§ 2. Преступления против безопасности Российской Федерации

 

§ 2. Преступления против безопасности Российской Федерации

(ст. 275, 275.1, 276, 280.3, 280.4, 284.1, 284.2).

Государственная измена (ст. 275 УК РФ) гражданина своему государству во все времена в любой стране рассматривалось как особо тяжкое преступление, предательство интересов своей страны, своего народа. В советский период развития российского государства в уголовном законе использовался термин «измена Родине» (ст. 64 УК РСФСР), не удачный этимологически и юридически неточный. Родине (месту рождения человека) невозможно изменить. Человек может изменить гражданство, место жительства. Кроме того, Родиной гражданина РФ, родившегося в семье дипломатов, проживавших по роду работы в иностранном государстве, будет соответствующее иностранное государство.

Непосредственный объект - безопасность Российской Федерации, то есть общественные отношения, обеспечивающие состояние защищенности ее суверенитета, неприкосновенности и неделимости территории, обороноспособности. Государственная измена может осуществляться в посягательстве на все указанные составляющие безопасности РФ или только на одну из них, она всегда выражается в сотрудничестве с внешним врагом, предательстве интересов своей страны, своего народа.

Объективная сторона характеризуется деяниями в четырех альтернативных формах: 1) шпионаж; 2) выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ; 3) переход на сторону противника; 4) оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.

1). Шпионаж представляет собой исторически сложившуюся разведывательную деятельность одного государства против другого. Как форма государственной измены он посягает на безопасность РФ изнутри и отличается от шпионажа, посягающего на безопасность РФ извне (ст. 276 УК), только по признаку специального субъекта преступления. Субъект шпионажа как формы государственной измены – только гражданин РФ. Субъект шпионажа, предусмотренного ст. 276 УК— иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Предмет шпионажа образуют три вида сведений: а) сведения, составляющие государственную тайну; б) иные сведения, которые не содержат государственной тайны, но собираются по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах для использования их против безопасности РФ; в) сведения, которые могут быть использованы против Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации, совершенные в условиях вооруженного конфликта, военных действий или иных действий с применением вооружения и военной техники с участием для передачи их противнику.

К сведениям, составляющим государственную тайну, относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Носителями этих сведений могут быть, материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов (ч. 1, 2  ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»). Перечень таких сведений содержится в ст. 5 ФЗ «О государственной тайне» и определен Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203. «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Сведения, составляющие государственную тайну, подлежат засекречиванию и имеют защиту с грифом: «секретно», «совершенно секретно», «особой важности. Допуск к ним строго ограничен.

Иными сведениями могут быть данные о радиоактивности почвы или воды, о режиме работы предприятий и системе охраны учреждений и производственных объектов, об интенсивности и характере грузовых и пассажирских перевозок, о настроениях отдельных социальных групп, о личных качествах, интересах, семейном положении и проч. лиц, занимающих государственные должности или являющихся общественными деятелями, о коммерческой, налоговой или банковской тайне и т. п. На основе таких сведений, не только не содержащих государственную тайну, но и не являющихся секретными, аналитическая служба иностранных разведок может формировать политику, направленную против безопасности РФ. Собирание или передача сведений, не составляющих государственной тайны, образуют объективную сторону шпионажа только при наличии двух условий: 1) совершаются по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах; 2) предназначены для использования в ущерб безопасности РФ.

Сведения, которые могут быть использованы против Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации образуют предмет шпионажа в ограниченный период времени – в условиях вооруженного конфликта, специальных военных операций, военных действий или иных действий с применением вооружения и военной техники. Их перечень содержится в Приказе Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 28.09.2021№ 379 «Об утверждении Перечня сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным государством, его государственными органами, международной или иностранной организацией, иностранными гражданами или лицами без гражданства могут быть использованы против безопасности Российской Федерации». К ним относятся сведения:  об оценке и прогнозах развития военно-политической, стратегической (оперативной) обстановки; о планировании и осуществлении мероприятий по гражданской и территориальной обороне; о дислокации, действительных наименованию, организационной структуре, вооружении и численности Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, об оперативном оборудовании территории Российской Федерации в целях обороны; о строительстве и развитии войск, воинских формирований и органов; о местах хранения оружия и боеприпасов, находящихся на вооружении войск, воинских формирований и органов и др.

