§ 1. Криминалистические модели преступной деятельности
Глава
10
Расследование
преступлений против избирательных прав граждан
§ 1.
Криминалистические модели преступной деятельности
В
науке выделяются следующие типичные
криминалистические модели преступной деятельности, связанной с избирательной
кампанией, каждая из которых имеет свою систему следовой информации.
1. Криминалистическая модель преступной
деятельности с низким уровнем организации, обусловленным отсутствием преступной
квалификации.
В данном случае
нарушения законодательства о выборах осуществляются, как правило, лично
кандидатом или его избирательным штабом при сборе подписей избирателей и
изготовлении официальных агитационных печатных материалов.
Такой тип ведения
предвыборной кампании имеет место, когда кандидатом является лицо, не обладающее
ни значительными финансовыми возможностями, ни тем более административным
ресурсом. Соответственно избирательный штаб состоит из нескольких человек,
находящихся в административной или финансовой зависимости от кандидата, без
привлечения дорогостоящих представителей PR-кампаний и средств массовой
информации.
Обычно такая
избирательная кампания характерна для выборов депутатов органов местного
самоуправления, за исключением преступной деятельности, связанной с
фальсификацией подписных листов, которая может осуществляться на региональном
уровне в ходе федеральных выборов.
Возникновение
умысла на совершение противоправных действий возникает в ходе законного
проведения избирательной кампании в связи с нехваткой организационных и
материальных ресурсов для выполнения конкретной задачи в установленные
избирательным законодательством сжатые сроки.
Подготовительная
фаза преступной деятельности незначительно реализуется только при составлении
агитационных материалов, а также, более развернуто, при организации
фальсификации подписных листов, в ходе которой также может осуществляться и
функция маскировки преступной деятельности. Воспроизводство преступной
деятельности в данных случаях может быть связано только с изготовлением и
распространением нового агитационного материала или новой партии поддельных
подписных листов.
2. Избирательная кампания кандидата со средним
уровнем организации, требующим наличия преступной квалификации.
В данном случае
нарушения избирательного законодательства осуществляются путем проведения
предвыборной агитации в электронных и печатных средствах массовой информации,
изготовления незаконных печатных агитационных материалов, а также подкупа
избирателей. Такая ситуация имеет место в ходе выборов депутатов
представительных органов субъектов Российской Федерации, когда кандидат
располагает достаточными финансовыми средствами для изготовления и опубликования
или тиражирования агитационных материалов с признаками оскорбления и клеветы, а
также организации подкупа избирателей.
В состав
избирательного штаба могут входить лица, обладающие опытом проведения
избирательных кампаний, в том числе создания различных агитационных материалов.
Они лично осуществляют противоправную деятельность, за исключением прямого
подкупа избирателей в день выборов вблизи избирательных
участков.
Информационно-поисковая
и подготовительная фазы преступной деятельности связаны с подбором субъектов,
способствующих незаконной агитации: руководителей СМИ и типографий, а также с
выбором места проживания (категории) избирателей и поиском субъектов и предметов
подкупа. Воспроизводство преступной деятельности осуществляется при изготовлении
и распространении нового незаконного агитационного материала. При этом может
меняться его вид (форма), а также место изготовления (типография), например, в
случае установления и привлечения к административной ответственности типографии,
изготовившей первый незаконный агитационный материал. Более подробно данные фазы
рассмотрены в третьем параграфе настоящей главы.
3. Избирательная кампания кандидата с высоким
уровнем организации, требующим высокой преступной квалификации.
В ходе нее
нарушения законодательства о выборах осуществляются параллельно с официальной
предвыборной агитацией с использованием всех видов незаконной предвыборной
агитации и антимаркетинга: путем незаконной предвыборной агитации, включая
клевету и коммерческую рекламу, от
имени редакций средств массовой информации, в том числе федеральных, в
электронных и печатных средствах массовой информации; путем изготовления
анонимных или подложных, в том числе клеветнических, агитационных материалов; в
ходе благотворительной деятельности; а также при поддержке административного
ресурса при проведении официальной предвыборной агитации, в том числе встреч с
избирателями.
Данная
деятельность осуществляется специальными субъектами – «черным» избирательным
штабом или PR-кампанией.
