§ 1. Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
§
1. Понятие и виды
преступлений против безопасности движения и эксплуатации
транспорта
Преступления
против безопасности движения и эксплуатации транспорта, закрепленные в гл. 27 УК
РФ, представляют собой запрещенные уголовным законом общественно опасные деяния,
посягающие на общественные отношения, обеспечивающие безопасность
функционирования различных видов транспорта.
Родовой объект преступлений против безопасности движения и эксплуатации
транспорта – общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и
эксплуатации транспорта.
Видовым
объектом преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
выступают общественные отношения, обеспечивающие функционирование различных
видов транспорта.
Непосредственный
объект преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта –
общественные отношения, обеспечивающие функционирование конкретных видов
транспорта.
Некоторые
составы преступлений, закрепленные в гл. 27 УК РФ, могут содержать в себе
дополнительный объект. Например, в ст. 271.1 УК РФ (Нарушение правил
использования воздушного пространства Российской Федерации) им являются жизнь и
здоровье человека, а в ст. 263.1 УК РФ (Нарушение требований в области
транспортной безопасности) – отношения собственности.
В
ряде составов имеет место факультативный объект. К примеру, в ст. 266 УК РФ
(Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с
техническими неисправностями) им выступает жизнь.
Большинство
преступлений гл. 27 УК РФ содержит в себе предмет преступления. Он разнообразен,
но в обобщенном виде им является транспорт (железнодорожный, воздушный, морской,
автомобильный).
Объективная
сторона преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
может совершаться как активными действиями (ст. 264 УК РФ (Нарушение правил
дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), так и бездействием (ст.
270 УК РФ (Неоказание капитаном судна помощи терпящим
бедствие).
Поскольку
диспозиции подавляющего большинства преступлений против безопасности движения и
эксплуатации транспорта носят бланкетный характер, для правильной квалификации
совершенных деяний следует обращаться к соответствующим нормативным актам
(Российской Федерации и международным): Воздушный кодекс Российской Федерации,
Водный кодекс Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской
Федерации, Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной
безопасности», Федеральный закон от
10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон от
10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»,
Конвенция об открытом море (
Составы
преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта по общему
правилу сформулированы как материальные. Оконченными они являются с момента
наступления последствий, указанных в законе.
Некоторые
из рассматриваемых преступлений имеют формальный состав (например, ст. 271 УК РФ
(Нарушение правил международных полетов).
Субъективная
сторона преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта чаще
всего характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности.
Вместе
с тем имеют место в гл. 27 УК РФ преступления, которые могут быть совершены
умышленно (ст. 267 УК РФ (Приведение в негодность транспортных средств или путей
сообщения).
Имеется
среди преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта состав
преступления, в котором в качестве обязательного признака субъективной стороны
выступает мотив – хулиганские побуждения (ст. 267.1 УК РФ (Действия, угрожающие
безопасной эксплуатации транспортных средств).
Субъект
преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта может быть
как общим – лицо, достигшее возраста 16 лет (кроме ст. 267 УК РФ (Приведение в
негодность транспортных средств или путей сообщения), ответственность по которой
наступает с 14 лет), так и специальным (например, согласно ст. 268 УК РФ
(Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта) им выступают
пассажир, пешеход, другой участник движения).
Среди
всех преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта можно
выделить следующие группы:
1.
Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта (ст.
263, 264-264.3, 268, 271-271.1 УК РФ);
2.
Иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. 263.1, 266, 267,
267.1, 270 УК РФ).