Объективная сторона шпионажа заключается в добывании различными способами сведений, составляющих государственную тайну, или в участии в шпионской организации (агентурная сеть), где может иметь место разделение ролей в процессе шпионской деятельности. Это всегда действия, связанные с предметом шпионажа. Если его предметом являются сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, которые могут быть использованы против Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации то действия выражаются в их: а) передаче, б) собирании, в) похищении г) хранении в целях передачи.   Если предметом шпионажа стали иные, чем относящиеся к государственной тайне  сведения, то его объективная сторона выражается в их передаче или собирании.

а). Передача состоит во вручении обозначенных сведений представителям иностранного государства или агентам иностранных разведок, в том числе и посредством их закладки в тайник, сообщении в информационной радиограмме, информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»), в выполненном тайнописью письме, посылке и т. пр.;

б). Собирание сведений, составляющих предмет шпионажа, предполагает любой другой, не образующий похищения, способ получения необходимой информации, это различные действия по выявлению данных, к которым лицо не имеет официального доступа, или обобщение, копирование, фотографирование сведений, к которым лицо имеет допуск по службе. Собиранием сведений будет считаться и выведывание информации путем расспросов лиц, обладающих ею, подслушивание телефонных и иных переговоров, изучение и обобщение сведений, опубликованных в служебной и многотиражной печати учреждений и предприятий, и пр.;

в). Похищение означает завладение сведениями, интересующими иностранные разведки в любой форме (тайно, путем обмана, злоупотребления доверием, открыто, с применением насилия или без него и др.). В случаях похищения документов, штампов, печатей, паспорта гражданина, или другого важного личного документа, как содержащих иные интересующие иностранную разведку сведения, дополнительной квалификации по ст. 325 УК не требуется. При похищении лицо именно завладевает предметом, содержащим нужные ему сведения. Поэтому, временное их изъятие в целях копирования образует собирание сведений, а не их похищение; г). Хранение сведений как самостоятельная форма шпионажа заключается в обеспечении их сохранности. Лицо, хранящее шпионские сведения, может само их не собирать, а получать от других лиц.

Оконченным шпионаж будет с момента выполнения любого вида из указанных действий или с момента начала осознанного хранения шпионских сведений.

2). Выдача государственной тайны в отличии от шпионажа, совершаемого ее передачей иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям имеет более узкий предмет, который образуют сведения, относящиеся только к государственной тайне в то время, как при шпионаже это могут быть и иные сведения, собираемые по заданию иностранной разведки. При выдаче государственной тайны, составляющие ее сведения были доверены лицу или стали известны ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Это те сведения, которыми виновный располагал и выдал их сам, без чьего-либо задания. В необходимых случаях для определения характера выдаваемых сведений на предмет содержания в них государственной тайны проводится специальная экспертиза. Выдачу образуют любые действия, в результате которых государственная тайна, становится достоянием иностранного государства, международной организации или их представителей: устные или письменные сообщения, передача через технические каналы связи, в том числе и через информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть «Интернет»), передача чертежей, схем, диаграмм, карт, планов, действующих моделей, приборов или образцов и другие.

В соответствии с п. 17 постановления Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» прекращение допуска к государственной тайне не освобождает гражданина от ранее взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Шпионаж и выдача государственной тайны, с одной стороны – самостоятельные формы государственной измены, с другой – это своего рода оказание помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.

Общим для всех установленных в ст. 275 УК форм государственной измены является получатель необходимой информации, осуществляющий деятельность, направленную против безопасности Российской Федерации и субъект, являющийся гражданином РФ.

3). Переход на сторону противника. Эта форма государственной измены введена в ст. 275 УК федеральным законом от 14.02.2022 № 260 ФЗ целях отнесения к государственной измене действий, связанных с переходом на сторону противника в условиях вооруженного конфликта или военных действий против Российской Федерации. В примечании 1 к данной статье дано определение перехода на сторону противника как участия лица, гражданина Российской Федерации в составе непосредственно противостоящих Российской Федерации сил (войск) иностранного государства, международной либо иностранной организации в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники. В случаях, когда россиянин участвовал в вооруженном конфликте против интересов России, например, проживал на территории Украины, либо состоял в международной организации и оказался в составе соответствующих вооруженных сил, но не имел цели подрыва основ безопасности российского государства, то есть при отсутствии признаков госизмены, его действия могут подпадать под признаки состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 208 УК (Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, а равно участие в вооруженном конфликте или военных действиях в целях, противоречащих интересам Российской Федерации).

