§ 3. Иные преступления в сфере функционирования транспорта

 

§ 3. Иные преступления в сфере функционирования транспорта

 

Нарушение требований в области транспортной безопасности (ст. 263.1 УК РФ).

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, является транспортная безопасность. Дополнительным объектом выступают здоровье человека, а также отношения собственности. Факультативным – жизнь человека (ч. 3-4 ст. 263.1 УК РФ).

Транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п. 10 ст. 1 ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Объекты транспортной инфраструктуры – технологический комплекс, включающий в себя (п. 5 ст. 1 ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»):

- железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции;

- тоннели, эстакады, мосты;

- морские терминалы, акватории морских портов;

- порты;

- аэродромы и аэропорты;

- автомобильные дороги;

- др.

Транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя (п. 11 ст. 1 ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»):

- автомобильный транспорт, используемый для регулярной перевозки пассажиров и багажа;

- воздушные суда гражданской авиации, используемые для осуществления коммерческих воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ;

- воздушные суда авиации общего назначения;

- суда, используемые в целях торгового мореплавания;

- суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров;

- железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности;

- транспортные средства городского наземного электрического транспорта.

Акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (п. 1 ст. 1 ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Объективная сторона состава преступления заключается в неисполнении требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Диспозиция ст. 263.1 УК РФ носит бланкетный характер, поэтому при определении объективной стороны состава преступления необходимо обращаться к нормативным актам, закрепляющим требования безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

К ним относятся, например, уже упомянутый ФЗ «О транспортной безопасности», Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623), Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 620),  Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877), Технические регламенты Таможенного союза о безопасности железнодорожного подвижного состава, о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта, о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта (утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 710).

Преступление имеет материальный состав, оконченным считается в момент наступления последствий – тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (в соответствии с примечанием к ст. 263.1 УК РФ им признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей).

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления специальный – лицо, на которое возложены обязанности по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Часть 2 ст. 263.1 УК РФ предусматривает квалифицированный состав данного преступления. Законодателем он выделен по субъекту преступления.

Им в данном случае является лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Согласно п. 7.2 ст. 1 ФЗ  «О транспортной безопасности» к ним относятся силы обеспечения транспортной безопасности, т.е. лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.

Иными словами, субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263.1 УК РФ, является лицо, которое находится в пределах объекта транспортной инфраструктуры или транспортном средстве и обязанное соблюдать требования транспортной безопасности. Субъектом же ч. 2 является лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности.

Части 3-4 ст. 263.1 УК РФ предусматривают особо квалифицированные составы данного преступления. В них речь идет о совершении деяний группой лиц по предварительному сговору (ч. 3), организованной группой (ч. 4), повлекших по неосторожности смерть человека (ч. 3) (либо двух или более лиц (ч. 4).

Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ).

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ, является безопасность функционирования транспортных средств. Дополнительным объектом выступает здоровье человека. Факультативным – жизнь человека (ч. 2-3 ст. 266 УК РФ).

Предмет преступления: 1) все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, речной транспорт); 2) пути сообщения, средства сигнализации или связи, иное транспортное оборудование.

Объективная сторона состава преступления заключается в совершении альтернативный деяний: 1) недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования; 2)  выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

Под недоброкачественным ремонтом транспортного средства следует понимать неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установку недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства) (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).

Под выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств следует понимать невыполнение обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства, выпущенного в эксплуатацию с техническими неисправностями (там же).

Преступление имеет материальный состав, оконченным считается в момент наступления последствий – тяжкого вреда здоровью человека.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления специальный – как работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).

Кроме того, субъектом выпуска в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств могут быть работники государственных, общественных или коммерческих организаций, на которых инструкциями, правилами или соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного или должностного положения возложена ответственность за техническое состояние транспортных средств (там же, п. 17).

Части 2-3 ст. 266 УК РФ предусматривают квалифицированные составы данного преступления. В них речь идет о совершении деяний, повлекших по неосторожности смерть человека (ч. 2) либо двух или более лиц (ч. 3).

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ).

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 267 УК РФ, является безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. Факультативным объектом выступает здоровье человека (ч. 2-3 ст. 267 УК РФ), отношения собственности (ч. 4 ст. 267 УК РФ), жизнь человека (ч. 5-6 ст. 267 УК РФ).

Предмет преступления: 1) все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, речной транспорт); 2) пути сообщения, средства сигнализации или связи, другое транспортное оборудование; 3) транспортные коммуникации, объекты транспортной инфраструктуры; 4) улично-дорожная сеть.

Объективная сторона состава преступления заключается в совершении альтернативный деяний: 1) разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования; 2) блокирование транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры; 3) воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично-дорожной сети.

Разрушение транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования – приведение их в непригодное для использования состояние.

Повреждение транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования – частичное их уничтожение, при котором возможно их восстановление и использование по прямому назначению.

Приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования – совершение действий, которые не являются ни разрушением, ни повреждением, однако препятствуют использованию их по назначению (например, изъятие из средств связи источника питания (батареи, аккумулятора).

Блокирование транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры – создание препятствий, исключающих их использование (подкладывание на рельсы бревен, камней, иных предметов, полностью препятствующих движению поездов).

Воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично-дорожной сети – создание препятствий для их нормального использования на определенном участке (например, возведение баррикад, перекрытие с использованием транспортных или иных средств).

Преступление имеет формальный состав, оконченным считается в момент совершения деяний, отраженных в диспозиции статьи, если они создали угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан либо угрозу уничтожения или повреждения имущества физических и (или) юридических лиц.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла.

Субъект преступления – лицо, достигшее 14 лет.

Часть 2 ст. 267 УК РФ предусматривает квалифицированный состав данного преступления. В нем речь идет о совершении деяний, указанных в диспозиции статьи, повлекших по неосторожности причинение легкого вреда здоровью.

В ч. 3 и 4 ст. 267 УК РФ установлена ответственность за совершение преступления, предусмотренного ч. 1, повлекшего причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью (ч. 3), тяжкого вреда здоровью (ч. 4) или крупного ущерба (в соответствии с примечанием к ст. 267 УК РФ им признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей).

Части 5 и 6 ст. 267 УК РФ предусматривают ответственность за совершение описанных в диспозиции статьи деяний, повлекших по неосторожности смерть человека (ч. 5) либо двух или более лиц (ч. 6).

Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств (ст. 267.1 УК РФ).

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 267.1 УК РФ, является безопасность эксплуатации транспортных средств.

Предмет преступления – транспортные средства.

Транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя (п. 11 ст. 1 ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»):

- автомобильный транспорт, используемый для регулярной перевозки пассажиров и багажа;

- воздушные суда гражданской авиации, используемые для осуществления коммерческих воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ;

- воздушные суда авиации общего назначения;

- суда, используемые в целях торгового мореплавания;

- суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров;

- железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности;

- транспортные средства городского наземного электрического транспорта.

Объективная сторона состава преступления заключается в совершении действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств (например, драка в борту воздушного судна, требование остановить рейсовый автобус не в пункте назначения или изменить его маршрут, «срывание» стоп-крана в поезде).

Преступление имеет формальный состав, оконченным считается в момент совершения действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла; ее обязательным признаком выступает мотив – хулиганские побуждения.

Под уголовно наказуемыми деяниями, совершенными из хулиганских побуждений, следует понимать умышленные действия, направленные против личности человека или его имущества, которые совершены без какого-либо повода или с использованием незначительного повода (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 № 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений».

Субъект преступления – лицо, достигшее 16 лет.

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ).

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 270 УК РФ, является безопасность людей, терпящих бедствие на воде.

Объективная сторона состава преступления заключается в неоказании капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Обязанность капитана судна оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море, предусмотрена нормативными актами Российской Федерации, а также международными актами.

К ним относятся:

- ст. 62 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и ст. 30 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, согласно которым капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде;

- ст. 12 Конвенции об открытом море (1958г.) и ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.), согласно которым каждое государство вменяет капитану любого судна, плавающего под его флагом, поскольку капитан это может сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров, оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи; после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам.

Место совершения преступления значения для квалификации не имеет. Это может быть море, озеро, река, водохранилище, другой водный объект.

Также не имеет значение, где находятся терпящие бедствие – на тонущем судне или его обломках (других предметах), в воде без использования плавсредств или с их использованием и т.д.

Преступление имеет формальный состав, оконченным считается с момента неоказания помощи людям, терпящим бедствие, вне зависимости от наступивших последствий (гибели или спасении тонущих).

К ним может быть отнесена прямая команда капитана судна не оказывать помощь и следовать своим курсом; игнорирование получения сообщения SOS при нахождении в акватории терпящего бедствие судна; другие действия, свидетельствующие о том, что капитан не собирался спасать терпящих бедствие людей.

Уголовно-наказуемой является неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Серьезная опасность – оценочная категория, которая должна быть определена индивидуально в каждом конкретном случае. На принятие решения, имела ли она места, могут оказать такие факторы как погодные условия в момент бедствия (штиль, шторм), техническое состояние судна, его максимальная грузоподъемность и т.д. 

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотивы значения для квалификации не имеют.

Субъект преступления специальный – капитан судна.

Например, в соответствии со ст. 30 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации капитаном судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должен быть гражданин Российской Федерации, имеющий действующий диплом капитана судна, на которого возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

Ст. 270 УК РФ следует отграничивать от ст. 125 УК РФ.

По ст. 270 УК РФ капитан судна будет нести ответственность за неоказание им помощи людям, терпящим бедствие на море или ином водном объекте, если это бедствие произошло на другом судне. В случае неоказания помощи членам экипажа или пассажирам своего судна его действия следует квалифицировать по ст. 125 УК РФ.