§ 1. Криминалистическая характеристика
Глава
22
Расследование
нарушений правил
дорожного движения
и эксплуатации
транспортных средств (ст. 264 УК РФ)
§ 1. Криминалистическая
характеристика
Дорожно-транспортные
происшествия (ДТП) привлекают к себе пристальное внимание общества и
правоохранительных органов, когда сопровождаются большим числом погибших,
включая детей, а также наличием среди участников события специальных субъектов,
перечень которых содержится в п. «б» и «в» ч. 2 ст. 151 УПК РФ. В отличие от
иных преступлений им уделяется пристальное внимание в средствах массовой
информации.
Под
дорожно-транспортным
происшествием
понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного
средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены
транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб
(ст. 2 Федерального закона
от
10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Дорожно-транспортными
преступлениями являются
нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в
результате которых произошли дорожно-транспортные происшествия, повлекшие в соответствии с УК РФ тяжкий
вред здоровью человека или смерть человека по неосторожности (ст. 264 УК РФ).
В
соответствии с Распоряжением Росавтодора от 12.05.2015 № 853-р «Об издании и
применении ОДМ 218.6.015-2015 «Рекомендации по учету и анализу
дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской
Федерации», выделяются следующие виды ДТП: а)
наезд на животное; б) столкновение; в) опрокидывание; г) наезд на стоящее
транспортное средство (ТС); д) наезд на препятствие; е) наезд на пешехода; ж)
наезд на велосипедиста; з) наезд на гужевой транспорт; и) падение пассажира; к)
иной вид ДТП (съезд с дороги, наезд на внезапно возникшее препятствие, падение
груза, отбрасывание предмета, наезд на лицо, не являющееся участником дорожного
движения, осуществляющее несение службы, производство работ или какую-либо
другую деятельность).
К
особенностям криминалистической характеристики ДТП следует отнести: обстановку
совершения преступления, его механизм, особенности следообразования, сведения о
личности преступника и потерпевшего.
Обстановка
на месте ДТП
состоит из трех частей.
1)
особенности участка дороги, на котором произошло преступление, техническое
обеспечение средствами регулирования движения и т.д.;
2)
внешняя среда (метеоусловия, состояние покрытия дороги и т.
д.);
3)
остаточные явления, образовавшиеся в результате ДТП, сопутствующие ему или
случайные (местонахождение и положение ТС, причастного к дорожному событию;
следы движения ТС; местонахождение, поза и положение трупа на проезжей части
дороги или обочине; отделившиеся предметы и вещества (осколки стекла, пятна
горюче-смазочных материалов и т. д.).
Механизм
ДТП
представляет собой процесс развития во времени и пространстве дорожной ситуации
с момента возникновения опасности для движения до момента, когда наступление
вредных последствий от данного ДТП прекращается. При расследовании ДТП должны
быть установлены момент и место возникновения опасности для движения, место
столкновения (наезда, опрокидывания ТС).
Из
определения понятия механизма происшествия следует, что его можно подразделить
на три стадии: 1) сближение ТС с препятствием, 2) взаимодействие его с
препятствием, 3) перемещение ТС и других объектов после
удара.
Динамику ДТП
образует сочетание элементов «системы»: «водитель ? автомобиль – пешеход –
среда».
Само
нарушение правил безопасности движения транспортного средства может выражаться в
проезде на запрещающий сигнал, несоблюдении скоростного режима, в выезде на
встречную полосу движения и т.п. Нарушение правил эксплуатации транспортного
средства может выражаться в стоянке транспортного средства в неположенном месте,
перевозке пассажиров на необорудованном транспортном средстве, эксплуатации
технически неисправных транспортных средств и т. д.
В результате ДТП
образуются как материальные, так и идеальные следы. К материальным следам относятся: труп; телесные
повреждения у участников ДТП; следы
крови, горюче-смазочных материалов на проезжей части дороги и на ТС; следы
протекторов, детали транспортного средства ТС или их обломки на месте
происшествия; повреждения на ТС или дорожных сооружениях и т. д. Особенностью
механизма следообразования является то, что в результате сильного удара при
наезде на пешехода отдельные предметы (например, головной убор), могут остаться
на месте наезда, а тело пострадавшего иногда перемещается на значительное
расстояние от места наезда.
В
отношении идеальных следов ДТП необходимо иметь в виду, что в сознании очевидца
нередко формируется искаженное представление о событии ввиду сильного стресса;
обычно воспринимается какой-то отдельный фрагмент. Кроме того, непосредственные
участники, прежде всего водитель и потерпевший, по-разному оценивают
происшедшее. Поэтому к их показаниям во время проведения допросов нужно
относиться критически и перепроверять их, сопоставляя с доказательствами,
полученными из других источников.
Следует
отметить, что в современных условиях ДТП чаще всего запечатлеваются камерами
видеонаблюдения.
Личностная
характеристика участников ДТП
весьма разнообразна. Чаще всего
совершают ДТП водители в молодом и среднем возрасте (20–30 лет), что связано с
характерной для этого возраста самоуверенностью, склонностью к неоправданному
риску при недостаточном опыте вождения. Велико число происшествий, совершаемых в
состоянии опьянения.
Между
возникновением ДТП и устойчивыми психологическими особенностями водителя
(остротой зрения, временем реакции и т. д.) существует
взаимозависимость. Отмечается повторяемость ДТП и нарушений правил дорожного
движения у одних и тех же
водителей.