4). Оказание помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям, как самостоятельная форма государственной измены, в соответствии с законом, может выражаться в финансовой, материально-технической, консультационной или иной услуге, направленной против безопасности РФ.

Финансовая помощь осуществляется путем передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям денежных сумм, ценных бумаг, драгоценных металлов или камней, отчуждения нематериальных активов, других действий, способствующих укреплению их финансового положения.

Материально-техническая помощь подразумевает безвозмездное обеспечение иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей различными видами материальных и технических ресурсов: строительными материалами, заготовками, деталями, инструментами, транспортными средствами, аудио- и видеотехникой и пр. в целях использования их против безопасности России.

Консультационная помощь выражается в профессиональных советах, совместных разработках планов действий, финансовых схем, осознанно осуществляемых в интересах иностранного государства, иностранной либо международной организации или их представителей.

Иная помощь может осуществляться подбором представителям иностранного государства, иностранной либо международной организации конспиративных квартир, вербовкой агентов для спецслужб зарубежных государств, международных либо иностранных организаций или их представителей; оказанием содействия в снабжении их необходимыми документами, трудоустройстве, в хранении специальной техники, используемой в разведывательной работе, и др. Помощь может быть оказана путем распространения ложных слухов, возбуждающих тревогу или панику среди населения, особенно в период конфликта между государствами. Оказание помощи может выразиться и в совершении по заданию иностранной разведки каких-либо преступлений (похищение человека, убийство, экономические или экологические преступления и т. д.). В таких случаях содеянное квалифицируется по совокупности преступлений - и как государственная измена в рассматриваемой форме, и как соответствующее преступление.

Оказание помощи окончено с момента начала совершения деяний в любом виде, в том числе и в нескольких из них, например финансовой и консультационной

Состав государственной измены, независимо от форм ее выражения, (ст. 275 УК) - формальный. Преступление считается оконченным с момента начала совершения деяния, характерного для каждой формы изменнических действий.

Субъект государственной измены (ст.275 УК) специальный - гражданин РФ, достигший возраста 16 лет.

Действия лица, совершившего шпионаж, имеющего двойное гражданство (российское и иностранного государства) квалифицируются только как государственная измена в форме шпионажа по ст. 275.

Субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом. При совершении шпионажа, выражающегося в передаче или собирании сведений, не составляющих государственной тайны, субъект преследует специальную цель: использование этих сведений против безопасности РФ. Хранение сведений, составляющих государственную тайну, имеет цель их последующей передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям. Специальная цель передачи, собирания, похищения или хранения сведений, которые могут быть использованы против Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации - передача противнику. Понятие «противник» определено в примечании к ст. 276 УК Это иностранное государство, международная либо иностранная организация, противостоящие Российской Федерации в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники.

 Мотивы изменнических действий могут быть разными: политический, корыстный, желание получить гражданство иностранного государства и др. Они не влияют на квалификацию содеянного.

Сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией (ст.275.1). Статья введена ФЗ от 14.07.2022 № 260-ФЗ). Закон подчеркнул иную, по сравнению с государственной изменой категорию преступления, которое является тяжким. Диспозиция данной статьи отсылочная, в ней прямо указано - при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 275 УК. Отличать данное преступление следует, главным образом, от государственной измены в форме оказания иной помощи представителю иностранного государства, международной либо иностранной организации. Оказание помощи может быть осуществлено и разово, в то время как сотрудничество (установление и поддержание отношений предполагает их продолжительность какое-то время.)

Непосредственный объект – тот же, что и при государственной измене: безопасность Российской Федерации.

Объективная сторона выражается в совершении двух взаимосвязанных действий: - установлении и поддержании отношений сотрудничества на конфиденциальной основе с представителем иностранного государства, международной либо иностранной организации со специальной целью.

Установление отношений сотрудничества означает подыскание конкретных лиц, представителей иностранного государства для совместной работы, участия в общем деле. Конфиденциальная основа, то есть негласная деятельность, как форма такой работы - сущностное условие совместной деятельности, предполагающей сотрудничество со спецслужбами иностранных государств, международных и иностранных организаций. Под поддержанием отношений понимают стремление к сохранению уже существующих отношений, получение согласия действовать в одном направлении для достижения одной цели, оказывать помощь.  Для признания состава оконченным важен не только сам факт установления отношений с указанными лицами, но и поддержание таких отношений. Это длящееся преступление. Состав формальный.

