§ 1. Общая характеристика преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях

 

§ 1. Общая характеристика преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях

 

Соотношение преступлений против интересов службы в коммерческих организациях с коррупционными и экономическими преступлениями, их место в общей структуре уголовного закона. Преступления, посягающие на интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся органами власти, объединены в главе 23 Уголовного кодекса. Уголовно-правовая охрана указанных отношений преследует двуединую цель – защиту экономических интересов собственников, а также противодействие коррупции. Уголовный кодекс содержит отдельную главу, предусматривающую ответственность представителей государственной власти за коррупционные преступления (глава 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления). Но деяния, посягающие на нормальное функционирование коммерческих организаций, также могут представлять общественную опасность.

Согласно статье 8 Конституции Российской Федерации, в России признаётся и равным образом защищается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Коррупция является общей угрозой для всех форм собственности. Она нарушает нормальный, полезный для отдельных лиц и общества в целом, порядок функционирования организаций: как государственных, так и частных, причиняя вред экономике страны и государственной власти. Поэтому преступления против интересов службы в коммерческих организациях посягают как на экономические отношения (по этой причине глава 23 находится в разделе VIII «Преступления в сфере экономики» УК), так и на правомерные управленческие отношения, не допускающие коррупции.

Такой подход прослеживается и в других законах антикоррупционной направленности. Так, согласно легальному определению понятия «коррупция»[1], она включает в себя не только получение взятки должностными лицами государственных органов, но и коммерческий подкуп.

5.jpg

 

И все-таки, государственная служба и служба в коммерческих организациях представляют собой разные сферы общественных отношений. Исходя из этого, законодатель обозначил их как самостоятельные объекты уголовно-правовой охраны, разграничив уголовную ответственность за коррупционные преступления против государственной службы (глава 30 УК) и коррупционные преступления против службы в коммерческих организациях (глава 23 УК). Указанные виды преступлений различаются по строгости предусмотренных за их совершение мер наказания, так как коррупция в государственном секторе отличается более высокой степенью общественной опасности по сравнению с коррупционными деяниями в коммерческих и иных организациях, не являющихся органами власти.

Объединяет указанные главы Уголовного кодекса их антикоррупционная направленность.  Лица, выполняющие управленческие функции, могут злоупотреблять своими властными полномочиями как на государственной службе, так и в коммерческих организациях. Поэтому уголовно-правовые нормы в главах 23 и 30 УК отчасти имеют общий понятийный аппарат и схожую структуру. Например, взятка (ст. 290 и 291 УК) коррелирует с коммерческим подкупом (ст. 204 УК), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК) – со статьями 201.1 и 202 УК, превышение должностных полномочий (ст. 286 УК) – с превышением полномочий частным детективом (ст. 203 УК). Уголовно-правовые нормы об ответственности за провокацию взятки и провокацию коммерческого подкупа объединены в статье 304 Уголовного кодекса (глава 31 «Преступления против правосудия»).

Исходя из указанного выше, понятие преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях кратко может быть определено как коррупционное преступление в негосударственном секторе экономики, а более развернуто – как общественно опасное деяние, нарушающее правовой порядок функционирования коммерческих и иных организаций, не являющихся органами публичной власти, совершаемых с целью получения личной выгоды и, как правило, повлекших существенный вред интересам общества.

Основным родовым объектом рассматриваемых преступлений являются экономические общественные отношения. В отличие от других видов преступлений в сфере экономики (против собственности и в сфере экономической деятельности), преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях не предполагают непосредственного изъятия имущества у законного собственника, как происходит в случае кражи, мошенничества или растраты. Они также не связаны с нарушениями при взаимодействии с другими субъектами хозяйственной жизни (участниками экономических сделок и финансовых операций), образующих объективную сторону налоговых и других преступлений в сфере экономической деятельности. Тем не менее, рассматриваемые преступления, подрывающие нормальные служебные отношения в коммерческих организациях, и совершаемые их управленческим персоналом, в конечном итоге причиняют вред экономическим интересам собственников (учредителей) данных организаций.

Дополнительным родовым объектом рассматриваемых преступлений выступают управленческие отношения, связанные с реализацией властных полномочий в коммерческих и иных организациях.

Видовой объект рассматриваемых преступлений обозначен в названии главы 23 Уголовного кодекса, его образуют интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся органами государственной или муниципальной власти.

Под интересами службы понимается прежде всего совокупность законных прав и интересов коммерческих и иных указанных организаций как юридических лиц. Основная цель деятельности коммерческих организаций – извлечение прибыли, но интересы организаций этим не ограничиваются, а включают в себя устойчивое участие в экономической деятельности в качестве самостоятельного субъекта правоотношений, а также соблюдение баланса между интересами учредителей организации, ее наемных работников и контрагентов (поставщиков и покупателей, участников договорных отношений). Общим интересом как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций, является добросовестное осуществление их руководителями и работниками своих профессиональных и управленческих полномочий и недопущение использования властных и профессиональных полномочий работников организаций в неправомерных целях.