Политологи
выделяют несколько основных особенностей современных российских избирательных
кампаний данного типа:
- участие
профессиональных избирательных команд, профессиональных политических
консультантов и имиджмейкеров, которые приняты на работу на основе
знаний;
- специализация
членов избирательной команды, подключение социологов, психологов, профессионалов
в области создания печатной и видеопродукции и др.;
- необходимость
ведения грамотной информационной разведки и контрпропаганды, а также защиты
собственной информации[1].
Таким образом,
интеллектуальная составляющая и преступная квалификации субъектов организованной
преступной деятельности, связанной с подготовкой и проведением выборов, являются
определяющими. Их уровень зависит, в первую очередь, от финансовых возможностей
кандидата по оплате труда профессиональных «пиарщиков».
Это обусловливает
в рамках подготовки к осуществлению преступного замысла совершение
самостоятельных преступлений и правонарушений порядка финансирования
избирательной кампании путем незаконного использования полученных денежных
средств или незаконной материальной поддержки. В этом случае кандидат
поддерживается общероссийской партией, общественным объединением (их
региональными представительствами), руководством органов власти и местного
самоуправления либо крупной финансовой группой (предприятием, объединением).
Преступная
деятельность на каждой фазе может осуществляться параллельно по каждому виду
совершаемых преступлений и правонарушений, а также параллельно законной
избирательной кампании кандидата. Данная особенность выделяет рассматриваемую
модель преступной деятельности из разряда видовых криминалистических моделей
(криминалистических характеристик), причем даже не в разряд родовой. Можно
отнести криминалистическую модель электоральной преступной деятельности к числу
специфических, по типу преступной деятельности, совершаемой в особых, например,
чрезвычайных условиях.
Рассмотренные
особенности криминалистических моделей, совершаемых в период избирательной
кампании преступлений, позволяют выделить общие для всех электоральных
преступлений криминалистические признаки, составляющие предмет соответствующей
методики расследования:
- значительное
количество совершаемых последовательно (воспроизводящихся) преступлений и
правонарушений;
- причастность к
ним не только отдельных лиц, но и политических партий, избирательных объединений
и блоков, иных общественных объединений, органов государственной власти и
местного самоуправления, средств массовой информации и других юридических
лиц;
-
межрегиональность (в период проведения федеральных
выборов);
- сравнительно
короткий промежуток времени (период подготовки и проведения
выборов);
- наличие системы
следовой информации, свидетельствующей как о единичных преступлениях и
правонарушениях, так определенном виде электоральной преступной деятельности в
целом.
Более того, кроме
вышеуказанных, можно выделить следующие признаки электоральной преступной
деятельности:
- наличие
значительных денежных и материальных средств, не проходящих через избирательный
фонд кандидата;
- разведывательная
деятельность, направленная на получение компрометирующей информации о
кандидате-сопернике, а также об особенностях проведения его избирательной
кампании;
- создание
системы безопасности (маскировка преступной деятельности) как с помощью
коррупционных связей кандидата, так и путем профессионального юридического
обеспечения избирательной кампании, подкупа членов избирательной комиссии и
судей, а также контрразведывательной деятельности против возможных акций других
кандидатов;
- распределение
функций между участниками преступной деятельности.
Указанные признаки
данного вида преступной деятельности практически полностью совпадают с
признаками организованной преступности, носящей корыстно-ненасильственный
характер.
На первый взгляд,
указанные виды преступной деятельности различаются тем, что основной целью
деятельности организованных преступных формирований является получение
максимального дохода в минимальные сроки при условии обеспечения безопасности
основного ядра группировки. В отличие от организованной преступности в чистом
виде электоральная преступность направлена на избрание (поражение) на выборах
конкретного кандидата, однако, как и первая, характеризуется параллельным или
последовательным функционированием и развитием нескольких видов преступной
деятельности в ограниченный период избирательной кампании.
В то же время
стремление проникнуть в органы законодательной и исполнительной власти, местного
самоуправления является одним из признаков организации деятельности преступных
формирований. В случае избрания руководителя преступной организации в органы
власти и местного самоуправления он получает иммунитет, который затрудняет
порядок его привлечения к уголовной ответственности. Кроме того, мотивация
исполнителей электоральной преступной деятельности, как рассматривалось во
втором параграфе настоящей главы, носит именно корыстную
направленность.
