§ 4. Преступления, нарушающие безопасность при производстве различного рода работ
§
4. Преступления, нарушающие безопасность при производстве различного рода
работ
Статья
215. Нарушение правил безопасности на объектах атомной
энергетики
В
Преамбуле к Конвенции о ядерной безопасности (г. Вена, 1994 г.) акцентировано,
что использование ядерной энергии должно быть безопасным, хорошо регулируемым и
экологически рациональным. При этом отмечено, что ответственность за ядерную
безопасность лежит на государстве, под юрисдикцией которого находится ядерная
установка, которое обязано создать и поддерживать на ядерных установках
эффективные средства защиты от потенциальной радиационной опасности, с тем чтобы
защитить отдельных лиц, общество в целом и окружающую среду от вредного
воздействия ионизирующих излучений от таких установок (п. ii ст.
1).
В
ст. 1 Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и
о безопасности обращения с радиоактивными отходами (г. Вена, 1997 г.) отмечено,
что государства обязаны достичь и поддерживать высокий уровень безопасности
обращения с отработавшим топливом и с радиоактивными отходами …; обеспечить,
чтобы на всех стадиях обращения с отработавшим топливом и с радиоактивными
отходами имелись эффективные средства защиты от потенциальной опасности, с тем
чтобы защитить отдельных лиц, общество в целом и окружающую среду от вредного
воздействия ионизирующих излучений в настоящее время и в будущем …;
предотвращать аварии с радиологическими последствиями и смягчать их последствия
в том случае, если они произойдут на любой стадии обращения с отработавшим
топливом или с радиоактивными отходами.
Аналогичные
требования по ядерной безопасности содержатся и в других конвенциях: О
физической защите ядерного материала (1980 г.), Об оперативном оповещении о
ядерной аварии (1986 г.), О помощи в случае ядерной аварии или радиационной
аварийной ситуации (1986 г.), О предотвращении загрязнения моря сбросами отходов
и других материалов (1994 г.).
В
РФ ядерная безопасность обеспечивается рядом законов:
-
ФЗ об атомной энергии определяет правовую основу и принципы регулирования
отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту
здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при
использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомной науки и
техники, содействовать укреплению международного режима безопасного
использования атомной энергии;
-
ФЗ «Устав о дисциплине работников радиационных производств» регулирует
отношения, связанные с соблюдением повышенных требований дисциплины труда
отдельными категориями работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно
опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной
энергии, в целях обеспечения безопасности таких производств и
объектов;
-
ФЗ о радиоактивных отходах регулирует отношения в области обращения с
радиоактивными отходами;
-
ФЗ об окружающей среде – в ст. 40 содержатся требования в области охраны
окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции,
вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики и объектов использования
атомной энергии.
Предмет
преступления
– объекты атомной энергетики.
Согласно
ст. 3 ФЗ об атомной энергии к объектам атомной энергетики
относятся:
-
ядерные установки – сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том
числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные
аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и
комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными
реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения,
комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для
использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения,
комплексы, установки для производства, использования, переработки,
транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;
-
радиационные источники – не относящиеся к ядерным установкам комплексы,
установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные
вещества или генерируется ионизирующее излучение;
-
пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения,
хранилища радиоактивных отходов – стационарные объекты и сооружения, не
относящиеся к ядерным установкам, радиационным источникам и предназначенные для
хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения
радиоактивных отходов;
-
тепловыделяющая сборка ядерного реактора – машиностроительное изделие,
содержащее ядерные материалы и предназначенное для получения тепловой энергии в
ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной
реакции;
-
облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора – облученные в
ядерном реакторе и извлеченные из него тепловыделяющие сборки, содержащие
отработавшее ядерное топливо;
-
ядерные материалы – материалы, содержащие или способные воспроизвести
делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;
-
радиоактивные вещества – не относящиеся к ядерным материалам вещества,
испускающие ионизирующее излучение;
-
радиоактивные отходы – не подлежащие дальнейшему использованию материалы
и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники
ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни,
установленные в соответствии с критериями, установленными Правительством
Российской Федерации;
-
ядерное топливо – ядерный материал, предназначенный для получения
тепловой энергии и (или) потоков излучения в ядерной установке за счет
осуществления контролируемой ядерной реакции деления;
-
отработавшее ядерное топливо – ядерное топливо, облученное в активной
зоне реактора и окончательно удаленное из нее.
