§ 2. Расследование массовых беспорядков на первоначальном этапе

 

§ 2. Расследование массовых беспорядков

на первоначальном этапе

 

Следственные ситуации и версии первоначального этапа расследования массовых беспорядков

1. Ситуации, возникающие на этапе предварительной проверки сообщения о массовых беспорядках, характеризуются отсутствием достаточного количества и неопределенным качеством фактических данных, на основании которых можно было бы обоснованно судить о наличии или отсутствии признаков преступления. Поэтому основным направлением деятельности следователя является установление факта совершения толпой беспорядков, сопровождавшихся хотя бы одним из противоправных деяний, установленным законодателем в качестве условия привлечения к уголовной ответственности.

Анализ следственной ситуации на данном этапе позволяет принять правильное и обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. Могут сложиться следующие ситуации:

1) деяния граждан содержат признаки административного правонарушения

2) деяния граждан содержат признаки массовых беспорядков;

3) совершено групповое убийство (п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ);

4) совершено групповое умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (п. «а» ч. 3 ст. 111 УК РФ);

5) совершено групповое умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (п. «г» ч. 2 ст. 112 УК РФ);

6) совершено групповое хулиганство (ч. 2 ст. 213 УК РФ);

7) совершен групповой вандализм (ч. 2 ст. 214 УК РФ);

8) совершено групповое приведение в негодность объектов жизнеобеспечения (п. «а» ч. 2 ст. 215.2 УК РФ);

9) совершено групповое приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов (п. «а» ч. 2 ст. 215.3 УК РФ);

10) приведены в негодность транспортные средства или пути сообщения (ст. 267 УК РФ);

11) уничтожены или повреждены памятники истории и культуры (ст. 243);

12) совершено групповое надругательство над телами умерших и местами их захоронения (п. «а» ч. 2 ст. 244 УК РФ).

2. Ситуации первоначального этапа расследования массовых беспорядков отличает то, что следователь к этому моменту уже располагает определенными достоверными сведениями об отдельных важных сторонах преступления. Это позволяет ему по максимуму использовать процессуальные возможности следственных действий по обнаружению, исследованию, оценке всех обстоятельств преступления.

На первоначальном этапе расследования массовых беспорядков следственные ситуации подразделяются на три группы: ситуации непосредственно беспорядков; ситуации по признакам массовых беспорядков; ситуации конкретных преступлений, совершенных в ходе массовых беспорядков.

Общие типичные ситуации непосредственно беспорядков различаются:

- по степени подготовленности – спонтанные и подготовленные.

- по охвату территории – локальные, когда охвачена небольшая территория (например, участок улицы, стадион, учреждение исполнения наказания и др.); широко масштабные, когда охвачена значительная территория (например, часть города, сельское поселение и др.).

- по продолжительности – кратковременные и длительные.

4) по массовости – задействовано относительно небольшое количество людей (толпа до 100 чел.) или толпа (более 100 чел.).

5) по составу толпы – моно составные (по национальности, конфессии, партийности и др.) и многосоставные (интернациональные, различного вероисповедания и партийной принадлежности).

6) по объекту воздействия – направленные против граждан (определенных и случайных); против имущества (жилища, торговые предприятия, транспортные средства и др.); против представителей власти.

7) по факту задержания лиц, совершивших преступление – виновные задержаны на месте преступления; скрылись с места преступления, однако известны их установочные данные; скрылись с места преступления, при этом информация о них отсутствует.

Относительно признаков массовых беспорядков может сложиться общая ситуация, когда:

- в ходе беспорядков совершено какое-то одно противоправное деяние, из числа определенных законодателем, совершение которых является условием наступления уголовной ответственности за массовые беспорядки (применялось насилие, огнестрельное оружие, совершались погромы, поджоги, приводились в действия взрывные устройства, уничтожалось или повреждалось имущество, было оказано вооруженное сопротивление представителям власти, пресекавшим беспорядки);

- в ходе беспорядков совершены несколько или весь комплекс противоправных деяний, определенных законодателем как условие наступления уголовной ответственности за массовые беспорядки.

