§ 4. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля
§
4. Преступления в сфере внешнеэкономической
деятельности.
и
таможенного контроля
Внешнеэкономическая
деятельность хозяйствующих субъектов – важная составляющая экономики
государства. Она включает в себя внешнеторговую деятельность (импорт, экспорт),
научно-производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции, а
также отношения с международными организациями. Общественно опасные
посягательства на установленный порядок осуществления внешнеэкономической
деятельности и таможенного контроля можно условно выделить в отдельную группу
(ст.ст. 189, 190, 193, 193.1, 200.1, 200.2 УК).
Незаконные
экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования,
технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание
услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения,
вооружения и военной техники (ст. 189 УК)
Предмет
преступления – сырье, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая
информация, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной
техники (ч. 1, 2 ст. 189), при создании оружия массового поражения,
средств его доставки (ч. 3 ст. 189) и в отношении которых установлен
экспортный контроль.
В
соответствии со ст. 6 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об
экспортном контроле», списки (перечни) контролируемых товаров и технологий
утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению
Правительства Российской Федерации[1].
Объективная
сторона преступления состоит в незаконных экспорте или передаче названных сырья
и материалов либо незаконном выполнении работ (оказании услуг) для иностранной
организации или ее представителя, которые могут быть использованы при создании
вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный
контроль (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 226.1,
275, ч.ч. 2-4 ст. 283.2 УК).
Незаконными
признаются действия, совершенные в нарушение установленного для соответствующей
деятельности порядка. Такой порядок определен Федеральными законами от
08.12.2003 № 164-ФЗ
«Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», от
18.07.1999 № 183-ФЗ
«Об экспортном контроле», от 19.07.1998 № 114-ФЗ
«О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными
государствами», в которых, в частности, приведены требования к
внешнеэкономическим сделкам с контролируемыми товарами и технологиями, включая
их лицензирование, а также прямые запреты на совершение сделок. Кроме этого,
порядок осуществления внешнеэкономической деятельности регламентируется
подзаконными актами.
Под
экспортом товара (сырья, материалов и пр.) понимается вывоз товара с таможенной
территории России без обязательства об обратном ввозе. Под передачей названных
сырья и материалов следует понимать их безвозмездное поступление в распоряжение
иностранной организации или ее представителя как на территории России, так
и за ее пределами.
При
конкуренции ст. 189 УК со ст. 226.1, 275, ч.ч. 2-4 ст. 283.2
УК приоритет имеют последние. Незаконный экспорт перечисленных в ст. 189 УК
предметов, состоящий в их незаконном вывозе с таможенной территории РФ,
совершенный с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием
документов или средств таможенной идентификации либо сопряженный с
недекларированием или недостоверным декларированием, следует квалифицировать по
ст.
226.1 УК.
Субъективная
сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект
преступления – общий.
Квалифицирующий
признак (ч. 2): совершение деяния группой лиц по предварительному
сговору.
Невозвращение
на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст. 190
УК)
Понятие
культурных ценностей определяется в ст.
6 и 7
Закона РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», а
также ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации».
Согласно
Закону
РФ от 15.04.1993 № 4804-1 уполномоченный орган государственного контроля за
вывозом и ввозом культурных ценностей (в настоящее время – Минкультуры России)
составляет перечень культурных ценностей, подпадающих под действие этого Закона.
Перечень
культурных ценностей, подпадающих под действие Закона, вывоз которых
осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с
территории Российской Федерации, утверждается органами Минкультуры России и
Россвязьохранкультуры.
Объективная
сторона преступления состоит в неисполнении обязанности возвратить на территорию
РФ культурные ценности, которые были временно вывезены за ее пределы на законном
основании.
Особенности
вывоза, временного вывоза некоторых видов культурных ценностей в соответствии со
ст. 1 Закона РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных
ценностей» могут регулироваться также законодательством об оружии, о драгоценных
металлах и драгоценных камнях, о Музейном фонде и музеях России, об архивном и
библиотечном деле, законодательством в области почтовой
связи.
Законными
основаниями вывоза следует признавать не только формальное соблюдение
разрешительной процедуры вывоза культурных ценностей, завершающейся выдачей
соответствующего свидетельства, заключением договора. На оценку вывоза как
незаконного влияет и то обстоятельство, что лицо, заключая договор,
предусматривающий возвращение культурных ценностей в установленный в нем срок,
не собирается ценности возвращать. В этом случае лицо использует полученные им
документы для незаконного перемещения ценностей через таможенную границу
обманными способами, а потому содеянное должно квалифицироваться по ст.
226.1 УК.
Субъекты,
имеющие право временного вывоза культурных ценностей, цели вывоза, а также
категории культурных ценностей, которые вывозу не подлежат, определены в Законе
РФ от 15.04.1993 № 4804-1. Вывоз культурных ценностей, не подпадающих под
действие Закона, может осуществляться в соответствии с решением о возможности их
вывоза, принимаемым определенными Законом государственными
органами.
Преступление
считается оконченным по истечении срока, до наступления которого лицо,
получившее разрешение на временный вывоз культурных ценностей, было обязано
согласно договору возвратить ценности на территорию РФ. Лицо несет
ответственность при наличии объективной возможности выполнить свои обязательства
по возврату ценностей в означенный в договоре срок.
Субъективная
сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект
преступления – специальный: лицо, обязанное в соответствии с вышеназванным
договором вернуть ценности в Россию. Лица, имеющие право вывозить культурные
ценности названы в ст. 36
Закона РФ от 15.04.1993 № 4804-1.
Уклонение
от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте
или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК)
Понятия
иностранной валюты, валюты Российской Федерации, резидентов и нерезидентов, а
также уполномоченного банка содержатся в ст. 1 Федерального закона от
10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном
контроле».
Резидентам
разрешается открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и
валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ (ст. 12
Федерального закона № 173-ФЗ)[2].
Законом
о валютном регулировании определена обязанность обеспечить: 1) получение
(зачисление) от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках
иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии
с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары,
выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и
результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на
них; 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных
нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные на территории
РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и
результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на
них.
Резиденты
вправе не зачислять на свои банковские счета иностранную валюту или валюту
Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом о валютном
регулировании. Обязанность по получению и возврату иностранной валюты или валюты
Российской Федерации считается исполненной с момента зачисления валюты на счета
в уполномоченных банках в установленный законом срок (ст. 19 Федерального
закона № 173-ФЗ).
Объективная
сторона преступления состоит в неисполнении установленной в законе обязанности в
установленный законом срок. Поскольку законодатель ввел административную
преюдицию[3],
ответственность может наступить только за те деяния, которые совершены в период,
в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию за
деяния, предусмотренные ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ[4].
Момент
окончания преступления определяется с ноля часов суток, следующих за днем, когда
лицо было обязано возвратить иностранную валюту на счет в уполномоченном банке.
Письмом
ФТС России от 28.01.2010 № 01-11/3425 «О квалификации преступлений по
выявленным случаям невозврата в Российскую Федерацию иностранной валюты» срок
исполнения обязательств предлагается устанавливать отдельно для каждого
внешнеторгового договора (контракта), в связи с чем неисполнение обязательств по
каждому внешнеторговому договору (контракту) следует расценивать как
самостоятельное, оконченное правонарушение. Однако в тех случаях, когда
руководитель организации-резидента не обеспечивает выполнение требований,
установленных ч. 1 ст. 19
Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» по
репатриации резидентами иностранной валюты, его умышленные действия
(бездействие) в рамках заключенных им различных внешнеторговых договоров
(контрактов) могут быть квалифицированы по ст. 193 УК как единое
продолжаемое преступление при наличии достаточных данных, подтверждающих
взаимосвязь между соответствующими нерезидентами-контрактодержателями, и если
указанные действия были охвачены единым умыслом и совершены в течение одного
года (примечание к ст. 193 УК).
Представление
лицом, действующим от имени организации-резидента, в уполномоченный банк
Российской Федерации заверенных копий фиктивных грузовых таможенных деклараций в
качестве документов, подтверждающих факты перемещения на территорию Российской
Федерации товаров и содержащих реквизиты принявшего их таможенного органа, может
дополнительно квалифицироваться по ч. 2 ст. 327 УК РФ в случаях, если
они предоставляют права или освобождают от обязанности.
К
валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо
нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо
нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних
ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей,
валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (п. 9
ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и
валютном контроле»).
Крупный
размер образует сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в любой
валюте по различным сделкам по однократно или неоднократно в течение одного года
проведенным валютным операциям, превышающая 100 000 000 рублей
(примечание к ст. 193 УК РФ).
Субъективная
сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект
преступления – специальный – лицо, на которое законодательством о валютном
регулировании возложена обязанность по получению и возврату иностранной валюты
или валюты Российской Федерации, и на момент совершения преступления,
подвергнутое административному наказанию по части 5.2 статьи 15.25 КоАП.
С
учетом понятий резидента и нерезидента, субъектом преступления могут быть:
физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно
проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство,
предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и
лица без гражданства; физические лица, не являющиеся резидентами и иные
отвечающие признакам резидента и нерезидента лица; лица, на которых возложены
обязанности по руководству организацией-резидентом, организацией-нерезидентом
(п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004
№ 23).
Квалифицирующие
признаки (ч. 2): совершение деяния в особо крупном размере; группой лиц по
предварительному сговору или организованной группой; с использованием заведомо
подложного документа; с использованием юридического лица, созданного для
совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением
финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным
имуществом.
Понятие
особо крупного размера содержится в примечании к ст. 193 УК. Незаконные
образование (создание, реорганизация) юридического лица и использование
документов для образования такого лица требуют дополнительной оценки по
ст. 173.1, 173.2 УК. Лица, не являющиеся специальными
субъектами этого преступления, способствовавшие его совершению, несут
ответственность по правилу ч. 4 ст. 34 УК.
Совершение
валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте
Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов
(ст. 193.1 УК)
В
отличие от ст. 193 УК, предусматривающей ответственность за невозврат
валютных ценностей в РФ, ст. 193.1 УК предусмотрена ответственность за
незаконный перевод валютных ценностей нерезиденту.
Объективная
сторона преступления состоит из двух действий: совершения валютных операций по
переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на банковские счета
одного или нескольких нерезидентов и представления кредитной организации,
обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с
проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об
основаниях, о целях и назначении перевода.
Преступление
окончено с момента совершения валютной операции и фактического представления
содержащих недостоверные сведения документов.
Кредитные
организации, обладающие полномочиями агента валютного контроля, - уполномоченные
банки, подотчетные Банку России. Агенты валютного контроля осуществляют контроль
за проведением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися
кредитными организациями (ст. 22 Федерального закона «О валютном
регулировании и валютном контроле»).
Перечень
документов, которые вправе запрашивать агенты валютного контроля, предусмотрен
ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»
(документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных
операций, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа
управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах
торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров
(выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных
органов; счета-фактуры; переводные векселя; документы, оформляемые и выдаваемые
кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские
выписки; таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую
Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, валюты Российской Федерации,
иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
паспорт сделки и др.).
Субъективная
сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект
преступления – специальный. Лицо, уполномоченное в установленном законом порядке
на совершение валютной операции и представление агенту валютного контроля
документов, связанных с ее проведением.
Квалифицирующие
признаки преступления (ч. 2, 3): совершение деяния в крупном размере,
группой лиц по предварительному сговору либо с использованием юридического лица,
созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с
проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным
имуществом; в особо крупном размере либо организованной
группой.
Крупный
(особо крупный) размер определяется в соответствии с примечанием к
ст. 193.1 УК.
Контрабанда
наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1
УК)
Правовое
регулирование таможенных отношений в РФ осуществляется в соответствии с
международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном
регулировании. Позиция Верховного Суда РФ о применении уголовно-правовых норм об
ответственности за контрабанду изложена в Постановлении Пленума от 27.04.2017
№ 12 «О судебной практике по делам о контрабанде».
Понятие
таможенной границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС едино для целей применения
ст. 104.1, 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК.
Предмет
преступления – наличные денежные средства и денежные
инструменты.