Объективная
сторона преступления
выражается в действиях (бездействии), нарушающих правила безопасности при
размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной
энергетики.
Условием
наступления уголовной ответственности по ч. 1 ст. 215 УК является возникновение
реальной опасности наступления смерти человека или радиоактивного заражения
окружающей среды.
Если
создана угроза здоровью человека или причинения имущественного вреда, то состав
данного преступления отсутствует.
Под
размещением объекта понимается его фактическое расположение на
определенной местности, территории.
Под
проектированием понимается начальная стадия строительства создаваемого
объекта или реконструкции либо капитального ремонта ранее построенного объекта,
которая включает в себя подготовку соответствующих технических документов,
проведение экономических расчетов, экспертиз, согласование между различными
ведомствами и другие действия, обосновывающие необходимость
этого.
Под
строительством понимается фактическое возведение объекта или
реконструкция либо капитальный ремонт ранее возведенного
объекта.
Под
эксплуатацией объекта понимается его сдача-приемка, ввод и использование
в соответствии с целевым назначением.
Состав
преступления формальный – преступление окончено с момента нарушения правил
безопасности на объектах атомной энергетики и возникновения реальной угрозы
наступления смерти хотя бы одного человека либо радиоактивного заражения
окружающей среды.
Диспозиция
статьи бланкетная – необходимо установить, какие именно правила безопасности на
объектах атомной энергетики были лицом нарушены.
Кроме
вышеуказанных законов они содержатся в различных ведомственных нормативных
актах, в частности:
-
Правила принятия решения о размещении и сооружении ядерных установок,
радиационных источников и пунктов хранения, утвержденные постановлением
Правительства РФ от 14.03.1997 № 306;
-
Положение о разработке и утверждении перечня федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от
01.12.1997 № 1511;
-
Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов
хранения ядерных материалов, утвержденные постановлением Правительства РФ от
19.07.2007 № 456;
-
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.6.1.07-03
«Гигиенические требования к проектированию предприятий и установок атомной
промышленности», введенные в действие постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 04.02.2003 № 6.
Квалифицирующие
составы преступления
(ч. 2).
То
же деяние, повлекшее по неосторожности:
1)
причинение тяжкого
вреда здоровью – см. комментарий к ст. 111;
2)
смерть человека – см. комментарий к ст. 105;
3)
радиоактивное заражение окружающей среды.
Создается
за счет осаждения радиоактивных химических элементов. Большая площадь на
протяжении многих лет становится опасной зоной радиоактивного заражения
местности. Формирование состава радиоактивного загрязнения происходит за счет
наличия альфа, бета, гамма-лучей. Опасное облако разносится ветром на большие
расстояния. Степень заражения, масштабы зависят от погоды, ландшафта, силы
взрыва. Выделяются зоны радиоактивного загрязнения по величине возникшей
радиации: умеренное, сильное, опасное, чрезвычайно сильное радиоактивное
загрязнение.
Особо
квалифицирующий состав преступления
(ч. 3) – деяние, предусмотренное ч. 1, повлекшее по неосторожности смерть
двух или более лиц.
Статья
216. Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных
работ
В
соответствии со ст. 58 Градостроительного кодекса лица, виновные в нарушении
законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную,
имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с
законодательством РФ.
В
главе 9 КоАП предусмотрена ответственность за административные правонарушения в
промышленности, строительстве и энергетике.
Объективная
сторона преступления
выражается в нарушении правил безопасности при ведении строительных или иных
работ.
Под
строительными работами понимается все строительное производство, т.е.
производство общестроительных и специальных строительных работ, выполняемых при
новом строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении,
капитальном ремонте зданий и сооружений. В этот комплекс входят такие работы,
как буровые, земляные, каменные, отделочные, монтажные, пусковые, наладочные,
погрузочные, разгрузочные, ремонтные и другие работы на определенной
строительной территории, а также вне строительной территории, но в связи с
такими работами по подведению различных коммуникаций для поставки воды, тепла,
газа, электричества и т.д.
Общие
требования по проведению строительных работ, в том числе безопасности,
установлены Постановлениями Госстроя РФ от 23.07.2001 №
80 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации
«Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001»
и от 17.09.2002 №
123 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации
«Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНиП
12-04-2002».
Под
иными работами понимаются работы, не связанные со строительными работами,
но приравненные к ним и также требующие при их проведении соблюдения
определенных правил безопасности в связи с тем, что эти работы обладают таким же
высоким уровнем возможного травматизма рабочих или причинения материального
вреда, напр., установление и наладка подъемных кранов на строительном объекте,
эскалатора, лифта, транспортера, иных механизмов в шахте, тоннеле и
т.д.