Кроме того, по факту применения насилия типичными являются ситуации совершения убийства, причинения вреда здоровью и/или нанесения побоев, совершения изнасилований и/или иных насильственных действий сексуального характера.

По факту применения огнестрельного оружия, совершения поджогов и подрывов разграничивают ситуации в зависимости от того, против кого (чего) направлены противоправные действия: в отношении граждан; в отношении имущества; с целью угрозы и создания чувства страха у населения.

По факту совершение погромов ситуации могут быть связаны с уничтожением или повреждением имущества, в том числе зданий, сооружений, транспортных средств, либо совершением хищений.

По факту уничтожения или повреждения имущества – жилищ граждан; зданий и сооружений; торговых предприятий; транспортных средств.

По факту оказания вооруженного сопротивления представителям власти, пресекавшим беспорядки – оказание сопротивления и использованием огнестрельного оружия; холодного оружия; взрывчатых веществ, взрывных и поджигающих устройств.

При расследовании конкретных преступлений, совершенных в ходе массовых беспорядков, имеют место типичные следственные ситуации:

1) лицо, совершившее преступление, задержано на месте преступления;

2) лицо, совершившее преступление, не задержано, но о нем имеется определенная информация, позволяющая организовать его розыск:

3) лицо, совершившее преступление, не задержано и никаких данных о нем нет.

3. Следственные ситуации последующего этапа расследования массовых беспорядков характеризуются тем, что собранная ранее информация о массовых беспорядках и совершаемых в ходе них преступлениях, а также о лицах, их совершивших, конкретизируется. Определяющими при этом являются такие факторы, как полнота и объективность собранных доказательств, позиция обвиняемых по предъявленным им обвинениям, обнаружение новых следов преступления, сроки расследования.

Следственные версии

Особенностью массовых беспорядков является то, что на выдвижение версий об их причинах влияет характер социальной, политической, экономической ситуации в стране или регионе. Например, возможно выдвижение следующих версий о причинах массовых беспорядков:

а) в ходе избирательной компании или сразу после выборов – организованы какой-либо определенной партией или партийным блоком;

б) при падении благосостояния населения или снижении уровня жизни – организованы оппозицией;

в) при проведении спортивных соревнований – организованы спортивными фанатами;

г) в случае массового нападения на лиц определенной национальности – организованы националистами;

д) в случае массовых акций, направленных против объектов определенной конфессии, – организованы религиозными фанатами и т.п.

При расследовании массовых беспорядков могут быть выдвинуты версии:

1) на основе анализа действий толпы – никем не организованы, участники действуют под воздействием толпы, организованы и направляются руководителем;

2) по применению насилия – применяется целенаправленно в отношении определенных граждан, случайное применение насилия;

3) по применению огнестрельного оружия – применялось самодельное огнестрельное оружие или оружие определенного вида (например, охотничье);

4) по фактам взрывов – взрывались самодельные взрывные устройства либо промышленные боеприпасы взрывного действия (например, ручные гранаты Ф-1);

5) по фактам поджогов – их совершали с помощью самодельных устройств (например, «коктейль Молота») или с помощью подручных горючих веществ (например, поджог киоска по продаже печатной продукции);

6) по факту погромов, а также уничтожения или повреждения имущества – были направлены на уничтожение и хищение имущества определенной категории лиц или носили случайный характер;

7) по факту оказания вооруженного сопротивления представителям власти – сопротивление оказывалось с целью уклонения от задержания либо с целью нагнетания напряженности и продолжения беспорядков.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам о массовых беспорядках

Особенностью расследования дел о массовых беспорядках является наличие в каждом деле трех групп (систем) обстоятельств, подлежащих доказыванию:

1) по факту совершения массовых беспорядков (массовость, нарушение общественного порядка);

2) по признакам массовых беспорядков (насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества, применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказание вооруженного сопротивления представителю власти);

3) по признакам каждого преступления, совершаемого в ходе массовых беспорядков.

