§ 6. Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа
§
6. Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного
оборонного заказа
Сущность
злоупотребления должностными полномочиями при выполнении государственного
оборонного заказа (ст. 285.4 УК) заключается в использовании должностным лицом
своих служебных полномочий вопреки интересам службы из корыстной или иной личной
заинтересованности и при этом существенно нарушаются определенные охраняемые
законом интересы общества или государства при выполнении оборонного
заказа.
Основным
объектом злоупотребления должностными полномочиями при выполнении
государственного оборонного заказа (далее также ГОЗ) являются общественные
отношения, возникающие при поставке продукции в сфере ГОЗ, а также нормальный
порядок осуществления совместной деятельности государственного заказчика,
головного исполнителя и исполнителей государственных контрактов.
Дополнительным
объектом выступают интересы общества и государства, направленные на обеспечение
обороноспособности страны.
Объективная
сторона характеризуется тремя обязательными признаками:
а) использованием виновным своих
служебных полномочий вопреки интересам службы;
б) наступлением общественно опасных
последствий в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов общества
или государства при выполнении государственного оборонного заказа;
в)
причинной связью между использованием служебных полномочий и преступным
последствием.
Злоупотребление
должностными полномочиями осуществляется как в форме действия, так и путем
бездействия.
Для
признания преступления оконченным необходимо установить следующие: факты
наступления преступного последствия:
-
существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или
государства»;
-
сферу общественных отношений, в которой совершается преступное деяние, а именно
сферу выполнения государственного оборонного заказа.
Существенное
нарушение может объективизироваться в виде причинения материального ущерба,
срыва работы по государственному контракту, сдачи работы ненадлежащего качества,
скрытых недостатках продукции, вследствие которых становится невозможным ее
использование по назначению. Кроме того, рассматриваемое преступление всегда
дискредитирует авторитет органов государственной власти (с учетом особенностей
регулирования отношений в сфере ГОЗ – прежде всего Правительства РФ и
Министерства обороны РФ, Вооруженных Сил РФ в целом).
Под
понятием «нарушением охраняемых законом интересов...» в диспозиции ст. 285.4 УК,
как и в ст. 285 УК - «нарушение охраняемых законом интересов...», следует
понимать некую возможность
пользоваться различными социальными благами, выражающихся в правомочиях носителя
данного интереса действовать определенным способом, обращаться за защитой к
компетентным государственным органам и общественным организациям, а также
требовать определенного поведения от обязанных лиц.
Под
законными интересами общества и государства (публичными интересами) следует
понимать потребности всего общества в приобретении или сохранении общих благ,
выразителем которых является государство.
Понятие
«законные интересы» имеет общеправовой характер, то есть не является специальной
для какой-либо отрасли права.
В
названии данной статьи кодекса и ее диспозиции законодатель использовал слово
«выполнение». Из этого можно заключить, что преступное поведение, охватывающееся
рассматриваемым составом, имеет место, когда государственный контракт заключен,
а процедуры размещения государственного заказа и конкурсные способы определения
поставщика завершены. Иными словами, преступные действия, совершенные при
размещении заказа (например, связанные с формированием критериев к исполнителю
или же с инициированием закупки у единственного поставщика), а равно при отборе
исполнителей не охватываются ст. 285.4 УК.
В
зависимости от того, заключались ли они в использовании должностных полномочий
или же в их превышении (как правило, в форме действий, которые никто ни при
каких обстоятельствах не вправе совершить), преступление может квалифицироваться
по соответствующей части ст. 285 или ст. 286 УК.
Субъективная
сторона характеризуется: прямым или косвенным умыслом, а также специальными
мотивами преступления. Совершая преступное деяние, виновный осознает, что им
нарушается установленный порядок выполнения ГОЗ, предвидит наступление
общественно опасных последствий в виде существенного нарушения интересов
общества и государства и желает их наступления или не желает, но сознательно
допускает их либо относится к таким последствиям безразлично. При этом он
руководствуется корыстной или иной личной заинтересованностью и действует, по
сути, в целях личного обогащения или достижения иных, субъективно воспринимаемых
как положительных для себя результатов.
Под
корыстной заинтересованность следует понимать стремление должностного лица,
путем совершения определенных неправомерных действий, получить выгоду
имущественного характера либо для себя, либо для других лиц, которая не связана
с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других
лиц. Иная личная заинтересованность представляет собой стремление должностного
лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное различными
побуждениями (родственные связи, получение взаимной услуги и др.), (п. 16
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике
по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных
полномочий).
Должностное лицо, которое злоупотребляет
полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа должно осознавать
и осознает тот факт, что приобретает товары по явно завышенной стоимости,
которая не соответствует заявленным условиям о цене, следовательно, наносит
ущерб государству.
Состав
преступления, предусмотренного ст. 285.4 УК РФ является материальным, окончен с
момента наступления общественно-опасных последствий - «существенное нарушение
охраняемых законом интересов».
Необходимо разграничивать хищение и
злоупотребление должностными полномочиями при осуществлении государственного
оборонного заказа. Значение правильного разграничения хищения и злоупотребления
должностными полномочиями при осуществлении государственного оборонного заказа
обуславливается тем, что не была ужесточена ответственность за совершение
хищения средств, которые направляются на осуществление государственного
оборонного заказа. (в п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ
разграничиваются два деяния - «злоупотребление должностными полномочиями из
корыстной заинтересованности образуют деяния, которые не связаны с изъятием
имущества»).
Субъектом рассматриваемого преступления -
может быть только должностное лицо.
На
основании примечания к ст. 285 УК РФ, а также положений Закона № 275-ФЗ «О
государственном оборонном заказе», можно заключить, что преступное деяние может
быть совершено: должностным лицом головного исполнителя поставок продукции по
государственному оборонному заказу (юридическое лицо, созданное в соответствии с
законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным
заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу), либо
должностным лицом исполнителя, участвующего в поставках продукции по
государственному оборонному заказу (юридическое лицо, входящее в кооперацию
головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или
исполнителем).
Субъект,
наделенный юридическими правами на совершение действий, перечисленных в
Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном
заказе», фактически использует их вопреки интересам общества и государства в
собственных личных целях. Субъект реализует полномочия, относящиеся к
регулированию отношений между исполнителями государственного контракта на
продукции для нужд обороны страны, принимает управленческие решения, относящиеся
к отдельным этапам исполнения контракта или к приемке его результатов, либо не
совершает действия, предусмотренные законом, руководствуясь собственной
корыстной или иной личной заинтересованностью
В
случаях, если действия должностного лица представляют собой явный, очевидный
выход за пределы его полномочий, содеянное необходимо квалифицировать по
соответствующей части ст. 286 УК РФ, даже если оно имеет отношение к сфере
выполнения государственного оборонного заказа.
Например,
по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ были квалифицированы действия начальника отдела в
составе военного представительства Министерства обороны РФ, принявшего без
подтверждения заявленные предприятием накладные расходы, с учетом которых выдал
заключение с завышенной ценой закупаемых комплектующих.
Квалифицированные
составы исследуемого преступления включают совершение преступления
организованной группой или же причинение тяжких последствий. Тяжкими в данном
случае могут признаваться последствия, приведшие к остановке работ по выполнению
государственного контракта, связанные с дополнительными ассигнованиями бюджетных
средств, всевозможные аварийные ситуации, повлекшие уничтожение или повреждение
имущества или предметов поставки по государственному контракту, гибель людей,
производственный травматизм.