§ 1. Общая характеристика преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях
§
1. Общая характеристика преступлений против интересов службы в коммерческих и
иных организациях
Соотношение
преступлений против интересов службы в коммерческих организациях с
коррупционными и экономическими преступлениями, их место в общей структуре
уголовного закона.
Преступления, посягающие на интересы службы в коммерческих и иных организациях,
не являющихся органами власти, объединены в главе 23 Уголовного кодекса.
Уголовно-правовая охрана указанных отношений преследует двуединую цель – защиту
экономических интересов собственников, а также противодействие коррупции.
Уголовный кодекс содержит отдельную главу, предусматривающую ответственность
представителей государственной власти за коррупционные преступления (глава 30
«Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и
службы в органах местного самоуправления). Но деяния, посягающие на нормальное
функционирование коммерческих организаций, также могут представлять общественную
опасность.
Согласно
статье 8 Конституции Российской Федерации, в России признаётся и равным образом
защищается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Коррупция является общей угрозой для всех форм собственности. Она нарушает
нормальный, полезный для отдельных лиц и общества в целом, порядок
функционирования организаций: как государственных, так и частных, причиняя вред
экономике страны и государственной власти. Поэтому преступления против интересов
службы в коммерческих организациях посягают как на экономические отношения (по
этой причине глава 23 находится в разделе VIII «Преступления в сфере экономики»
УК), так и на правомерные управленческие отношения, не допускающие коррупции.
Такой
подход прослеживается и в других законах антикоррупционной направленности. Так,
согласно легальному определению понятия «коррупция»[1],
она включает в себя не только получение взятки должностными лицами
государственных органов, но и коммерческий подкуп.
И
все-таки, государственная служба и служба в коммерческих организациях
представляют собой разные сферы общественных отношений. Исходя из этого,
законодатель обозначил их как самостоятельные объекты уголовно-правовой охраны,
разграничив уголовную ответственность за коррупционные преступления против
государственной службы (глава 30 УК) и коррупционные преступления против службы
в коммерческих организациях (глава 23 УК). Указанные виды преступлений
различаются по строгости предусмотренных за их совершение мер наказания, так как
коррупция в государственном секторе отличается более высокой степенью
общественной опасности по сравнению с коррупционными деяниями в коммерческих и
иных организациях, не являющихся органами власти.
Объединяет
указанные главы Уголовного кодекса их антикоррупционная направленность. Лица, выполняющие управленческие
функции, могут злоупотреблять своими властными полномочиями как на
государственной службе, так и в коммерческих организациях. Поэтому
уголовно-правовые нормы в главах 23 и 30 УК отчасти имеют общий понятийный
аппарат и схожую структуру. Например, взятка (ст. 290 и 291 УК) коррелирует с
коммерческим подкупом (ст. 204 УК), злоупотребление должностными полномочиями
(ст. 285 УК) – со статьями 201.1 и 202 УК, превышение должностных полномочий
(ст. 286 УК) – с превышением полномочий частным детективом (ст. 203 УК).
Уголовно-правовые нормы об ответственности за провокацию взятки и провокацию
коммерческого подкупа объединены в статье 304 Уголовного кодекса (глава 31
«Преступления против правосудия»).
Исходя
из указанного выше, понятие преступления против интересов службы в
коммерческих и иных организациях кратко может быть определено как коррупционное
преступление в негосударственном секторе экономики, а более развернуто – как
общественно опасное деяние, нарушающее правовой порядок функционирования
коммерческих и иных организаций, не являющихся органами публичной власти,
совершаемых с целью получения личной выгоды и, как правило, повлекших
существенный вред интересам общества.
Основным
родовым объектом
рассматриваемых преступлений являются экономические общественные отношения. В
отличие от других видов преступлений в сфере экономики (против собственности и в
сфере экономической деятельности), преступления против интересов службы в
коммерческих и иных организациях не предполагают непосредственного изъятия
имущества у законного собственника, как происходит в случае кражи, мошенничества
или растраты. Они также не связаны с нарушениями при взаимодействии с другими
субъектами хозяйственной жизни (участниками экономических сделок и финансовых
операций), образующих объективную сторону налоговых и других преступлений в
сфере экономической деятельности. Тем не менее, рассматриваемые преступления,
подрывающие нормальные служебные отношения в коммерческих организациях, и
совершаемые их управленческим персоналом, в конечном итоге причиняют вред
экономическим интересам собственников (учредителей) данных
организаций.
Дополнительным
родовым объектом
рассматриваемых преступлений выступают управленческие отношения, связанные с
реализацией властных полномочий в коммерческих и иных
организациях.
Видовой
объект
рассматриваемых преступлений обозначен в названии главы 23 Уголовного кодекса,
его образуют интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся
органами государственной или муниципальной власти.
Под
интересами службы понимается
прежде всего совокупность законных прав и интересов коммерческих и иных
указанных организаций как юридических лиц. Основная цель деятельности
коммерческих организаций – извлечение прибыли, но интересы организаций этим не
ограничиваются, а включают в себя устойчивое участие в экономической
деятельности в качестве самостоятельного субъекта правоотношений, а также
соблюдение баланса между интересами учредителей организации, ее наемных
работников и контрагентов (поставщиков и покупателей, участников договорных
отношений). Общим интересом как для коммерческих, так и для некоммерческих
организаций, является добросовестное осуществление их руководителями и
работниками своих профессиональных и управленческих полномочий и недопущение
использования властных и профессиональных полномочий работников организаций в
неправомерных целях.