Нарушение
правил безопасности при ведении строительных или иных работ выражается в
неисполнении или ненадлежащем исполнении лицом обязанностей, установленных в
нормативных правовых актах, и повлекло наступление предусмотренных статьей
последствий (п. 1 ППВС № 41-2018).
Нарушение
указанных правил может выражаться в действии, напр., в отдаче приказа или
распоряжения о производстве работ с нарушением правил ведения строительных
работ, или в бездействии, напр., невыполнение требований контролирующего органа
о соблюдении правил безопасности при проведении строительных
работ.
Условием
привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 216 УК является
причинение:
-
тяжкого вреда здоровью (см. комментарий к ст. 111 УК);
-
крупного ущерба – суммы, превышающей 500 тыс. руб. (примечание к ст. 216
УК).
Диспозиция
статьи
бланкетная – необходимо установить, какие именно правила безопасности при
ведении строительных или иных работ были лицом нарушены, которые содержаться как
законодательных актах, в частности, Градостроительном кодексе, ФЗ о регламенте
зданий и сооружений и ФЗ о гидротехнических сооружениях, а также в Положении об
осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54, так и ведомственных
нормативных актах, в частности, Приказах: Минстроя РФ от 19.02.2015 № 117/пр «Об
утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта
в эксплуатацию», Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1129 «Об утверждении и введении в
действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного
строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных,
реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства
требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых
актов, проектной документации».
Состав
преступления материальный – окончено с момента причинения тяжкий вреда здоровью
хотя бы одному человеку либо крупного материального ущерба.
В
ходе расследования уголовных дел данной категории подлежит установлению и
доказыванию не только факт нарушения специальных правил, но и наличие или
отсутствие причинной связи между этим нарушением и наступившими последствиями.
При этом необходимо установить не только правовые акты, которыми предусмотрены
соответствующие требования и правила, но и конкретные нормы (пункт, часть,
статья) этих актов, нарушение которых повлекло предусмотренные уголовным законом
последствия, а также определить, в чем именно выразилось данное нарушение (п. 6
ППВС № 41-2018).
При
исследовании причинной связи между нарушением специальных правил, допущенным
лицом, на которое возложены обязанности по обеспечению соблюдения и (или)
соблюдению таких правил, и наступившими последствиями следует выяснять, в том
числе, роль лица, пострадавшего в происшествии.
Если
будет установлено, что несчастный случай на производстве произошел только
вследствие небрежного поведения самого пострадавшего, состав преступления
отсутствует.
Необходимо
установить степень небрежности, допущенной потерпевшим, так как действия
(бездействие) виновного в нарушении специальных правил, будет влиять при
назначении ему наказания.
Если
правила безопасности при ведении работ были нарушены двумя или более лицами,
обладающими признаками субъекта преступления, предусмотренного ст. 216 УК, то
содеянное каждым из них влечет уголовную ответственность по данной норме при
условии, что допущенные ими нарушения специальных правил находились в причинной
связи с наступившими последствиями, указанными в данной статье (п. 7 ППВС №
41-2018).
Вопрос
об отграничении преступления, предусмотренного ст. 216 УК, от преступлений,
предусмотренных ст. 143 и 217 УК, следует разрешать исходя из того, при
производстве каких именно работ нарушены специальные правила (п. 8 ППВС №
41-2018).
Если
нарушение специальных правил было допущено при производстве строительных или
иных работ, то содеянное при наличии других признаков состава преступления,
должно квалифицироваться по ст. 216 УК. При этом потерпевшим от преступления
может являться любое лицо, которому деянием причинен имущественный или
физический вред.
Ответственность
по ст. 216 УК могут нести как работники организации, в которой произошел
несчастный случай, так и другие лица, постоянная или временная деятельность
которых связана с выполнением строительных или иных работ, обязанные соблюдать
соответствующие правила и требования (п. 9 ППВС №
41-2018).
Если
несчастный случай произошел в ходе работ с использованием специальных самоходных
машин (трактор, экскаватор, грейдер, скрепер и т.п.) вследствие допущенных
лицом, управляющим такой машиной, в том числе и во время движения транспортного
средства, нарушений правил безопасности при ведении строительных или иных работ,
а не в результате нарушения им правил безопасности дорожного движения или
эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом деяние надлежит
квалифицировать по ст. 216 УК (п. 10 ППВС № 41-2018).