Представитель иностранного государства — официальное лицо, выражающее интересы иностранного государства в РФ или в международной организации, расположенной на территории РФ как на как постоянной, так и на временной основе. Это высшие должностные лица государства, осуществляющие представительство по всем вопросам (глава государства, глава правительства, министр иностранных дел, представляющий государство без специальных полномочий, а также лицо, специально наделенное полномочиями на представительство от имени государства – член дипломатических представительств, специальных миссий и др.). Представителями иностранных государств могут быть не только граждане стран, назначавших представителя, но и (при определенных условиях) граждане других стран. Главное, чтобы эти лица были официально признаны представителями иностранного государства.

Представитель международной организации – лицо, выражающее интересы объединения государств, созданного на основе международного договора, имеющее связи с постоянно действующими органами, обладающими международной правосубъектностью и учрежденными в соответствии с международным правом (ООН, Совет Европы, и др.)

Представитель иностранной организации – лицо, выражающее интересы любой организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства. Это юридическое лицо, компания, другие корпоративные образования, в том числе не являющиеся юридическими лицами, обладающие гражданской правоспособностью. Не является представителем иностранной организации лицо, выражающее интересы иностранного филиала и представительства иностранной организации, созданных на территории РФ в соответствии с российским законодательством.

Субъект – специальный- гражданин РФ, достигший возраста 16 лет.

Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Цель специальная - оказание содействия представителям иностранного государства, международной либо иностранной организации в деятельности, заведомо направленной против безопасности Российской Федерации.

Преступление отличается от государственной измены по объективной стороне – лицо не совершает определенных действий, а только, обязательно на конфиденциальной основе устанавливает и поддерживает отношения с представителем иностранного государства, международной либо иностранной организации в целях оказания содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности Российской Федерации.

Шпионаж (ст.276 УК) – характеристика данного преступления рассмотрена как форма государственной измены, от которой самостоятельный состав шпионажа, предусмотренный ст. 276 УК отличается только специальным субъектом по признаку гражданства.  Субъект шпионажа, как самостоятельного преступления (ст.276 УК) - иностранный гражданин, или лицо без гражданства, достигшее возраста 16 лет,

За совершение государственной измены, сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией, шпионажа (ст. 275, 275.1, 276 УК) лицо в соответствии с Примечаниями к ст. 275 и 275.1 УК подлежит обязательному безусловному освобождению от уголовной ответственности при наличии совокупности трех критериев: 1 - его добровольном и своевременном сообщении органам власти о своих шпионских действиях; 2) -  иным образом способствовании предотвращению причинения дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации (например, нейтрализацией своей помощи иностранному агенту либо его разоблачением); 3 - отсутствии в действиях в действиях субъекта иного состава преступления. Освобождение от уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 275.1 имеет еще один критерий - несовершение никаких действий по исполнению полученного задания.

Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях (ст. 280.3 введена Федеральным законом от 04.03.2022 № 32-ФЗ).

Непосредственный основной объект - безопасность Российской Федерации, ее обороноспособность, международный мир, работа государственных органов. Дополнительный объект – жизнь, здоровье граждан, собственность, общественный порядок, общественная безопасность, нормальное функционирование объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Объективная сторона преступления выражается в совершении различных действий, характеризуемых их направленностью на дискредитацию истинных целей Вооруженных Сил Российской Федерации и обстоятельством места совершения – публично. Это искажение выполняемых Вооруженными Силами Российской Федерации истинных задач, помехи выполнению распоряжений их командования, оскорбление представителей командования и подчиненных им лиц, дебаты по отстаиванию своих, противоположных официальным, позиций с аргументацией, рассчитанной на предубеждение публики; воспрепятствование осуществлению государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами ее территории. Призывные действия могут сопровождаться угрозой применения или непосредственным применением насилия; погромами, нападениями на граждан; публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и т.п. Действия могут быть выражены в устной, письменной или изобразительной форме. Они должны быть направлены на подрыв авторитета и доверия к Вооруженным Силам Российской Федерации, и к государственным органам Российской Федерации.

Преступление (ч.1 ст.280.3) окончено с момента совершения публичных действий со специальной направленностью.

