§ 3. Преступления, посягающие на основы политической системы Российской Федерации
§
3. Преступления, посягающие на основы политической системы. Российской
Федерации
(ст. 277, 278, 279)
К
преступлениям, посягающим на основы политической системы РФ, относятся:
посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277 УК);
насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст.278 УК);
вооруженный мятеж (ст. 279 УК). Все эти преступления отнесены к преступлениям,
сопряженным с осуществлением террористической деятельности. С учетом изменений,
внесенных в УК ФЗ от 06.07.2016 №
375-ФЗ лицам, их
совершившим, не может быть назначено более мягкое наказание, чем предусмотрено
за данное преступление (ч. 3 ст. 64 УК), не применяются сроки давности привлечения к уголовной
ответственности (ч. 5 ст. 78
УК).
Посягательство
на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277
УК).
Основной
объект
– общественные отношения, обеспечивающие легитимность государственной власти,
беспрепятственность осуществления своих политических полномочий государственным
или общественным деятелем.
Дополнительный
объект – жизнь государственного или общественного деятеля. (причинение вреда
здоровью любой тяжести, например, при ранении охватывается составом
посягательства на жизнь).
Потерпевшим
в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля признается
только государственный или общественный деятель, являющийся гражданином РФ. Им
не может быть признано лицо, являющееся гражданином иностранного государства,
или зарубежный общественный деятель. Посягательство на жизнь иных категорий
государственных служащих или представителей общественных организаций в связи с
осуществлением ими служебной деятельности или выполнением общественного долга
квалифицируется, соответственно, по п. «б» ст. ч. 2 ст. 105, ст. 295, 317
УК.
Государственным
деятелем является должностное лицо высших органов законодательной,
исполнительной и судебной
власти, а также прокуратуры РФ
или ее субъектов: Президент РФ, члены Правительства РФ, судьи Конституционного
Суда РФ, Верховного Суда РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской
Федерации, члены Совета Безопасности, советники и помощники Президента РФ, его
полномочные представители, уполномоченные при Президенте РФ, депутаты и сенаторы
федеральных и региональных уровней, руководители министерств, служб, агентств и
их заместители и другие государственные служащие, которые своей деятельностью
реализуют государственно властные функции на федеральном и региональных уровнях.
К государственным деятелям также относятся официально зарегистрированные
кандидаты в президенты, кандидаты в законодательные и исполнительные органы
власти РФ и субъектов РФ, их доверенные лица, члены избирательных
комиссий
Общественные
деятели — лица, активно участвующие в руководстве зарегистрированными
политическими партиями и общественными объединениями, незапрещенными
религиозными конфессиями, профессиональными союзами и иными общественными
организациями.
Потерпевшими
от данных преступлений могут быть признаны общественные деятели, в том числе, и
оппозиционных партий, движений и организаций, существующих в правовом поле
Российской Федерации, т. е. зарегистрированные в установленном законом порядке и
осуществляющие свою деятельность в соответствии с российским
законодательством.
Объективная
сторона
посягательства на жизнь чаще выражается в активных действиях (прицельная
стрельба, использование инъекций, яда, совершения взрыва и пр.).
Посягательство на жизнь может быть осуществлено и путем бездействия, например, в
случаях, когда врач не оказывает помощи государственному или общественному
деятелю, находящемуся в коме, или в остром сердечном приступе, ином тяжелом
состоянии, исходя из мотива мести за его деятельность, осознавая возможность или
неизбежность его смерти и желая ее наступления.
Оконченным
посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля признается с
момента начала посягательства, направленного на лишение потерпевшего жизни. В
частности, посягательство будет оконченным, если субъект прицелился, но, услышав
шум мотора автомобиля, или почувствовав иные помехи не стал стрелять, или
выстрелил в потерпевшего, но промахнулся, либо только ранил его. Причинение
потерпевшему смерти также охватывается данным составом. Это усеченный,
формальный состав преступления.