Нарушение
специальных правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда
здоровью нескольким потерпевшим, подлежит квалификации как одно преступление,
предусмотренное ч. 1 ст. 216 УК (п. 11 ППВС № 41-2018).
В
тех случаях, когда в результате нарушения специальных правил одновременно
наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 216 УК, содеянное
подлежит квалификации только по той части статьи, которая устанавливает
ответственность за более тяжкие последствия.
Если
несчастный случай произошел с лицом, которое выполняло работы или оказывало
услуги на основании гражданско-правового договора, в том числе договора бытового
или строительного подряда, договора возмездного оказания услуг, в действиях
заказчика соответствующих работ состав преступления отсутствует (п. 12 ППВС №
41-2018).
Если
причиной возникновения пожара явилось нарушение правил безопасности при ведении
строительных или иных работ, содеянное охватывается специальным составом
преступления – ст. 216 УК – и дополнительной квалификации по ст. 219 УК РФ не
требует (п. 4 ППВС № 14-2002).
Статья
217. Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных
объектов
В
ст. 9.1 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной
безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области
промышленной безопасности опасных производственных
объектов.
Объективная
сторона преступления
выражается в нарушении требований промышленной безопасности опасных
производственных объектов.
Нарушение
требований промышленной безопасности опасных производственных объектов
выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении лицом обязанностей,
установленных в нормативных правовых актах, и повлекло наступление
предусмотренных статьей последствий (п. 1 ППВС № 41-2018).
Перечень
и классификация опасных производственных объектов указаны в приложениях
1 и 2 к ФЗ о безопасности опасных производственных объектов.
В
частности, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на
которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся,
транспортируются, уничтожаются опасные вещества, ведутся горные работы (за
исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки
россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом
без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых (п. 5
ППВС № 41-2018).
Такие
объекты подлежат регистрации в соответствии с Правилами
регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных
объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371.
Согласно
п. 3 ст. 4 ФЗ о безопасности опасных производственных объектов федеральные нормы
и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные
требования к:
-
деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных
производственных объектов, экспертам в области промышленной
безопасности;
-
безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в
том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном
производственном объекте;
-
обоснованию безопасности опасного производственного
объекта.
Диспозиция
статьи
бланкетная – необходимо установить, какие именно правила безопасности при
ведении строительных или иных работ были лицом нарушены, которые содержаться как
законодательных актах.
Отдельные
виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в
соответствии с законодательством РФ. Перечень видов деятельности, на которые
требуется лицензия, определен ст.
12 ФЗ о лицензировании.
Лицензирование
указанных объектов регламентируется:
Положением
о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных
производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492;
Положением
о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, реализации и
утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию
и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в
соответствии с национальным стандартом, применения пиротехнических изделий IV и
V классов в соответствии с техническим регламентом, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 14.09.2012 № 925;
Положением
о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов
промышленного назначения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от
14.10.2015 № 1102.
Положением
о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной
безопасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 №
682.
Кроме
того, Приказом Ростехнадзора от 11.08.2015 № 305 утвержден Административный
регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности
по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных
объектов I, II и III классов опасности.
Местом
совершения преступления может быть только опасный производственный объект. Если
нарушения правил безопасности совершены вне таких объектов, то действия
виновного лица подлежат квалификации по иным статьям УК
(см. комментарий к
ст. 216).
Условием
привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 217 УК является
причинение:
-
тяжкого вреда здоровью (см. комментарий к ст. 111 УК);
-
крупного ущерба – суммы, превышающей 500 тыс. руб. (примечание к ст. 216
УК).
Состав
преступления материальный – окончено с момента причинения тяжкого вреда здоровью
хотя бы одному человеку либо крупного материального
ущерба.
В
ходе расследования уголовных дел данной категории подлежит установлению и
доказыванию не только факт нарушения специальных правил, но и наличие или
отсутствие причинной связи между этим нарушением и наступившими последствиями.
При этом необходимо установить не только правовые акты, которыми предусмотрены
соответствующие требования и правила, но и конкретные нормы (пункт, часть,
статья) этих актов, нарушение которых повлекло предусмотренные уголовным законом
последствия, а также определить, в чем именно выразилось данное нарушение (п. 6
ППВС № 41-2018).
При
исследовании причинной связи между нарушением специальных правил, допущенным
лицом, на которое возложены обязанности по обеспечению соблюдения и (или)
соблюдению таких правил, и наступившими последствиями следует выяснять, в том
числе, роль лица, пострадавшего в происшествии.