Чтобы доказать факт совершения массовых беспорядков необходимо установить следующие обстоятельства.

Во-первых, массовость или наличие толпы:

- законность сбора людей (например, публичное мероприятие);

- причины и условия образования толпы; обстоятельства, предшествующие образованию толпы, и те, что непосредственно повлекли ее образование;

- факты планирования бора людей в толпу и подстрекательства людей для сбора толпы; условия вовлечение людей в толпу (обещания, уговоры, обман, угрозы и др.); наличие лозунгов, агитационного материала, конкретные меры по сбору толпы;

- время и место образования толпы;

- количественный состав и динамику толпы;

- организаторов и руководителей (места жительства и работы; сведения о судимости, об административных правонарушениях; социальные, физические, психологические характеристики); их принадлежность к какой-либо организации (политической партии, социальной группе, преступной организации и др.);

- социальный статус участников толпы (экстремисты, националисты, представители оппозиции, маргиналы, студенты и учащиеся старших классов, безработные, случайные прохожие, попавшие под влияние толпы, лица, находящиеся в состоянии опьянения и др.); роли участников толпы (подстрекатели, активисты, лица, совершавшие преступления, пассивные наблюдатели).

Во-вторых, причины и обстоятельства, способствовавшие беспорядкам, механизм развития событий:

- факты провокаций, распространения ложных слухов, подстрекательства к массовым беспорядкам; изготовление и распространение листовок, плакатов, транспарантов и др. агитационных материалов;

- обеспечение толпы средствами маскировки (например, масками), оружием, предметами, которые предполагается использовать в качестве орудий преступления; выдача спиртных напитков, наркотических и психотропных средств;

- время начала и окончания беспорядков;

- территория, охваченная беспорядками;

- объекты массовых беспорядков; факты перекрытия улиц, воспрепятствование движению транспорта; факты нарушения законодательства (административного, уголовно-правового);

- пострадавшие от массовых беспорядков (конкретные граждане, случайные прохожие, сотрудники органов власти, сотрудники правоохранительных органов, лица какой-либо расы, национальности и вероисповедания, владельцы имущества, уничтоженного, поврежденного, похищенного в ходе массовых беспорядков).

В-третьих, если беспорядкам предшествовало публичное мероприятие, необходимо дополнительно определить:

- нормативную базу проведения публичных мероприятий (федеральные и муниципальные нормативные акты); характер заявленного мероприятия (собрание, митинг, демонстрация, шествие, пикетирование, различные сочетания этих форм);

- инициаторов мероприятия (частное лицо, политическая партия, общественные и религиозные объединения), в том числе законность существования политической партии (общественного объединения);

- цель мероприятия (выражение и формирование мнений, выдвижение требований);

- факт оповещения участников публичного мероприятия, проведения предварительной агитации, включая изготовление и распространение средств наглядной агитации;

- наличие предварительного уведомления властей о проведении публичного мероприятия; сроки уведомления о проведении публичного мероприятия (не ранее 15 и не позднее 10 дней до намеченной даты его проведения); форму и содержание уведомления;

- факты рассмотрения заявления и принятия решения органом исполнительной власти и уведомления о принятом решении организаторов (не позднее чем за 5 дней до времени проведения мероприятия, указанного в заявлении);

- факт внесения исполнительным комитетом изменений в регламент проведения публичного мероприятия (изменение времени, места (маршрута), порядка проведения);

- факт обжалования решения органа исполнительной власти в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган и в суде;

- факт обеспечения органом исполнительной власти необходимых условий для проведения публичного мероприятия;

- соблюдение организаторами (уполномоченными) и участниками публичного мероприятия нормативных актов, а также общественного порядка; выполнение установленных органом исполнительной власти ограничений;

- факт воспрепятствования публичному мероприятию, кем именно;

- причины перерастания публичного мероприятия в беспорядки.