В
случаях посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля
общеопасным способом (например, взрыв, стрельба в людном месте,) содеянное
следует квалифицировать по совокупности преступлений в зависимости от
наступивших последствий. Если смерть причинена, помимо государственного или
общественного деятеля, другим лицам, то содеянное следует квалифицировать по
совокупности ст. 277 и п. «е» ч. 2 ст. 105.
Посягательство
на жизнь рядовых государственных служащих или рядовых представителей
общественных организаций в связи с осуществлением служебной деятельности или
выполнением общественного долга охватывается составом умышленного убийства при
отягчающих обстоятельствах (п. «б» ч.2 ст.105 УК).
Субъектом
преступления, с принятием ФЗ от 06.07.2016 № 375-ФЗ является лицо,
достигшее возраста 14 лет. До принятия данного закона за посягательство на жизнь
государственного или общественного деятеля деяния несовершеннолетних в возрасте
от 14 до 16 лет квалифицировались, как убийство (п. «б» ч.2 ст. 105 УК) или
покушение на него.
Субъективная
сторона
посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля
характеризуется прямым умыслом,
специальной целью, либо специальным мотивом. Специальная цель: прекратить
государственную или иную политическую деятельность потерпевшего навсегда, то
есть физически устранить потерпевшего, лишить его возможности занимать высшие
посты в органах
государственной власти, в иных государственных
органах и учреждениях, а также в руководящих органах
политических партий, общественных движений и объединений.
Специальным
мотивом является месть за государственную или иную политическую деятельность
потерпевшего путем причинения ему смерти.
Если
посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля РФ совершено
с иной целью или по другим мотивам, например, в целях завладения его домом, имуществом,
или по мотивам: ревности, мести за увольнение с государственной службы, за отказ
повысить в должности или представить к правительственной награде, то содеянное квалифицируется, либо как
покушение на убийство по ч.3 ст.30 и ст. 105 УК РФ, либо, в случаях причинения
смерти, как за оконченное убийство.
Насильственный
захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК
РФ),
иными словами, насильственный государственный переворот определен в законе как
«действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное
удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно
направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской
Федерации». В соответствии со ст. 3 Конституцией РФ «единственным
источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный
народ…Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти
или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».
Основной
объект
анализируемого преступления - установленный конституционный строй в Российской
Федерации и порядок формирования органов государственной власти, обеспечивающий
проявление воли народа.
Дополнительный
объект
- общественные отношение обеспечивающие гарантию осуществления человеком права
на жизнь, здоровье, честь и достоинство.
Объективная
сторона
преступления характеризуется тремя формами активных действий, направленных на:
1) захват власти; 2) - удержание власти в нарушение Конституции
РФ; 3) - изменение конституционного
строя Российской Федерации и насильственном способе совершения
всех этих действий.
1).
Действия, направленные на захват власти выражаются в попытке совершения
насильственным способом государственного переворота руководителями силовых
ведомств, военачальниками, другими лицами, занимающими ответственные посты в
государственном аппарате, смещения законно избранных руководителей государства,
присвоения себе властных полномочий в Российской Федерации или ее субъектах
неконституционным способом, но без изменения конституционного строя России
означают.
Насильственный
способ действий, направленных на захват власти может сопровождаться объявлением
чрезвычайного положения, введением войск в города и населенные пункты, введением
комендантского часа и пр. Примером такой попытки захвата власти является
создание в период существования СССР (1991 г.) ГКЧП (Государственный комитет по
чрезвычайному положению), отстранившего от власти законного Президента СССР. В
попытке того переворота принимали участие высшие должностные лица государства:
вице-президент, премьер-министр, силовые министры и др. Насильственный
способ образуют и такие действия как заключение под стражу, насильственная
физическая изоляция, побои, причинение вреда здоровью законным представителям
органов власти и пр.
2).
