§ 1. Криминалистическая характеристика массовых беспорядков
Глава
19
Расследование
массовых беспорядков (ст. 212 УК РФ)
§ 1.
Криминалистическая характеристика массовых беспорядков
Практика
расследования массовых беспорядков свидетельствует, что их криминалистическая
характеристика имеет многоуровневую структуру и включает:
1)
криминалистическую характеристику массовых беспорядков как преступления,
ответственность за которое предусмотрена ст. 212 УК РФ;
2)
криминалистическую характеристику признаков массовых беспорядков: а) насилия; б)
погромов; в) поджогов; г) уничтожения имущества; д) применения огнестрельного
оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, отравляющих либо иных веществ
и предметов, представляющих опасность для окружающих; е) оказания вооруженного
сопротивления представителям власти;
3)
криминалистическую характеристику преступлений, совершаемых в ходе массовых
беспорядков.
Криминалистическая
характеристика массовых беспорядков предполагает их анализ с учетом:
а) массовости
(изучаются виды толпы и особенности личности тех, кто способен ее
организовать);
б) механизма
организации массовых беспорядков (пространственно-временные факторы, особенности
следообразования, связь массовых беспорядков с другими совершенными в ходе них
преступлениями);
в) особенностей
личности, как совершающих массовые беспорядки, так и пострадавших от
преступлений.
В литературе
выделяют следующие виды толпы:
1) окказиональная
(случайная), объединяющая людей любопытством, состраданием к неожиданно
возникшему происшествию или действиям (дорожная авария, пожар,
беспорядки);
2)
конвенциональная (желание следовать), связанная интересом к какому-либо заранее
объявленному мероприятию, массовому развлечению и готовая лишь временно
следовать нормам поведения (спортивные состязания,
концерты);
3) экспрессивная,
совместно выражающая общие эмоции и чувства к какому-либо событию (радость,
горе, протест и т.п.);
4) динамическая,
объединенная устойчивым стремлением к реализации сущностных потребностей
(например, способ заработка).
5) действующая: а)
агрессивная, объединенная ненавистью к некоторому объекту; б) паническая,
спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности; в) стяжательная,
вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо
ценностями; г) повстанческая; д) экстатическая.
Лицами, которые
способны организовать толпу, являются руководители и активные члены
экстремистских и националистических организаций; представители оппозиционных
партий; лидеры организованных преступных формирований; граждане, обладающие
организаторскими способностями.
Механизм
организации массовых беспорядков может быть проанализирован с точки зрения
особенностей: планирования; принятия мер по сбору толпы; инсценировок и
провокаций; распространения ложных слухов с целью побуждения толпы к
противоправным действиям; подстрекательства толпы к совершению поджогов,
погромов и других действий, составляющих объективную сторону состава данного
преступления; изготовления листовок, плакатов, транспарантов и т.п.; обеспечения
средствами связи, транспортом, оружием; выдачи спиртных напитков, наркотических,
психотропных средств или их аналогов с целью активизации толпы; и т.п.
Как правило,
массовые беспорядки происходят в периоды экономических, политических и
социальных потрясений; избирательных компаний; при нежелании или невозможности
властей обеспечить граждан минимальным жизненным уровнем; в условиях обострения
национальной, расовой или религиозной нетерпимости и т.д.
Большинство
массовых беспорядков происходят в крупных населенных пунктах. Местом начала
беспорядков могут стать площади (например, при проведении митинга), точки
общественного питания, места скопления большого количества людей (рынки,
торговые комплексы) и т.п.
Противоправная
активность при массовых беспорядках чаще всего направлена против отдельных
граждан (лица, чьи действия могли стать поводом для беспорядков) или
определенной категории лиц (по расовому, национальному, религиозному признаку и
др.). По пути следования участники толпы повреждают или уничтожают объекты
инфраструктуры, личное имущество граждан и т.д. От того, какие орудия
преступления при этом используются, зависит следовая картина. На территории,
охваченной массовыми беспорядками, наблюдаются разрушенные и поврежденные здания
и сооружения, сожженные и перевернутые автомашины, разбросанные камни, обрезки
арматуры и металлических труб и пр.
