§ 3. Нецелевое расходование бюджетных средств
§
3. Нецелевое расходование бюджетных средств
Объективная
сторона нецелевого расходования бюджетных средств (ст. 285.1 УК) состоит в виде
действия путем расходования бюджетных средств на цели, не соответствующие
условиям их получения, которые определены утвержденным бюджетом, бюджетной
росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов или расходов
либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств,
совершенное в крупном размере.
Диспозиция
данной статьи имеет бланкетный характер - расходование бюджетных
средств формируется в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином
порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ и корреспондирует к положениям
части первой статьи 306.4 Бюджетного кодекса
Российской Федерации (далее БК РФ), где раскрыто понятие нецелевого
использования бюджетных средств.
О
применении норм, предусмотренных ст. 285.1 УК РФ, исключительно в нормативном
единстве с положениями бюджетного законодательства указал также Конституционный
Суд РФ[1].
Объектом
преступления является соответствующая закону деятельность публичного аппарата
государственной власти и управления в сфере бюджетных отношений, суть которых
состоит в выполнении определенных процедур и правил, связанных с осуществлением
расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, кроме государственных
внебюджетных фондов и их использование по целевому назначению (ст. ст.
1, 38
БК РФ).
Бюджетом
является форма образования и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансирования обеспечения задач и функций государства и
местного самоуправления (ст. 6 БК РФ). В Российской Федерации существует
трехуровневая бюджетная система, включающая в себя ежегодно принимаемые
федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Федеральный бюджет
(разрабатывается и утверждаются в форме федерального закона), бюджеты субъектов
РФ (разрабатываются и утверждаются в форме закона субъекта РФ), местные бюджеты
(разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов
местного самоуправления, либо в порядке, установленном уставами муниципальных
образований).
Таким
образом, статья
285.1 УК РФ предусматривает ответственность за нецелевое расходование
лишь бюджетных средств. Указанное правовое положение нашло свое отражение и в
судебной практике.
Так,
по приговору Уральского окружного военного суда бывший начальник ГУ МЧС России
по Свердловской области Л. осужден к лишению свободы по пункту «г»
части 4 статьи 290 УК РФ и части 1 статьи
285 УК РФ, а по части 1 статьи
285.1 УК РФ к штрафу в размере 100 000 рублей с освобождением его от
последнего наказания в связи с истечением сроков давности уголовного
преследования. Военная коллегия отменила приговор в части осуждения Л. за
нецелевое расходование бюджетных средств и дело в этой части прекратила за
отсутствием в действиях Л. состава преступления указав на то, что данных о
поступлении из ЗАО «Тургаз» в качестве пожертвования денежных средств и
включении их, как это установлено в части 5 статьи
41 Бюджетного кодекса РФ, в состав доходов бюджета при составлении,
утверждении и исполнении федерального бюджета, и после этого перечислении в
качестве бюджетных средств в Главное управление, в деле не имеется[2].
Бюджетная
роспись, это документ, который составляется и ведется главным распорядителем
бюджетных средств в соответствии с БК РФ в целях практического исполнения
бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета) и представляет
собой документ о распределении доходов и расходов бюджета, а бюджетные
ассигнования, это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в
соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК
РФ).
Показатели
бюджетной росписи доводятся до сведения нижестоящих распорядителей и получателей
бюджетных средств в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях, отражающего
количество выделенных бюджетных средств. На основании этой информации, бюджетное
учреждение составляет смету доходов и расходов, которая содержит данные об
образовании и расходовании денежных средств. В ней должны быть отражены все
доходы бюджетного учреждения, как получаемые из бюджета и государственных
внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной,
приносящей доход деятельности.
В
соответствии с примечанием к ст. 285.1. УК, крупным размером признается сумма
бюджетных денежных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а
особо крупным размером – семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
По
конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление
окончено с момента направления бюджетных средств на цели, не предусмотренные
соответствующим документом, т.е. с момента списания их с лицевого счета
бюджетного учреждения.