Субъект – лицо, достигшее возраста 16 лет.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого конкретизированного умысла и специальной целью – дискредитировать использование Вооруженных Сил Российской Федерации в определенных истинных поставленных им альтернативных целей: в) защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности; б) дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий. Дискредитация (от фр. discréditer — «подрывать доверие») — умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия к Вооруженным Силам Российской Федерации.

Объективная сторона квалифицированного состава (ч.2 ст.280.3 УК) включает: а) действия; б) последствия в виде причинения смерти по неосторожности и (или) вреда здоровью граждан, имуществу, массовых нарушений общественного порядка и (или) общественной безопасности либо создании помехи функционированию или прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи; в) причинную связь между совершенными действиями и наступившими последствиями. Состав материальный.

Субъективная сторона квалифицированного состава характеризуется: в отношении к смерти граждан – двумя формами вины, в отношении к другим последствиям – косвенным умыслом.

Лицо, изготовившее материалы для размножения, или хранившее такие материалы с целью последующего их использования для пропаганды (призыва) к дискредитации использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях не несет уголовной ответственности за приготовление к преступлению, так преступления, предусмотренные в частях 1-2 ст. 280.3 относятся  , соответственно к категориям небольшой и средней тяжести.

Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства (ст. 280.4). Статья введена Федеральным законом от 14.07.2022 № 260-ФЗ)

Объект - безопасность Российской Федерации, установленный Конституцией РФ порядок образования и функционирования органов государственной власти, и их должностных лиц.

Объективная сторона преступления характеризуется активными действиями - призывами (пропагандой), адресованными к неопределенному кругу ли. Действия могут быть выражены в любой форме: устной, письменной, изобразительной, массовое распространение материалов через радио-теле-, видео-, кинохроникальные программы и пр.   со специальной целью. Обязательным признаком объективной стороны является обстоятельство места осуществления такой деятельности - публично.

Субъект - любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона рассматриваемых призывов характеризуется прямым умыслом и специальными целями – направленностью деятельности: а) против безопасности Российской Федерации; б) на возбуждение у отдельных лиц или массы людей намерения воспрепятствовать исполнению органами власти и их должностными лицами своих специальных полномочий по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Мотивы преступления для квалификации значения не имеют. Это могут быть, как основанная на политических взглядах неприязнь к существующему конституционному строю, личная ненависть к отдельным высшим руководителям государственной власти, правительству государства, так и хулиганские, корыстные мотивы и другие.

В примечании к анализируемой статье дан исчерпывающий перечень преступлений, относящихся к деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. К таким преступлениям относятся: Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов; бандитизм; Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней); Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение оружия, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов; Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств; Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему; Незаконное изготовление оружия; Незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств; Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов; Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ; Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации; Государственная измена; Сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией; Шпионаж; Диверсия; Разглашение государственной тайны; Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну; Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности; Получение взятки; Дача взятки; Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации; Организация незаконной миграции; Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации; Неисполнение приказа; Дезертирство; Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения; Применение запрещенных средств и методов ведения войны; Геноцид; Наемничество (ст. 189, 200.1, 209, 210, 222 - 223.1, 226, 226.1, 229.1, 274.1, 275 - 276, 281, 283, 283.1, 284.1, 290, 291, 322, 322.1, 323, 332, 338, 355 - 357, 359 УК).

Призывы к деятельности, направленной на возбуждение у отдельных лиц или массы людей намерения воспрепятствовать исполнению органами власти и их должностными лицами своих специальных полномочий по обеспечению безопасности Российской Федерации могут выражаться в возбуждении намерения совершить любые действия, создающие преграды к реализации органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности Российской Федерации, в том числе намерения совершить любое преступление, за исключением возбуждения намерения к осуществлению: террористической деятельности, публичного оправдания или пропаганды терроризма; экстремистской деятельности; деятельности направленной на нарушение территориальной целостности Российской Федерации; к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц и развязыванию агрессивной войны, призывы к совершению которых, образуют признаки специальных преступлений, предусмотренных статьями  205.2, 280, 280.1, 280.3, 284.2 и 354. В случаях, когда призывы, направленные на возбуждение у отдельных лиц или массы людей намерения к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства включают и призывы к совершению деяний, призывы к которым подпадают под признаки иных составов, содеянное квалифицируются по совокупности с соответствующим преступлением.