Таким образом,
преступная деятельность, связанная с подготовкой и проведением выборов, является
одним из видов организованной преступной деятельности, в связи с чем возникает
необходимость ее исследования с позиции функционального
анализа.
В теории
управления проблема функций разработана достаточно хорошо. Из них криминалисты
выделяют две группы функций организованной преступности: функции процесса
управления и функции обеспечения.
В числе функций
криминального управления электоральной преступной деятельностью можно выделить
следующие:
- информационного
обеспечения преступной деятельности:
- изучение
электората и кандидатов-соперников;
- изучение
системы работы избирательных штабов
кандидатов-конкурентов;
- поиск лиц,
которые могли бы способствовать совершению преступления: руководителей
PR-кампании, СМИ, типографий, рекламных агентств, а также юристов, сборщиков
(фальсификаторов) подписей, двойников кандидатов-соперников, членов
избирательных штабов кандидатов-конкурентов, владельцев множительной техники,
агитаторов (распространителей агитационных материалов) и «черной пехоты» и
др.;
- принятия
криминального решения о совершении преступления
(правонарушения):
- определение
категорий избирателей и кандидатов как объектов
посягательства;
- выбор способа
антимаркетинга, места (общежития) или микрорайона подкупа (частного
сектора);
- определение
места изготовления и хранения незаконных агитационных материалов, способа их
распространения;
- определение
исполнителей с распределением роли каждого;
- выбор способов
обеспечения безопасности преступной деятельности;
- организации
исполнения криминального решения:
- доведение
преступного замысла до исполнителей, их инструктаж,
- координация
преступной деятельности, особенно при ее осуществлении различными способами
антимаркетинга либо в различных районах (регионах);
- контроля и
регулирования.
В ходе
избирательной кампании в первую очередь она связана с учетом расходования
денежных средств, которые не проходят через избирательный фонд кандидата, и
может осуществляться как доверенными лицами и финансовыми уполномоченными
кандидата, так и иными членами его избирательного штаба.
Установление
признаков реализации различных функций преступного управления в комплексе
позволяет установить главное – общее руководство деятельностью самим кандидатом
или его доверенным лицом, финансовым или иным
уполномоченным.
В деятельности
«черного» избирательного штаба должно выявляться и доказываться наличие еще
одной группы функций преступного управления – обеспечивающих. И здесь
прослеживается закономерность наличия универсальных функций для любых видов
организованной социальной деятельности, в том числе
криминальной:
- кадрового
обеспечения – вовлечение лиц в противоправную деятельность, связанную с
нарушением законодательства о выборах, их обучение формам и методам
антимаркетинга;
-
материально-технического обеспечения, выражающаяся в создании помимо
избирательного фонда «черной» кассы и ее использовании для финансирования
преступной (противоправной) деятельности, связанной с проведением избирательной
кампании.
Выявление ролевых
функций преступной деятельности членов избирательного штаба в полном объеме в
процессе расследования представляется задачей трудноразрешимой. Однако
установление факта прямого или косвенного участия конкретного лица в преступной
деятельности хотя бы в рамках реализации одной из функций позволяет судить и о
наличии противоправной деятельности кандидата или его избирательного штаба и их
вины в организации совершения преступлений и
правонарушений.
Решение этой
задачи облегчается тем, что члены избирательного штаба, не занимающиеся
непосредственно преступной (противоправной) деятельностью, не заинтересованы в
ее маскировке (сокрытии), а также не представляют значения той или иной
информации, которая может быть использована для доказывания и индивидуализации
вины каждого из участников преступной деятельности.
Закономерное
функционирование рассмотренных видов электоральной преступной деятельности
порождает объективное возникновение следов на каждой отдельной фазе преступной
деятельности, совокупность которых может свидетельствовать не только о ее стадии
развития, но и об отнесении ее к одному из трех рассмотренных
типов.