Предметом
преступления выступают бюджетные средства в размере, установленном законом, -
крупном (часть 1) или особо крупном (часть 2), который определен в примечании к
ст. 285.1 УК. В указанной норме предмет преступления является обязательным
признаком. В зависимости от размера бюджетных средств, расходуемых нецелевым
образом, дифференцирована ответственность за данное
преступление.
Субъективная
сторона выражается умышленной формой вины в виде прямого
умысла.
Мотивы
действий не имеют значения для квалификации деяния. Это может быть как личная
заинтересованность, так и ложно понятые интересы службы и др. При этом, если
нецелевое расходование средств осуществляется в целях предотвращения наступления
более существенного вреда, действия виновного следует рассматривать с учетом
правил ст.
39 УК РФ (крайняя необходимость). Например, в связи с резким
поднятием уровня реки и угрозой подтопления значительного числа индивидуальных
жилых домов, должностные лица муниципалитета принимают решение направить
денежные средства на строительство защитной дамбы, вместо строительства моста
через обозначенную реку, как это было предусмотрено
бюджетом.
Субъект
преступления - должностное лицо получателя бюджетных
средств.
Получатель
бюджетных средств - орган государственной власти, орган местного самоуправления,
орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя
бюджетных средств, казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или)
исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за
счет средств соответствующего бюджета. Казенным учреждением при этом признается
государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание
государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение
государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации
предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти
(государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое
обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств
соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК
РФ).
В
случае конкуренции норм об ответственности за нецелевое расходование бюджетных
средств (ст. 285.1 УК) и за злоупотребление (превышение) должностными
полномочиями (ст. ст. 285, 286 УК), действия виновного должны квалифицироваться
по специальной норме, то есть по ст. 285.1 УК.
От
нецелевого расходования бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ) необходимо также
отграничивать использование государственного целевого кредита не по прямому
назначению (ч. 2 ст. 176 УК), объектом которого выступают отношения,
обеспечивающие функционирование финансово-кредитной системы. Здесь следует
учитывать, что по ч. 2 ст. 176 УК целевой характер предоставляемых из
федерального бюджета средств при кредитовании и передаче средств в управление
формулируется в договорах, заключаемых между сторонами. В отличие от нецелевого
расходования бюджетных средств объективная сторона использования кредита не по
прямому назначению может выражаться в использовании не по назначению только
государственного целевого кредита (например, выделенный Центральным банком РФ
денежный кредит для покрытия расходов бюджета конкретного субъекта федерации по
погашению задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы
использован для строительства объектов городской инфраструктуры). Наряду с этим,
следует учитывать, что субъект нецелевого расходования бюджетных средств —
специальный, а в преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 176 УК, —
общий.
Нецелевое
расходование бюджетных средств следует отграничивать и от фактов хищения
бюджетных средств, которые могут выражаться в форме особо квалифицированных
составов мошенничества и присвоения или растраты, выделенных по признаку
совершения указанных преступлений лицом с использованием своего служебного
положения (ч.3 ст. 159 УК, ч.3 ст. 160 УК). Необходимость такого отграничения
возникает в случаях, когда субъектом хищения выступает должностное лицо,
обладающее полномочиями по распоряжению данными финансовыми ресурсами. При
квалификации действий виновного необходимо учитывать наличие или отсутствие
корыстной цели (для квалификации по ч.3 ст. 159 УК и ч.3 ст. 160 УК наличие
корыстной цели обязательно), т.к. в диспозиции основного состава преступления,
предусмотренного ст. 285.1 УК, упоминание о цели преступления отсутствует.
Кроме того, при совершении преступления, в форме мошенничества, а также
присвоения или растраты, расходование бюджетных средств представляет собой лишь
один из этапов хищения.
Квалифицированным
видом (ч. 2 ст. 285.1 УК) выступает деяние, совершенное по предварительному
сговору группой должностных лиц или в особо крупном размере.
[1]
Определение КС РФ от 20.12.2016 № 2776-О «Об отказе в принятии к рассмотрению
жалобы гр. Сучкова Александра Алексеевича на нарушение его конституционных прав
пунктом «б» части 2 ст. 285.1 УК РФ» // СПС
«КонсультантПлюс»
[2]
Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2008 делу № 3-45/08 // Бюллетень ВС РФ,
2009. № 9.