Публичность призывов всегда означает, их обращение к неограниченному и неопределенному кругу лиц в общественных местах, включая использование   технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет». Нет состава преступления в беседе двух, или нескольких человек, в процессе которой высказывались их оценочные суждения по поводу тех или иных действий органов государственной власти, вооруженных сил Российской Федерации и т.п. без склонения к совершению каких либо действий, воспрепятствующих исполнению органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Состав публичных призывов окончен с момента публичного их провозглашения или распространения в письменном виде (расклейка или разбрасывание листовок в людных местах, размещения в средствах массовой информации, на сайтах, форумах или в блогах), отправлении сообщений неопределенному кругу лиц.

Лицо, изготовившее материалы для размножения, или хранившее такие материалы с целью последующего их использования для пропаганды (призыва) к воспрепятствованию исполнения органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности Российской Федерации, не несет уголовную ответственность за приготовление к преступлению, предусмотренному ч.1 статьи, так как предусмотренное в ней преступление относится к категории средней тяжести и может быть привлечено к уголовной ответственности в случаях приготовления к квалифицированным видам (ч. 2, 3 ст. 280.4 УК, ) так эти составы преступления, относятся   к категории тяжкого. Склонение лиц к совершению, например, насильственного захвата власти или насильственного удержание власти надлежит квалифицировать как подстрекательство к этому преступлению (ч. 4 ст.33, ст. 278 УК РФ).

От подстрекательства к совершению конкретных преступлений, призывы отличаются направленностью к неопределенному числу лиц, отсутствием указания на конкретные способы совершения преступлений и др. признаков.

Квалифицированные виды рассматриваемого преступления: (ч. 2 ст. 280.4 УК) - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору; лицом с использованием своего служебного положения; с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под средствами массовой информации понимаются: периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Периодическое печатное издание это газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Радио-теле-, видео-, кинохроникальной программа - совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющих постоянное наименование (название) и выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Электронная или информационно-телекоммуникационная сеть система, предназначенная для передачи и получения информации посредством проводных и сотовых телефонов, компьютеров и электронных терминалов перевода денежных средств. Это любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам. мобильные телефоны, смартфоны, карманные персональные компьютеры, ручные компьютеры, переносимые компьютеры, таблетные компьютеры. Эти устройства относятся к классу коммуникационной передающей аппаратуры с приемными устройствами и являются высокотехнологичными.

Информационно - телекоммуникационная сеть «Интернет», как используемая в качестве средства массовой информации, входит в понятие «сетевое издание» в форме сайта, зарегистрированного в качестве средства массовой информации в соответствии с законом «О средствах массовой информации».

Размножение текстов призывов средствами множительной техники не образует признака использования средств массовой информации.

Признак особо квалифицированного состава (ч.3 ст. 280.4) – организованная группа.

Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности (ст. 284.1 УК).

В ст. 284.1 содержатся три состава преступления, отличающиеся по признакам действий объективной стороны и по субъекту.

Объект – основы конституционного строя, обороноспособность и безопасность Российской Федерации.

Криминализация деятельности, описанной в диспозиции ч.1 ст. 284.1 зависит от степени общественной опасности лица, ранее уже участвовавшего в такой деятельности и либо: а) подвергнутого административному наказанию за аналогичное деяние, либо б) имеющего судимость за совершение преступления, предусмотренного этой статьей.

Объективная сторона (ч.1 ст. 284.1) – участие (действие) в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нежелательной на территории РФ в соответствии со ст. 3.1 ФЗ от 28.12. 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» может быть признана деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, в том числе способствующая либо препятствующая выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме (включая участие в иных формах в избирательных кампаниях, кампаниях референдума, за исключением участия в избирательных кампаниях, кампаниях референдума в качестве иностранных (международных) наблюдателей), может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации. Деятельность иностранной или международной неправительственной организации также может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации в случае, если в отношении этой организации получены сведения об оказании ею посреднических услуг при проведении операций с денежными средствами и (или) иным имуществом, принадлежащими иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации, в целях осуществления такой организацией деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности или безопасности государства.

