§ 1. Общая характеристика экологических преступлений и их система

 

§ 1. Общая характеристика экологических преступлений и их система

 

Под экологическим преступлением понимается – предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновно совершенное, наказуемое деяние, посягающее на общественные отношения по обеспечению экологической безопасности.

Уголовный кодекс Российской Федерации использует термин «экологические преступления», не раскрывая его содержание. В основу его теоретического определения положено исходное понятие «преступления» и объекта уголовно-правовой охраны.

Родовой объект экологических преступлений – общественная безопасность. Одним из видов безопасности вообще является экологическая безопасность, наряду с государственной, экономической, продовольственной, оборонной, информационной и пр.

Основополагающим законом в области обеспечения экологической безопасности является Федеральный закон от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды». Согласно ст. 1 названного закона: «экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий».

Назначение всех статей главы 26 УК РФ состоит в обеспечении состояния защищенности интересов личности, общества, государства от угроз экологического характера уголовно-правовыми средствами. Таким образом, видовым объектом экологических преступлений является экологическая безопасность.

В литературе предмет экологических преступлений принято рассматривать в широком и узком смыслах слова. В первом значении предметом экологических преступлений выступает природная среда в целом. Предметом конкретных преступлений (во втором значении) являются природные ресурсы: земля, недра, атмосфера, поверхностные и подземные воды, воды открытого моря, животные и растения, включая водные, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации и охраняемые международными договорами Российской Федерации.

В некоторых нормах предметом преступного воздействия определены особо охраняемые природные территории: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники,  национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады (ст. 262 УК РФ). При конструировании норм общего характера (например, ст. 247 УК) предмет в диспозиции не конкретизируется.

Таким образом, предметом экологических преступлений является природная среда и природные объекты, воздействуя на которые нарушается экологическая безопасность, охраняемая уголовным законом.

Компонент природной среды как предмет экологических преступлений, имеет естественное происхождение, не овеществляет в себе труд человека и в момент совершения преступления находится в неразрывной связи с окружающей природной средой. Именно по предмету экологические преступления принято отличать от преступлений против собственности.

Практически все диспозиции уголовно-правовых норм об ответственности за экологические преступления по своей законодательной структуре бланкетные, они отсылают правоприменителя к надлежащим положениям других отраслей права (гражданского, административного и иного отраслевого законодательства, в том числе Земельного, Лесного, Водного, Градостроительного кодексов, Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», другим законам).

Вопросы охраны окружающей среды находятся в ведении Российской Федерации и ее субъектов. В этой связи, для установления признаков состава соответствующего экологического преступления зачастую требуется обратиться не только к федеральному законодательству, но и нормативным правовым актами субъектов Российской Федерации, а также актам различных ведомств и министерств. Формулируя уголовно-правовые запреты, законодатель широко использует оборот «нарушение правил …», что обуславливает необходимость обращения к большому массиву уже отмеченных нормативных правовых актов.

Среди норм об ответственности за экологические преступления имеется состав с административной преюдицией, посредством которого устанавливается ответственность за повторное совершение административного правонарушения лицом, подвергнутым административному наказанию за ранее совершенное аналогичное правонарушение. Таковым является самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней (ч.2 ст. 255 УК).

Объективная сторона экологических преступлений, как правило, охватывает: совершение действий (бездействие), выражающееся в противоправном нарушении установленных нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды и природопользования специальных правил, невыполнении предусмотренных данными актами обязанностей; общественно-опасные последствия (экологический вред, экономический вред, вред здоровью человека); причинную связь между деянием и последствиями.

Общественная опасность экологических преступлений заключается в том, что каждое экологическое преступление (в том числе являющееся по конструкции формальным) посягает на экологические интересы общества. Это связано с тем, что все преступления, как с формальным, так и с материальным составом, наносят ущерб объектам, охраняемым уголовным законом. Специфика экологических преступлений заключается в том, что их доминирующим последствием является причиненный природной среде вред, который не ограничивается денежными оценками, а второстепенное последствие, проистекающие из причинения вреда природной среде – нарушение экономических интересов.

Подавляющее большинство составов экологических преступлений сформулированы как материальные. В главе 26 УК указан широкий спектр последствий: существенное изменение радиоактивного фона, массовая гибель животных, массовая гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов, гибель популяций организмов, занесённых в Красную книгу Российской Федерации, изменение природных свойств воздуха, вред здоровью человека, причинение по неосторожности смерти человеку и другие.

