§ 14. Получение взятки
§
14. Получение взятки
В
разделе X («Преступления против государственной власти») Уголовного кодекса
Российской Федерации содержатся составы преступлений, объединенных общим
понятием «взяточничество» (ст. ст. 290. 291, 291.1,291.2 УК РФ). Таким образом,
родовым объектом взяточничества является государственная
власть.
Видовым
объектом получения взятки является совокупность общественных отношений,
обеспечивающих реализацию интересов в объективном исполнении, должностными
лицами, государственными или муниципальными служащими своих должностных
обязанностей, основанных на принципах государственной или муниципальной службы и
направленных на нормальное (легальное) функционирование властного публичного
аппарата - органов государственной власти, органов местного самоуправления,
государственных и муниципальных учреждений, государственных корпорации, а также
органов травления в Вооруженных Силах, других войсках и иных воинских
формированиях Российской Федерации, в целях обеспечения прав и законных
интересов личности.
Непосредственным
объектом взятки - является то общественное отношение, ради охраны которого
рассматриваемые нормы и существуют и которое при любых условиях ставится под
угрозу причинения вреда совершением соответствующего деяния. Анализ
законодательства, регламентирующего должностные обязанности, и содержание
признаков состава ст. 290 УК РФ позволяет сделать вывод о том, что деяния,
подпадающие под действие норм рассматриваемой статьи, нарушают конкретные
обязанности, предусмотренные законом[1]
Помимо
основного объекта взяточничества, преступление, предусмотренное ст. 290 УК РФ,
способно при определенных обстоятельствах и в соответствии с признаками,
описанными в квалифицированных составах, причинить вред дополнительному объекту.
Дополнительным объектом при получении взятки могут выступать конституционные
права и свободы человека и гражданина, например, и случае получения взятки за
доступ к соответствующей информации, носящей характер тайны. Хотя в данном
случае может быть и не причинен непосредственно вред конституционным правам и
свободам человека и гражданина, однако получение взятки за указанные действия
само по себе создает угрозу для причинения такого вреда. Посягательство на
свободу личности может быть объектом, когда виновный избирает для себя как
способ получения взятки - вымогательство (п. «в» ч. 5 ст. 290 УК
РФ).
Обязательным
признаком состава ст. 290 УК РФ является предмет - взятки
- общее понятие, объединяющее такие ее разновидности, как, деньги, ценные
бумаги, иное имущество или выгоды имущественного
характера.
Вопрос
о минимальной стоимости предмета взятки и влиянии его на квалификацию по ст. 290
УК РФ в науке и правоприменительной практике неоднозначен. Дифференциация
уголовной ответственности за получение взятки в значительном, крупном и особо
крупном размерах, указанных в соответствующих ч.ч. 2, 5 и 6 ст. 290 УК РФ,
обязывает правоприменителя в каждом случае производить денежную оценку
незаконного вознаграждения, чтобы не допустить ошибки в квалификации, на
основании действительной стоимости предмета, цен, расценок или тарифов за
услуги, сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения
преступления, а при их отсутствии - на основании заключения
экспертов.
Независимо
от размера незаконное вознаграждение должностного лица за выполнение им действия
(бездействия) с использованием служебного положения должно расцениваться как
взятка в следующих случаях:
1) если имело место
вымогательство взятки;
2) если
вознаграждение имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том
числе и правомерное, служебное поведение лица;
3) если
вознаграждение передавалось за незаконные действия
(бездействие).
При
определении взяточничества следует обращать внимание на предмет взятки и на
мотивы и цели, которые преследует взяткодатель. Если стоимость полученного в
знак благодарности предмета явно малозначительна (букет цветов, коробка конфет и
т.п.) и со стороны вручившего его это был сугубо знак признательности,
благодарности, то следует говорить лишь о должностном проступке, не достигающем
той степени общественной опасности, которая свойственна взяточничеству.
Еще
одной разновидностью предмета взяточничества является незаконное оказание услуг
имущественного характера, предоставление иных имущественных прав. Пленум
Верховного Суда РФ в постановлении от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике
по делам о взяточничестве и иных коррупционных преступлениях» (далее -
постановление № 24) дает разъяснение что под выгодами имущественного характера
следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых
имущественных выгод, том числе освобождение его от
обязательств.
Если
речь идет о предметах, ограниченных или изъятых из оборота, как, например,
наркотические средства, данные предметы могут выступать предметом взятки,
поскольку они обладают материальным свойством. При этом если предмет взятки
обладает признаком других составов преступлении, то действия взяткополучателя
следует оценивать по совокупности преступлений, например, со ст. ст. 228, 222 УК
РФ.
В
случае если предметом взятки является имущество, заведомо для взяткополучателя
добытое преступным путем, и он заранее, до совершения преступления, не обещал
его приобрести, то содеянное должностным лицом следует оценивать по совокупности
ст. ст. 290 и 175 УК РФ.
Объективная
сторона в получении взятки – это действие или бездействие в виде получения
предмета взятки, что предполагает его фактическое обретение самим
взяткополучателем или его доверенными лицами. По смыслу ст. 290 УК РФ
взяткополучатель должен принять взятку лично или через
посредника.
Способы
получения взятки различны по своей форме. Незаконное вознаграждение может быть
получено как открыто (в случае непосредственной передачи из рук в руки), так и
завуалированно (например, «займ» без возврата, бесплатное облуживание в
ресторане, размещение в гостинице, оплата стоимости ремонта квартиры и
т.д.).
Действия
(бездействие), за которые может быть передана взятка:
1)
действия (бездействие), входящие в служебные полномочия должностного
лица;
2)
действия, способствующие в силу должностного положения совершению другими
должностными лицами необходимых для взяткодателя действий;
3)
общее покровительство по службе;
4)
попустительство по службе.
Итак,
для установления признаков получения взятки за действие (бездействие), входящее
в служебные полномочия, необходимо установить:
1)
круг
служебных прав и обязанностей должностного лица;
2)
нормативно-правовые
акты, которые регламентируют конкретные полномочия должностного
лица;
3)
использовало
ли должностное лицо свои полномочия вопреки интересам службы в пользу
взяткодателя или представляемых им лиц.
Субъектом
получения взятки является должностное лицо, иностранное должностное лицо,
должностное лицо публичной международной организации (ч.ч. 1-3, 5 ст. 290 УК
РФ); лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации, лицо,
занимающее государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно
глава органа местного самоуправления (ч.ч. 4-5 ст. 290 УК
РФ).
Состав
получения взятки может быть выполнен только с прямым умыслом.
Волевой
компонент вины состоит в желании наступления последствий в виде нарушения норм,
предписывающих надлежащее, основанное на законных основаниях, поведение
должностного лица при получении взятки. Поскольку рассматриваемый состав
преступления является формальным, то желание нарушения норм, регламентирующих
служебное поведение, по существу совпадает с самим действием (бездействием)
должностного лица, нарушающего обязанность воздерживаться от получения
взятки.
Учитывая,
что по времени получения взятки бывают двух видов — взятка-подкуп и
взятка-вознаграждение, — необходимо определить содержание интеллектуального и
волевого момента в каждом из этих случаев отдельно.
При
взятке-подкупе виновный сознает, что он получает незаконное вознаграждение до
выполнения или невыполнения действий в интересах взяткодателя или иных лиц с
использованием служебного положения, до способствования таким действиям
(бездействию), общего покровительства или попустительства по службе и желает
этого.
При
взятке-вознаграждении виновный сознает, что он получает незаконное
вознаграждение после выполнения или невыполнения действий в интересах
взяткодателя или иных лиц с использованием служебного положения, после
способствования таким действиям (бездействию), общего покровительства или
попустительства по службе и желает этого.
Следует
подчеркнуть, что в обоих случаях виновный понимает, что действия по получению
взятки и противоправному использованию служебного положения причиняют вред или
создают реальную угрозу причинения вреда интересам государственной службы или
государственного управления и подрывают их авторитет.
Корыстный
мотив является обязательным признаком получения взятки, несмотря на то, что
диспозиция ч. 1 ст. 290 УК РФ не содержит специального указания на данный
признак.
Наличие
вины, то есть субъективного отношения лица к совершаемому преступлению, является
обстоятельством, входящим в предмет доказывания по уголовному делу в
соответствии со ст. 73 УПК РФ. При этом существуют проблемы в
правоприменительной практике относительно установления направленности умысла на
количественные и качественные признаки взятки.
Направленность
умысла играет роль при решении вопроса об оконечности состава получения взятки в
значительном, крупном или особо крупном размерах. В случаях, когда сознанием
виновного охватывалось получение взятки в соответствующем размере, описанном в
квалифицированных составах ст. 290 УК РФ, его действия следует оценивать, как
оконченный состав получения взятки, несмотря на то, что должностному лицу была
передана только часть оговоренного незаконного вознаграждения. Даже если взятка
передается частями и фактически по независящим от виновного обстоятельствам
должностное лицо недополучает незаконное вознаграждение, преступление признается
единым продолжаемым и считается оконченным с момента пресечения действий по
получению взятки или непосредственного прекращения преступных действий самим
виновным.
Квалифицирующим
признаком в ч. 2 ст. 290 УК РФ является получение должностным лицом, иностранным
должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации
взятки в значительном размере - сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного
имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие
25 тыс. руб., но не свыше 150 тыс. руб.
Совершение
должностным лицом за взятку действий (бездействия), образующих самостоятельный
состав преступления, не входит в объективную сторону деяний, предусмотренных ст.
290 УК РФ. В таких случаях содеянное взяткополучателем подлежит квалификации по
совокупности преступлений: ч. 3 ст. 290 УК РФ и соответствующей статьи Особенной
части УК РФ, предусматривающей ответственность за злоупотребление должностными
полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, фальсификацию
доказательств и т п. Содеянное при таких обстоятельствах образует совокупность
преступлений, каждое из которых подлежит самостоятельной
квалификации.
Получение
должностным лицом взятки за использование должностного положения в целях
способствования совершению другим должностным лицом незаконных действий
(бездействию) по службе также надлежит квалифицировать по ч. 3 ст. 290 УК РФ (п.
6 постановления № 24).
В
части 4 статьи 290 УК РФ предусмотрена ответственность за получение взятки
лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или
государственную должность субъекта РФ или главы органа местного
самоуправления.
В
части 5 статьи 290 УК РФ описаны квалифицирующие признаки: получение взятки
группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а»);
получение взятки, сопряженное с ее вымогательством (п. «б»); в крупном размере
(в сумме более 150 тыс., но не свыше 1 млн руб.) (п. «в»).
Взятку
надлежит считать полученной группой лиц по предварительному сговору, если в
преступлении участвовали два и более должностных лица, которые заранее
договорились о совместном совершении манного преступления путем принятия каждым
из членов группы части незаконного вознаграждения за совершение каждым из них
действии (бездействие) по службе в пользу передавшего незаконное вознаграждение
лица или представляемых им лиц. В таких случаях преступление признается
оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из входящих в преступную
группу должностных лиц. При квалификации действий указанных лиц не имеет
значения, какая сумма получена каждым из членов преступной группы, а также то,
сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвует несколько должностных
лиц (п. 15 постановления № 24).
Решая
вопрос о квалификации получения взятки в составе группы лиц по предварительному
сговору либо организованной группы, следует исходить из общей стоимости
ценностей (имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера),
предназначавшихся всем участникам преступной группы (п. 17 постановления №
24).
Под
вымогательством взятки следует понимать не только требование должностного лица
дать взятку, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые
могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий,
при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения
вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное
нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан). Не может
рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить
в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его
интересы.
Для
квалификации содеянного по п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ не имеет значения, была ли
у должностного лица реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у
лица, передавшего взятку, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы
(например, следователь, зная, что уголовное дело подлежит прекращению в связи с
отсутствием в деянии состава преступления, угрожает обвиняемому направить дело с
обвинительным заключением прокурору, а получив взятку дело по предусмотренным
законом основаниям прекращает).
Если
в процессе вымогательства взятки должностное лицо совершило действия
(бездействие), повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов
граждан или организаций, содеянное при наличии к тому оснований должно быть
дополнительно квалифицировано по ст. ст. 285, 286 УК РФ.
По
пункту «б» части 5 статьи 290 УК РФ следует квалифицировать получение взятки и в
том случае, когда вымогательство с согласия или по указанию должностного лица
осуществлялось другим лицом, не являющимся получателем взятки. Действия
последнего при наличии оснований должны оцениваться как посредничество во
взяточничестве по соответствующим частям ст. 291.1 УК РФ (п. 19 постановления №
24).
Часть
6 статьи 290 УК РФ устанавливает ответственность за деяния, предусмотренные ч.
ч. 1, 3, 4, п. п. «а» и «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ, совершенные в особо крупном
размере (свыше 1 млн руб.).
Получение
взятки по частям, когда каждый акт является эпизодом одного продолжаемого
преступления, следует квалифицировать как получение взятки соответственно в
крупном или особо крупном размере по ч. ч. 5 или 6 ст. 290 УК
РФ.
Если
общая стоимость полученных должностным лицом в качестве незаконного
вознаграждения имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера
превышает 25 тыс. руб., 150 тыс. руб. либо 1 млн руб., то содеянное может быть
квалифицировано как получение взятки соответственно в значительном, крупном либо
особо крупном размере лишь в том случае, когда принятие всех ценностей,
стоимость которых образует соответствующий размер, представляло собой эпизоды
единого продолжаемого преступления.
Если
взяткодатель (посредник) намеревался передать, а должностное лицо — получить
взятку в значительном или крупном либо в особо крупном размере, однако
фактически принятое должностным лицом незаконное вознаграждение не образовало
указанный размер, содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо
получение взятки или посредничество во взяточничестве соответственно в
значительном, крупном или особо крупном размере. Например, когда взятку и
значительном размере предполагалось передать в два приема, а взяткополучатель
был задержан после передачи ему первой части взятки, не образующей такой размер,
содеянное должно квалифицироваться по ч. 2 ст. 290 УК РФ (п. 10 постановления №
24).
[1] См.: Федеральный
закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
Федеральный закон № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации»; Закон
РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и
др.