Если
будет установлено, что несчастный случай на производстве произошел только
вследствие небрежного поведения самого пострадавшего, состав преступления
отсутствует.
Необходимо
установить степень небрежности, допущенной потерпевшим, так как действия
(бездействие) виновного в нарушении специальных правил, будет влиять при
назначении ему наказания.
Если
правила безопасности при ведении работ были нарушены двумя или более лицами,
обладающими признаками субъекта преступления, предусмотренного ст. 217 УК, то
содеянное каждым из них влечет уголовную ответственность по данной норме при
условии, что допущенные ими нарушения специальных правил находились в причинной
связи с наступившими последствиями, указанными в данной статье (п. 7 ППВС №
41-2018).
Вопрос
об отграничении преступления, предусмотренного ст. 217 УК, от преступлений,
предусмотренных ст. 143 и 216 УК, следует разрешать исходя из того, при
производстве каких именно работ нарушены специальные правила (п. 8 ППВС №
41-2018).
Если
нарушение специальных правил было допущено при производстве работ на опасных
производственных объектах, то содеянное при наличии других признаков состава
преступления, должно квалифицироваться по ст. 217 УК. При этом потерпевшим от
преступления может являться любое лицо, которому деянием причинен имущественный
или физический вред.
Ответственность
по ст. 217 УК могут нести как работники организации, в которой произошел
несчастный случай, так и другие лица, постоянная или временная деятельность
которых связана с выполнением работ на опасных производственных объектах,
обязанные соблюдать соответствующие правила и требования (п. 9 ППВС №
41-2018).
Если
несчастный случай произошел в ходе работ с использованием специальных самоходных
машин (трактор, экскаватор, грейдер, скрепер и т.п.) вследствие допущенных
лицом, управляющим такой машиной, в том числе и во время движения транспортного
средства, нарушений требований промышленной безопасности опасных
производственных объектов, а не в результате нарушения им правил безопасности
дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом
деяние надлежит квалифицировать по ст. 217 УК (п. 10 ППВС №
41-2018).
Нарушение
специальных правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда
здоровью нескольким потерпевшим, подлежит квалификации как одно преступление,
предусмотренное ч. 1 ст. 217 УК (п. 11 ППВС № 41-2018).
В
тех случаях, когда в результате нарушения специальных правил одновременно
наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 217 УК, содеянное
подлежит квалификации только по той части статьи, которая устанавливает
ответственность за более тяжкие последствия.
Если
несчастный случай произошел с лицом, которое выполняло работы или оказывало
услуги на основании гражданско-правового договора, в том числе договора бытового
или строительного подряда, договора возмездного оказания услуг, в действиях
заказчика соответствующих работ состав преступления отсутствует (п. 12 ППВС №
41-2018).
В
соответствии с п. 4. ППВС № 14-2002 если причиной возникновения пожара явилось
нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, содеянное охватывается
специальным составом преступления – ст. 217 УК – и дополнительной квалификации
по ст. 219 УК РФ не требует.
Статья
217.1. Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической
защищенности объектов топливно-энергетического
комплекса
Объективная
сторона преступления
выражается в действиях (бездействии), связанных с нарушением требований
обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК,
напр., с целью извлечения материальной выгоды сдача в аренду объекта
топливно-энергетического комплекса для использования его не по целевому
назначению, непринятие мер по охране от незаконного проникновения на объекты
топливно-энергетического комплекса и др.
ФЗ
о безопасности ТЭК устанавливает организационные и правовые основы в сфере
обеспечения безопасности объектов ТЭК, за исключением объектов атомной
энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет
полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права,
обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве
собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического
комплекса.
Объекты
ТЭК
– объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей,
нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также
объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения (п. 9 ст. 2 ФЗ
о безопасности ТЭК).
Охраняемые
объекты ТЭК
– здания, строения, сооружения, иные объекты ТЭК, а также прилегающие к ним
территории и акватории в пределах границ, установленных в соответствии с
законодательством Российской Федерации (п. 10 ст. 2 Закона о безопасности
ТЭК).
Безопасность
объектов ТЭК
– состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов
незаконного вмешательства (п. 3 ст. 2 ФЗ о безопасности
ТЭК).
Акт
незаконного вмешательства
– противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт или
покушение на его совершение, угрожающее безопасному функционированию объекта
ТЭК, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение или
уничтожение имущества либо создавшее угрозу наступления таких последствий (п. 1
ст. 2 ФЗ о безопасности ТЭК).