Действия, направленные удержание власти, выражаются в нарушении конституционного
порядка передачи власти лицам, которым она ранее принадлежала по закону, в
соответствии с волеизъявлением народа, это разного рода воспрепятствование
законной власти осуществлять свои полномочия. Например, проиграв выборы, глава
субъекта РФ, используя силовые структуры, препятствует законно избранному
новому главе администрации вступить в должность. Насильственный способ удержания
власти по содержанию идентичен насилию применяемому при неконституционной
попытке захватить власть,
3).
Изменение конституционного строя предполагает действия исполнительной власти,
направленные на создание режима, не соответствующего действующей
Конституции РФ, изменение политического, экономического и
социально-правового положения в стране. Такие действия могут выразиться в
незаконном роспуске Государственной Думы или законодательных органов
субъектов РФ, изменении демократических основ государственной деятельности
и общественной жизни, например, в ликвидации многопартийной политической
системы, запрещении частной собственности и частной предпринимательской
деятельности. Насильственное изменение конституционного строя может последовать
за насильственным захватом власти.
Преступление
окончено с момента совершения любых действий, совершенных насильственным
способом и направленных на захват власти, ее удержание или изменение
конституционного строя, независимо от того, удалось ли лицу поставленной цели:
захватить власть, удерживать ее, изменить конституционный строй РФ. Состав
формальный.
В
случаях причинения вреда здоровью или смерти человеку в процессе совершения
насильственных действий, содеянное, с учетом обстоятельств дела следует
квалифицировать по совокупности ст. 277 и 278 или по ст. 278 УК и
статьям о преступлениях против личности (убийство, причинение вреда здоровью –
ст. 105, 111, 112 и др.).
Субъект
преступления —лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъектами насильственного
захвата власти могут быть высокопоставленные должностные лица государства,
обладающие значительными полномочиями, позволяющими им применить силовые методы
для осуществления своих целей. При действиях, направленных на насильственное
удержание власти субъект специальный: лица, фактически обладающие этой властью,
но утратившие ее на законных основаниях. Субъектами насильственного изменения
конституционного строя РФ могут быть руководители государства, высшие
должностные лица исполнительной или законодательной
власти.
Субъективная
сторона
характеризуется прямым умыслом и специальной целью: захватить власть, удержать
власть или изменить конституционного строй РФ.
За
данное преступление предусмотрен обязательный безусловный вид освобождения от
уголовной ответственности на основании тех же критериев, что и за
государственную измену и шпионаж (примечание к ст. 275
УК).
Вооруженный
мятеж (ст. 279 УК РФ).
Объект
- конституционный строй Российской Федерации, или ее территориальная
целостность, или два этих объекта вместе.
Объективная
сторона
преступления выражается в двух формах действий: 1) организация вооруженного
мятежа; 2) активное участие в вооруженном мятеже.
Вооруженный
мятеж (восстание) означает вооруженное выступление массы людей или отдельных
воинских частей против государственной власти в центре или регионах.
Вооруженность при совершении мятежа означает наличие у участников пригодных к
целевому применению устройств и предметов, конструктивно предназначенных для
поражения живой или иной цели, подачи сигналов (огнестрельное или холодное, в
том числе метательное оружие, как заводского изготовления, так и самодельного,
различные взрывные устройства, а также газовое и пневматическое оружие и пр. –
ст. 1 ФЗ Федеральный закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об
оружии»).
1).
Организация вооруженного мятежа выражается в различных действиях: создании
необходимых условий для вооруженного мятежа, например, определении места его
проведения, руководстве подготовительной к мятежу деятельностью соучастников,
координации действий мятежников непосредственно при совершении мятежа, агитации
и пропаганде идей насильственного переворота, вербовке активных участников,
приобретении оружия, разработке плана мятежа, распределении ролей между
активными участниками, создании вооруженных формирований и т. п.
2).