 Признание нежелательной на территории РФ деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой запреты, предусмотренные в ч. 3 ст. 3.1 упомянутого закона, на: (создание (открытие) на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранной или международной неправительственной организации и прекращение в определенном законодательством Российской Федерации порядке деятельности ранее созданных (открытых) на территории Российской Федерации таких структурных подразделений; распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией и (или) распространяемых ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также производство или хранение таких материалов в целях распространения; осуществление на территории Российской Федерации программ (проектов) для иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации; создание иностранной или международной неправительственной организацией на территории Российской Федерации юридических лиц либо участие в них; участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации за пределами территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, и российских юридических лиц и др.

Участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, признанной нежелательной на территории РФ, выражается во вхождении в состав такой организации,  совершении умышленных действий, направленных на осуществление целей иностранной или международной неправительственной организации (распространение информационных материалов организации через СМИ, производство или хранение таких материалов в целях распространения; осуществление на территории РФ программ (проектов) для указанной организации; проведение операций с денежными средствами и (или) иным имуществом, одной из сторон которой является организация, включенная в перечень иностранных и международных неправительственных организаций; непосредственное участие в проводимых мероприятиях и т.п.)

Участие в преступлении окончено с момента продолжения или начала участия в деятельности организации, признанной нежелательной на территории РФ в третий раз, то есть после двукратного в течение года привлечения лица к административной ответственности за аналогичное деяние.

Объективная стороны рассматриваемого преступления (ч. 1 статьи) включает в качестве обязательных признаков обстоятельство места и обстановку совершения преступления. Обстоятельством места является территория РФ, обстановкой - принятое решение о признании нежелательной деятельности определенной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Субъект – специальный: лицо, достигшее возраста 16 лет и либо а) подвергнутое административному наказанию за аналогичное деяние (ст. 20.33 КоАП РФ, либо б) имеющее судимость за совершение преступления, предусмотренного этой статьей.

Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом.

Объективную сторону преступления, содержащегося в ч.2 ст. 280.1 образуют  три альтернативных действия: а) предоставление средств; б) сбор средств; в) оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для обеспечения деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объективная сторона преступления, предусмотренного в ч.2 статьи включает в качестве обязательного признака обстановку - принятое решение о признании нежелательной деятельности определенной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предоставление или сбор средств, оказание финансовых услуг со специальной целью могут быть осуществлены на территории любого государства.

Субъект – лицо, достигшее возраста 16.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного в ч.2 ст. 284.1 характеризуется прямым умыслом и специальной целью - для обеспечения деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.                  

Объективная сторона преступления, содержащегося в ч.3 ст. 280.1 выражается в организации деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательными признаками объективной стороны данного преступления (ч. 3 статьи) являются обстоятельство места и обстановка совершения преступления. Обстоятельство места - территория РФ, обстановка - принятое решение о признании нежелательной деятельности определенной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.       

В примечании к ст. 284.1 УК предусмотрен специальный вид освобождения уголовной ответственности лица добровольно прекратившего участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; способствовавшего пресечению деятельности такой организации, для обеспечения которой оно предоставляло или собирало средства либо оказывало финансовые услуги, и активно способствовавшего раскрытию и (или) расследованию преступления.

Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (ст.284.2). Статья введена Федеральным законом от 04.03.2022 № 32-ФЗ)

Объект - безопасность, установленный порядок обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации и нормальной деятельности российских юридических лиц.

Объективная сторона – действия (призывы), формы осуществления которых могут быть разными, аналогичными с призывами к осуществлению любой деятельности: устно, письменно, изобразительно, через радио-теле-, видео-, кинохроникальные программы, иные средства массовой информации, включая сеть «Интернет» и пр. (раскрыты применительно к ст. 280.1, 280.3 данного параграфа.).

Субъект- специальный. Это гражданин Российской Федерации, достигший возраста 16 лет и привлеченный к административной ответственности за аналогичное деяние (ст. 20.3.4 КоАП РФ) в течение одного года.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью – для возбуждения у неопределенного круга лиц или у отдельных лиц намерения к осуществлению иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации либо российских юридических лиц.

 Под мерами ограничительного характера, выражающимся во введении или в продлении политических или экономических санкций понимают коллективные или односторонние принудительные меры (санкции), применяемые государствами или международными организациями к российскому государству, (например, масштабные ограничения: финансовой системы России (включая Центробанк и крупнейшие банки); деятельности ряда российских компаний и отдельных отраслей экономики; закрытие воздушного пространства и морских портов; персональные санкции против руководства России, крупнейших предпринимателей, и, в некоторых случаях членов их семей и др.).