Вынося
в название главы 23 Уголовного кодекса термин «коммерческие и иные организации»,
законодатель отграничивает объект рассматриваемых преступлений от объекта
преступлений против государственной власти, интересов государственной и
муниципальной службы (глава 30 Уголовного кодекса).
Разграничение
проводится по наличию признака государственного участия в деятельности таких
организаций[2].
Свободными от государственного участия являются бóльшая часть коммерческих
организаций – поэтому данный признак вынесен в название главы 23 Уголовного
кодекса.
К
объекту рассматриваемых преступлений не относятся интересы службы в коммерческих
организациях, имеющих преобладающую долю государственного участия. К таким
организациям относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия,
хозяйственные общества, в высшем органе управления которых Российская Федерация,
субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или
косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью
процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской
Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать)
единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава
коллегиального органа управления, а также акционерные общества, в отношении
которых используется специальное право на участие Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими
акционерными обществами («золотая акция»)[3].
Под
иными организациями
понимаются некоммерческие организации. В отличие от коммерческих организаций,
распределяющих прибыль между своими участниками и имеющих основную цель
деятельности в виде извлечения такой прибыли, некоммерческие организации
осуществляют приносящую доход деятельность лишь для достижения других целей –
как правило, это содействие в реализации прав и интересов ее учредителей и
участников (общественные организации, религиозные объединения, политические
партии и др.). Коммерческие и некоммерческие организации создаются в разных
организационно-правовых формах, указанных в статье 50 Гражданского
кодекса.
Непосредственный
объект преступления
против интересов службы определяется конкретной уголовно-правовой нормой,
содержащейся в главе 23 Уголовного кодекса.
Субъективная
сторона преступлений
против интересов службы в коммерческих и иных организациях характеризуется
умыслом и целью в виде извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц
либо нанесение вреда другим лицам, обществу и государству.
Субъекты
преступлений
в большинстве норм о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных
организациях – специальные.
Исключение
составляют нормы статей 204, 204.1 и 204.2 Уголовного кодекса, предусматривающие
ответственность любого гражданина (независимо от занимаемой должности) за
умышленное участие в передаче незаконного вознаграждения одному из руководителей
коммерческой или иной организации (коммерческий подкуп).
Специальный
субъект указанных преступлений, согласно примечанию к статье 201 Уголовного
кодекса – это лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа либо
члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, или
лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее
организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих
организациях.
Организационно-распорядительные
функции включают в себя руководство трудовым коллективом, формирование
кадрового состава, определение трудовых функций работников, организацию порядка
прохождения службы, применение мер поощрения и награждения, наложение
дисциплинарных взысканий.
Административно-хозяйственные
функции включают реализацию полномочий по управлению и распоряжению имуществом и
денежными средствами организации и совершению иных связанных с этим действий[4].
Классификация
преступлений против интересов службы в коммерческих и иных
организациях.
Глава 23 Уголовного кодекса является одной из самых небольших по объему и
включает семь статей:
статья
201 «Злоупотребление полномочиями»,
статья
201.1 «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного
заказа»,
статья
202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и
аудиторами»,
статья
203 «Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной
организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих
должностных обязанностей»,
статья
204 «Коммерческий подкуп»,
статья
204.1 «Посредничество в коммерческом подкупе»,
статья
204.2 «Мелкий коммерческий подкуп».
Преступления
против интересов службы в коммерческих или иных организациях условно можно
разделить на два вида, в зависимости от особенностей объекта
посягательства:
1)
преступления, посягающие на общий порядок управленческой
деятельности;
2)
преступления, посягающие на нормальный порядок управления в отдельных отраслях
экономики и профессиональных сферах.
Основу
главы составляют общие нормы, устанавливающие ответственность за злоупотребление
полномочиями и коммерческий подкуп при управлении организациями, действующими в
любых отраслях экономики и профессиональных сферах. (статьи 201, 204, 204.1,
204.2 Уголовного кодекса).
Преступления,
предусмотренные статьями 202 и 203 Уголовного кодекса, стоят особняком, так как
связаны с исполнением особых профессиональных функций, осуществляемых как в
рамках коммерческой деятельности (аудиторы, частные нотариусы, охранники и
детективы), так и в рамках деятельности органов власти (государственный и
муниципальный контроль, государственные нотариусы, правоохранительные
органы).
Специальные
нормы статьи 201.1 введены в Уголовный кодекс в целях дополнительной защиты
нормальных управленческих отношений в коммерческих организациях, участвующих в
стратегически важной отрасли экономики – выполнении государственного оборонного
заказа; статья предусматривает более суровую ответственность (санкция части 1
статьи 201.1 – от четырех до восьми лет лишения свободы) по сравнению с
санкциями общей нормы – статьи 201 Уголовного кодекса (санкция части 1 статьи
201 – до четырех лет лишения свободы).
Следует
указать и на то, что Федеральным законом от 24.09.2022 №365-ФЗ были введены две
новые статьи. Так, ст.201.2 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за
нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному
заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного
оборонного заказа. В ст.201.3 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за
отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от
заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо
договора, необходимого для выполнения государственного оборонного
заказа.
[1] См.
статью 1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции» (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 г. №
259-ФЗ)
[2] См.
примечание к статье 201 Уголовного кодекса
[3]
Примечание к статье 285 Уголовного кодекса.
[4]
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 (ред. от
11.06.2020 г.) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными
полномочиями и о превышении должностных полномочий»