Вынося в название главы 23 Уголовного кодекса термин «коммерческие и иные организации», законодатель отграничивает объект рассматриваемых преступлений от объекта преступлений против государственной власти, интересов государственной и муниципальной службы (глава 30 Уголовного кодекса).

Разграничение проводится по наличию признака государственного участия в деятельности таких организаций[2]. Свободными от государственного участия являются бóльшая часть коммерческих организаций – поэтому данный признак вынесен в название главы 23 Уголовного кодекса.

К объекту рассматриваемых преступлений не относятся интересы службы в коммерческих организациях, имеющих преобладающую долю государственного участия. К таким организациям относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, хозяйственные общества, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, а также акционерные общества, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»)[3].

Под иными организациями понимаются некоммерческие организации. В отличие от коммерческих организаций, распределяющих прибыль между своими участниками и имеющих основную цель деятельности в виде извлечения такой прибыли, некоммерческие организации осуществляют приносящую доход деятельность лишь для достижения других целей – как правило, это содействие в реализации прав и интересов ее учредителей и участников (общественные организации, религиозные объединения, политические партии и др.). Коммерческие и некоммерческие организации создаются в разных организационно-правовых формах, указанных в статье 50 Гражданского кодекса.

Непосредственный объект преступления против интересов службы определяется конкретной уголовно-правовой нормой, содержащейся в главе 23 Уголовного кодекса.

Субъективная сторона преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях характеризуется умыслом и целью в виде извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам, обществу и государству.

Субъекты преступлений в большинстве норм о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях – специальные.

Исключение составляют нормы статей 204, 204.1 и 204.2 Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность любого гражданина (независимо от занимаемой должности) за умышленное участие в передаче незаконного вознаграждения одному из руководителей коммерческой или иной организации (коммерческий подкуп).

Специальный субъект указанных преступлений, согласно примечанию к статье 201 Уголовного кодекса – это лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа либо члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, или лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство трудовым коллективом, формирование кадрового состава, определение трудовых функций работников, организацию порядка прохождения службы, применение мер поощрения и награждения, наложение дисциплинарных взысканий.

Административно-хозяйственные функции включают реализацию полномочий по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами организации и совершению иных связанных с этим действий[4].

Классификация преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Глава 23 Уголовного кодекса является одной из самых небольших по объему и включает семь статей:

статья 201 «Злоупотребление полномочиями»,

статья 201.1 «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа»,

статья 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами»,

статья 203 «Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей»,

статья 204 «Коммерческий подкуп»,

статья 204.1 «Посредничество в коммерческом подкупе»,

статья 204.2 «Мелкий коммерческий подкуп».

Преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях условно можно разделить на два вида, в зависимости от особенностей объекта посягательства:

1) преступления, посягающие на общий порядок управленческой деятельности;

2) преступления, посягающие на нормальный порядок управления в отдельных отраслях экономики и профессиональных сферах.

Основу главы составляют общие нормы, устанавливающие ответственность за злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп при управлении организациями, действующими в любых отраслях экономики и профессиональных сферах. (статьи 201, 204, 204.1, 204.2 Уголовного кодекса).

Преступления, предусмотренные статьями 202 и 203 Уголовного кодекса, стоят особняком, так как связаны с исполнением особых профессиональных функций, осуществляемых как в рамках коммерческой деятельности (аудиторы, частные нотариусы, охранники и детективы), так и в рамках деятельности органов власти (государственный и муниципальный контроль, государственные нотариусы, правоохранительные органы).

Специальные нормы статьи 201.1 введены в Уголовный кодекс в целях дополнительной защиты нормальных управленческих отношений в коммерческих организациях, участвующих в стратегически важной отрасли экономики – выполнении государственного оборонного заказа; статья предусматривает более суровую ответственность (санкция части 1 статьи 201.1 – от четырех до восьми лет лишения свободы) по сравнению с санкциями общей нормы – статьи 201 Уголовного кодекса (санкция части 1 статьи 201 – до четырех лет лишения свободы).

Следует указать и на то, что Федеральным законом от 24.09.2022 №365-ФЗ были введены две новые статьи. Так, ст.201.2 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа. В ст.201.3 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа.

 



[1] См. статью 1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ)

[2] См. примечание к статье 201 Уголовного кодекса

[3] Примечание к статье 285 Уголовного кодекса.

[4] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 (ред. от 11.06.2020 г.) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»