При доказывании признаков массовых беспорядков устанавливают:

1. По фактам применения насилия:

- время и место применения насилия к каждому потерпевшему;

- обстоятельства применения насилия к каждому потерпевшему;

- лиц, непосредственно применявших насилие;

- способы насилия (с оружием; с помощью предметов, не являющихся оружием; без оружия и предметов); орудия и средства применения насилия;

- лиц, в отношении которых применялось насилие; тяжесть причиненного вреда каждому потерпевшему; наличие повреждений на одежде, обуви, головных уборах, носимых предметах потерпевших.

2. По фактам погромов:

- территорию, охваченную погромами; время и место погрома в отношении каждого объекта;

- обстоятельства погрома в отношении каждого объекта; способы уничтожения или повреждения имущества; способы хищения имущества; орудия и средства погромов по каждому объекту;

- лиц, непосредственно совершавших погромы в отношении каждого объекта;

- лиц, пострадавших от погромов; имущество, уничтоженное, поврежденное или похищенное в ходе погромов; размер ущерба от погромов в отношении каждого объекта.

3. По фактам поджогов:

- территорию, охваченную пожарами; время и место возникновения каждого очага пожара;

- объекты, подожженные в ходе беспорядков;

- обстоятельства возникновения каждого очага пожара; продолжительность каждого пожара; условия, способствовавшие поджогу каждого объекта;

- способ и средства поджога каждого объекта;

- поврежденное или уничтоженное имущество; собственников или законных владельцев уничтоженного либо поврежденного имущества; размер материального ущерба (значительность, крупный размер);

- наличие человеческих жертв или иных тяжких последствий;

- лиц, совершивших поджоги каждого объекта.

3. По фактам уничтожения имущества:

- территорию, где находилось уничтоженное (поврежденное) имущество;

- уничтоженные и поврежденные в ходе беспорядков объекты;

- время и место уничтожения или повреждения каждого объекта;

- обстоятельства уничтожения или повреждения каждого объекта; условия, этому способствовавшие;

- способ и средства уничтожения или повреждения каждого объекта;

- поврежденное или уничтоженное имущество; собственников или законных владельцев уничтоженного либо поврежденного имущества; размер материального ущерба (значительность, крупный размер);

- лиц, уничтожавших и повреждавших каждый объект.

4. По фактам применения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств:

- принадлежность предметов, обнаруженных при осмотре мест беспорядков или изъятых у задержанных, к огнестрельному оружию; исправность и пригодность огнестрельного оружия к стрельбе;

- факт стрельбы из огнестрельного оружия и каждый объект, где применялось оружие, и в кого производились выстрелы (люди, здания, сооружения, транспортные средства и пр.);

- лица, применявшие огнестрельное оружие;

- факты каждого использования взрывчатого вещества или взрывного устройства; объекты взрыва;

- принадлежность осколков к взрывным устройствам; принадлежность веществ к взрывчатым веществам;

- лица, совершившие подрыв взрывчатого вещества или взрывного устройства;

- время применения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств в отношении каждого объекта; места их применения;

- вред, причиненный при использовании огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, в каждом случае (физический, материальный, моральный);

- способы доставки огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств в толпу;

 лица, обеспечивавшие доставку огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств в толпу;

- факты приобретения или изготовления огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

5. По фактам оказания вооруженного сопротивления представителям власти:

- принадлежность предметов, обнаруженных при осмотре мест беспорядков или изъятых у задержанных, к оружию; исправность и пригодность оружия к применению;

- статус каждого лица, в отношении которого применялось оружие, как представителя власти; факт возложения на каждого представителя власти обязанностей по пресечению беспорядков;

- факты применения оружия в отношении каждого представителя власти, пресекающего массовые беспорядки;

- лица, оказывавшие вооруженное сопротивление представителям власти;

- время и место оказания вооруженного сопротивления каждому представителю власти;

- вред, причиненный представителям власти, в каждом случае (физический, материальный, моральный).