Антитеррористическая
защищенность объекта ТЭК
– состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта ТЭК,
препятствующее совершению на нем террористического акта (п. 2 ст. 2 ФЗ о
безопасности ТЭК).
Требования
обеспечения безопасности объектов ТЭК и требования антитеррористической
защищенности объектов ТЭК
– правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает
безопасность объектов ТЭК и антитеррористическую защищенность объектов ТЭК (п.
14 ст. 2 ФЗ о безопасности ТЭК).
Согласно
ст. 5. Закона о безопасности ТЭК для установления дифференцированных требований
обеспечения безопасности объектов ТЭК, с учетом степени потенциальной опасности
совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий,
проводится категорирование объектов. С учетом того, является ли объект ТЭК
критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта
ТЭК устанавливаются три категории объектов ТЭК: 1) объекты высокой категории
опасности, 2) объекты средней категории опасности; 3) объекты низкой категории
опасности.
Исходные
данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии
категорирования устанавливаются Правительством Российской
Федерации.
Положения
об исходных данных для проведения категорирования объекта ТЭК, порядке его
проведения и критериях категорирования, утверждены Постановлением
Правительства РФ от 5.05.2012 № 459, согласно которому к низкой категории
опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного
вмешательства возникает чрезвычайная ситуация муниципального характера, к
средней категории опасности относится объект, на котором в результате совершения
акта незаконного вмешательства возникает чрезвычайная ситуация межмуниципального
или регионального характера, к высокой категории опасности относится объект, на
котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает
чрезвычайная ситуация межрегионального или федерального
характера.
Условием
привлечения к уголовной ответственности
по ч. 1 ст. 217 УК является причинение:
-
тяжкого вреда здоровью (см. комментарий к ст. 111 УК);
-
крупного ущерба – суммы, превышающей 1 млн. руб. (примечание к ст. 217.1
УК).
Состав
преступления материальный – окончено с момента причинения тяжкого вреда здоровью
хотя бы одному человеку либо крупного материального
ущерба.
Статья
218. Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых,
легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических
изделий
Предмет
преступления:
1)
взрывчатые вещества;
2)
легковоспламеняющиеся вещества;
3)
пиротехнические изделия.
Взрывчатое
вещество (ВВ)
– конденсированное химическое вещество или смесь таких веществ, способное при
определенных условиях под влиянием внешних воздействий к быстрому
самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву) с выделением большого
количества тепла и газообразных продуктов.
ВВ
по чувствительности к начальному импульсу (удару, трению, накалу, тепловому
воздействию) классифицируются:
-
инициирующие (гремучая ртуть, азид свинца, тринитрорезорцинат свинца и
др.);
-
бризантные (тротил, гранулотол, алюмотол, гексоген и др.);
-
жидкие (созданы на основе разных окислителей);
-
газовые взрывчатые смеси (пропан, водород);
-
метательные (пороха, твердые ракетные топлива);
-
пиротехнические составы.
Легковоспламеняющееся
вещество (ЛВЖ)
– горючее вещество (материал, смесь), способное воспламеняться от
кратковременного воздействия пламени спички, искры, накаленного электропровода и
тому подобных источников зажигания с низкой энергией.
Различают
три категории ЛВЖ:
I
разряд – особо опасные ЛВЖ с температурой вспышки –18°С и ниже (ацетон,
авиационный бензин Б-70, диэтиловый эфир). Характерной особенностью этих веществ
является высокое давление насыщенных паров при температуре даже ниже нуля. В
жаркую погоду внутри сосудов давление повышается, и это увеличивает возможность
взрыва;
II
разряд – постоянно опасные ЛВЖ с температурой вспышки –17°С – +23°С (бензол,
толуол, этиловый спирт, этилацетат и др.). Пары этих веществ образуют с воздухом
взрывчатые смеси преимущественно при комнатной температуре;
III
разряд – опасные при повышенной температуре воздуха ЛВЖ с температурой вспышки
+23°С – +61°С (бытовой растворитель уайт-спирит, керосин, скипидар и др.).
Горючие системы на основе паров этих жидкостей могут образоваться только при
нагревании. Но и при комнатной температуре не исключено воспламенение жидкостей
данного разряда от источника повышенной энергии (короткого замыкания
электропроводки, искр электросварки и даже окурка, температура светящейся части
которого достигает 600-700°С).
Жидкости
с температурой вспышки выше +61°С принято называть горючими (сырая нефть,
дизельное топливо, водные растворы формалина).
Пиротехническое
изделие (ПИ)
– изделие, предназначенное для получения требуемого эффекта (шума, световых
иллюминаций, фейерверков, дымовых завес, имитаций взрыва и т.п.) с помощью
горения (взрыва) пиротехнического состава.
Пиротехнический
состав
– смесь компонентов, обладающая способностью к самостоятельному горению или
горению с участием окружающей среды, генерирующая в процессе горения
газообразные и конденсированные продукты, тепловую, световую и механическую
энергию и создающая различные оптические, электрические, барические и иные
специальные эффекты.
Пиротехника
делится на военную (сигнальные ракетницы, светошумовые спецсредства, дымовые
шашки), специализированную (киносъемочные спецэффекты, гражданские сигнальные
средства, пироболты,
железнодорожные
петарды) и развлекательную (фейерверочные изделия – петарды,
бенгальские
свечи, хлопушки,
ракеты, фонтаны, салюты). К пиротехнике также относятся такие изделия как спички
и специальные пиропатроны для подушек безопасности.
Объективная
сторона преступления
выражается в действиях, связанных с нарушением правил учета, хранения, перевозки
или использования опасных веществ, либо в незаконной пересылке этих веществ по
почте или багажом.
Уголовная
ответственность по ст. 218 УК наступает только в случае если нарушение указанных
в диспозиции нормы правил приводит по неосторожности к причинению тяжкого
вреда здоровью или смерти человека.
Диспозиция
статьи
бланкетная – необходимо установить, какие именно правила были нарушены, которые
содержаться в ряде Федеральных законах, напр.: ФЗ о безопасности дорожного
движения – определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного
движения на территории РФ, ФЗ об автомобильных дорогах – регулируются отношения,
возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением
дорожной деятельности в РФ, в том числе по перевозки опасных грузов; ФЗ о
почтовой связи – запрет на пересылку в почтовых отправлениях, пересылаемых в
пределах РФ, взрывчатых, легковоспламеняющихся и других опасных веществ.
Изданы
отраслевые правила, в частности, дорожного движения, утвержденные Постановлением
Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090; перевозок грузов автомобильным
транспортом, утвержденные Постановлением Постановление Правительства РФ от
15.04.2011 № 272; обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов
автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом,
утвержденные Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7; составления и ведения
баланса производства, распространения и применения взрывчатых материалов
промышленного назначения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от
12.07.2000 № 513; оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте
пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних
и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,
утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111; проведения
предполетного и послеполетного досмотров, утвержденные Приказом Минтранса РФ от
25.07.2007 № 104; перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденные
Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества
протокол от 05.04.1996 № 15; перевозки опасных грузов воздушными судами
гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 05.09.2008 № 141;
безопасности при взрывных работах, утвержденных Приказом Ростехнадзора от
16.12.2013 № 605; проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного
досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных Приказом
Минтранса РФ от 23.07.2015 № 227; перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа
железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 19.12.2013 №
473.
Кроме
того, Положения
«О лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных
грузов» и «О лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к
опасным грузам на железнодорожном транспорте», утвержденные Постановлением
Правительства РФ от 21.03.2012 № 221; Типовая инструкция по охране труда для
рабочих, выполняющих погрузочно-разгрузочные и складские работы с
легковоспламеняющимися, взрывоопасными и опасными в обращении грузами. ТИ Р
М-014-2000, утвержденная Заместителем Министра труда и социального развития РФ
17.03.2000; Инструкция по охране труда для заведующего складом, утвержденная
Заместителем Министра труда и социального развития РФ 19.05.2004; Требования
пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических
изделий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.12.2009 № 1052;
Требования безопасности, предъявляемые к хранению, реализации и применению
пиротехнических изделий.
А
также ведомственные нормативные акты, в частности, приказами: МВД РФ от
29.11.2017 № 900 «Об утверждении Административного регламента Министерства
внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по
выдаче свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов»;
Минтранса РФ от 04.07.2011 № 179 «Об утверждении Порядка выдачи специального
разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства,
осуществляющего перевозку опасных грузов»; Минтранса РФ от 05.09.2016 № 262 «О
внесении изменений в Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и
грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом,
утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января
2014 г. № 7, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов
Министерства транспорта Российской Федерации».
Следует
учитывать Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 57
«О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности взрывчатых
веществ и изделий на их основе», Решение Комиссии Таможенного союза от
16.08.2011 № 770 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О
безопасности пиротехнических изделий».
Состав
преступления материальный – преступление окончено с момента фактического
причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти
человека.
Если
причиной возникновения пожара явилось нарушение правил учета, хранения,
перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ,
пиротехнических изделий и т.п., содеянное охватывается специальным составом
преступления – ст. 218 УК – и дополнительной квалификации по ст. 219 УК не
требует (п. 4 ППВС № 14-2002).
Статья
219. Нарушение требований пожарной безопасности
Объективная
сторона преступления
выражается в нарушении требований
пожарной безопасности.
Под
пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности,
имущества, общества и государства от пожаров (ст.
1 ФЗ о пожарной безопасности).
Пожар
– неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и
здоровью граждан, интересам общества и государства.
Требования
пожарной безопасности
– специальные условия социального и (или) технического характера, установленные
в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными документами по пожарной
безопасности.
Нарушение
требований пожарной безопасности
– невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной
безопасности.
Нарушение
требований
пожарной безопасности может выражаться в действиях, которые связаны с
непосредственным нарушением лицом правил, требований пожарной безопасности,
напр., установление в окнах металлических решеток, ликвидация запасных выходов
из помещения, использование при строительстве легковоспламеняющихся и горючих
материалов, использование электроустановки с нарушением правил эксплуатации и
т.д., и бездействии, связанном с невыполнением или ненадлежащим выполнением
обязанности по выполнению требований пожарной безопасности, напр., невыполнение
предписания инспектора государственного пожарного надзора о замене
электропроводки, средств пожаротушения предприятия и т.д.
Под
правилами пожарной безопасности понимается комплекс положений,
устанавливающих обязательные требования пожарной безопасности, содержащиеся в ФЗ
о пожарной безопасности, в принимаемых в соответствии с ним федеральных законах
и законах субъектов РФ, иных нормативных правовых актах, нормативных документах
уполномоченных государственных органов, в частности, стандартах, нормах и
отраслевых правилах пожарной безопасности, инструкциях и других документах,
направленных на предотвращение пожаров и обеспечение безопасности людей и
объектов в случае возникновения пожара (п. 1. ППВС №
14-2002).
Условиями
привлечения к уголовной ответственности
по ч. 1 ст. 219 УК является:
-
требования пожарной безопасности нарушены лицом, на котором лежала обязанность
по их соблюдению;
-
в результате нарушений требований пожарной безопасности причинен тяжкий вред
здоровью (см. комментарий к ст. 111 УК).
Диспозиция
статьи бланкетная – необходимо установить, какие именно требования пожарной
безопасности были нарушены, которые содержаться, в частности, правилах: пожарной
безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007
№ 417; оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям
пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 № 304; выполнения работ и оказания
услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной
противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 989; противопожарного режима в
Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012
№ 390; а также отраслевых Правилах пожарной безопасности, в частности, Правилах
пожарной безопасности для видеокомплексов, размещаемых в пассажирских зданиях
ППБО-109-92, утвержденных Первым заместителем Министра путей сообщения РФ
11.11.1992 № ЦУО-112; Специальных правил пожарной безопасности государственных и
муниципальных архивов РФ, утвержденных Приказом Минкультуры РФ от 12.01.2009 №
3; Правилах пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта
Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 24.12.2002 № 158;
Строительных нормах и правил СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и
сооружений», утвержденных Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 №
18-7.
При
решении вопроса о виновности лица в нарушении правил пожарной безопасности
необходимо выяснять, в чем конкретно состояло ненадлежащее исполнение либо
невыполнение данных правил, имеется ли причинная связь между допущенными
нарушениями и наступившими последствиями, и определять конкретные пункты правил
пожарной безопасности, которые были нарушены (п. 2 ППВС №
14-2002).
Если
причиной возникновения пожара явилось нарушение правил безопасности на объектах
атомной энергетики, на взрывоопасных объектах, при ведении горных, строительных
или иных работ либо нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования
взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ, пиротехнических изделий и т.п.,
содеянное охватывается специальными составами преступлений (ст. 215, 216, 217,
218 УК и др.) и дополнительной квалификации по ст. 219 УК не требует. (п. 4 ППВС
№ 14-2002).
Состав
преступления материальный – преступление считается оконченным с момента
фактического причинения тяжкого вреда здоровью человека (ч.
1) или смерти одного человека (ч.
2), либо смерти двух или более лиц (ч.
3).