§ 1. Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

 

§ 1. Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

 

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, закрепленные в гл. 27 УК РФ, представляют собой запрещенные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования различных видов транспорта.

         Родовой объект преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта – общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта.

Видовым объектом преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта выступают общественные отношения, обеспечивающие функционирование различных видов транспорта.

Непосредственный объект преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта – общественные отношения, обеспечивающие функционирование конкретных видов транспорта.

Некоторые составы преступлений, закрепленные в гл. 27 УК РФ, могут содержать в себе дополнительный объект. Например, в ст. 271.1 УК РФ (Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации) им являются жизнь и здоровье человека, а в ст. 263.1 УК РФ (Нарушение требований в области транспортной безопасности) – отношения собственности.

В ряде составов имеет место факультативный объект. К примеру, в ст. 266 УК РФ (Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями) им выступает жизнь.

Большинство преступлений гл. 27 УК РФ содержит в себе предмет преступления. Он разнообразен, но в обобщенном виде им является транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, автомобильный).

Объективная сторона преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта может совершаться как активными действиями (ст. 264 УК РФ (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), так и бездействием (ст. 270 УК РФ (Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие).

Поскольку диспозиции подавляющего большинства преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта носят бланкетный характер, для правильной квалификации совершенных деяний следует обращаться к соответствующим нормативным актам (Российской Федерации и международным): Воздушный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Федеральный закон  от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Конвенция об открытом море (1958 г.), Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.) и мн. др.

Составы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта по общему правилу сформулированы как материальные. Оконченными они являются с момента наступления последствий, указанных в законе. 

Некоторые из рассматриваемых преступлений имеют формальный состав (например, ст. 271 УК РФ (Нарушение правил международных полетов).

Субъективная сторона преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта чаще всего характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности.

Вместе с тем имеют место в гл. 27 УК РФ преступления, которые могут быть совершены умышленно (ст. 267 УК РФ (Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения).

Имеется среди преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта состав преступления, в котором в качестве обязательного признака субъективной стороны выступает мотив – хулиганские побуждения (ст. 267.1 УК РФ (Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств).

Субъект преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта может быть как общим – лицо, достигшее возраста 16 лет (кроме ст. 267 УК РФ (Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения), ответственность по которой наступает с 14 лет), так и специальным (например, согласно ст. 268 УК РФ (Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта) им выступают пассажир, пешеход, другой участник движения).

Среди всех преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта можно выделить следующие группы:

1. Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта (ст. 263, 264-264.3, 268, 271-271.1 УК РФ);

2. Иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. 263.1, 266, 267, 267.1, 270 УК РФ).