена лицу, на имущество которого наложен арест.

Имущество, на которое наложен арест, может быть изъято либо передано по усмотрению лица, производившего арест, на хранение собственнику или владельцу этого имущества либо иному лицу, которые должны быть предупреждены об ответственности за сохранность имущества, о чем делается соответствующая запись в протоколе.

При наложении ареста на принадлежащие подозреваемому, обвиняемому денежные средства и иные ценности, находящиеся на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях, операции по данному счету прекращаются либо полностью, либо частично в пределах денежных средств и иных ценностей, на которые наложен арест.

В случае наложения ареста на соответствующий банковский счет принадлежащий подозреваемому или обвиняемому все операции по данному счету прекращаются. В случае наложения ареста на определенную сумму денежных средств, находящихся на счете подозреваемого, обвиняемого, прекращаются операции в пределах указанной суммы.

Порядок наложения ареста на ценные бумаги принадлежащие подозреваемому, обвиняемому определен ст. 116 УПК РФ.

При этом арест может быть также наложен на имущество, находящееся у других лиц, которые не являются подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия, оборудования или иного средства совершения преступления.

Арест не может быть наложен на имущество, на которое в соответствии с Гражданским-процессуальным кодексом РФ не может быть обращено взыскание.

К такому имуществу относится:

- жилое помещение или его часть, если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, если оно при этом не является предметом ипотеки и на него в соответствии с Федеральным законом № 102-ФЗ от 16.07.1998 г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)» не может быть обращено взыскание как на имущество, заложенное по договору об ипотеке;

- земельные участки, на которых расположены вышеуказанные объекты, за исключением имущества, которое является предметом ипотеки и на него в соответствии с Федеральным законом № 102-ФЗ от 16.07.1998 г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)» может быть обращено взыскание;

- предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

- имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;

- имущество, используемое для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;

- семена, которые необходимы для очередного посева;

- продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;

- топливо, которое необходимо семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона жилого помещения, в котором они проживают;

- транспортные средства, а также иное необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;

- призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

При наложении ареста на имущество может участвовать специалист.

Имущество, на которое наложен арест, может быть изъято либо передано по усмотрению лица, производившего арест, на хранение собственнику или владельцу этого имущества либо иному лицу, которые должны быть предупреждены об ответственности за сохранность имущества, о чем делается соответствующая запись в протоколе.

Таким образом, возмещение вреда потерпевшему от преступления является показателем результативности предварительного расследования и обеспечением принципа уголовного судопроизводства.

Исходя из вышеизложенного работу следователя по возмещению причиненного преступлением ущерба можно разделить на следующие основные этапы:

1) установление имущества подозреваемого, обвиняемого либо лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за вред, причиненный подозреваемым, обвиняемым;

2) наложение ареста на указанное имущество, а также на имущество, находящиеся у других лиц, если есть достаточные основания предполагать, что оно получено в результате преступных действий;

3) обеспечение прав потерпевшего в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 42 УПК РФ в том числе в части обеспечения возмещения имущественного вреда, причиненного ему преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования.

Также в соответствии со ст. 73 УПК РФ при производстве по уголовному делу также подлежат выявлению обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Для выявления таких обстоятельств, кроме прочего следователь может использовать материалы проведенных ведомственных проверок, которые могут быть им изъяты в одном из контролирующих органов, указанных в главе «Контроль в сфере закупок».

На последующем этапе расследования, необходимо произвести выемки в соответствующем подразделении Федеральной налоговой службы уставных документов или их заверенных копий заказчика, подрядчика (субподрядчика), исполнителя, поставщика. Произвести иные следственные действия, направленные на собирание доказательств по данному уголовному делу.

Также на указанном этапе следователем производится оценка и исследование в совокупности всех собранных по делу доказательств.

Если в ходе расследования уголовного дела следователем будет установлена группа лиц, возможно причастных к совершению преступления ему надлежит с учетом результатов исследования в совокупности всех собранных по делу доказательств и требований закона определить причастность или непричастность каждого из них к совершенному преступлению. В случае наличия состава преступления, действия каждого из лиц причастных к его совершению надлежит квалифицировать по соответствующей статье Уголовного кодекса Российской Федерации, определив при этом место, время, способ, последствия совершения преступления, мотивы и цели лица его совершившего.

Не допустимо привлечение к уголовной ответственности лиц, не причастных к совершению преступления, действовавших под влиянием заблуждения, полагавших, что они действуют в рамках закона совершая действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей и не осведомленных об истинных целях преступников.

На заключительном этапе расследования следователь завершает предварительное следствие по уголовному делу, составляя обвинительное заключение, в соответствии с требованиями статьи 220 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.