В ряде статей для обозначения преступных последствий законодатель использует неопределенные термины, оставляя их перечень открытым. К таковым относятся «иные тяжкие последствия» (ст. 246, ч.1 248, ч.1 ст. 249, ч.1 257 УК), «тяжкие последствия» (ч.2 ст. 249 УК), «существенный вред» (ч.1 ст.247, ч.1 250, ч.2 ст.251 УК), «значительный ущерб» (ч.1 ст.255, ч.1 ст.261, ст. 262 УК), «крупный ущерб» (п. «а» ч.1 ст. 256, п. «а» ч.1 ст. 258, ч.4 ст. 261), «особо крупный ущерб» (ч.3 ст. 256, ч. 2 ст. 258).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» дает пояснение о том, что необходимо понимать под иными тяжкими последствиями применительно к ст. 246 УК. Это такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат.

К таковым, в частности, следует относить массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства (потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы); уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель.

Если «значительный ущерб» в ст. 255, 262 УК не раскрывается, то в примечании к ст. 261 УК для целей данной статьи значительный ущерб, а в ст. 260 УК – «значительный размер» определен в денежном эквиваленте.

Аналогичным образом, в примечании к ст. 256 УК и ст. 258 УК содержится определение крупного и особо крупного ущерба, для целей данных норм, что является достоинством действующего уголовного закона поскольку способствует единообразию правоприменительной практики.

Некоторые составы экологических преступлений предусматривают ответственность только в случае угрозы наступления в них последствий. Например, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

Субъективная сторона ряда преступлений характеризуется умышленной формой вины (например, 256, 258, 258.1, 260 УК), других – неосторожной.  Кроме этого, отдельные экологические преступления могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» обращается внимание на то, что если в диспозиции статьи главы 26 УК форма вины не конкретизирована, то соответствующее экологическое преступление может быть совершено умышленно или по неосторожности при условии, если об этом свидетельствуют содержание деяния, способы его совершения и иные признаки объективной стороны состава экологического преступления. Например, преступления, предусмотренные ст. 246, ч.2 ст. 247, ч.1 ст. 248, ч.1 и ч.2 ст. 250 УК, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности, тогда как преступления, предусмотренные ч.3 ст. 247 УК, ч.2 ст. 248 УК, ч.3 ст.250 УК, совершаются только по неосторожности (п.4).

Мотивы и цели умышленных экологических преступлений для квалификации значения не имеют, но должны учитываться при назначении наказания. 

Субъект экологического преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Для отдельных экологических преступлений характерно, что они совершаются специальным субъектом. Так, в квалифицирующих признаках ряда экологических составов в качестве специального субъекта выступает лицо, совершившее противоправное деяние с использованием своего служебного положения (ч.3 ст. 253, ч.3 ст. 256, ч.3 ст. 258, п. «а» ч.2, ч. 21 ст. 258.1, п. «в» ч. 2 ст. 260 УК).

В некоторых экологических преступлениях специальный субъект прямо не назван. Например, субъект преступления, предусмотренного ст. 246 УК – лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

К лицам, использующим свое служебное положение, относятся должностные лица, обладающие признаками, предусмотренными п. 1 примечаний к ст. 285 УК, государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, а также лица, отвечающие требованиям, предусмотренным п.1 примечаний к ст. 201 УК. Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что использование служебного положения выражается не только в умышленном использовании указанными лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой ими должности на других лиц в целях совершения ими экологических преступлений (п.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).

В современной науке уголовного права существует множество классификаций экологических преступлений по различным основаниям. В учебных целях целесообразно подразделять экологические преступления на две группы. Первая – экологические преступления общего характера. Эти преступления посягают на природную среду в целом. К ним относятся преступления, предусмотренные ст.ст. 246-249 УК. Вторую группу преступлений составляют специальные экологические преступления. Данная группа преступлений посягает на отдельные компоненты природной среды. В эту группу преступлений входят преступления, предусмотренные ст.ст. 250-262 УК.

В зависимости от непосредственного предмета посягательства специальные экологические преступления можно классифицировать следующим образом:

- преступления, посягающие на землю и ее недра: порча земли (ст. 254 УК), нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК), нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК);

         - преступления, посягающие на воды и атмосферу: загрязнение вод (ст. 250 УК), загрязнение морской среды (ст. 252 УК), загрязнение атмосферы (ст. 251 УК);

- преступления, посягающие на животный и растительный мир: незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК), добыча (вылов), природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации без соответствующего разрешения (ч.2 ст. 253 УК), нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК), незаконная охота (ст. 258 УК), незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ст. 258.1 УК), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК), незаконная рубка лесных насаждений (ст.260 УК), уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК);

- преступления, посягающие на природные комплексы, взятые под особую охрану: нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК).