§ 11. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации
§
11. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации
или Счетной палате Российской Федерации
Объективная
сторона преступления, связанного с отказом в предоставлении информации
Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской
Федерации (ст. 287 УК) альтернативно выражается в виде следующих
деяний:
-
неправомерный отказ в предоставлении информации (документов, материалов) Совету
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской
Федерации, который означает не основанный на положениях нормативных актов
отрицательный (не имеющий уважительных причин) ответ перечисленным в законе
органам государственной власти, выраженный в любой форме;
-
неправомерное уклонение от предоставления информации (документов, материалов)
этим органам, заключающееся в бездействии виновного, не желающего передать
затребованную информацию;
-
предоставление заведомо неполной либо ложной информации тем же органам, которое
означает сокрытие виновным части сведений от интересующихся
органов;
-
предоставление указанным органам ложной информации, т.е. выдача упомянутым
органом не соответствующей действительности информации.
По
конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление
окончено с момента совершения любого из указанных в законе деяний независимо от
того, повлекло ли это какие-то последствия.
Квалифицируя
действия виновного по ст. 287 УК необходимо установить факт отказа в
предоставлении соответствующей информации, который может быть выражен как в
письменном или зафиксированном устном открытом заявлении должностного лица о
непредставлении (нежелании, отказе представить) требуемой информации,
обязанность предоставления которой установлена законом или иным нормативным
правовым актом.
Объектом
рассматриваемого преступления выступают отношения в сфере информационного
обеспечения Федерального Собрания РФ и Счетной палаты РФ, гарантирующие их
нормальную деятельность, т.к. эффективность выполнения возложенных на указанные
органы функций напрямую зависит от обладания всей необходимой для обеспечения
своей деятельности информации.
Предметом
преступления следует считать информацию в письменном или электроном виде в виде
различных документов и материалов, которая может быть запрошена данными органами
в связи с необходимостью или предоставляется им систематически в силу
установленного законодательством порядка и т.д. Требуемая информация может быть
любого плана, относиться к любому вопросу, рассмотрение, решение которого
находятся в компетенции запрашивающего органа.
При
квалификации действий виновного по ст. 287 УК и определении полномочий указанных
органов необходимо учитывать, что Федеральное Собрание РФ в соответствии со ст. ст.
94, 95
Конституции РФ является представительным и законодательным органом Российской
Федерации и состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, а
Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного
финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.
Деятельность указанных органов регламентирована Федеральными законами: от 8 мая
1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и от 11 января
1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
Субъективная
сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме прямого
умысла, который направлен на неправомерный отказ в предоставлении информации
Совету Федерации, Государственной Думе или Счетной палате, либо уклонение от ее
предоставления, либо предоставление неполной или ложной
информации.
Ответственность
по ст. 287 УК не наступает, если будут обнаружены уважительные причины такого
отказа (например, соответствующая информация еще не поступила в распоряжение
должностного лица, либо установлено фактическое отсутствие запрашиваемой
информации и др.).
Субъект
преступления - должностное лицо, обязанное предоставлять информацию Федеральному
Собранию РФ или Счетной палате РФ.
Нормы
об отказе в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной
палате РФ (ст.
287 УК) могут конкурировать по признаку «действия» с нормами о
злоупотреблении должностными полномочиями (ст.
285 УК). В связи с чем, необходимо учитывать, что норма о
злоупотреблении должностными полномочиями общая, а по ст. 287 УК уточняющая вид
должностного злоупотребления, т.е. специальная.
Кроме
того, если предоставление неполной или ложной информации связано с
установленными фактами невнимательности должностного лица, его просчетами и
допущенными в работе ошибками, то при наличии к тому оснований оно может нести
ответственность за халатность (ст.
293 УК РФ). В данном случае признак заведомой для лица неполноты или
ложности информации отсутствует, поэтому содеянное не образует состава
преступления, указанного в ст.
287 УК РФ.
Следует
также разграничивать нормы об отказе в предоставлении информации Федеральному
Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст.
287 УК) и сокрытия информации об обстоятельствах, создающих опасность
для жизни и здоровья людей (ст. 237 УК) и отказа в предоставлении гражданину
информации (ст. 140 УК). Разграничивать здесь необходимо по объекту. Так, по ст.
287 УК объектом выступают отношения в сфере информационного обеспечения
Федерального Собрания РФ и Счетной палаты РФ, а по ст. ст. 237 и 140 УК
общественные отношения, обеспечивающие право граждан на получение
информации.
Частью 2 ст.
287 УК РФ установлена ответственность за совершение деяния при
квалифицирующих обстоятельствах. Квалифицированный состав преступления будет
иметь место в том случае, если преступление совершено лицом, занимающим
государственную должность РФ или государственную должность субъекта
РФ.
Особо
квалифицированный состав преступления (ч. 3 ст.
287 УК РФ) имеет место в случаях, когда:
-
п.
«а»: деяния, предусмотренные ч. ч.
1 или 2 ст.
287 УК РФ, сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных
должностными лицами органов государственной власти;
-
п.
«б»: указанные деяния совершены группой лиц по предварительному
сговору (ч. 2 ст.
35 УК РФ) или организованной группой (ч. 3 ст.
35 УК РФ);
-
п.
«в»: указанные деяния повлекли тяжкие последствия. Данный признак
является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств дела.
К
тяжким последствиям могут быть отнесены, например: нарушения конституционных
прав и свобод значительного числа граждан; принятие Советом Федерации,
Государственной Думой, Счетной палатой и другими органами государственной власти
ошибочных решений по вопросам внутренней и внешней политики и др. Кроме этого,
вина по отношению к данным последствиям может быть как умышленной, так и
неосторожной, т.е. в этом случае речь идет о преступлении, совершенном с двумя
формами вины (ст.
27 УК РФ).