Участниками
массовых беспорядков становятся: экстремисты; националисты; представители
оппозиции; маргиналы; студенты и учащиеся старших классов; безработные;
случайные прохожие, попавшие под влияние толпы; лица, находящиеся в состоянии
опьянения (алкогольного, наркотического, токсического).
Пострадать от
массовых беспорядков могут: конкретные граждане; случайные прохожие; сотрудники
органов власти, правоохранительных органов; лица какой-либо конкретной расы,
национальности и вероисповедания; владельцы имущества, уничтоженного,
поврежденного, похищенного в ходе массовых беспорядков.
Признаки массовых
беспорядков с позиций криминалистики можно описать следующим
образом.
Насилие.
Законодателем не определены ни количественный, ни качественный признаки насилия
при массовых беспорядках.
В теории
уголовного права под насилием понимается как физическое, так и психическое
насилие. При этом под психическим насилием при массовых беспорядках должна
пониматься угроза убийством или применения физического
насилия.
Под физическим
насилием при массовых беспорядках следует понимать преступные деяния в форме
общественно опасного действия, которые условно можно разделить на две
группы:
1. Охватываемые
рассматриваемым составом преступления без дополнительной квалификации:
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств (ч. 1
ст. 111 УК РФ); умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК
РФ); умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ); нанесение
побоев (ст. 116 УК РФ); совершение иных насильственных действий, причиняющих
физическую боль (ст. 116 УК РФ); изнасилование без отягчающих обстоятельств (ч.
1 ст. 131 УК РФ); насильственные действия сексуального характера без отягчающих
обстоятельств (ч. 1 ст. 132 УК РФ); применение насилия в отношении представителя
власти без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 318 УК РФ).
2. Требующие
дополнительной квалификации: убийство (ст. 105 УК РФ); умышленное причинение
тяжкого вреда здоровью с отягчающими обстоятельствами (ч. 2-4 ст. 111 УК РФ);
изнасилование (квалифицирующий и особо квалифицирующий составы – ч. 2 и 3 ст.
131 УК РФ); насильственные действия сексуального характера с отягчающими
обстоятельствами (ч. 2 и 3 ст. 132 УК РФ); посягательство на жизнь сотрудника
правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ); применение насилия в отношении
представителя власти с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 318 УК
РФ).
Участники массовых
беспорядков могут использовать физическую силу (наносить повреждения руками,
ногами, головой, кусая жертву и т.д.); предметы, не являющиеся оружием (палки,
камни, биты, стеклянные бутылки и т.п.); оружие; электрошоковые устройства и
искровыми разрядники; взрывчатые вещества и взрывные устройства; поджег; и
т.д.
При нанесении
повреждений тупыми предметами на теле человека образуются ссадины, кровоподтеки,
раны, переломы. При нанесении повреждений острыми предметами – раны (резаные,
рубленые, колотые, колото-резаные и др.).
Погромы и
уничтожение имущества. Под погромами, в соответствии с действующим
законодательством, понимается уничтожение и повреждение, а также хищение
имущества. Собственно, уничтожение имущества – это приведение его разными
способами в полную негодность, то есть в такое состояние, при котором наступает
полная утрата им своих потребительских свойств и экономической ценности,
приведение его в такое состояние, при котором он вообще не может быть
использован по назначению, а утраченные им свойства не подлежат
восстановлению.
При этом
подразумевается не только движимое имущество, находящееся в момент массовых
беспорядков на улице по пути следования толпы (различные товары, продающиеся с
лотков, могут быть просто растоптаны людьми, могут быть сломаны
телефоны-автоматы, автоматы для продажи напитков и т.п.), но и недвижимое
(здания, сооружения, жилые дома), а также транспортные
средства.
Уничтожение
имущества возможно без каких-либо орудий и приспособлений (перевернутые
автомашины, выбитые ногами двери и т.п.); с использованием предметов, не
являющихся оружием (разбивание стекол окон палками и т. п.); с помощью оружия
(холодного, огнестрельного и пр.); путем подрыва, поджога.
Следовая картина
при погромах при уничтожении и повреждении имущества будет представлена
поврежденными объектами (здания, сооружения, транспортные средства и пр.) либо
их отдельными элементами или оставшимися фрагментами. Также можно обнаружить
орудия и средства, с помощью которых были повреждены или уничтожены указанные
объекты. Для погромов характерно наличие традиционных, с точки зрения
криминалистики, следов орудий взлома, рук, обуви и др.