Наличные
денежные средства: 1) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России,
находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на
территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену
указанные денежные знаки; 2) денежные знаки в виде банкнот, казначейских
билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством
наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства
(группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но
подлежащие обмену указанные денежные знаки (ст. 1 Федерального закона
«О валютном регулировании и валютном контроле» и п. 23 ст. 2 ТК
ЕАЭС)[5].
Понятие
денежных инструментов для целей ст. 200.1 УК дано в п. 5 примечания к
статье и п. 8 ст. 2 ТК ЕАЭС.
Объективная
сторона преступления состоит в незаконном перемещении через таможенную границу
Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс наличных денежных средств и (или) денежных
инструментов в крупном размере.
Незаконность
перемещения денежных средств и денежных инструментов означает совершение такого
перемещения в нарушение установленных Федеральным законом «О валютном
регулировании и валютном контроле» и ТК ЕАЭС требований и представляет собой
перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в
соответствии ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через
таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся
в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным
таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием
документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с
использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств
идентификации (п. 25 ст. 2 ТК ЕАЭС).
Толкование
таких признаков как сокрытие от таможенного контроля, недекларирование дано в
п. 7, 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017
№ 12.
Момент
окончания преступления определяется в зависимости от способа его совершения:
перемещение денежных средств или инструментов, совершенное вне установленных
мест (пунктов пропуска через таможенную границу) или в неустановленное время
работы таможенных органов в этих местах, окончено с момента фактического
пересечения товарами или иными предметами таможенной границы; в иных случаях
контрабанда признается оконченной с момента представления таможенному органу
таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз или вывоз товаров
или иных предметов, в целях их незаконного перемещения через таможенную
границу.
Крупный
(особо крупный) размер контрабанды определяется в соответствии с примечанием к
статье 200.1 УК с учетом суммы наличных денежных средств и (или) стоимости
дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством в рамках ЕврАзЭС к
перемещению без письменного декларирования.
Согласно
пп. 7 п. 1 ст. 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат:
наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, если общая сумма таких
наличных денежных средств и (или) дорожных чеков при их единовременном ввозе на
таможенную территорию Союза или единовременном вывозе с таможенной территории
Союза превышает сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США по курсу валют,
действующему на день подачи таможенному органу пассажирской таможенной
декларации; денежные инструменты, за исключением дорожных
чеков.
Субъективная
сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект
преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения
преступления 16-летнего возраста.
Квалифицирующие
признаки (ч. 2) – совершение деяния в особо крупном размере, группой лиц. В
случае, когда деяние совершено группой лиц по предварительному сговору либо
организованной группой, вменению подлежит ч. 2 ст. 200.1, а более
организованная форма соучастия может быть учтена судом в качестве
обстоятельства, отягчающего наказание (п. «в» ч. 1 ст. 63 УК).
Контрабанда
алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2
УК)
Отличие
названного преступления от предусмотренного ст. 200.1 УК в предмете
посягательства, каковым является алкогольная продукция и табачные изделия,
понятие которых рассмотрено применительно к ст. 171.1 УК (§2).
Квалифицирующие
признаки: ч. 2 – совершение деяния группой лиц по предварительному сговору;
должностным лицом с использованием своего служебного положения; ч. 3 –
организованной группой.
Крупный
размер незаконного перемещения определяется в соответствии с примечанием к
ст. 200.2 УК с учетом положений главы 37 ТК ЕАЭС, устанавливающей
особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Таможенного
союза в рамках ЕврАзЭс товаров для личного пользования.
[1] См., например, Список оборудования, материалов и технологий, которые
могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых
установлен экспортный контроль, утв. Постановлением Правительства РФ от
16.07.2022 № 1288 и др.
[2] Исключение составляют случаи, предусмотренные Федеральным законом от
07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета
(вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках,
расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или)
пользоваться иностранными финансовыми
инструментами».
[3] См.: Федеральный закон от 01.04.2020 № 73-ФЗ «О внесении изменений
в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации».
[4] Об особенностях применения административной преюдиции см. п. 17.1
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 № 29 «О судебной
практике по делам о краже, грабеже и разбое».
[5] См. также: Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического
союза (Подписан в г. Москве 11.04.2017); Таможенный кодекс Евразийского
экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе
Евразийского экономического
союза).