В окружающей среде
остаются следы преступной деятельности, содержащие информацию о совершенном
преступлении. Указанные следы запечатлеваются в исходных объектах, которые под
воздействием преступной деятельности преобразуются в конечные объекты,
содержащие в себе следовую информацию о совершенном преступлении и
характеристики субъектов, методов и средств преступной деятельности. Именно в
ходе анализа данных следов, оставленных на различных криминалистических
объектах, строится модель преступной деятельности. Поэтому криминалистическое
исследование следов преступной деятельности является важнейшим элементом ее
криминалистической модели и одновременно основной задачей деятельности по
выявлению и расследованию преступлений.
Криминалистические
объекты – это объекты любой природы, связанные с событием преступления. Ими
могут быть люди, животные, вещи, документы, ценности, оружие, материалы,
инструменты, транспортные единицы и пр. На них направлено непосредственное или
опосредованное воздействие субъекта преступной деятельности. Применительно к
преступной деятельности, связанной с подготовкой и проведением выборов, на
основе рассмотренных выше классификаций нарушений избирательного
законодательства основными криминалистическими объектами могут быть
следующие:
- живые лица:
избиратели, кандидаты-конкуренты, члены избирательных
комиссий;
- избирательные
документы: подписные листы, агитационные материалы, финансовые документы
избирательного фонда кандидата, протоколы о результатах
голосования;
- программные
средства (например, ГАС «Выборы»);
- иные объекты
материального мира.
Конкретные
следы-отражения многообразны и возникают в зависимости от видов, методов и
приемов, а также соответствующих фаз каждого вида преступной деятельности,
рассмотренных в третьем параграфе настоящей главы.
Например, при
замышлении, подготовке, совершении и маскировке клеветы типичные следы
преступной деятельности остаются на следующих криминалистических объектах –
типичных местах подготовки и совершения данного рода
преступлений:
- на месте
изготовления клеветнического агитационного материала – рукописные черновики,
электронный вариант материала на жестком диске ЭВМ;
- в редакциях СМИ
– черновик опубликованного клеветнического агитационного
материала;
- на месте
изготовления – договоры, счета на оплату изготовления агитационных материалов,
макет клеветнического агитационного материала, печатные формы при наборе в
типографии, бракованные экземпляры при печатании либо ксерокопировании, пропуска
(отметки) о въезде-выезде автомашин;
- на месте
организации распространения – нераспространенные экземпляры листовок (газет),
схема округа, списки распространителей и ведомость на оплату их
труда;
- на месте
распространения (территория избирательного округа) – печатные материалы,
отпечатки пальцев на них либо на почтовых ящиках, следы клея, использованного
для расклеивания листовок, следы обуви распространителей в подъездах жилых
домов.
В ходе замышления,
подготовки, совершения и маскировки подделки подписных листов типичные следы
преступной деятельности остаются в следующих типичных местах подготовки и
совершения данного рода преступлений на предметах преступной деятельности
(подписных листах) и использованных при этом средствах:
- в
соответствующих избирательных комиссиях, а также в местах изготовления, работы и
проживания организаторов подделки – фальсифицированные подписные
листы;
- в местах
подделки – компьютерные базы данных жителей региона либо распечатки из них,
подписные листы с предыдущих избирательных кампаний, выбракованные подписные
листы реальных сборщиков, ксерокопии паспортов реальных сборщиков и образцы их
подписей, компьютерный либо рукописный учет выполненных работ каждого
фальсификатора, ведомости на оплату их труда;
- фонограммы
записей телефонных переговоров организаторов преступной деятельности.
Таким образом,
рассмотренная преступная деятельность, связанная с подготовкой и проведением
выборов, осуществляется организованными преступными формированиями и
характеризуется многообразной системой следовой информации, что обусловливает
необходимость разработки единой криминалистической методики выявления и
расследования преступлений, совершенных в особых условиях – в период
избирательной кампании – как составной части методики расследования
организованной преступной деятельности. Выявление рассмотренной следовой
информации осуществляется в ходе расследования данного рода преступлений,
методика которого будет рассмотрена в следующей главе.
[1] См., напр.: Дроздецкая О.А. Региональная пресса как
инструмент электорального процесса (на примере выборов в г. Краснодаре 1998-2004
гг.): дис. … канд. полит. наук. Краснодар, 2004. 216
с.