§ 1. Криминалистическая характеристика

 

Глава 22

Расследование нарушений правил дорожного движения

и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ)

 

§ 1. Криминалистическая характеристика

 

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) привлекают к себе пристальное внимание общества и правоохранительных органов, когда сопровождаются большим числом погибших, включая детей, а также наличием среди участников события специальных субъектов, перечень которых содержится в п. «б» и «в» ч. 2 ст. 151 УПК РФ. В отличие от иных преступлений им уделяется пристальное внимание в средствах массовой информации.

Под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Дорожно-транспортными преступлениями являются нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в результате которых произошли дорожно-транспортные происшествия, повлекшие в соответствии с УК РФ тяжкий вред здоровью человека или смерть человека по неосторожности (ст. 264 УК РФ).

В соответствии с Распоряжением Росавтодора от 12.05.2015 № 853-р «Об издании и применении ОДМ 218.6.015-2015 «Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации», выделяются следующие виды ДТП: а) наезд на животное; б) столкновение; в) опрокидывание; г) наезд на стоящее транспортное средство (ТС); д) наезд на препятствие; е) наезд на пешехода; ж) наезд на велосипедиста; з) наезд на гужевой транспорт; и) падение пассажира; к) иной вид ДТП (съезд с дороги, наезд на внезапно возникшее препятствие, падение груза, отбрасывание предмета, наезд на лицо, не являющееся участником дорожного движения, осуществляющее несение службы, производство работ или какую-либо другую деятельность).

К особенностям криминалистической характеристики ДТП следует отнести: обстановку совершения преступления, его механизм, особенности следообразования, сведения о личности преступника и потерпевшего.

Обстановка на месте ДТП состоит из трех частей.

1) особенности участка дороги, на котором произошло преступление, техническое обеспечение средствами регулирования движения и т.д.;

2) внешняя среда (метеоусловия, состояние покрытия дороги и т. д.);

3) остаточные явления, образовавшиеся в результате ДТП, сопутствующие ему или случайные (местонахождение и положение ТС, причастного к дорожному событию; следы движения ТС; местонахождение, поза и положение трупа на проезжей части дороги или обочине; отделившиеся предметы и вещества (осколки стекла, пятна горюче-смазочных материалов и т. д.).

Механизм ДТП представляет собой процесс развития во времени и пространстве дорожной ситуации с момента возникновения опасности для движения до момента, когда наступление вредных последствий от данного ДТП прекращается. При расследовании ДТП должны быть установлены момент и место возникновения опасности для движения, место столкновения (наезда, опрокидывания ТС).

Из определения понятия механизма происшествия следует, что его можно подразделить на три стадии: 1) сближение ТС с препятствием, 2) взаимодействие его с препятствием, 3) перемещение ТС и других объектов после удара.

Динамику ДТП образует сочетание элементов «системы»: «водитель ? автомобиль – пешеход – среда».

Само нарушение правил безопасности движения транспортного средства может выражаться в проезде на запрещающий сигнал, несоблюдении скоростного режима, в выезде на встречную полосу движения и т.п. Нарушение правил эксплуатации транспортного средства может выражаться в стоянке транспортного средства в неположенном месте, перевозке пассажиров на необорудованном транспортном средстве, эксплуатации технически неисправных транспортных средств и т. д.

В результате ДТП образуются как материальные, так и идеальные следы. К материальным следам относятся: труп; телесные повреждения у участников ДТП; следы крови, горюче-смазочных материалов на проезжей части дороги и на ТС; следы протекторов, детали транспортного средства ТС или их обломки на месте происшествия; повреждения на ТС или дорожных сооружениях и т. д. Особенностью механизма следообразования является то, что в результате сильного удара при наезде на пешехода отдельные предметы (например, головной убор), могут остаться на месте наезда, а тело пострадавшего иногда перемещается на значительное расстояние от места наезда.

В отношении идеальных следов ДТП необходимо иметь в виду, что в сознании очевидца нередко формируется искаженное представление о событии ввиду сильного стресса; обычно воспринимается какой-то отдельный фрагмент. Кроме того, непосредственные участники, прежде всего водитель и потерпевший, по-разному оценивают происшедшее. Поэтому к их показаниям во время проведения допросов нужно относиться критически и перепроверять их, сопоставляя с доказательствами, полученными из других источников.

Следует отметить, что в современных условиях ДТП чаще всего запечатлеваются камерами видеонаблюдения.

Личностная характеристика участников ДТП весьма разнообразна. Чаще всего совершают ДТП водители в молодом и среднем возрасте (20–30 лет), что связано с характерной для этого возраста самоуверенностью, склонностью к неоправданному риску при недостаточном опыте вождения. Велико число происшествий, совершаемых в состоянии опьянения.

Между возникновением ДТП и устойчивыми психологическими особенностями водителя (остротой зрения, временем реакции и т. д.) существует взаимозависимость. Отмечается повторяемость ДТП и нарушений правил дорожного движения у одних и тех же водителей.