Поджоги. Под
поджогами понимаются умышленные действия, приведшие к воспламенению и горению
имущества, зданий, сооружений, транспортных средств, растительных насаждений и
т.п. При этом на квалификацию деяния не влияет тот факт, что имущество, которое
поджигалось, не было повреждено или уничтожено, так как начавшийся пожар удалось
погасить.
По способу
различают поджоги:
- совершаемые при
обычном для данных условий пожароопасном сосредоточении легковоспламеняющихся
материалов или горючих материалов, не требующих особой подготовки (киоски по
продаже печатных изданий, склад изделий из дерева и т.
д.);
- с применением
вспомогательных горючих материалов или веществ, собранных на месте поджога или
внесенных извне для гарантии воспламенения объекта (поджог автомашины бензином,
принесенным с собой или выкачанным из бензобака этого же автомобиля и
др.);
- с использованием
специальных технических средств, заранее приготовленных зажигательных
приспособлений (стеклянные бутылки с горючей смесью и
др.).
Следообразование
при поджогах сопряжено с наличием жертв (травмированных огнем или погибших
людей); трупов животных; объектов (бутылки, банки, канистры, другие емкости), в
которых могли быть доставлены горючие вещества; следами горючих веществ на
различных поверхностях (например, на одежде жертв и участников массовых
беспорядков); оставленных преступниками предметов (зажигалки, упаковки горючих
материалов и т.п.).
Устанавливая
признак «применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных
устройств, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность
для окружающих» при массовых беспорядках законодатель имел в виду, как
использование этих предметов по своему прямому назначению (убийство, умышленное
причинение вреда здоровью гражданам), так и угрозу их использования, когда она
реальна и действительна, то есть имеются все основания полагать, что данные
предметы будут применены.
Подтверждением
применения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств,
отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для
окружающих, являются:
1) непосредственно
указанные объекты;
2) следы в виде
отложений копоти, ржавчины, смазки и пр. незаконного ношения (транспортировки)
оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, отравляющих либо иных веществ
и предметов, представляющих опасность для окружающих;
3) следы
применения оружия, взрывных устройств и указанных выше веществ на теле и
сопутствующих предметах участников массовых беспорядков или пострадавших в
результате их действий (например, трупы со следами огнестрельных ранений и
взрывного воздействия);
4) объекты
обстановки со следами воздействия огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или
взрывных устройств, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих
опасность для окружающих.
Оказание
вооруженного сопротивления представителям власти. В соответствии с действующим
законодательством под оказанием вооруженного сопротивления представителю власти
понимается неподчинение данному лицу и активное воспрепятствование выполнению им
своих должностных обязанностей по восстановлению порядка и пресечению массовых
беспорядков путем применения или угрозы применения оружия.
Содержание понятия
«представитель власти» раскрыто в примечании к ст. 318 УК РФ, где им признается
должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное
должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными
полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
В примечании 1 к
ст. 285 УК РФ указываются и такие специальные субъекты, как воинские должностные
лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие
соответствующие функции в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских
формированиях РФ.
Представителями
власти являются не все должностные лица, а только те, которые наделены в
установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не
находящихся от них в служебной зависимости. Для признания лица представителем
власти необходимо занятие им по результатам выборов, назначению или иным
законным путем должности в органах законодательной исполнительной, судебной
власти или местного самоуправления.
Не являются
таковыми представители общественности, выполняющие обязанности по охране
общественного порядка или контрольные функции (например, общественные
контролеры, дружинники, общественные инспекторы ГИБДД). Закон понимает под
представителями власти только должностных лиц, входящих в аппарат органов
власти.
Среди
правоохранительных органов, функциями пресечения массовых беспорядков наделены
органы внутренних дел: полиция; сотрудники других подразделений и служб МВД
России в случае привлечения их к охране общественного порядка и обеспечению
общественной безопасности; сотрудники Росгвардии. Кроме того, в пресечении
массовых беспорядков могут участвовать сотрудники ФСБ и ФСО
России.
Военнослужащие
могут быть потерпевшими от рассматриваемых преступных деяний только в случае
выполнения ими деятельности по охране общественного порядка и обеспечения
общественной безопасности.