Активное участие в мятеже выражается в совместном с другими участниками мятежа
совершении насильственных действий с применением или попыткой применения оружия,
направленных на достижение целей мятежа, распространении среди населения или
военнослужащих идей о необходимости изменения конституционного строя РФ или ее
территориальных образований, снабжении мятежников оружием, принятии на себя
функций командиров отдельных групп мятежников, применении оружия против законных
представителей власти, участии в погромах и вооруженных нападениях на органы
власти, государственные учреждения и объекты жизнеобеспечения
населения.
Лица,
участвовавшие в митингах, собраниях, блокировании транспортных магистралей и
государственных объектов, но не применявшие оружия, не подлежат ответственности
по ст. 279 УК. Их действия могут подпадать под признаки других составов
преступлений.
Организация
вооруженного мятежа окончена с момента первого вооруженного выступления
мятежников, воинских, иных силовых подразделений или значительных групп
населения с выдвижением требований свержения или изменения конституционного
строя или нарушения территориальной целостности РФ. Действия, которые были
направлены на организацию массовых вооруженных выступлений против законной
власти, но фактически самого мятежа не было, следует квалифицировать как
приготовление к вооруженному мятежу. Активное участие в вооруженном мятеже
окончено с момента совершения участником мятежа конкретных насильственных
действий с применением или попыткой применения оружия, направленных на
достижение целей мятежа, независимо от достижения поставленных целей. Состав
формальный.
Примером
вооруженного мятежа являются действия генерала Дудаева в 1991 г.,
использовавшего воинские формирования в целях отделения Чеченской Республики от
Российской Федерации, изменения конституционного строя на территории Чеченской
Республики и создания исламского государства.
Преступная
деятельность по подготовке вооруженного мятежа, пресеченная силами правопорядка
и не приведшая к массовому выступлению квалифицируется как покушение на
организацию вооруженного мятежа.
Если
организации вооруженного мятежа предшествовало создание незаконного вооруженного
формирования, то содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений,
предусмотренных ст. 208 и 279 УК.
Субъект
преступления.
Ответственность по ст. 279 УК наступает с 16-тилетнего возраста. При
осуществлении организации вооруженного мятежа субъект специальный, им является
лицо, организовавшее мятеж. Организацию вооруженного мятежа могут осуществлять
лидеры, активисты и функционеры политических партий и движений, лидеры
националистических и религиозных объединений, командиры воинских подразделений и
подразделений силовых ведомств, ответственные должностные лица органов
государственной власти и управления и местного самоуправления. Дейсвия
подстрекателей или пособников совершения вооруженного мятежа следует
квалифицировать как участие в нем, поскольку при подстрекательстве и
пособничестве отсутствуют обязательные признаки организации. Субъект активного
участия в вооруженном мятеже – общий.
Субъективная
сторона
преступления характеризуется прямым умыслом и специальными целями для: а)
свержения конституционного строя РФ; б) насильственного изменения
конституционного строя РФ; в) нарушения территориальной целостности
РФ.
Цель
свержения конституционного строя РФ означает стремление организаторов
вооруженного мятежа упразднить основы конституционного строя, закрепленные в гл.
1 Конституции РФ и установить общественный и государственный строй, не
соответствующий Конституции РФ. Изменение конституционного строя РФ означает
стремление организаторов мятежа и активных его участников упразднить
конституционные институты, органы и учреждения государства, заменить их
институтами, органами и учреждениями, не предусмотренными Конституцией РФ.
Нарушение территориальной целостности означает намерение разрушить
принципы федеративного
устройства, закрепленные в гл. 3 Конституции РФ, и (или)
насильственно отторгнуть часть российской территории с
провозглашением ее независимости от РФ или присоединением к какому-либо
иностранному государству.
Организация
вооруженного мятежа может преследовать цели свержения законных органов власти,
изменения политического и социально-экономического статуса страны. Совершение
мятежниками для достижения поставленной цели террористических актов, убийств,
следует квалифицировать по совокупности с соответствующими статьями Особенной
части УК.